На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

Единственный учредитель при ликвидации получает деньги с расчетного счета после погашения всех долгов.

Как в отчете 6-НДФЛ отразить доход в виде разницы между полученными деньгами и стоимостью доли, которую он купил (получил при учреждении общества)?

При получении имущества в результате ликвидации организации участник — физическое лицо получает доход, в данном случае в денежной форме. Такой доход не освобожден от налогообложения (ст. 217 НК РФ). Итоговая налоговая база по НДФЛ формируется как разница между стоимостью полученного имущества и затратами на приобретение доли (подп. 1 п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2018 N 03-04-05/47944, от 05.07.2018 N 03-04-05/46568). Положительная разница приравнивается к дивидендам, а потому для налоговых резидентов облагается по ставке 13%/15%, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 208, п. 6 ст. 210, ст. 214 НК РФ).

Поскольку глава 23 НК РФ не содержит особенностей уплаты НДФЛ с такого вида дохода, организация при его выплате признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать НДФЛ и перечислить удержанную сумму в бюджет (ст. 226, 228 НК РФ). Кроме того, налоговый агент обязан представить в налоговый орган расчет 6-НДФЛ, включающий Справку о доходах физлица (п. 2 ст. 230 НК РФ).

При этом п. 11 ст. 226 НК РФ с 2025 года прямо предусматривает возможность учета налоговым агентом при исчислении НДФЛ фактически осуществленных и документально подтвержденных расходов физических лиц, которые в соответствии с главой 23 НК РФ учитываются при исчислении суммы налога. Основанием является заявление налогоплательщика. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

Каких-либо особенностей заполнения расчета 6-НДФЛ для таких доходов не предусмотрено, равно как не обнаружено нами и актуальных разъяснений уполномоченных органов.

При этом к дивидендам приравнивается только положительная разница. Формально по совокупности приведенных норм получается, что сумма денежных средств в пределах расходов участника не исключена из налогообложения и должна формировать основную налоговую базу, к которой с 2025 г. применима общая пятиступенчатая шкала от 13% до 22% (п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). По сути доходы возникают в размере полной суммы полученных средств, только разного вида и с возможностью учесть расходы участника (с 2025 г.).

Такой механизм разделения дохода подтверждается разъяснениями с официального сайта ФНС.

По нашему мнению, при таком подходе налоговому агенту следует заполнить расчет 6-НДФЛ применительно к разным КБК, в частности:

1) раздел 2 в отношении дохода, который приравнен к дивидендам (превышение суммы денежных средств над суммой расходов на приобретение доли) и размер которого не превышает 2,4 млн. руб.:

— в строке 100 — 13%;

— в строке 105 182 1 01 02130 01 1000 110;

— в строке 120, строке 131 — сумма положительной разницы, приравненной к дивидендам;

— в строке 140 — сумма исчисленного НДФЛ;

— в строке 160 — сумма удержанного НДФЛ с расшифровкой по строкам 161-166 в зависимости от срока фактического удержания налога.

В разделе 1 по КБК 182 1 01 02130 01 1000 110 указывается сумма НДФЛ с дивидендов, подлежащая перечислению с начала года (строка 020) с детализацией по строкам 021-026 по конкретному сроку перечисления;

2) раздел 2 в части денежных средств, не превышающих расходы на приобретение доли, полагаем, может выглядеть следующим образом:

— в строке 100 — 13%

— в строке 105 182 1 01 02010 01 1000 110 (КБК для основных доходов по ставке 13%);

— в строке 120 — сумма доходов в пределах документально подтвержденных расходов на приобретение доли;

— в строке 130 — сумма учтенных расходов на приобретение доли;

— в строке 131 — 0 (налоговая база);

— в строке 140 — 0 (сумма исчисленного НДФЛ);

— в строке 160 — 0 (сумма удержанного НДФЛ).

На раздел 1 по КБК 182 1 01 02010 01 1000 110 такая выплата не повлияет (нет налога, подлежащего уплате с рассматриваемого дохода).

В Справке о доходах (Приложение N 1 к годовому расчету 6-НДФЛ) раздел 2 и Приложение «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» заполняются в отношении каждого КБК. Полагаем, положительная разница, приравненная к дивидендам, указывается с кодом дохода 1010 «Дивиденды». Смотрите также кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2023 по делу N 8а-22154/2023[88а-23282/2023].

Для доходов, полученных участником при распределении имущества ликвидируемой организации в пределах документально подтвержденных расходов, специального кода не предусмотрено. Равно как не предусмотрено и корреспондирующего кода для вычета (смотрите приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»). На наш взгляд, такие доходы можно указать с кодом 4800 «Иные доходы», а расходы отразить с кодом 620 «Иные суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом не исключаем вопросов со стороны налоговых органов. В связи с чем организация (или налогоплательщик после ликвидации организации) должна быть готова пояснить свои действия и подтвердить учтенные расходы.

Учитывая, что доход и расходы (вычет) полностью учтены на уровне налогового агента, у налогоплательщика в таком случае нет необходимости подавать налоговую декларацию по итогам года (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и контролирующих органов. При наличии сомнений рекомендуем налоговому агенту обратиться за разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

В 2025 году был учрежден личный фонд, внесены денежные средства в сумме, превышающей 3 млн руб. Деятельность не ведется, деньги лежат на депозите. Нужно ли проводить аудит отчетности личного фонда? За какой год?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» в настоящее время обязателен аудит отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного), если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн руб. Относится ли это положение к личным фондам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Считаем, что при описанных обстоятельствах проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности личного фонда не нужно.

По нашему мнению, положения подп. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не распространяются на личные фонды.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, названных в указанной части.

Так, согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность:

— государственной корпорации (п. 2 ст. 7.1);

— государственной компании (п. 8 ст. 7.2);

— структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п. 1 ст. 32).

Законом N 7-ФЗ не распространяется на личные фонды, включая международные личные фонды (п. 3 ст. 1 указанного закона).

В итоге бухгалтерская (финансовая) отчетность личного фонда подлежит обязательному аудиту в том случае, если он относится к организациям, названным в ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ. В соответствии с этой нормой обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн руб.;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

— доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;

— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.;

5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Согласно подп. 7 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественно полезные фонды, личные фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

В 7 «Некоммерческие унитарные организации» ГК РФ в отдельные подпараграфы выделена среди прочего информация:

— об общественно полезных фондах (подпараграф 1 (статьи 123.17-123.20-3) ГК РФ);

— о личных фондах (подпараграф 1.1 (статьи 123.20.4- 123.20.8) ГК РФ).

Общественно полезным фондом (далее также — фонд) в целях Гражданского кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд» или слова «общественно полезный фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п. 2 ст. 123.17 ГК РФ).

Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом, а также иным имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления (п. 1 ст. 123.20-4 ГК РФ).

Наименование личного фонда должно включать слова «личный фонд». Наименование наследственного фонда должно включать слова «наследственный фонд» (п. 9 ст. 123.20-4 ГК РФ).

Таким образом, из норм Гражданского кодекса следует, что общественно полезный фонд (коротко — фонд) и личный фонд — это разные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Еще раз: согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн руб.

Считаем, что данная норма распространяется на общественно полезные фонды и не распространяется на личные фонды.

Подтверждение этому представлено в письмах Минфина России от 09.01.2025 N 07-02-10/147, от 18.12.2024 N 07-02-11/127961 (с текстом можно ознакомиться в сети «Интернет»).

Процитируем: «исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит (в смысле Федерального закона «Об аудиторской деятельности») бухгалтерской (финансовой) отчетности личных фондов проводится, по нашему мнению, в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Таким образом, считаем, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность личного фонда подлежит обязательному аудиту в том случае, если ее доходы за предыдущий год в налоговом учете превышают 800 млн руб., а сумма активов на конец предыдущего года по данным бухгалтерского баланса составляет более 400 млн руб.

В ситуации, когда по финансовым показателям прошлого года налоговые доходы не превышают 800 млн руб., а валюта баланса составляет менее 400 млн руб., бухгалтерская (финансовая) отчетность личного фонда не подлежит обязательному аудиту.

По нашему мнению, при описанных обстоятельствах (деятельность не ведется, денежные средства лежат на депозите) проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности личного фонда не нужно.

В заключение обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции контролирующих органов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация приобрела для своих нужд два автомобиля УАЗ 01.12.2022 по 1 900 000 рублей каждый, в том числе НДС 20%. НДС был принят к вычету в 4 квартале 2022 года. Амортизация начислялась в бухгалтерском и налоговом учете. Автомобили фактически не эксплуатировались. В июле 2025 года организация передала автомобили по договору пожертвования представителю войсковой части, участвующему в СВО, по доверенности.

Как оформить факт пожертвования в бухгалтерском учете? Нужно ли выставлять УПД и по какой цене?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

При передаче машины в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает (пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ). НДС, ранее принятый к вычету по этому основному средству, восстановлению не подлежит (абзац первый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Передачу следует оформить соответствующим договором. Факт получения воинской частью автомобилей и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.

При отражении в первичном учетном документе величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения.

Порядок бухгалтерского учета изложен по тексту ответа.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее — ФСБУ 6/2020).

Объект основных средств списывается с бухгалтерского учета в случае, если он выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 40 ФСБУ 6/2020).

Выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае его безвозмездной передачи другому лицу, в том числе по договору дарения (подп. «б» п. 40 ФСБУ 6/2020).

Основное средство подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором оно выбывает (п. 41 ФСБУ 6/2020).

ФСБУ 6/2020 устанавливает, что при списании объекта основных средств суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения по данному объекту относятся в уменьшение его первоначальной стоимости (переоцененной стоимости) (п. 42 ФСБУ 6/2020). Другими словами, в случае выбытия объект основных средств списывается по балансовой стоимости.

При передаче основного средства другому лицу начисление амортизационных отчислений по нему прекращается.

Обратите внимание, ФСБУ 6/2020 устанавливает новый порядок определения даты окончания амортизации выбывающих объектов основных средств. Так, в соответствии с подп. «б» п. 33 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации прекращается с момента списания объекта с бухгалтерского учета. При этом в стандарте не уточняется, что следует понимать под «моментом» списания имущества. Предполагаем, что в данном случае под моментом списания объекта можно понимать дату его фактического списания.

В то же время ФСБУ 6/2020 предусматривает, что по решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта с учета (п. 33 ФСБУ 6/2020).

Соответствующие положения о применяемом в организации порядке прекращения начисления амортизации по выбывающим объектам необходимо закрепить в учетной политике.

Для учета выбытия объектов основных средств согласно Плану счетов и Инструкции по его применению к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.

Налог на прибыль

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или ИП признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Поскольку в связи с безвозмездной передачей у организации не возникает какой-либо экономической выгоды (п. 1 ст. 41 НК РФ), организация не должна признавать в налоговом учете и внереализационный доход.

В п. 16 ст. 270 НК РФ установлен прямой запрет на признание при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2022 N 03-07-11/74909, от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103267, от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).

Расходы на приобретение и безвозмездную передачу имущества передающая организация не вправе учесть при расчете налогооблагаемой прибыли (если только оно не передано в целях пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 21.09.2020 N 03-07-07/82568, от 27.08.2020 N 03-03-07/75251). Также, в соответствии с пп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-00-05/14806). В п. 93 ст. 217 НК РФ речь идет о физических лицах, расходы, связанные безвозмездной передачей указанным в этой норме лицам имущества, учитываются в расходах по налогу на прибыль (письма Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124858, от 07.12.2022 N 03-15-05/119760).

Вместе с тем п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.12-1 с 23 июля 2025 г. (Федеральный закон от 23.07.2025 N 227-ФЗ). Действие положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2025 г.

Так, согласно пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ, к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости имущества (за исключением денежных средств), работ, услуг, безвозмездно переданных являющимся казенными учреждениями воинским частям и организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, при условии, что данные имущество, работы, услуги переданы в целях их использования указанными воинскими частями и организациями в ходе специальной военной операции. Факт получения указанными воинской частью или организацией данного имущества (результатов выполненных работ, оказанных услуг) и цели его (их) использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.

Таким образом, с 1 июля действует норма, предусматривающая признание в расходах для целей налогообложения передачу имущества воинским частям, НК РФ (см. также Энциклопедию решений. Расходы, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли).

Следовательно, расходы в сумме остаточной стоимости машины могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

НДС

В целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при безвозмездной передаче товаров определяется исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

При этом суммы НДС, принятые к вычету при приобретении товаров, которые впоследствии передаются безвозмездно, восстановлению не подлежат.

Так как при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Однако согласно пп. 3 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Одновременно оно выступает органом управления Вооруженными Силами РФ. В структуру Минобороны входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» воинская часть Вооруженных Сил РФ как юридическое лицо создается в форме федерального казенного учреждения.

Из п. 2 ст. 13, п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. 1, 2 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ следует, что казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Соответственно, в случае, если автомобиль будет передаваться в воинскую часть на осуществление ее основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, данные операции не будут признаваться объектом налогообложения НДС и, соответственно, облагаться данным налогом. При этом нужно учитывать, что передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению НДС (письмо Минфина России от 20.04.2016 N 03-11-06/2/25405). Вывод о том, что пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ распространяется на операции по передаче имущества в воинскую часть, косвенно подтверждается письмом Минфина от 13.03.2023 N 03-13-07/20681.

Вместе с тем 23.07.2025 вступил в силу пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не признается объектом налогообложения НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе являющимся казенными учреждениями воинским частям и организациям ВС РФ, войск национальной гвардии РФ, органов федеральной службы безопасности при условии, что данные товары (работы, услуги) передаются (выполняются, оказываются) в целях их использования указанными воинскими частями и организациями в ходе специальной военной операции. Факт получения воинской частью или организацией товаров (работ, услуг) и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.

При этом установлено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для осуществления операций, указанных в пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, подлежат вычету (п. 2.5 ст. 171 НК РФ в редакции, действующей с 01.07.2025).

Кроме того, при дальнейшем использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, восстанавливать ранее правомерно принятый к вычету НДС по таким приобретениям, не нужно (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действующей с 01.07.2025).

Действие данных норм распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2025.

Таким образом, при передаче машин в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает (пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ). НДС, ранее принятый к вычету по этим основным средствам, восстановлению не подлежит (абзац первый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Документальное оформление

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию объектов основных средств при их безвозмездной передаче, служат:

— договор (контракт) о безвозмездной передаче объектов основных средств;

— акт о приеме-передаче объекта основных средств. Для разработки собственных первичных документов можно использовать унифицированные формы. В нем целесообразно делать пометку «Безвозмездная передача».

На основании акта о приеме-передаче производится соответствующая запись в инвентарной карточке передаваемого объекта основных средств.

ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 (далее — Письмо)). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов. Перечень операций, для оформления которых может быть использована форма, УПД установлен в таблице Приложения 2 к Письму.

Нормативными документами не предусмотрено, по какой цене нужно отражать безвозмездную передачу имущества (рыночная, остаточная, нулевая и т.д.). Исходя из п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, обязательным реквизитом первичного учетного документа является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Как следует из буквального прочтения приведенной нормы, при отражении в первичном учетном документе величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения.

При этом, как определено положениями пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, факт получения указанными воинской частью или организацией данных товаров (работ, услуг) и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.

В заключение напомним о возможности обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

В соответствии с п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО срок выплаты действительной стоимости доли может быть увеличен и определен уставом.

Если вышедший участник не обращается за выплатой доли в срок более трех лет, то будет ли эта стоимость доходом общества? Будет ли она влиять на прибыль (внереализационный доход)? Или по истечении года ООО обязано уменьшить на размер действительной стоимости доли свой уставный капитал?

Прежде всего отметим, что по общему правилу к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, в свою очередь, гражданские правоотношения, в том числе корпоративные, не регулируются налоговым законодательством (ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ). Налоговые последствия влекут не сами сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции (ст. 54.1 НК РФ, письмо Минфина России от 09.08.2021 N 03-01-10/63879, пункт 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148).

Налоговые обязательства возникают и определяются с учетом положений соответствующей главы части второй НК РФ (п. 1 ст. 38 НК РФ).

В частности, в общих случаях выплата действительной стоимости доли (ДСД) выходящему из ООО участнику не влечет налоговых последствий для этой организации (за исключением обязанностей налогового агента в установленных случаях). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет собственных долей ООО, выкупленных у участников (август 2025 г.).

Однако списание кредиторской задолженности перед участником, в частности в случае невостребованности им ДСД, в целях налогообложения прибыли включается в состав внереализационных доходов в периоде истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 41, п. 18 ст. 250 НК РФ, ст. 196, 200 ГК РФ). Смотрите, например, письма Минфина России от 03.10.2022 N 03-03-06/1/95263, от 12.08.2011 N 03-03-06/1/480. При этом финансовое ведомство неоднократно обращало внимание, что основания списания кредиторской задолженности не регулируются нормами НК РФ. Перечень оснований для списания кредиторской задолженности является открытым и прямо связан с основаниями прекращения обязательств, указанными в ГК РФ (письма Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-05/47584, от 10.12.2024 N 03-03-06/1/124358, от 27.09.2023 N 03-03-06/1/92040 и др.).

Особенности расчета размера ДСД и условий ее выплаты, а также последующие действия с перешедшей к ООО долей, установленные корпоративным законодательством, не влияют на налоговые последствия рассматриваемой операции (п. 1 ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ, п. 8 ст. 23 Закона об ООО).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Доначисление заработной платы. Необходимо компенсировать задержку выплаты заработной платы.

Начисление на сумму будет до или после вычета НДФЛ?

По совокупности актуальных положений ст. 236 ТК РФ и главы 23 НК РФ считаем, что расчет компенсации производится исходя из доначисленной в пользу работника суммы зарплаты до удержания НДФЛ (т.е. без уменьшения на сумму налога).

Вместе с тем трудовым законодательством рассматриваемый вопрос прямо не урегулирован. В связи с этим в судебной практике существуют противоположные выводы.

Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Расчет денежной компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику (август 2025 г.).

Стоит заметить, что формулировки ст. 236 ТК РФ с 30.01.2024 уточнены, и теперь предусматривают выплату денежной компенсации в расчете «от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм».

До указанной даты в этой норме говорилось о выплате денежной компенсации «от не выплаченных в срок сумм». Но и в этот период многие суды принимали во внимание, «что положения статьи 236 ТК РФ в редакции, действующей до 30 января 2024 года, не предусматривали положений об исключении из суммы расчета процентов НДФЛ» (например, определение Седьмого КСОЮ от 01.02.2024 N 8Г-24396/2023).

Кроме того, в настоящее время работодатель исчисляет и удерживает НДФЛ не по факту начисления дохода, включая зарплату или компенсацию за задержку ее выплаты, а на дату выплаты работнику соответствующих денежных средств (подп. 1 п. 1 ст. 223, пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ). Сумма НДФЛ исчисляется нарастающим итогом исходя из величины всех доходов налогоплательщика и применимых налоговых вычетов с начала года с учетом установленных главой 23 НК РФ лимитов, ограничений и налоговых ставок. В связи с этим сумма НДФЛ, определенная налоговым агентом на дату начисления зарплаты, вполне может отличаться от суммы НДФЛ, исчисленной на дату ее фактической выплаты (смотрите п. 3 ст. 210, подп. 4 п. 1 ст. 218, п. 1 ст. 224 НК РФ).

При этом налогоплательщиком НДФЛ является непосредственно работник, получающий доходы. Работодатель признается лишь налоговым агентом, на которого налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению сумм налога по правилам НК РФ, его удержанию у налогоплательщика и перечислению удержанных сумм в бюджет. Это позволяет утверждать, что НДФЛ является частью дохода физлица, в частности зарплаты работника.

Сказанное является нашим экспертным мнением и может отличаться от позиции иных специалистов, включая контролирующие органы.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Может ли правопреемник юридического лица, которое реорганизовано в форме присоединения, обратиться в налоговый орган за возвратом государственной пошлины, которая уплачена до реорганизации?

Преемник юридического лица, реорганизованного в форме присоединения, может обратиться в налоговый орган за возвратом государственной пошлины, уплаченной до реорганизации.

Согласно п. 1 статьи 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

В случае реорганизации юридического лица, его права и обязанности, включая право на возврат излишне уплаченной государственной пошлины, переходят к правопреемнику. Это предусмотрено ст. 50 НК РФ, согласно которой при реорганизации юридического лица все его права и обязанности в части уплаты налогов и сборов переходят к его правопреемнику.

Таким образом, правопреемник, получивший в порядке правопреемства право на возврат государственной пошлины, имеет право обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

На это указано в письме Минфина России от 15.09.2008 N 03-05-04-03/41.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Юридический адрес организации — Московская область. При заключении трудового договора с иностранными гражданами, а именно с гражданами Республики Казахстан (участники ЕАЭС) уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином отправляется с указанием юридического адреса организации. Трудовую деятельность (место пребывания) работники осуществляют в Ленинградской области. Соответственно, и постановка на миграционный учет по месту пребывания осуществляется в Ленинградской области.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2025 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 сентября 2025 года вводятся новые государственные пошлины.

Можно ли считать, что госпошлина будет взиматься за регистрацию по месту пребывания в Москве и Московской области? Или это касается всех субъектов РФ?

В отношении иностранных граждан с 1 сентября 2025 года вводится госпошлина за постановку на учет по месту пребывания (подп. 19.1 п. 1 ст. 333.28 НК РФ) в размере 500 руб. Данное правило является универсальным и должно применяться по всей территории РФ.

Однако подп. 19.1 п.1 ст. 333.28 НК РФ содержит одно исключение: норма не будет касаться лиц, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 23 мая 2025 года N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении эксперимента по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан», то есть иностранцев, находящихся на территории Москвы и Московской области, встающих на учет иностранного гражданина (п. 9 ст. 5 Закона N 121-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Можно ли признать в составе налоговых расходов стоимость спецодежды без маркировки «Честный знак»?

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Ни эта норма, ни другие положения главы 25 НК РФ не содержат требования об обязательном наличии маркировки.

Судебная практика по налоговым спорам подтверждает, что отсутствие регистрации поставщика в системе «Честный знак» рассматривается как одно из обстоятельств, свидетельствующих о формальности документооборота (смотрите, например, постановление Тринадцатого ААС от 27.11.2024 N 13АП-17017/24 по делу N А56-12868/2024). Аналогично в других налоговых спорах учитывалась информация, отраженная в информационном ресурсе «Лec-ЕГАИС» (смотрите постановления Четвертого ААС от 25.09.2023 N 04АП-3320/23 по делу N А19-12902/2022, Одиннадцатого ААС от 20.09.2023 N 11АП-12977/23 по делу N А49-10911/2022).

Национальная система маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» введена в целях гарантии подлинности и подтверждения качества приобретаемых потребителями товаров, а также борьбы с контрафактом в России (смотрите письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю «Итоги надзора (контроля) за маркировкой товара в 2021 году»). Смотрите также материалы: Сазонова М. Борьба с контрафактом в России (ГАРАНТ.РУ, 20 ноября 2020 г.) (раздел Цифровая маркировка товаров как метод борьбы с реализацией контрафакта); Вопрос: Я ИП на УСН, выставил счет за ботинки на 100 000 руб., на расчетный счет пришли деньги. Случайно узнал, что обувь при продаже нужно маркировать. Верно ли это? Можно ли отгрузить обувь по накладным без маркировки? Каковы последствия продажи обуви без маркировки? (Правовед.RU, декабрь 2022 г.).

Обязательная маркировка спецодежды — неотъемлемая часть современной системы защиты прав работников. Она гарантирует качество, безопасность и легальность продукции, способствует формированию прозрачного рынка и борьбе с нелегальным оборотом.

Нам не удалось обнаружить судебной практики или разъяснений официальных органов, максимально учитывавших бы рассматриваемые нами обстоятельства. Вместе с тем, по нашему мнению, признание в расходах стоимости спецодежды без маркировки может повлечь претензии налогового органа и доначисление налога на прибыль (отказ в вычете НДС). Причем нет уверенности в том, что арбитры встанут на сторону организации.

Так, применительно к случаям приобретения продукции, производство которой не зафиксировало в ЕГАИС, суды неоднократно подтверждали законность позиции налоговых органов, которые исключали из расходов стоимость такой продукции и отказывали в праве на вычет НДС. Проверяющие и суды исходили из незаконности совершаемых операций.

Арбитры указывали, что, учитывая нелегальность происхождения продукции, расходы на ее приобретение не обладают признаками документально подтвержденных и обоснованных (экономически оправданных) расходов (ст. 252 НК РФ). В частности, такой подход продемонстрирован в постановлении АС Уральского округа от 28.09.2018 N Ф09-5839/18 по делу N А76-27490/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано определением Верховного Суда РФ от 25.01.2019 N 309-КГ18-23636.

В постановлении АС Московского округа от 19.03.2024 N Ф05-3281/24 по делу N А40-99498/2023 арбитры подтвердили законность отказа в вычете НДС, отметив: в силу прямого указания закона оборот спиртосодержащей продукции, производство которой не отражено в ЕГАИС, является незаконным вне зависимости от того, установлен ли факт поддельности спорной продукции органами Росалкогольрегулирования либо не установлен. Поскольку продавец не зафиксировал в ЕГАИС производство спорной спиртосодержащей продукции, ее дальнейшая реализация, в том числе и в адрес налогоплательщика, является незаконной.

Смотрите также постановления АС Волго-Вятского округа от 20.03.2019 N Ф01-465/2019 по делу N А43-41823/2017, АС Северо-Кавказского округа от 17.06.2016 N Ф08-3532/2016 по делу N А63-4872/2015, в передаче которых в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано определениями Верховного Суда РФ от 08.07.2019 N 301-ЭС19-9909, от 03.10.2016 N 308-КГ16-12186 соответственно.

С учетом изложенного полагаем, что признание в составе расходов стоимости спецодежды, оборот которой нарушает требования законодательства, сопряжен с налоговыми рисками.

Обращаем внимание, что все сказанное выше является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Учитывая особенности ситуации, организация вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22. Обращения в Минфин России в письменном виде направляются по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, а также на сайте: https://minfin.gov.ru/ru/appeal/.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Может ли физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, оказывать гостиничные услуги?

По нашему мнению, физическое лицо зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, не может оказывать гостиничные услуги.

1. Гостиничные услуги — это комплекс услуг по предоставлению физическим лицам мест для временного проживания в гостинице и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (абзац 33 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

То есть для правомерного оказания гостиничных услуг физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (а также пройти процедуру классификации гостиницы (смотрите Вопрос: Оказание гостиничных услуг самозанятым (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.))).

2. Индивидуальные предприниматели вправе применять НПД (письмо Минфина России от 16.02.2023 N 03-11-11/13235).

Исчерпывающего перечня видов деятельности, при которых возможно применение специального налогового режима НПД, не установлено. Вместе с тем Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предусмотрены ограничения, связанные с применением специального налогового режима НПД (часть 2 ст. 4 и часть 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ) (письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-11-11/27016).

В частности, согласно п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения НПД доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений).

В отношении оказания услуг по сдаче в аренду нежилого помещения специальный налоговый режим НПД не применяется (письмо Минфина России от 16.10.2020 N 03-11-11/90433 «О применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в отношении оказания услуг по сдаче в аренду нежилого помещения»).

3. Гостиницы не являются жилыми помещениями (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 3 ст. 17 ЖК РФ размещение в жилых помещениях гостиниц не допускается.

Следовательно, считаем, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, не может оказывать гостиничные услуги.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

Организация выписывает отгрузочные документы своим контрагентам, счет-фактуру, товарную накладную и ТТН. В основном все документы подписывает и ставит штамп по доверенности бухгалтер. Бухгалтер в этом году ошибся: в штампе вместо доверенности от 09.01.2025 поставил дату 09.10.2025, то есть с начала года подписывал документы по несуществующей на настоящий момент доверенности.

Могут ли такие документы быть признаны недействительными? Может ли быть отказано контрагентам в вычете по НДС и в расходах по налогу на прибыль? Нужно ли переподписывать все документы с начала года?

Законодательством не установлена обязанность указывать в счетах-фактурах (и, соответственно, в УПД со статусом «1») реквизиты доверенности лица, уполномоченного на подписание по доверенности, или реквизиты приказа.

Смотрите Энциклопедию решений. Счет-фактура.

Хотя дополнение формы счета-фактуры дополнительными реквизитами не запрещено. Но ошибка в этом реквизите не влияет на принятие документа к вычету, так как он необязателен.

Также в законодательстве и нормативных документах отсутствует требование о необходимости указывать в товаросопроводительных документах реквизиты доверенностей, приказов и других внутренних документов организации, что не исключает возможности их указания в добровольном порядке.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Согласно письму Минфина России от 28.07.2025 N 03-03-06/1/72713 работодатель может перечислять деньги в НПФ за сотрудников. Причем эти средства не облагаются страховыми взносами и НДФЛ. С другой стороны, государство предоставляет физическим лицам вычет за такие перечисления.

В случае перечисления работодателем взносов в НПФ, не облагаемых НДФЛ, будет ли этот вычет предоставляться?

Физические лица имеют право на получение социального налогового вычета по взносам на негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Это право предусмотрено подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Для получения вычета необходимо, чтобы физическое лицо имело доходы, облагаемые НДФЛ по основной ставке, и чтобы взносы были уплачены в НПФ, заключившим договор с физическим лицом в свою пользу или в пользу определенных членов семьи и близких родственников.

Указанный в подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по добровольному страхованию жизни.

Так как в рассматриваемой ситуации заключать договор и уплачивать страховые взносы будет организация-работодатель, у физического лица — работника не возникает права на социальный налоговый вычет.

В указанном письме речь идет о расходах работодателя, а не самого физического лица, у которого в итоге фактических расходов нет.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Организация за ООО уплатила членские взносы за счет того, что ООО с ней постоянно сотрудничает на безвозвратной основе.

Как оформить такую операцию?

Целесообразно заключить договор дарения (пожертвования) между организацией, которая уплатила взносы, и данной организацией. В договоре следует указать, что организация-даритель передает денежные средства в качестве пожертвования в форме уплаты членских взносов данной организацией третьему лицу.

В зависимости от системы налогообложения организации полученные безвозмездно средства должны учитываться как налогооблагаемый доход.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Каковы налоговые риски для физического лица (генеральный директор ООО, налоговый резидент) при выдаче ему рублевого займа (беспроцентного или процентного займа со ставкой ниже 2/3 ключевой ставки)? Если возникает НДФЛ, то какая ставка, как удерживается, требуется ли подача декларации? Можно ли не уплачивать НДФЛ при выдаче займа?

Действительно, при получении займа от работодателя (или взаимозависимой организации) с низкой процентной ставкой физлицо может получать налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах.

В настоящее время (с 2024 г.) налоговая база при получении налогоплательщиком такого дохода применительно к рублевому займу определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из двух третей минимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших на дату заключения договора займа и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий такого договора (п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

То есть договорная ставка сравнивается со значением 2/3 ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей на:

— дату заключения договора займа;

— на последний день каждого месяца в течение действия займа (подп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ).

И в целях определения матвыгоды используется меньшая из них.

Например, при заключении договора беспроцентного займа 01.06.2025 (ключевая ставка на эту дату составляла 21%) налоговая база будет исчисляться на последнее число каждого месяца исходя из:

— на 30.06.2025 — 13,3333% (2/3 от ключевой ставки 20%, действующей на эту дату, т.к. ставка ниже, чем на дату заключения договора);

— на 31.07.2025 — 12% (2/3 от ключевой ставки 18%) и т.д.

Для примера условно допустим, что на 31.хх ключевая ставка выросла до 22%, тогда матвыгода на эту дату будет определяться исходя из 14% (2/3 ключевой ставки 21%, действовавшей на дату заключения договора, поскольку она ниже).

Аналогичный механизм расчета налоговой базы в случае предоставления процентного займа по ставке ниже 2/3 ключевой на дату заключения договора. К примеру, заем выдан от 01.06.2025 под 12% годовых. Тогда на 30.06.2026 матвыгода от экономии на процентах определяется как разница между процентами, рассчитанными по ставке 12% и 13,3333%; а на 31.07.2025 налоговой базы вовсе не возникает, т.к. нет превышения (разница ноль).

Рассматриваемый доход облагается налогом по ставке 35%, установленной п. 2 ст. 224 НК РФ. Заимодавец (работодатель) при этом признается налоговым агентом, в обязанности которого входит определение налоговой базы, исчисление НДФЛ, удержание исчисленной суммы у налогоплательщика из любых денежных выплат (к примеру, зарплаты) и перечисление его в бюджет, а также представление в налоговый орган соответствующей отчетности (пп. 1, 3, 4, 6 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). Бывают ситуации, когда налоговый агент не производит денежных выплат в пользу налогоплательщика-заемщика, а потому лишен возможности удержать исчисленный налог (срок — до 31 января следующего года). Для таких случаев предусмотрена обязанность налогового агента сообщить налоговому органу и налогоплательщику о невозможности удержания налога. Тогда по итогам года налог уплачивается налогоплательщиком самостоятельно на основании налогового уведомления (п. 5 ст. 226, п. 6 ст. 228 НК РФ).

В любом случае самостоятельного декларирования такого дохода от налогоплательщика (заемщика) не требуется (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Что касается рисков, то в целом при реальности займа (экономического смысла сделки) и исполнении налоговым агентом указанных выше обязанностей каких-то очевидных рисков по НДФЛ (в частности, для заемщика) не усматриваем (смотрите также ст. 54.1, подп. 7 п. 4 ст. 105.14, п. 5 ст. 208, п. 10 ст. 226 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина