На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
Должно ли быть в 2025 году заявление от сотрудника — инвалида (инвалид детства, инвалид II группы) на предоставление ему стандартного налогового вычета по НДФЛ?
Инвалиды с детства и инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). Пунктом 3 ст. 218 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено ст. 218 НК РФ, стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Иное с 1 января 2025 года предусмотрено ст. 218 НК РФ только для стандартный вычетов на детей. Так подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ определено, что налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя налоговым агентом, являющимся работодателем налогоплательщика, без подачи заявления о предоставлении налогового вычета при наличии у налогового агента сведений о детях, находящихся на обеспечении налогоплательщика.
В отношении стандартных вычетов, установленных подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, подобные поправки в НК РФ не вносились. Поэтому в 2025 году, как и ранее, стандартный вычет сотруднику инвалиду в размере 500 рублей должен предоставляться на основании его письменного заявления.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Исполнитель является самозанятым лицом и применяет в своей деятельности специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Продает организации сплит-системы и их монтирует. Продажа не подходит под налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Могут ли налоговые органы не признать расходы по покупке сплит-системы и монтажу у самозанятого?
Если исполнитель является самозанятым лицом и применяет специальный налоговый режим Налог на профессиональный доход (НПД), при этом продает организации сплит-системы и монтирует их, следует учитывать следующее.
1. Продажа сплит-системы самозанятым в рамках НПД невозможна, если товар приобретен для перепродажи, так как п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ запрещает применять НПД при перепродаже товаров, за исключением продажи имущества, использовавшегося для личных нужд. Следовательно, если самозанятый не изготовил сплит-систему самостоятельно, а продает приобретенный товар, эта операция не подпадает под НПД.
2. В таком случае продажу сплит-системы нужно оформлять как обычную сделку с физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не применяющим НПД, с оформлением соответствующих документов (накладная, товарный чек, акт приема-передачи).
3. Для заказчика (организации) расходы на покупку сплит-системы у самозанятого, который неправомерно применяет НПД при перепродаже, могут быть не признаны в целях налогообложения прибыли, так как налоговый режим исполнителя не соответствует характеру сделки. Это может привести к исключению таких расходов из налоговой базы.
4. Расходы на монтаж сплит-системы, выполненный самозанятым в рамках услуг, облагаемых НПД, учитываются отдельно.
5. Для подтверждения расходов у самозанятого на установку системы достаточно иметь чек ККТ и документы, подтверждающие выполнение работ (акт выполненных работ).
Рекомендации:
— Заказчику следует проверить статус исполнителя как самозанятого (например, через сервис ФНС https://npd.nalog.ru/check-status/).
— Если самозанятый продает товар, не изготовленный им самостоятельно, целесообразно оформить договор с ИП или юридическим лицом, применяющим иной налоговый режим.
Таким образом, покупка сплит-системы у самозанятого, который применяет НПД, но при этом продает товар, не изготовленный им, может быть не признана в расходах заказчика. Монтажные услуги, оказываемые самозанятым, учитываются отдельно и могут быть признаны расходами при условии правильного оформления документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
У ООО агентский договор с физическим лицом на НПД. Нужно ли уплачивать НДФЛ и страховые взносы принципалу с агентского вознаграждения?
В силу п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима» физическое лицо (физлицо), выступающее в качестве посредника по агентскому договору, не вправе применять специальный налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход)*(1).
Нарушение этого ограничения влечет утрату физлицом права на применение НПД со дня начала осуществления такой деятельности (ч. 19 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).
В итоге такое физлицо — агент лишается оснований для освобождения от НДФЛ. А организация — принципал, выплачивающая ему агентское вознаграждение, в общем порядке обязана начислить на сумму вознаграждения страховые взносы и исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ (ч. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, ст. 226, п. 1 ст. 420, ст. 431 НК РФ). Косвенно смотрите письмо Минфина России от 27.12.2022 N 03-15-06/128040.
Исчисление и уплата страховых взносов производится организацией в том же порядке, что и при выплатах физическим лицам по иным гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Прямых оснований для исключения таких вознаграждений из базы для исчисления страховых взносов в ст. 420, 421, 422 НК РФ не содержится.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Если в процессе реорганизации в форме выделения по передаточному акту создаваемому юридическому лицу передаются доли в ООО (передаются не в оплату уставного капитала), то необходимо ли получать предварительное согласие ФАС по ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»? Распространяется ли вышеуказанная статья на случаи приобретения долей в обществе в результате реорганизации?
Как следует из содержания пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», они охватывают в том числе и случаи, когда коммерческая организация создается путем реорганизации в форме выделения или разделения и ей передаются доли в ООО по передаточному акту. Ситуация, описанная в данном запросе, гипотетически может подпадать под случаи, предусмотренные пунктом 5 ч. 1 ст. 27 Закона N 135-ФЗ.
В соответствие с указанным пунктом с предварительного согласия ФАС России осуществляется создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные ст. 29 настоящего Федерального закона, и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку РФ, такая величина устанавливается Правительством РФ).
Однако, если ООО, доли в котором передаются выделяемой организации по передаточному акту, не является финансовой организацией, то и приведенные нормы пункта 5 ч. 1 ст. 27 Закона N 135-ФЗ к рассматриваемой ситуации не применимы (равно как и другие положения статьи 27 Закона). При этом напомним, что понятие финансовой организации в целях применений Закона N 135-ФЗ приведено в пункте 6 ст. 4 этого Закона.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
Нужно ли юридическому лицу вносить на Федресурс сведения о зарегистрированных изменениях, внесенных в устав?
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и другими законами. В Реестр вносятся сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные законодательством, в том числе п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации.
Внесения юридическим лицом на Федресурс сведений о зарегистрированных изменениях в Устав законодательством не предусмотрено. Юридическое лицо вносит в Федресурс следующие сведения о себе (п. 1, п. 8, абзац второй п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации):
— сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося АО, на последнюю отчетную дату (подп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося ООО, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (подп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации;
— сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (за исключением сведений о лицензиях на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны) (подп. «м» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения (подп. «н» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества (подп. «н1» п. 7 ст. 7 Закона о госрегистрации);
— сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (подп. «о» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) (подп. «л1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации), сведения о возникновении признаков банкротства, установленных подп. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), или обстоятельств, предусмотренных ст. 8 или 9 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 30 того же Закона),
— сведения о намерении юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом (п. 2.1 ст. 7, абзац второй п. 4 ст. 37 Закона о банкротстве);
— сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и кредитными организациями (банковских гарантий), с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии (подп. «н2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подп. «н2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну (подп. «н3» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду (подп. «н4» п. 1 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (подп. «н5» п. 1 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (подп. «н6» п. 1 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица с указанием способа, порядка и условий уменьшения уставного (складочного) капитала, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (подп. «н7» п. 1 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Помимо Закона о госрегистрации, обязанность по внесению в Федресурс возложена, в частности, на следующих лиц в следующих ситуациях:
— об обращении в процессе исполнительного производства взыскания на принадлежащее должнику имущество — вносятся должником (ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
— о заключении договора финансовой аренды (лизинга), а также об изменении ранее опубликованных сведений о договоре лизинга — вносятся лизингодателем (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»);
— о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) — вносятся членом СРО (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
— об отчете об оценке объекта оценки в случаях, определенных ст. 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — вносится заказчиком;
— в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», — вносятся концедентом либо концессионером в зависимости от вносимых сведений;
— кредитор — юридическое лицо по просроченному денежному обязательству должника — физического лица в случае привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности (ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»);
— в случаях, установленных Законом о банкротстве, например, конкурсный кредитор, должник, работник, бывший работник должника, намеренный подать заявление о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7).
Подробнее смотрите: Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс) (июнь 2025).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Предприятие приобрело гибридный автомобиль (бензин + электричество).
Обязано ли предприятие устанавливать нормы на зарядку автомобиля или достаточно установить нормы расхода бензина?
Требуется ли в путевом листе отдельно отражать расстояние, которое автомобиль проехал на бензине и отдельно — на электричестве или достаточно учесть все пройденное расстояние в счет установленного норматива расхода бензина?
Требования о раздельном учете бензина и электричества в законодательстве и иных НПА нет, равно как и требования отдельного отражения в путевом листе расстояния, которое автомобиль проехал на бензине и отдельно на электричестве.
Однако, учитывая дополнение Норм расхода топлив (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р) разделом 7.3, в котором установлена базовая норма расхода электроэнергии, кВт*ч/100 км, считаем такое разделение весьма обоснованным и целесообразным. Предполагаем, что установление только норм расхода бензина вызовет вопросы у контролеров. Для подтверждения экономической обоснованности расходов на ГСМ и электроэнергию налоговые органы могут потребовать более подробные данные. Поэтому целесообразно в локальных актах предприятия предусмотреть порядок учёта и отражения пробега по видам топлива (бензин, электроэнергия) и расхода каждого из них:
— утвердить нормы расхода бензина и электроэнергии приказом руководителя на основании технической документации и/или контрольных замеров,
— определить порядок заполнения путевых листов с учётом специфики работы гибридного автомобиля.
Для минимизации рисков при налоговых проверках рекомендуется вести раздельный учёт расхода бензина и электроэнергии, а также пробега на каждом виде топлива.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья
Ответ прошел контроль качества
Если ООО приняло решение выплатить дивиденды иностранным участникам в долларах США, то в решении участников ООО может указать сумму дивидендов к выплате только в долларах США или нужно указать сумму в рублях и курс валюты по ЦБ на определенную дату? И еще вопрос по сумме дивидендов к выплате участнику иностранному, чье государство является дружественной страной. ООО сможет выплатить полную сумму нераспределенной прибыли до последнего отчетного периода? Никаких ограничений нет для определения суммы выплаты дивидендов?
Распределению между участниками ООО подлежит чистая прибыль, которая определяется по данным бухгалтерский учета. Поскольку бухгалтерский учет ведется в рублях, то размер чистой прибыли, подлежащей распределению между участниками, и выплате каждому участнику указывается в рублях (то есть в рублях определяется обязательство, долг).
При этом в решении общего собрания можно установить, что выплата иностранным участникам причитающимся им дивидендов будет осуществлена в долларах США (т.е. дополнительно определяется валюта платежа). В этом случае в решении общего собрания определяется, по какому курсу ЦБ РФ производится выплата дивидендов: на дату принятия решения о выплате дивидендов или дату выплаты дивидендов.
Общее собрание может принять решение о распределении между участниками полной суммы нераспределенной прибыли до последнего отчетного периода. Если участник не относится к лицам из недружественным государств, то ограничений по сумме выплачиваемых дивидендов нет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Можно ли учесть расходы на покупку ТМЦ по чеку, если при проверке через приложение ФНС России появляется сообщение о том, что чек некорректен? Все обязательные реквизиты в чеке есть. Также есть слип об оплате банковской карты, товарный чек.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Факт отсутствия информации о произведенном расчете в базе данных ФНС и оператора ОФД сам по себе не означает, что приложенный к авансовому отчету кассовый чек является фиктивным и не подлежит приему в качестве документа, подтверждающего расходы на покупку ТМЦ (работ, услуг). Если отсутствие данных у ФНС вызвано неправомерными действиями контрагента (не исполнена обязанность по передаче фискальных данных в налоговый орган), оснований не принимать такой чек и не учитывать подтвержденные им расходы, на наш взгляд, не имеется.
Однако, если отсутствие информации о расчете у ФНС и оператора ОФД обусловлено фиктивностью самого чека (чек подделан), учет расходов на покупку ТМЦ правомерным не будет. С учетом того, что в рассматриваемом случае, помимо кассового чека, к авансовому отчету приложен также товарный чек и слип, полагаем, что расходы на покупку ТМЦ могут быть учтены в целях налогообложения.
Обоснование позиции:
В соответствии с абзацем 2 пп. 6.3 п. 6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание N 3210-У) подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Конкретный перечень документов, подтверждающих материальные затраты подотчетного физического лица, на законодательном уровне не установлен. По сути, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие факт приобретения подотчетным лицом ТМЦ (работ или услуг).
Основными документами, прилагаемыми к авансовому отчету при покупке ТМЦ, обычно служат: товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам. Однако подтвердить покупку можно и любыми иными документами, причем даже теми, которые подтверждают этот факт не прямо, а косвенно. Например, при отсутствии документов, подтверждающих факт оплаты, к авансовому учету может быть приложена даже докладная записка сотрудника с объяснением причин отсутствия первичных документов и перечнем купленных товаров.
Как мы поняли, в рассматриваемом случае подотчетное лицо приобрело ТМЦ в розничном магазине. Ст. 493 ГК РФ установлено, что в общем случае договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Обратите внимание, в приведенной норме чек ККТ и товарный чек (иной подобный документ) разделены союзом «или», что само по себе означает, что с точки зрения ГК РФ для оформления сделки по продаже товаров в розницу достаточно только одного из этих документов. В данной ситуации, как следует из вопроса, к авансовому отчету приложен как кассовый, так и товарный чек, т.е. говорить о нецелевом расходовании подотчетных сумм (о растрате) явно не приходится. С учетом положений ст. 493 ГК РФ считаем, что факт расходования работником выданных ему подотчетных сумм на цели, для которых эти средства предназначались, подтвержден.
Что касается налогового учета, то налоговый учет ведется на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ). При этом любые затраты, принимаемые к учету в целях исчисления налога на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Из ст. 252 НК РФ следует, что в качестве документального подтверждения расходов могут использоваться любые подтверждающие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, из которых четко и определенно можно установить, какие расходы были произведены. Смотрите, например, письма Минфина России от 02.09.2024 N 03-03-07/82937, от 21.03.2019 N 03-03-06/1/19017, от 20.03.2019 N 03-03-06/1/18478, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745. При этом контролирующие органы обращают внимание налогоплательщиков, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (см., например, письма Минфина России от 28.11.2024 N 03-03-06/1/119381, от 19.11.2024 N 03-03-06/1/115040, от 15.10.2024 N 03-03-06/1/99690 и др.).
В письме Минфина России от 21.05.2021 N 03-03-07/38967 прямо разъяснено, что при проведении расчетов с использованием банковской карты слип является одним из документов, подтверждающих осуществленные расходы. При этом расходы могут быть подтверждены и другими документами, предусмотренными законодательством РФ. Аналогичные выводы сделаны в письме от 24.03.2021 N 03-03-07/21069: «…при проведении расчетов с использованием банковской карты слип является одним из документов, подтверждающих осуществленные расходы в целях налогообложения прибыли организаций. При этом в случае его отсутствия расходы могут быть подтверждены другими документами, предусмотренными законодательством РФ, например кассовым чеком, при условии, что такой чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации».
Первичным учетным документом, подтверждающим факт осуществления расчетов, является кассовый чек (об этом прямо сказано в ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — Закон N 54-ФЗ).
В письме от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3298 специалисты финансового ведомства указали, что в случае, если при осуществлении расчетов применялась ККТ, оправдательные документы должны быть сформированы в соответствии с положениями Закона N 54-ФЗ. В письмах от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915 и N 03-03-06/1/4913 Минфин России со ссылками на положения Закона N 54-ФЗ делает следующий вывод: если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли как не имеющие надлежащего документального подтверждения.
Требования, предъявляемые к кассовому чеку, приведены в ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, здесь установлены обязательные реквизиты, которые он должен содержать (пп. 1-7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ), а также определено, что все эти реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе (п. 8 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Иных требований к оформлению кассового чека Закон N 54-ФЗ не содержит.
В рассматриваемом случае, как мы поняли, кассовый чек, приложенный к авансовому отчету подотчетным листом, требованиям ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ удовлетворяет (присутствуют все необходимые реквизиты). Следовательно, можно говорить о том, что этот чек является первичным документом, оформленным в соответствии с законодательством РФ.
Акцентируем внимание, что определение термина «документально подтвержденные расходы», приведенное в ст. 252 НК РФ, указывает на обязательность соответствия требованиям законодательства РФ именно первичных документов, а не об исполнении контрагентом, выдавшим эти документы, каких-либо установленных для него законодательных обязанностей.
Закон N 54-ФЗ устанавливает обязанность пользователей контрольно-кассовой техники (ККТ) обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД) (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). Однако эта обязанность никак не влияет на непосредственное оформление чека ККМ, передаваемого покупателю. Информация о передаче или непередаче данных в налоговый орган через оператора ОФД на кассовом чеке не отражается. Более того, в момент осуществления расчета у покупателя отсутствует какая-либо обязанность проверить, произведена ли отправка фискальных данных или нет.
Поэтому даже в том случае, если продавец не исполняет обязанности по передаче данных, кассовый чек, выданный этим продавцом, все равно будет являться документом, оформленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в нем всех обязательных реквизитов), и, как следствие, первичным учетным документом, полностью отвечающим требованиям НК РФ. То есть в случае, если к авансовому отчету приложен кассовый чек, но при этом данные о расчете, при осуществлении которого этот чек сформирован, в налоговый орган не переданы, указанный чек все равно является документом, подтверждающим затраты на покупку ТМЦ (работ, услуг).
Специалисты Минфина России в своих разъяснениях также говорят о том, что нарушение контрагентом законодательства при документальном оформлении расчетов само по себе не свидетельствует о неправомерности расходов покупателя (письма от 26.09.2019 N 03-03-06/1/74132 и от 24.09.2019 N 03-03-06/1/73290).
Между тем отсутствие в ИФНС сведений о произведенном расчете по кассовому чеку может свидетельствовать о том, что данный кассовый чек не является подлинным, т.е., возможно, имеет место подделка документа. Очевидно, что в этом случае о документальном подтверждении экономической оправданности затрат речи быть не может. Соответственно, и расходы, подтвержденные фиктивным кассовым чеком, в целях налогообложения учитываться не должны. В этой связи специалисты ФНС России рекомендуют налогоплательщикам осуществлять проверку достоверности кассовых чеков в рамках процедуры внутреннего контроля с помощью мобильного приложения «Проверка чека» или на сайте ФНС России, а в случае обнаружения расхождений в проверяемом чеке с информацией в базе данных налоговой службы или отсутствия информации о произведенном расчете направлять сообщение в ФНС России о допущенном нарушении. Смотрите дополнительно письма ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-20/19148, от 08.04.2022 N АБ-4-20/4292@.
Таким образом, факт отсутствия информации о произведенном расчете в базе данных ФНС сам по себе не означает, что приложенный к авансовому отчету кассовый чек является фиктивным и не подлежит приему в качестве документа, подтверждающего расходы на покупку ТМЦ (работ, услуг). Однако это обстоятельство, по нашему мнению, должно послужить основанием для более детальной проверки представленного подотчетным лицом авансового отчета.
Если отсутствие данных у ФНС вызвано неправомерными действиями контрагента (не исполнена обязанность по передаче фискальных данных в налоговый орган), оснований не принимать такой чек и не учитывать подтвержденные им расходы, на наш взгляд, не имеется.
В рассматриваемом случае, помимо кассового чека, к авансовому отчету приложен также товарный чек и слип об оплате банковской картой, что, на наш взгляд, позволяет практически полностью исключить подозрения о фиктивности (подделке) кассового чека. Поэтому полагаем, что, вероятнее всего, данные о расчете не поступили в ФНС по вине продавца или обусловлены техническими проблемами. С учетом сказанного полагаем, что расходы на покупку ТМЦ, подтвержденные рассматриваемым кассовым чеком и товарным чеком, могут быть учтены в целях налогообложения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Нужно ли учитывать договор уступки прав требований для 5% расчета по НДС, если стоимость уступки долга меньше стоимости задолженности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если стоимость уступки меньше суммы задолженности, НДС не начисляется, 5%-й расчет по НДС не формируется.
При этом в такой ситуации организации следует оформить счет-фактуру с нулевой суммой налога, который подлежит регистрации в книге продаж.
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые отношения
Сторонами обязательства являются должник и кредитор. Должником в обязательстве признается лицо, которое обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия. Кредитором является лицо, которое имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
Гражданское законодательство предусматривает возможность замены (перемены) стороны в обязательстве. Ее общие принципы регламентированы нормами главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве».
Допускается замена в обязательстве как кредитора, так и должника. Отношения, возникающие в связи с такой заменой, регулируются соответственно правилами параграфа 1 «Переход права кредитора к другому лицу» и параграфа 2 «Перевод долга» главы 24 ГК РФ.
Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ).
Цессия (уступка требования) предполагает заключение соглашения о замене прежнего кредитора (цедента), который выбывает из обязательства, на другого субъекта (цессионария), к которому переходят права прежнего кредитора по этому обязательству (п. 1 ст. 388, ст. 389.1 ГК РФ). Таким образом, цессия представляет собой один из случаев перемены лиц в обязательстве, а именно замену кредитора в обязательстве.
НДС
В данном случае рассматривается обязанность по начислению НДС у цедента (первоначального кредитора).
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) данным налогом, предусмотрены п. 2 ст. 146 и статьей 149 НК РФ.
В целях налогообложения уступка права требования по договору рассматривается как реализация имущественных прав, а согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС (см., например, письма ФНС России от 27.08.2021 N СД-4-3/12125@, Минфина России от 06.08.2021 N 03-07-05/63365, от 05.11.2019 N 03-07-11/84894 и др.).
Порядок определения налоговой базы по НДС в отношении рассматриваемой в вопросе операции определяется нормой п. 1 ст. 153 НК РФ. Так, при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 НК РФ (абзац пятый п. 1 ст. 153 НК РФ).
В свою очередь, согласно абзацу первому п. 1 ст. 155 НК РФ при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 155 НК РФ.
Так, абзацем вторым п. 1 ст. 155 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Если уступка прав требования не связана с договором займа, а представляет собой реализацию имущественных прав, налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью уступки и первоначальной суммой требования. Если стоимость уступки меньше суммы задолженности, налоговая база отсутствует и НДС не начисляется.
Таким образом, у первоначального кредитора возникает обязанность по начислению НДС только в случае, если сумма, полученная по договору уступки, превышает сумму первоначального требования (смотрите также письма Минфина России от 12.05.2021 N 03-07-11/35771, от 02.03.2021 N 03-07-08/14531, от 25.01.2021 N 03-07-11/4023, от 16.01.2020 N 03-07-11/1629, письма ФНС России от 31.05.2018 N СД-4-3/10523@, от 17.08.2015 N ГД-4-3/14434@, от 14.08.2017 N СД-4-3/15915@ и др.). То есть в ситуации, подобной рассматриваемой, оснований для начисления НДС у цедента не возникнет.
Особенности исчисления НДС и выставление счета-фактуры организацией на УСН
Если сумма доходов превысила 60 миллионов рублей и не превысила 250 миллионов рублей и не имеется оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе производить налогообложение соответствующих операций по налоговой ставке 5% (подп. 1 п. 8 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, в ситуации превышения стоимости уступки над задолженностью возникает объект налогообложения, следовательно, НДС исчисляется по ставке 5% и включается в расчет налоговой базы по НДС.
При этом НДС начисляется с разницы по ставке 5%.
Если уступка прав требования осуществляется не по договору займа и стоимость уступки меньше суммы задолженности, НДС не начисляется. В таком случае 5%-й расчет по НДС не формируется.
Налогоплательщики, которые применяют «упрощенные» ставки НДС, обязаны выставлять счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав и получения сумм предварительной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж, в частности, при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
То есть в общем случае при осуществлении операций, освобожденных от НДС, счет-фактура не составляется.
В данном случае имеет место ситуация, когда налоговая база по НДС равна нулю.
При передаче имущественных прав в случаях, когда налоговая база по налогу на добавленную стоимость, определяемая, в частности, в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 1 ст. 155 НК РФ, признается равной нулю, налогоплательщику следует выставлять соответствующие счета-фактуры, которые подлежат регистрации в книге продаж. Об этом говорится в письме Минфина России от 05.11.2019 N 03-07-11/84894.
Таким образом, в случае, когда стоимость уступки меньше суммы задолженности, организации следует оформить счет-фактуру и зарегистрировать данный счет-фактуру в книге продаж.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Автономная некоммерческая организация (АНО) находится на УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов». АНО получает пожертвования от единственного жертвователя на уставные цели — формирование и развитие современной комфортной, социальной, образовательной, спортивной, культурной и благоустроенной городской среды на территории нашего города, путем предоставления услуг в сферах культуры, науки, поддержки образовательной деятельности и развития комфортной городской среды. Согласно Уставу АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых оно создано, создавая для осуществления предпринимательской деятельности общества или участвуя в них. АНО является 100% учредителем ООО. Из полученных пожертвований часть средств переводится на ООО, как вклад учредителя в имущество ООО, и на эти средства производится покупка объектов недвижимости с дальнейшей реконструкцией. После окончания строительства часть объектов будет использоваться под культурный центр, библиотеку, концертный зал, а часть будет сдана в аренду под магазины. Реконструированные объекты недвижимости будут находиться в собственности ООО, как и арендная плата. Доходы от аренды будут использоваться в том числе и для содержания площадей культурного центра, по которым доход в будущем планируется, но его вряд ли хватит на покрытие эксплуатационных расходов.
Как в смете расходов АНО правильно обозначить сумму вклада, которая передается в ООО на строительные работы, чтобы налоговый орган не признал получаемые АНО пожертвования облагаемыми внереализационными доходами как нецелевое использование средств, полученных от жертвователя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Во избежание налоговых рисков признания пожертвований налогооблагаемым доходом ввиду их нецелевого использования рекомендуем следующие меры:
1) Сумма вклада в имущество дочернего ООО должна быть отражена в смете АНО как расход на достижение уставных целей, с указанием, что средства направляются на создание инфраструктуры для уставной деятельности (культурный центр, библиотека, концертный зал). При этом в документах (решениях, приказах) необходимо четко зафиксировать цель передачи вклада обеспечение уставной деятельности АНО.
2) Как АНО, так и ООО следует обеспечить раздельный учет расходов и доходов, связанных с целевыми средствами и предпринимательской деятельностью.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Понятие «общеполезная цель» в законодательстве не расшифровывается.
Пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015). При этом пожертвования могут быть направлены некоммерческим организациям на содержание и ведение уставной деятельности, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ (письмо Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15695).
Некоммерческие организации создаются в целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Следовательно, полученные средства могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в качестве целевых поступлений, если цели полученного пожертвования совпадают с уставными задачами Автономной некоммерческой организации (АНО). Аналогичная точка зрения изложена в письме УФНС по г. Москве от 01.09.2009 N 16-15/091200.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью ПО признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых она создана. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые некоммерческие организации могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами. При этом согласно п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ (см. также п. 4 ст. 50 ГК РФ) осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (к которой в силу этой же нормы относится и участие в хозяйственных обществах) АНО может лишь при одновременном соблюдении следующих условий:
— осуществление такой деятельности служит достижению целей, ради которых создана АНО, и соответствует указанным целям;
— такая деятельность указана в уставе некоммерческой организации.
При передаче имущества юридическому лицу жертвователь может установить определенное назначение использования этого имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В этом случае направление имущества на цели, не предусмотренные договором пожертвования, признается нецелевым использованием полученного некоммерческой организацией в виде пожертвования имущества (письмо УФНС по г. Москве от 13.08.2009 N 16-15/083998), а у жертвователя появляется возможность отменить пожертвование (п. 5 ст. 582 ГК РФ). В письме УФНС по г. Москве от 29.09.2009 N 16-15/100991 указано: средства в виде пожертвований, полученные общественным фондом, признаются для целей налогообложения прибыли целевым поступлением только в том случае, если цель произведенного пожертвования определена самим жертвователем и она совпадает с уставными задачами этого фонда.
Как мы поняли из вопроса, жертвователь в анализируемой ситуации перечисляет пожертвования на те цели, которые указаны в Уставе АНО. Пожертвования безвозмездно передаются в качестве вклада в имущество дочернего ООО с целью реконструкции объектов недвижимости под культурный центр с частичной сдачей площадей в аренду.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Указанные доходы определяются в порядке, установленном пунктами 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении, который приведен в ст. 251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому все доходы, не указанные в этом перечне, необходимо учитывать в целях налогообложения, если они соответствуют критериям, установленным в ст. 41 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (в том числе денежных средств (п. 2 ст. 130 ГК РФ) подлежат включению во внереализационные доходы в целях налогообложения прибыли, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Этой статьей установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), использованные получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (письма Минфина России от 28.07.2023 N 03-03-06/3/71009, от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43725, от 27.09.2022 N 03-03-06/3/93321, от 07.10.2021 N 03-03-07/81140).
По мнению финансового ведомства, если пожертвование некоммерческой организации отвечает требованиям ГК РФ (в том числе, в части направленности деятельности указанных организаций на достижение общеполезных целей) и при этом соблюдаются условия, установленные в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а следовательно, и для целей применения УСН (письмо Минфина России от 31.12.2020 N 03-03-05/116899).
Обратите внимание: во избежание разногласий с налоговыми органами по вопросу включения стоимости полученных средств в состав внереализационных доходов АНО желательно, чтобы выполнялись следующие условия:
1) цель передачи должна быть подтверждена документально;
2) имущество должно использоваться в соответствии с целями, определенными жертвователем при его передаче или в соответствии с назначением имущества, если цели использования не определены (считаем, что этот пункт выполнен, т. к. жертвователь передал средства в АНО на уставные цели);
3) должен быть обеспечен раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и за счет иных источников.
При нецелевом использовании пожертвований их сумма подлежит налогообложению (в данном случае в рамках применения УСН).
Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
При невыполнении указанных условий стоимость полученных объектов должна быть включена в состав внереализационных доходов некоммерческой организации с целью исчисления налога на прибыль (п. 14 ст. 250 НК РФ). При этом датой признания внереализационного дохода будет являться дата, когда получатель имущества фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых оно предоставлялось (подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В письме Минфина России от 30.08.2018 N 03-03-06/1/61847 говорится, что поступившие пожертвования вправе не отражать в доходах только некоммерческие организации при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации.
Вопрос о том, насколько осуществление АНО того или иного вида деятельности служит достижению целей, для которых создана АНО, и соответствует им, является оценочным, поэтому ответ на него зависит от конкретных обстоятельств и в спорной ситуации может быть дан лишь судом (постановления АС Поволжского округа от 07.10.2014 N Ф06-15396/13, Девятнадцатого ААС от 27.12.2010 N 19АП-8426/2010, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу N А60-32901/2013).
Во избежание налоговых рисков рекомендуется следующее:
1) Сумма вклада в имущество дочернего ООО должна быть отражена в смете как расход на достижение уставных целей, с указанием, что средства направляются на создание инфраструктуры для уставной деятельности (культурный центр, библиотека, концертный зал). При этом в документах (решениях, приказах) необходимо четко зафиксировать цель передачи вклада обеспечение уставной деятельности АНО.
2) Как АНО, так и ООО следует обеспечить раздельный учет расходов и доходов, связанных с целевыми средствами и предпринимательской деятельностью.
При этом в случае, если часть объектов сдается в аренду под магазины, а доходы от аренды не полностью идут на уставную деятельность АНО, налоговые органы могут усмотреть нецелевое использование, что повлечет включение суммы внереализацирекомендуется документально закрепить распределение доходов и расходов ООО, а также подтвердить, что предпринимательская деятельность ООО служит достижению уставных целей АНО.
Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Каковы налоговые последствия для ООО в случае, если оно не выплатит действительную стоимость доли (ДСД) вышедшему участнику?
Налоговые последствия для участника и общества в случае (1) заключения соглашения о рассрочке выплаты ДСД за пределами годичного срока, (2) новации обязательства по выплате ДСД в заемное.
Участник владел долей 95% более 5 лет, номинальная стоимость 190 тыс. руб., размер ДСД более 50 млн руб.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для физического лица налоговые последствия выплаты действительной стоимости доли с 01.01.2025 зависят как от размера получаемого дохода в соответствующий налоговый период, так и от налогового резидентства. До момента фактического получения ДСД о налогооблагаемом доходе говорить не приходится. При рассрочке налоговая база и условия освобождения от НДФЛ будут определяться на каждую дату получения дохода.
При новировании обязательство по выплате ДСД в заемное обязательство у бывшего участника возникает налогооблагаемый доход в размере погашенной ДСД. Далее НДФЛ будет уплачиваться с процентных доходов (при наличии).
Для организации выплата ДСД вышедшему участнику, в том числе в рассрочку, равно как и новация долга в заемное обязательство не влечет налоговых последствий.
Само по себе нарушение сроков выплаты ДСД также не приводит к возникновению налогооблагаемых доходов. Доход, формирующий налоговую базу по налогу на прибыль, может возникать у организации при списании задолженности перед бывшим участником, например по истечении срока исковой давности, если долг так и не будет погашен (в т.ч. взыскан, новирован). Или в результате прощения долга.
Обоснование позиции:
НДФЛ. Общие положения
По общему правилу действительная стоимость доли (ДСД), полученная участником — физическим лицом при выходе из ООО, образует для него налогооблагаемый доход (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Организация, выплачивающая такой доход, признается налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление НДФЛ, его удержание из денежных выплат налогоплательщику и перечисление в бюджет исчисленной и удержанной суммы (ст. 226 НК РФ).
Поскольку в данном случае доля участия в ООО на дату выхода принадлежала участнику более пяти лет, есть предпосылки для применения к такому доходу положений п. 17.2 ст. 217 НК РФ (например, письма Минфина России от 17.08.2022 N 03-04-06/80175, от 07.04.2022 N 03-04-05/29529, от 25.11.2020 N 03-04-06/102649, от 09.11.2018 N 03-04-06/80846 и др.).
При этом с 01.01.2025 налоговые последствия такой операции для налогоплательщика зависят как от размера получаемого дохода, так и от налогового резидентства. Так, теперь этот пункт предусматривает ограничения:
— освобождение касается доходов, получаемых налогоплательщиком — налоговым резидентом РФ (ранее такой оговорки не было);
— его положения не применяются в отношении указанных в нем доходов в размере части налоговой базы, указанной в подп. 8 п. 6 ст. 210 НК РФ, превышающей 50 миллионов рублей.
В свою очередь подп. 8 п. 6 ст. 210 НК РФ с 01.01.2025 в отдельную налоговую базу выделены доходы физических лиц — налоговых резидентов от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, указанных в пунктах 17.2 и 17.2-1 ст. 217 НК РФ. НДФЛ с таких доходов исчисляется по ставке 13/15%, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ.
Говоря о невыплате ДСД или ее выплате в рассрочку (частями), следует учитывать, что общая сумма НДФЛ исчисляется (в том числе налоговым агентом) по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 3 ст. 225, п. 1 ст. 226 НК РФ).
В свою очередь для целей НДФЛ дата фактического получения дохода в денежной форме определяется по дате выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках, либо по его поручению на счета третьих лиц (либо на счет цифрового рубля) (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Именно на эту дату налоговый агент производит исчисление НДФЛ, а также удерживает налог из выплачиваемых налогоплательщику сумм (пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ). Каких-либо особенностей определения даты фактического получения дохода при выплате ДСД (равно как и иных сумм от продажи имущества или имущественных прав) в рассрочку, в т.ч. частями в разных налоговых периодах, не установлено.
Таким образом, до момента фактической выплаты ДСД (ее части) говорить о получении налогоплательщиком дохода не приходится. Лишь по факту выплаты денежных средств (применительно к денежным выплатам) определяется налоговая база и исчисляется НДФЛ с учетом налогового резидентства физического лица в соответствующий налоговый период и размера полученного дохода.
1. Если участник не является налоговым резидентом РФ
Так, в случае, если участник на момент выплаты ДСД не является налоговым резидентом РФ, то такой доход подлежит налогообложению НДФЛ с полной суммы полученного дохода, вне зависимости от срока владения долей. Причем, по разъяснениям налоговой службы с официального сайта ФНС, налоговый агент должен исчислить и удержать НДФЛ с полной суммы такого дохода по ставке 30% (п. 2.2 ст. 210, п. 3 ст. 224 НК РФ).
При этом возникает вопрос, каким образом указанный порядок согласуется с положениями подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ, в силу которого доход участника в виде суммы превышения над учитываемыми в установленном главой 23 НК РФ порядке расходами на приобретение долей приравнивается к дивидендам.
Налоговая служба в целом учитывает этот нюанс, указывая, что сумма дохода налогоплательщика (как резидента, так и нерезидента) состоит:
а) суммы дохода, приравненного к дивидендам (превышение суммы полученного дохода при выходе из общества над суммой расходов на приобретение доли);
б) суммы дохода в пределах суммы документально подтвержденных расходов на приобретение доли.
Однако обоснованность применения ставки 30% к полной сумме ДСД вызывает сомнение. Ведь доходы в виде дивидендов, полученные физлицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, облагаются НДФЛ по ставке 15% (абзац второй п. 3 ст. 224 НК РФ), в отличие от других отдельно не выделенных доходов нерезидентов (абзац первый п. 3 ст. 224 НК РФ).
И ранее из разъяснений с официального сайта ФНС России следовало, что:
— доход, приравненный к дивидендам, облагается по ставке в размере 15%;
— доход в пределах суммы расходов на приобретение доли в уставном капитале облагается НДФЛ по ставке 30%.
Таким образом, мы усматриваем противоречие. Возможно, с учетом обновленных формулировок подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ (с 2025 г. добавлена фраза «над учитываемыми в установленном настоящей главой порядке» расходами соответствующего акционера (участника)) представители налоговой службы считают его в принципе неприменимым к участнику не являющемуся налоговым резидентом РФ. Ведь нерезиденты лишены возможности использовать имущественный вычет (уменьшить свои доходы на соответствующие расходы). Тем не менее, положения упомянутой нормы не содержат уточнений о ее применимости только участниками (акционерами) налоговыми резидентами РФ.
Если участник на момент выплаты ДСД не будет являться налоговым резидентом РФ, то для устранения сомнений и корректного исчисления НДФЛ целесообразно обратиться за официальными разъяснениями.
Кроме того, при налогообложении таких доходов необходимо учитывать положения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения.
2. Если участник является налоговым резидентом РФ
В этом случае к рассматриваемым доходам в виде ДСД, получаемым с 2025 года, применимы ограничения в части размера необлагаемой налогом суммы. Причем речь идет о «части налоговой базы» (напомним — это доходы за минусом расходов/имущественного вычета) (п. 6 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, письмо ФНС от 15.04.2025 N ЗГ-2-11/6179@).
Это означает, что если налоговая база по доходам, полученным при выходе из общества, превышает 50 млн руб., то сумма превышения облагается НДФЛ. Условно, если допустить что доля в УК была приобретена участником при учреждении общества за 190 тыс. руб., то при получении дохода в виде ДСД, например, в размере 60 млн. руб., налоговая база по НДФЛ составит 59 810 000 руб.
Стоит заметить, что п. 11 ст. 226 НК РФ с 2025 года предусматривает возможность учета налоговым агентом при исчислении НДФЛ фактически осуществленных и документально подтвержденных расходов физических лиц, которые в соответствии с главой 23 НК РФ учитываются при исчислении суммы налога. Основанием является заявление налогоплательщика. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
Однако ФНС в приведенном выше материале указывает, что «Уменьшить доход ФЛ на его расходы на приобретение доли общество не вправе.» Полагаем, сказанное актуально для случая, когда налогоплательщик не обращался к налоговому агенту с соответствующим заявлением (или не предоставил подтверждающие документы).
В том случае, если ДСД будет выплачиваться частями, то в целях определения «необлагаемого лимита» доходы уменьшаются на сумму расходов пропорционально погашенной части. И если выплата (условная «налоговая база») будет менее 50 млн руб. и при этом не будет иных доходов, указанных в подп. 8 п. 6 ст. 210 НК РФ, то обязанности по уплате НДФЛ в соответствующем году не возникает.
Аналогичное мнение было высказано и С. Разгулиным в материале Вопросы применения освобождения от налогообложения доходов от продажи акций (долей)» (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). — Специально для Системы ГАРАНТ, декабрь 2024 г.
Но поскольку официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено, к сказанному следует относиться как к экспертному мнению, которое может отличаться от позиции контролирующих органов.
3. Новация в заем
Новация представляет собой прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами (п. 1 ст. 414 ГК РФ). Новация не является превращением одного обязательства в другое, а представляет собой прекращение одного и установление другого обязательства. Подробнее смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Новация; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств».
То есть в момент заключения соглашения о новации, по которому обязательство по выплате действительной стоимости доли будет новировано в заемное обязательство, задолженность перед участником будет погашена. В этот момент у участника возникает доход в виде ДСД, право на распоряжение которой у него возникло (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210 НК РФ). Организация в общем порядке признается налоговым агентом и в указанном выше порядке обязана исчислить, удержать (при возможности) и перечислить в бюджет НДФЛ с полученного дохода с учетом налогового статуса физлица и размера налоговой базы, превышающей 50 млн руб., если участник налоговый резидент РФ.
Но поскольку доход при новации получен не в денежной форме, то возможность удержать исчисленный налог может отсутствовать. При невозможности удержать исчисленный налог до 31 января следующего года налоговый агент обязан будет сообщить в налоговый орган и налогоплательщику о невозможности удержания НДФЛ. В общем случае уплату неудержанной суммы налога налогоплательщик будет производить самостоятельно на основании полученного налогового уведомления (п. 5 ст. 226, п. 6 ст. 228 НК РФ). Налогоплательщик также не лишен возможности самостоятельно задекларировать такие доходы по итогам года.
Сказанное косвенно подтверждается разъяснениями в письмах Минфина России от 27.07.2020 N 03-04-06/65545, от 12.09.2016 N 03-04-06/53287 (применительно к новации долга по выплате дивидендов в заемное обязательство).
Далее уже можно рассматривать налоговые последствия заемного обязательства. В частности, при процентном займе выплачиваемые займодавцу проценты будут облагаться НДФЛ в общем порядке. Организация-заемщик при этом признается налоговым агентом.
Налоговые последствия для ООО
Для организации выплата ДСД участнику, в том числе в рассрочку, равно как и новация долга в заемное обязательство не влечет налоговых последствий (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 252, подп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Само по себе нарушение сроков выплаты ДСД, на наш взгляд, также не приводит к возникновению налогооблагаемых доходов. До истечения срока исковой давности долг может быть взыскан бывшим участником в судебном порядке. Наряду с требованием о взыскании суммы долга с организации могут быть взысканы процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В свою очередь на основании п. 18 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за некоторым исключением, не имеющим отношения к рассматриваемой ситуации).
Таким образом, полагаем, что налогооблагаемый доход может возникнуть у организации по истечении срока исковой давности в случае, если долг так и не будет погашен (в т.ч. взыскан, новирован). Либо, к примеру, доход может возникнуть при прощении бывшим участником долга по выплате ДСД (письма Минфина России от 16.01.2020 N 03-03-06/1/1609, от 02.10.2018 N 03-03-06/1/70715).
В случае новации обязательства по выплате ДСД в заем в налоговых расходах организации могут быть учтены проценты по заемному обязательству. Особенности учета процентов регламентированы ст. 269 НК РФ. В настоящее время расходом для целей налогообложения признаются проценты, исчисленные исходя из фактической (т.е. установленной договором) ставки, без каких-либо ограничений, включая ставку 0% (п. 3 ст. 43, п. 1, п. 1.1 ст. 269, п. 1 ст. 328 НК РФ, письмо Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846). Исключение составляют сделки, признаваемые контролируемыми.
В заключение обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции контролирующих органов. Для устранения сомнений напоминаем о праве налогоплательщиков на обращение за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 32, ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
К сведению:
Теоретически налоговые риски можем связать лишь с нарушением налогоплательщиками общих принципов, установленных ст. 54.1 НК РФ. Например, если налоговый орган усмотрит (и докажет (п. 5 ст. 82 НК РФ)) фиктивность операций (в т.ч. новации в заем), прикрывающих действительный экономический смысл сделки (притворные, мнимые сделки). Или их совершение с единственной целью неуплаты налога. Например, такие предположения могут возникать у контролирующих органов в случае, когда сделка «не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения» (письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел конттроль качества
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) госпошлина составляет:
— для физических лиц — 10 000 рублей;
— для организаций — 100 000 рублей.
В каком размере подлежит уплате указанная госпошлина, если должником является юридическое лицо — ООО, а заявителем по делу о банкротстве — кредитор — индивидуальный предприниматель?
Есть ли судебная практика по данному вопросу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При подаче заявления о признании должника банкротом ИП должен уплатить госпошлину как физическое лицо.
Обоснование вывода:
Действительно, согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) госпошлина подлежит уплате в следующих размерах:
— для физических лиц — 10 000 рублей;
— для организаций — 100 000 рублей.
Отдельно для индивидуальных предпринимателей размер госпошлины не выделен.
В этой связи стоит обратить внимание на разъяснения, данные в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2024 г.) (В каком размере государственная пошлина уплачивается индивидуальным предпринимателем при обращении этого лица в суд?): В силу пункта 1 статьи 333 17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Специальный порядок уплаты индивидуальными предпринимателями государственной пошлины при обращении в суд не установлен.
На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Таким образом, с учетом положений статьи 11 НК РФ и положений ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ при обращении в суд индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается этим лицом в размере, установленном для физических лиц.
Как показывает практика, данные разъяснения нижестоящие суды используют при определении размера госпошлины, оплачиваемой при обращении ИП с заявлением о признании должника банкротом.
Так, например, в решении Арбитражного суда Смоленской области от 25 марта 2025 г. по делу N А62-943/2025 указано среди прочего следующее: 11.02.2025 индивидуальный предприниматель Воднев Иван Николаевич (ОГРНИП 304325513200250, ИНН 323201182830) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Сафоновский завод ЖБИ» (ОГРН 1196733020703, ИНН 6726025574) несостоятельным (банкротом), обосновывая заявление наличием задолженности в размере 3 416 684,00 руб.
При этом излишне уплаченная по чеку от 31.01.2025 государственная пошлина в размере 90 000 руб. подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) для физических лиц государственная пошлина уплачивается в размере 10 000 руб.
Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Таким образом, с учетом положений статьи 11 НК РФ и положений ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ при обращении в суд индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается этим лицом в размере, установленном для физических лиц (смотрите также, например, решение Арбитражного суда Смоленской области от 18 марта 2025 г. по делу N А62-491/2025, решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2025 г. по делу N А41-36275/2025, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2025 г. по делу N А45-36762/2024).
С учетом изложенного при подаче заявления о признании должника банкротом ИП должен уплатить госпошлину как физическое лицо.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Ответ прошел контроль качества