На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

В налоговой декларации по прибыли за 9 месяцев 2024 года указаны авансовые платежи на 1 квартал 2025 года. Как эти платежи будут учитываться, если организация переходит с общего режима налогообложения на УСН?

При переходе на УСН с 2025 года в установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ порядке организация не должна будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале 2025 года.

Организация не обязана производить расчет авансовых платежей, если условия применения общего порядка уплаты авансовых платежей, предусмотренные ст. 286 НК РФ, как в данном случае, не соблюдаются.

То есть в данном случае организации не потребуется перечислять суммы платежей в бюджет в январе, феврале и марте 2025 года.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Согласно п. 5.14 Порядка заполнения Декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@, по строкам 290-310 Листа 02 Декларации указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена Декларация.

То есть в декларации за 9 месяцев в этих строках указываются суммы, которые ежемесячно уплачиваются в IV квартале налогового периода.

В соответствии с п. 5.15 Порядка заполнения в Декларации за 9 месяцев также указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в первом квартале следующего налогового периода в строках 320-340 Листа 02 Декларации.

Сумма ежемесячных авансовых платежей на первый квартал принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в четвертом квартале.

В то же время при переходе на УСН с 2025 года в установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ порядке организация не должна будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале 2025 года. В таком случае, по нашему мнению, в силу п. 1 ст. 81 НК РФ организация не обязана представлять в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за 9 месяцев 2024 года с корректировкой данных о ежемесячных авансовых платежах на I квартал 2025 года.

Если организация после подачи уведомления по форме N 26.2-1 (о переходе на УСН) сомневается в том, что налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом скорректировал его налоговые обязательства по налогу на прибыль, она может обратиться с письменным заявлением свободной формы в налоговый орган с просьбой подтвердить ее статус как плательщика налога по УСН.

Если в налоговую инспекцию поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговый орган должен в произвольной форме письменно проинформировать его, что он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).

Смотрите:

Вопрос: Организация в 2016 году применяет общую систему налогообложения и является плательщиком ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного периода. С 2017 года она планирует перейти на УСН. Можно ли в декларации за 9 месяцев 2016 года раздел 1.2 по авансовым платежам за I квартал и строки 320, 330, 340 Листа 02 не заполнять? Необходимо ли предпринять какие-то другие действия, чтобы налоговая инспекция не начисляла авансы за I квартал 2017 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.);

Вопрос: Организация на ОСНО планирует переходить на УСН с 2025 года. Надо ли в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2024 г. указывать авансовые платежи за 1 квартал 2025 г.? Нужно ли восстанавливать НДС по 08 счету? Как включается остаточная стоимость ОС в расходы по УСН? При УСН «доходы» на какие расходы можно уменьшить доход? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, июнь 2024 г.);

Вопрос: С 2010 года организация переходит на УСН. Остается ли необходимость уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, приходящихся на I квартал 2010 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2009 г.).

В то же время, считаем, организация, хотя и не обязана, но вправе представить уточненную декларацию за 9 месяцев, в которой в строках 320-340 Листа 02 Декларации указать нулевые значения. Дополнительно одновременно можно направить обращение в налоговую инспекцию в произвольной форме, в которой дать пояснение причины направления уточненной декларации.

В любом случае у организации уплачивать авансовые платежи за I квартал 2025 года обязанности нет.

С 12 июля 2024 года установлено, что организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, сумма всех доходов, учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных п. 11 ст. 250 НК РФ, и доходов в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав)), не превысила 337,5 млн рублей (первый абзац п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Данная величина установлена Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ непосредственно в п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Как составить налоговую и бухгалтерскую отчетность при реорганизации в форме преобразования? Реорганизуемая организация применяет УСН, организация-правопреемник также будет применять УСН.

О представлении отчетности в случае преобразования организации на УСН смотрите подробно Вопрос: 11.10.2024 организация (реорганизация МУП в ООО) снята с налогового учета и 11.10.2024 поставлена на учет как ООО. Система налогообложения — УСН «доходы минус расходы» (не меняется). Каковы дальнейшие действия предприятия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2024 г.).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Для подтверждения кода вида деятельности по ОКВЭД в СФР представляется бухгалтерская отчетность общественной организации?

В соответствии с п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55) для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:

а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;

б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;

в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства).

Этот перечень документов является исчерпывающим, поэтому считаем, что НКО (не являющаяся субъектом малого предпринимательства) для целей подтверждения основного вида деятельности представляет копию пояснений к балансу.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Можно ли при расчетах по агентскому договору принципалу включить в себестоимость полученных товаров от агента курсовые разницы и банковские расходы, возникшие у последнего при исполнении поручения, если эти расходы включить в стоимость вознаграждения агенту?

При приобретении товаров через агента их себестоимость может формироваться с учетом агентского вознаграждения.

Согласно ст. 1001 ГК РФ комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Это правило применяется и в отношении сторон по агентскому договору, если агент действует от своего имени и если оно не противоречит положениям главы 52 «Агентирование» ГК РФ и существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре. В свою очередь, агент должен представлять принципалу отчеты об исполнении агентского договора в порядке и сроки, которые определены договором. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (ст. 1008 ГК РФ).

Таким образом, в законе отсутствуют императивные нормы об обязанности принципала возмещать агенту расходы, понесенные в связи с исполнением поручения. Поэтому возможны два варианта:

— сверх выплаты вознаграждения принципал возмещает агенту расходы, связанные с исполнением поручения, на основании отчета и приложенных к нему подтверждающих документов;

— принципал выплачивает агенту лишь сумму вознаграждения, размер (порядок расчета) которого устанавливается договором (предполагается, что все расходы, понесенные в связи с исполнением поручения, покрываются доходом в виде вознаграждения).

Для посреднических операций не предусмотрено какого-либо особого порядка, предписывающего учитывать курсовые разницы, возникающие в процессе исполнения поручения принципала (комитента). В связи с чем, если иное не предусмотрено агентским договором, курсовые разницы следует относить на счет расчетов с принципалом (комитентом), поскольку их образование непосредственно связано с исполнением поручения по этому договору.

Вместе с тем из условий договора может следовать, что разницы, возникающие вследствие колебания курса иностранной валюты, включаются в доходы (агентское вознаграждение) либо в расходы (не подлежащие возмещению) агента (комиссионера).

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному:

— в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору;

— в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким же образом при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным (п. 9 ст. 270 НК РФ):

— в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору;

— в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента. Если же агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, которые в соответствии с агентским договором не должны возмещаться принципалом, то такие расходы учитываются при налогообложении прибыли у агента.

Следовательно, налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора (письма Минфина России от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10478, от 14.02.2020 N 03-03-07/10365, от 15.11.2019 N 03-07-08/88442, от 08.05.2019 N 03-03-06/1/33662).

Налогооблагаемыми доходами агента является сумма агентского вознаграждения, которая учитывается в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 24.01.2018 N 03-03-07/3581).

Если комиссионер в рамках договора комиссии осуществляет расходы, не возмещаемые комитентом и, соответственно, не учитываемые в налоговом учете комитента, то такие расходы комиссионер вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при условии соответствия указанных расходов требованиям ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 30.10.2009 N 03-03-06/1/712).

Вместе с тем в материале «Сложности налогового учета затрат, возникающие у комиссионера при исполнении посреднического договора (Т.В. Кузнецова, «Российский налоговый курьер», N 22, ноябрь 2013 г.)» автор отметил, что комиссионеру рискованно включать в налоговые расходы курсовую разницу, возникающую при расчетах с комитентом. Данный вывод основан на следующем.

«В соответствии со статьей 1001 ГК РФ, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, комитент обязан возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на выполнение комиссионного поручения. При этом обязательства по отдельным вспомогательным договорам зачастую выражены в валюте или условных единицах (в частности, если речь идет о транспортировке импортного товара, уплате зарубежных таможенных пошлин и т.д.). В этом случае, как правило, возникают курсовые разницы.

Позиция ведомств и судебная практика по вопросу учета таких курсовых разниц при расчете комиссионером налога на прибыль противоречива. Так, в письме от 16.03.09 N 03-03-06/1/143 Минфин России указал, что посредник вправе включить в состав внереализационных доходов или расходов курсовые разницы по требованиям, возникшим при расчетах с принципалом по возмещению затрат, произведенных при выполнении посреднического договора, выраженным в иностранной валюте. При этом ведомство отметило, что у налогоплательщика-посредника курсовые разницы для целей налогового учета возникают только в отношении собственных валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Удалось найти решение, в котором суд поддержал такую позицию финансового ведомства (постановление ФАС Московского округа от 04.02.11 N КА-А40/17731-10).

Однако УФНС России по г. Москве в письмах от 25.01.11 N 16-15/006151@, от 22.09.10 N 16-15/099696@ и от 25.02.09 N 16-15/016360 высказало иное мнение. Столичные налоговики указали, что денежные средства в иностранной валюте, поступающие на валютный счет посредника в связи с исполнением обязательств по договору, включая возмещение понесенных расходов (кроме средств, являющихся посредническим вознаграждением), не образуют курсовую разницу.

В рассматриваемом случае у комиссионера образуется курсовая разница только от переоценки посреднического вознаграждения, полученного в иностранной валюте. Следовательно, посредник должен самостоятельно на основании посреднического договора и первичных документов разделить денежные средства, находящиеся на его валютном счете, на те, которые являются его вознаграждением, и те, которые являются собственностью принципала. Позиция налоговиков основана на ранних разъяснениях Минфина России (письма от 24.07.06 N 03-03-04/2/604 и от 20.03.06 N 03-03-04/1/259).

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского от 28.02.13 N А27-8583/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.09.13 N ВАС-8222/13), Поволжского от 28.04.10 N А55-12964/2009 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 31.08.10 N ВАС-11523/10) и Северо-Западного от 06.04.06 N А05-17340/2005-13 округов».

Также обратим внимание на рассуждения судей из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2013 по делу N А27-8583/2012: нормы Налогового кодекса не содержат положения, регламентирующие порядок включения во внереализационные доходы и расходы отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества, не принадлежащего налогоплательщику, — аванса, полученного комиссионером от комитента.

В свою очередь, по совершенным комиссионером, агентом операциям налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль определяет комитент (принципал), то есть комиссионер, агент должны учитывать в составе доходов или расходов лишь суммы, являющиеся их собственными доходами или расходами.

Независимо от условий контракта налоговый учет курсовых разниц обязательств по нему осуществляется комитентом, как лицом, от имени и (или) за счет которого совершаются юридические действия, в соответствии с положениями статей 250 и 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов).

Суды согласились с доводами налоговой инспекции о том, что денежные средства, поступившие от комитента для целей исполнения поручения, принадлежат комитенту (за исключением комиссионного вознаграждения), в связи с чем доходы и расходы, возникающие при конвертации валюты, к обязательствам комиссионера (налогоплательщика), вытекающим из названного контракта, не имеют отношения и не могут в соответствии с вышеуказанными нормами права относиться на доходы и расходы налогоплательщика.

В итоге курсовые разницы, возникающие у комиссионера в связи с исполнением комиссионного поручения, не должны влиять на финансовые результаты деятельности комиссионера (то есть эти курсовые разницы возникают не по активам и обязательствам комиссионера, а фактически по активам и обязательствам комитента).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

ИП находится на УСН (6%). Если лимит (60 млн руб.) будет превышен в 2024 году, то ИП будет применять НДС в 2025 году. А если в 2025 году выручка будет меньше, чем 60 млн руб., имеет ли ИП право в 2026 году без уведомления в налоговую инспекцию перестать начислять НДС? Если лимит превысит все льготные пределы и придётся начислять НДС 20%, в этом случае можно будет принимать к вычету входящий НДС? Произойдёт ли автоматически переход на ОСНО?

Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ в новой редакции на УСН освобождение от НДС можно получить за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

Других условий для применения освобождения нет (оно регулируется именно ст. 145 НК РФ).

Трехлетнее ограничение по применению пониженных ставок НДС установлено в п. 9 ст. 164 НК РФ в новой редакции и касается только тех налогоплательщиков, которые не имеют права на освобождение от обязанностей плательщика НДС и должны начислять налог.

Оно установлено, чтобы налогоплательщики, которые обязаны начислять НДС, не смогли перейти на общую ставку 20 процентов произвольно, а смогли бы только по истечении трех лет в том случае, если они обязаны уплачивать налог.

Согласно подп. 2 п. 8 ст. 164 НК РФ в новой редакции, если выручка превысит 450 млн руб., то налогоплательщик обязан применять ставку 20 процентов (возможности применять ставку 5 или 7 процентов в этом случае не будет).

Но право на УСН налогоплательщик утратит (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции). К вычету НДС можно будет применять.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

На балансе предприятия по производству бумаги находится объект культурного наследия.

Предприятие делает ремонт объекта с целью открыть там заводской музей (то есть не для получения дохода).

Может ли предприятие включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данные расходы?

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в рамках ведения деятельности, направленной на получение дохода.

При этом определенные виды расходов признаются обоснованными с возможностью их учета при исчислении налога на прибыль в силу прямого указания на это в главе 25 НК РФ.

Так, на основании подп. 48.7 п. 1 ст. 264 НК РФ к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с предоставлением (передачей) имущества, имущественных прав (работ, услуг) безвозмездно в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ.

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы на создание объектов социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, за исключением расходов международных холдинговых компаний на создание объектов, переданных в соответствии с требованиями п. 4 ст. 284.10 НК РФ (подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Нормами главы 25 НК РФ прямо не предусмотрена возможность включения в состав налоговых расходов затрат на ремонт объекта культурного наследия, который не будет непосредственно использоваться предприятием в деятельности, направленной на получение дохода.

Положения ст. 275.1 НК РФ, которой установлены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в рассматриваемой ситуации не срабатывают.

К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Если обратиться к судебной практике, то, к примеру, в деле N А33-17222/2008 судьи согласились с налоговым органом в том, что организация железнодорожного транспорта необоснованно учла при исчислении налога на прибыль расходы в виде амортизационных отчислений по имуществу, находящемуся в музее.

Судьи указали, что обществом не представлены доказательства, свидетельствующие об использовании объектов, числящихся за музеем (панель над входом в музей, экспозиция музея, стеллаж для альбомов) в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией, то есть указанные объекты не относятся к основным средствам в понимании статей 256, 257 НК РФ, несмотря на намерения общества использовать указанные объекты в целях получения дохода. Смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2010 по делу N А33-17222/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано определением ВАС РФ от 29.06.2010 N ВАС-8636/10.

В то же время в судебной практике имеются случаи, когда организации смогли отстоять возможность включения расходов на содержание музея в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, причем несмотря на то, что посещение музея не было платным. Смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 25.04.2008 по делу N А57-10434/06, ФАС Поволжского округа от 29.09.2005 N А55-19867/04-11, ФАС Поволжского округа от 06.10.2005 N А55-1332/05-31.

Если организация посчитает возможным при исчислении налога на прибыль учесть расходы на ремонт объекта культурного наследия, проводимого с целью открытия заводского музея, то ей следует быть готовой к возникновению спора с налоговым органом.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация приобрела земельный участок, в состав которого по договору включены системы водоснабжения и водоотведения, их передавали отдельно по акту-приема передачи с оплатой незначительной стоимости 12 000 рублей. Продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами. Сети зарегистрированы в реестре ЕГРН.

Организации предстоит ввод в эксплуатацию земельного участка.

Может ли организация сумму затрат на системы включить в общую стоимость с землей и не облагать налогом на имущество?

Или нужно отделять эту сумму и вводить в эксплуатацию отдельным объектом с последующим начислением налога на имущество?

Земельные участки (в том числе на которых проведены указанные неотделимые улучшения), на основании подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.

Неотделимыми улучшениями участка являются замощение, покрытие и другие улучшения земельного участка, заключающегося в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком (например, система ливневых и перфорированных дренажей, ирригации, дорожек, асфальтовых покрытий, бордюров и других аналогичных объектов, смотрите письмо Минфина России от 06.09.2021 N 03-05-05-01/71955).

Такие объекты не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены (смотрите, например, Постановления Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 17085/12 (гольф-поле), от 28.05.2013 N 17085/12 (футбольное поле), от 26.01.2010 N 11052/09 (земляная насыпь на песчаной подушке) и от 17.01.2012 N 4777/08).

Что касается объектов инфраструктуры, линейных объектов, размещенных на земельном участке, то стоимость таких объектов, приобретенных вместе с земельным участком:

— учитываются на балансе в качестве отдельных объектов основных средств, если отвечают условиям п. 4 ФСБУ 6/2020; объектов амортизируемого имущества, если отвечают условиям п. 1 ст. 256 НК РФ. Подлежат обложению налогом на имущество организаций (рассматриваемые объекты относятся к недвижимому имуществу) (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.12.2020 N 03-05-05-01/105898,);

— включаются в первоначальную стоимость нового объекта ОС, если приобретенные объекты подлежат демонтажу в целях освобождения места под строительство нового объекта (смотрите, например, Вопрос: Как учитываются нежилые объекты, приобретенные с целью ликвидации для дальнейшего строительства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.);

— включаются в первоначальную стоимость участка, если подлежат демонтажу для расчистки участка (если новый объект на участке возводиться не будет).

Поэтому в данном случае, по нашему мнению, системы водоснабжения и водоотведения не включаются в первоначальную стоимость участка (если только не подлежат демонтажу для расчистки участка в целях использования его, например, как площадка для хранения).

При этом необходимо определить, являются ли система водоснабжения и водоотведения:

— отдельным сооружением (может использоваться как сеть для нескольких зданий);

— системой инженерно-технического обеспечения здания, пп. 20 и 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ.

В первом случае, поскольку стоимость системы водоснабжения и водоотведения не превышает 100 000 руб. (если для целей п. 5 ФСБУ 6/2020 установлен аналогичный лимит), то как отдельные объекты ОС они не признаются. И их учет зависит от дальнейших целей организации:

— в случае намерения произвести их реконструкцию в целях эксплуатации — учитываются на счете 08 до момента приведения их в состояние, пригодное для использования. После определения окончательной суммы капитальных вложений учитываются как отдельное ОС (недвижимое имущество) или списываются на расходы (как малоценный объект ОС);

— в случае намерения использования по назначению сразу после приобретения — списываются в расходы как малоценный объект ОС, смотрите также Вопрос: Налог на имущество на здания с низкой стоимостью (МЦ), исключенные из состава ОС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.);

— в случае демонтажа в целях расчистки площадки для возведения нового объекта ОС — учитываются на счете 08 и включаются в первоначальную стоимость нового объекта ОС.

Во втором случае такие объекты обеспечивают эксплуатационные характеристики здания (предназначены только для эксплуатации здания), не могут функционировать отдельно от здания и, соответственно, должны учитываться вместе со зданием в составе единого инвентарного объекта (включаться в его первоначальную стоимость либо учитываться как отдельный объект, но в качестве составной части здания, смотрите, например, Вопрос: Учет расходов по газификации вновь построенного нежилого здания, налог на имущество по системе газоснабжения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Физическое лицо (ИП на УСН) выходит из учредителей ООО (на УСН) и выделяет в качестве действительной стоимости своей доли имущество (коммерческая недвижимость). Производится рыночная оценка стоимости имущества с НДС.

По какой стоимости ИП должен принимать имущество к учету в целях контроля лимитов остаточной стоимости в целях УСН: с НДС или без НДС?

Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. С 2025 года указанный лимит увеличен до 200 млн рублей (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ). При этом в целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

Несмотря на то, что ИП в этой норме прямо не поименованы (кроме того, ИП вправе не вести бухгалтерский учет), ИП также должен контролировать стоимость объектов, используемых в предпринимательской деятельности, в силу п. 4 ст. 346.13 НК РФ. По мнению контролирующих органов и судов, определение остаточной стоимости ОС индивидуальным предпринимателем при этом производится по правилам, установленным данной нормой для организаций. Смотрите письма ФНС России от 19.10.2018 N СД-3-3/7457@, от 22.08.2018 N СД-3-3/5755@, Минфина России от 16.12.2020 N 03-11-11/110289, от 06.03.2019 N 03-11-11/14646, от 15.06.2017 N 03-11-11/37040 и др., п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, решение ВС РФ от 29.08.2016 N АКПИ16-592*(1).

В настоящее время бухгалтерский учет ОС регламентирован ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Именно этим стандартом следует руководствоваться ИП для определения остаточной стоимости ОС (смотрите также письмо Минфина России от 11.02.2022 N 07-01-10/9691, с которым можно ознакомиться в сети Интернет).

Остаточная стоимость ОС определяется по правилам ФСБУ 6/2020 исходя из нового понятия балансовой стоимости (п. 25 ФСБУ 6/2020). Это следует из письма Минфина России от 28.11.2022 N 03-11-11/115978, смотрите также письмо Минфина России от 05.12.2022 N 03-11-11/118632.

Так, балансовая стоимость (остаточная для целей УСН) представляет собой первоначальную стоимость ОС, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Первоначальной стоимостью ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 18 ФСБУ 26/2020). В свою очередь, капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении условий, перечисленных в п. 6 ФСБУ 26/2020, в числе которых б) определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.

В сумму фактических затрат при признании капитальных вложений включаются, прежде всего, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику суммы, определяемые с учетом всех скидок (премий, льгот и т.п.) и за вычетом возмещаемых сумм налогов (пп. 10, 11 ФСБУ 26/2020). К приравниваемым затратам относятся, к примеру, увеличение капитала организации вследствие выпуска собственных долевых инструментов (эмиссия акций, увеличение уставного капитала и т.п.), безвозмездного получения имущества (и прав на РИД) от акционеров, собственников, участников, учредителей организации, о чем в данном случае говорить не приходится.

Фактическими затратами в имущество, получаемое безвозмездно, считается справедливая стоимость такого имущества (п. 14 ФСБУ 26/2020). При этом, на наш взгляд, в рассматриваемых обстоятельствах не приходится говорить о безвозмездном получении имущества. Операция ближе к приобретению ОС в обмен на отчуждаемую долю (имущественное право) (п. 6.1 ст. 23, п. 1 ст. 26 Закона об ООО). К случаям приобретения ОС с оплатой неденежными средствами применимы положения п. 13 ФСБУ 26/2020, согласно которым фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами), прежде всего, считается справедливая стоимость передаваемого имущества. При невозможности ее определения фактическими затратами в ОС считается справедливая стоимость приобретаемого имущества.

Как мы поняли, в данном случае участник при выходе из ООО получает недвижимость в оплату действительной стоимости доли (ДСД), определенной в оценке по рыночной (по сути справедливой) стоимости, что в некоторых случаях действительно является оправданным.

Говоря об НДС, следует учитывать, что согласно актуальной правовой позиции предъявляемая продавцом сумма НДС всегда является частью цены договора, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, смотрите также определение ВС РФ от 26.08.2021 N 305-ЭС21-10740). Сказанное в полной мере относится к рыночной стоимости имущества, определенной на основании отчета об оценке (письма Минфина России от 19.04.2019 N 03-07-11/28261, ФНС России от 28.07.2017 N СД-4-3/14806@)*(3).

То есть НДС, с одной стороны, представляет собой налог, сумму которого продавец-налогоплательщик обязан уплатить в бюджет при совершении налогооблагаемой операции (п. 1 ст. 143, ст. 146 НК РФ), а с другой стороны, он является частью согласованной сторонами цены, по которой оплачивается исполнение договора (пп. 1, 4 ст. 168 НК РФ, п. 1 ст. 424 ГК РФ). Фактически НДС оплачивается покупателем в составе цены покупки. При этом покупатель, являющийся налогоплательщиком НДС, при выполнении определенных условий вправе принять предъявленный ему налог к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

С учетом подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ при передаче имущества в оплату ДСД (в том числе в случае определения стоимости в рыночной оценке) также может возникать объект обложения НДС.

Но в данном случае передающая сторона (ООО) тоже на УСН и не является налогоплательщиком НДС в 2024 году. А потому НДС в стоимости недвижимости, передаваемой в оплату ДСД, выделять (и предъявлять получателю) не должна. В связи с чем мы не находим оснований для уменьшения первоначальной стоимости ОС, предназначенного для использования в предпринимательской деятельности ИП, на сумму НДС, указанного в отчете оценщика. То есть полагаем, что первоначальная стоимость ОС в бухучете должна быть сформирована рыночной стоимостью недвижимости, включающей налог.

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов и контролирующих органов. Разъяснений по подобным вопросам нами не обнаружено. Поэтому при наличии сомнений рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин или налоговый орган.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Организация на общей системе налогообложения оказывает услуги по перевозке. Стоимость услуг по перевозке в акте и счете-фактуре указана с НДС, а штрафные санкции без НДС.

Штрафные санкции, которые без НДС, должны быть в счете-фактуре, или можно в акте указать вместе услуги с НДС и штрафы без НДС, а штрафы без НДС в счет-фактуру не включать?

Организация обязана составить счет-фактуру в случаях, перечисленных в п. 3 ст. 169 НК РФ: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).

В письмах Минфина России от 23.08.2023 N 03-07-09/80296, от 16.12.2020 N 03-07-09/110092, от 15.02.2017 N 03-07-09/8423, от 07.11.2016 N 03-07-14/64908, от 25.11.2014 N 03-07-09/59838 финансовое ведомство поясняет: Налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ, нормам Кодекса не противоречит.

Таким образом, в одном счете-фактуре допускается указание товаров (работ, услуг) с НДС и без НДС, но это право, а не обязанность Организации.

Оформление документов, когда в акте указываются вместе услуги с НДС и штрафы без НДС, а штрафы без НДС в счет-фактуру не включаются, не противоречит законодательству.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

Необходимо ли утверждать договором форму универсального передаточного документа?

Универсальный передаточный документ (далее — УПД) — это документ, применение и рекомендуемая форма которого определены в письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@.

По мнению представителей налоговых органов, начало применения организациями УПД закрепляется учетной политикой или утверждается приказом руководителя (письмо Управления ФНС России по Приморскому краю от 14.02.2014 N 10-17/03613@).

В письме ФНС России от 23.12.2015 N ЕД-4-15/22619 указано, что УПД применяется по взаимному согласию сторон.

Утверждать договором форму УПД рекомендовано в целях исключения налоговых рисков.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Как в бухгалтерском и налоговом учете учитывать расходы на разработку проектов актов категорирования, актов обследования и паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса?

По нашему мнению, указанные расходы, понесенные не в рамках строительства, модернизации, улучшения и т.п. объектов, могут быть учтены как в бухгалтерском (в составе расходов по обычным видам деятельности), так и в налоговом учете (в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) единовременно либо равномерно (в зависимости от положений учетной политики).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

У областного казенного учреждения нет доходов, по виду организационно-правовой формы не имеет права вести коммерческую деятельность. Налоговый орган направил требование о представлении налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обязано ли казенное учреждение сдавать годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль?

Положениями НК РФ на всех налогоплательщиков возложены обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Отсутствие по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает налогоплательщика от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено НК РФ (письмо Минфина России от 03.02.2015 N 03-02-07/1/4179, п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). За неисполнение этой обязанности учреждение может быть привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Налог на прибыль

Согласно п. 2 ст. 11, ст. 246 НК РФ российские организации, к которым относятся и казенные учреждения, признаются налогоплательщиками налога на прибыль (смотрите также письмо Минфина России от 20.07.2011 N 03-03-06/4/78).

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ в общем случае налогоплательщики независимо от наличия обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации по налогу на прибыль.

На основании п. 2 ст. 289 НК РФ по итогам отчетных периодов, а также по истечении налогового периода при отсутствии обязательств по уплате налога представляются декларации по налогу на прибыль упрощенной формы.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, представляют упрощенную декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода в составе Титульного листа (Листа 01) с кодом 229 по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)», Листа 02, а также Приложения N 1 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов и Листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ. За отчетные периоды такие учреждения декларации не представляют (п. 2 ст. 289 НК РФ, п. 1.2 раздела I Приложения N 2 к приказу ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@).

НДС

Казенные учреждения не освобождаются от обязанностей плательщика НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Это означает, в частности, необходимость представления декларации по НДС, даже если никаких операций в налоговом периоде (квартале) не происходило (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Исключением является применение казенными учреждениями освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ с ежегодным подтверждением. Лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ, не представляют декларации по НДС, кроме случаев, когда они являются налоговыми агентами по этому налогу или выставляют счета-фактуры с выделенной суммой НДС (письма Минфина России от 11.11.2019 N 03-07-07/86820, ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9650@).

В состав декларации по НДС включается Титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Старовойтова Елена

Ответ прошел контроль качества

ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы» планирует открыть кафе и получить патент на услуги общепита с залом обслуживания до 50 кв. м в г. Москве. Общая площадь объекта — 68,2 кв. м.

Можно ли в данном случае в заявлении на получение патента не заполнять поле «Площадь объекта»?

Поскольку в г. Москве размер потенциально возможного к получению годового дохода в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту, зависит от территориальной расположенности объекта, а не от его площади, в заявлении на патент нет необходимости указывать код «Признака объекта» (п. 37 Порядка заполнения заявления). Соответственно, можно сделать вывод, что необязательно заполнять и поле «Площадь объекта (кв. м)».

Вместе с тем в п. 38 Порядка заполнения заявления не сказано, к какому полю относится этот показатель. Логично считать, что «площадь объекта» относится к предыдущему полю — «Признак объекта». Но поскольку никаких исключений для заполнения площади в случае отсутствия показателя в поле «Признак объекта» не предусмотрено, полагаем целесообразным его заполнить, указав при этом, на наш взгляд, площадь зала обслуживания (т.е. фактически увязав это поле со строкой 010 — «Код вида объекта» (для кафе — код 25).

Полагаем, указанное таким образом значение в этом поле не будет влиять на сумму платежа по патенту.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Физическое лицо (резидент РФ) стало одним из учредителей организации в Республике Узбекистан (доля участия — 20%), но не уведомило об этом налоговый орган в РФ в течение трех месяцев, просрочка составила три месяца.

Возможно ли подать уведомление об участии в иностранной организации, чтобы избежать ответственности?

Можем предложить следующие материалы, содержащие информацию по тематике вопроса:

апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 21.11.2022 по делу N 33а-37261/2022:

Решением Межрайонной ИФНС «данные изъяты» по «данные изъяты» от «данные изъяты» «данные изъяты» Дик Н.А. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.6 Налогового кодекса РФ за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

Как будут облагаться доходы, полученные от совместной деятельности простого товарищества, если участниками будут два ИП на ПСН или на УСН с объектом налогообложения «доходы»?

Участники договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) могут применять УСН, но только с объектом «доходы минус расходы» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Если это сделать на УСН с объектом «доходы», будет утеряно право на применение спецрежима с начала квартала, в котором произошло нарушение.

Также согласно подп. 1 п. 6 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения не применяется в отношении видов деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

То есть при наличии патента по виду деятельности доход в рамках совместной деятельности облагается обязательно или в рамках УСН с объектом «доходы минус расходы» или общего режима (в зависимости от того, какой режим ИП совмещает с патентом).

Если ИП совмещает патент и УСН с объектом налогообложения «доходы», то при заключении договора о совместной деятельности он утратит право на УСН и доход, полученный от совместной деятельности, будет облагать в рамках общего режима налогообложения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ИП в 2023 году заключил договор гражданско-правового характера с гражданином Армении. Договор заключен не от имени ИП, а от имени физического лица с физическим лицом. Договор заключен на неопределенный срок. Гражданин Армении на основании договора по заданию заказчика обязуется выполнить услуги подсобного рабочего. Установлена фиксированная оплата за выполнение работ. Согласно договору гражданин Армении сделает ремонт в квартире ИП, а ИП позволил ему жить в этой квартире.

ИП получил уведомление, в котором требуется представить РСВ за 2023 год. Однако фактически у ИП не было сотрудников. Данный договор гражданско-правового характера был заключен от имени физического лица, а не от имени ИП.

Должен ли в данном случае ИП отчитаться по НДФЛ и страховым взносам за данного гражданина Армении, если он оказывал ему услуги как физическому лицу и договор был заключен между физическими лицами?

1. Физические лица, в том числе выплачивающие вознаграждение физлицам по договорам гражданско-правового характера, в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами не признаются. В случае получения вознаграждения по гражданско-правовому договору от физического лица обязанность по исчислению и уплате НДФЛ на основании подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ возлагается на самого налогоплательщика, получившего такой доход (смотрите письма Минфина России от 20.03.2020 N 03-04-05/21538, от 13.11.2019 N 03-04-05/87533). Однако организации и ИП, напротив, по умолчанию являются налоговыми агентами: обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ.

2. Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

В рассматриваемом случае исполнитель услуг не относится к числу лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ и не является плательщиком НПД, соответственно, в силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ физическое лицо — заказчик, заключившее гражданско-правовой договор об оказании услуг с этим исполнителем и производящее выплату ему вознаграждения по данному договору, является плательщиком страховых взносов. Дополнительно смотрите в письме Минфина России от 15.02.2018 N 03-15-05/9504.

Согласно пункту 7.2 ст. 83 НК РФ физические лица, признаваемые плательщиками страховых взносов, подлежат постановке на учет в этом качестве по месту жительства на основании заявления, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору. Для постановки на учет физическому лицу — заказчику услуг следует представить в налоговый орган заявление (форма утверждена приложением N 3 к приказу ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@).

На основании п. 2 ст. 420 НК РФ для плательщиков страховых взносов — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Страховые взносы на ОПС, на ОСС по ВНиМ, на ОМС исчисляются плательщиками, производящими выплаты физлицам, в виде единой суммы, если иное не установлено ст. 431 НК РФ (п. 6 ст. 431 НК РФ) по единому тарифу (п. 3 ст. 425 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Как зарегистрироваться в качестве самозанятого? Как и в каком размере уплачиваются налоги при самозанятости?

Налог на профессиональный доход (далее — НПД, налог для самозанятых) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (подп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ). Впервые спецрежим устанавливается не НК РФ, а специальным Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее — Закон N 422-ФЗ).

Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).

1. Постановка на учет.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (ч. 1 ст. 5 Закона N 422-ФЗ). Сделать это можно одним из способов, перечисленных в ст. 5 Закона N 422-ФЗ:

— посетив налоговый орган лично (перечень документов: заявление, копия паспорта, фотография);

— через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (перечень документов: заявление);

— через мобильное приложение «Мой налог» (перечень документов: заявление, копия паспорта, фотография);

— через уполномоченный банк (перечень документов: заявление, копия паспорта);

— через единый портал госуслуг (перечень документов: заявление, копия паспорта).

Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков НПД. Мобильное приложение «Мой налог» (ноябрь 2024 г.).

2. Ставки налога на профессиональный доход. Предусмотрены две налоговые ставки в целях НПД (ст. 10 Закона N 422-ФЗ), зависящие от источника дохода:

4% — по доходам, полученным налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

6% — по доходам, полученным налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

3. При осуществлении расчетов с покупателями налогоплательщик обязан через мобильное приложение «Мой налог» (или через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию) передать в налоговый орган сведения о произведенных расчетах, сформировать чек и передать его покупателю (ч. 1 ст. 14 Закона N 422-ФЗ). На основании полученных данных налоговый орган рассчитывает сумму налога, которую должен уплатить налогоплательщик. Самому налогоплательщику ничего рассчитывать не нужно.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета (ч. 1 ст. 11 Закона N 422-ФЗ).

Уплата налога на профессиональный доход. Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, налоговый орган уведомит физлицо через мобильное приложение «Мой налог» о сумме налога, подлежащей уплате по итогам прошедшего месяца. В уведомлении будут указаны реквизиты для уплаты налога. Если сумма НПД, подлежащая уплате, составит менее 100 рублей, то она добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода (ч. 2 ст. 11 Закона N 422-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 13.04.2022 N ЗГ-3-20/3553@).

Уплатить налог необходимо не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (ч. 3 ст. 11 Закона N 422-ФЗ). Сделать это можно одним из способов (смотрите письмо Минфина России от 10.09.2020 N 03-11-11/79652, п. 9 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@):

— уплатить самостоятельно (в том числе через приложение «Мой налог»);

— перечислить через уполномоченный банк или оператора электронной площадки (в этом случае уведомление об уплате налоговый орган направит указанным лицам);

— уполномочить налоговый орган на списание налога с банковского счета и перечисление его в бюджет через приложение «Мой налог».

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо ЕНС, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требования об уплате задолженности. Требование направляется в сроки, установленные ст. 70 НК РФ. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, которые установлены НК РФ (ч. 6 ст. 11 Закона N 422-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Муниципальное учреждение культуры заключило лицензионный договор о постановке спектакля с автором произведения, который является самозанятым лицом. Авторское вознаграждение будет выплачиваться в процентах от валового сбора за продажу билетов.

Обязан ли автор как самозанятое лицо после получения авторского вознаграждения представить учреждению чек? Надо ли в лицензионном договоре указывать, что автор является самозанятым лицом и что учреждение не уплачивает НДФЛ?

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение НПД в порядке, установленном Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

Ограничения, связанные с применением специального налогового режима НПД, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422.

Так, не вправе применять НПД, в частности, лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422 объектом налогообложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Учитывая изложенное, в отношении доходов, полученных от предоставления права использования произведения по лицензионному договору, физическое лицо — автор данного произведения вправе применять специальный налоговый режим НПД.

На это указано в письме Минфина России от 18.07.2024 N 03-04-05/67198, его текст можно найти в сети Интернет (смотрите также письмо ФНС России от 05.08.2019 N СД-4-3/15409).

При каждой выплате вознаграждения самозанятому он обязан передать чек заказчику (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

В договоре целесообразно отразить, что исполнитель имеет статус самозанятого с указанием реквизитов свидетельства, выданного ему налоговой службой.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

В ООО три участника с долями по 1/3 каждый, владеют ими с 2018 года, уставный капитал — 15 000 рублей. В 2024 году один из участников умер, его жене была выплачена действительная стоимость доли, исходя из данных отчетности по состоянию на 31.12.2023 в сумме 3000 рублей. В августе 2024 года общество перераспределило доли на оставшихся участников по 1/2 (по 7500 рублей каждому). В ноябре 2024 года один из участников вышел из общества с выплатой действительной стоимости доли в размере 3000 рублей, определенной по данным отчетности на 31.12.2023.

В какой сумме должен быть уплачен НДФЛ с действительной стоимости его доли? Как определяется срок владения долей в данной ситуации?

Согласно п. 17.2 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Минфин России неоднократно разъяснял, что если в течение установленного п. 17.2 ст. 217 НК РФ срока владения долей участия в уставном капитале российских организаций размер доли налогоплательщика менялся, то освобождение от налогообложения применяется к доходам от реализации той части доли, которой налогоплательщик владел на момент реализации более пяти лет, с учетом соблюдения иных условий (письма Минфина России от 15.02.2022 N 03-04-05/10399, от 23.11.2021 N 03-04-06/94636 (можно ознакомиться в сети Интернет), от 13.03.2020 N 03-04-05/19410, от 26.02.2020 N 03-04-05/13727, от 22.01.2020 N 03-04-05/3284).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета