Как ФНС России за 35 лет стала масштабной цифровой экосистемой, обсудили в эфире программы «PRO налоги»
Сегодня ФНС России администрирует информацию о более 160 млн физлиц, 3,2 млн компаний, 4,8 млн ИП и 14,9 млн самозанятых. В ее базах данных хранятся сведения о 43,5 земельных участках, 82,2 млн объектах капитального строительства, 62,1 млн транспортных средствах. Все это — больше 2 ПБ информации. Это около 500 тыс. часов видео в формате Full HD, 430 млрд страниц текста в формате Word или 400 млн фотографий. Электронные реестры и платформы Службы используют в работе государственные ведомства и региональные власти, а люди и бизнес применяют удобные приложения и сервисы. Знаковые проекты Службы в день ее юбилея обсудили в эфире программы «PRO налоги».
«Мы собрали самые существенные данные о явлениях в экономике у нас, об активах, о транзакциях, о чеках и многом-многом другом, и поняли, что мы могли бы быть полезны. Пользуясь философией, что нам надо делиться данными, которая легла в основу наших представлений о хорошо и плохо, мы стали предоставлять эти данные другим государственным органам, регионам», — сообщил глава ФНС России Даниил Егоров.
В том числе на основе сведений о продажах, которые в онлайн-режиме поставляют 3,8 млн ККТ со всей страны, федеральные и региональные органы власти могут оперативно отслеживать результаты принятых решений и строить аналитику. Сегодня Служба поставляет более 230 наборов данных с помощью Внешней платформы поставки данных. Ими пользуются 31 федеральное министерство и ведомство, 658 региональных органов исполнительной власти и 41 компания. «Определенная насмотренность в том материале, который касается экономических эффектов, ложится в основу того, что мы в будущем будем более качественно принимать решения у нас в стране. А это, естественно, залог роста и процветания», — отметил Даниил Егоров.
«Налоговая служба быстрее собирает данные, чем органы статистики, по ценам, по объему продаж, по количеству потребляемых товаров. Мы это видим в недельном режиме регулярно. Как изменились цены, что выросло, что наоборот, какая динамика, какие объемы продаж, какие объемы регистрации контрольно-кассовой техники, какие обороты, цены по товарам. Это хорошая база для принятия управленческих и аналитических решений», — отметил министр финансов РФ Антон Силуанов.
Развивает Служба и систему электронного документооборота. Сегодня в ведомство ежегодно поступает 160 млн электронных документов от юрлиц и ИП. 70% сделок можно оформить документами в электронном виде. Расширение применения ЭДО с бизнесом позволило легче получать налоговые вычеты. Так, с 2021 года упрощенный порядок действует для имущественных вычетов, а с 2025 года — для социальных, кроме вычета на лекарства.
Облегчает жизнь гражданам и электронный реестр актов гражданского состояния, который ведет Налоговая служба. В ЕГР ЗАГС содержатся более 560 млн записей с 1926 года о рождении и смерти, а также о заключении и расторжении браков. Он работает по всей стране в режиме 24/7 все 365 дней в году. К нему обращаются 40 млн раз ежемесячно, а на ответ требуется всего 24 секунды. С помощью его сведений, например, социальный фонд проактивно назначает пособия и материнский капитал, а Росстат формирует официальную статистику. «Если людям или компаниям предусмотрены льготы, нам надо не усложнять доступ к ним, а делать его максимально комфортным. Нам с вами информация реестра доступна на портале Госуслуг. Благодаря ей родители получают доступ к дневнику школьника. Интеграция с Минздравом и суперсервисом «Рождение ребенка» позволяют родителям зарегистрировать рождение малыша, не посещая ЗАГС», — пояснил Даниил Егоров.
Заместитель руководителя ФНС России Виталий Колесников рассказал, что технологическое сердце всего налогового администрирования хранится в ЦОДах. Это бизнес-реестры (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГР ЗАГС, Регистр населения), платформа поставки данных, линейка личных кабинетов налогоплательщиков, сервис «Прозрачный бизнес». Пользователи обращаются к нему более 900 млн раз в год. Эти решения формируют в России качественно новую деловую среду, где добросовестный бизнес получает преимущества для развития, а прозрачность становится нормой работы.
«Налоговая служба, как мы видим, за последние годы действительно здорово изменила свой характер работы. Она стала более технологичной с точки зрения аккумулирования информационных систем для работы правительства. Сегодня это одно из важнейших ведомств Большого Минфина. Мы постоянно взаимодействуем с нашими коллегами в подготовке изменений налогового законодательства, в проведении реформ и в бюджете, и в финансах», — заявил Антон Силуанов.
Подробнее смотрите в программе «PRO налоги».

















