На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

Предоставлен стандартный вычет по НДФЛ с дохода за первую половину апреля (14 апреля), а в конце месяца (30 апреля) доход превысил лимит 350 000 руб. Как поступить в этой ситуации? Надо ли пересчитать НДФЛ?

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором доход работника превысит пороговую сумму, предоставление вычета нужно прекратить. То есть это правило относится ко всем выплатам дохода в соответствующем месяце, когда лимит превышен.

В письме Минфина России от 09.02.2023 N 03-04-06/10700 приведен пример.

Стандартный налоговый вычет, например, за февраль предоставляется при исчислении налога при первой выплате дохода в феврале, если соответствующий доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 350 000 рублей. При этом при исчислении налога при второй выплате дохода в феврале (то есть в этом же месяце), если соответствующий доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (с учетом второй выплаты в феврале), превысил 350 000 рублей, то сумма налога за январь — февраль пересчитывается без применения стандартного налогового вычета за февраль с зачетом ранее удержанного налога.

То есть НДФЛ надо пересчитать без учета вычета за апрель в рассматриваемой ситуации.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ИП на УСН с налоговой ставкой 6%, основной вид деятельности — услуги гостиниц. Осуществляет деятельность в Московской области. Как узнать, является ли ИП плательщиком туристического налога, вводимого с 1 января 2025 года?

Туристический налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории Сириус), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории Сириус) и указанных субъектов Российской Федерации.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 418.3 НК РФ.

Объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории Сириус) и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Указанный реестр размещен https://fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestryy/reestr-klassifitsirovannykh-obektov-gostinitsy-i-inye-sredstva-razmeshcheniya/.

Однако, по неофициальной информации, в Московской области вводить туристический налог пока не планируют (см., например, https://regions.ru/obschestvo/turistam-iz-podmoskovya-pridetsya-dopolnitelno-zaplatit-za-poezdki-v-55-regionov-rf).

Мы не имеем информации о принятии такого нормативного акта.

Если соответствующий нормативный акт в области, действительно, не будет принят до начала 2025 года, то с 01.01.2025 уплачивать туристический налог обязанности нет.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ООО (система налогообложения УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы) осуществляет вид деятельности по ОКВЭД 2: «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» (управляющая компания). С 1 января является плательщиками НДС со ставкой 5%. Подпункты 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривают применение льгот по НДС. Нужно ли отказываться от этих предусмотренных льгот (написать заявление в ИФНС) или можно их просто не применять? По указанным операциям, в случае отказа от льгот, можно ли применять НДС в размере 5%?

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен ст. 149 НК РФ.

Так, согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В то же время согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В связи с этим в случае, если управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поименованных в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, то данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) этой управляющей организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению НДС.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 21.08.2024 N 03-07-11/78657, от 21.10.2024 N 03-07-11/102099 и др.

Как можно понять финансистов, можно в этом случае применять и пониженную ставку 5 процентов, если есть для этого основания.

В то же время в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно п. 6 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).

Поэтому при реализации коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и отказавшимися от освобождения от налогообложения НДС таких работ (услуг), соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг) (см. также письмо Минфина России от 30.07.2024 N 03-07-11/71250).

Также если доход организации на УСН составляет менее 60 млн руб., то она применяет полное освобождение от обложения НДС и не вправе отказаться от него.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

С 2024 года можно применять коэффициент 1,5 по приобретенному высокотехнологичному оборудованию, включенному в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р, в текущем периоде при наличие таковых в реестре промышленной продукции. Какой пакет документов должен быть для подтверждения обоснованного применения данного коэффициента? Как отразить операции по увеличению стоимости в 1,5 в бухгалтерском учете?

С 28.04.2023 действует норма, согласно которой при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством РФ (далее — Перечень), налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5 (п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.04.2023 N 159-ФЗ, далее — Закон N 159-ФЗ). Она применяется к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в Перечень (ч. 3 ст. 2 Закона N 159-ФЗ). Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р, вступившим в силу 21.07.2023.

В письме Минфина России от 08.08.2023 N 03-03-06/1/74309 с учетом приведенных норм разъясняется, что налогоплательщик вправе применять коэффициент 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость высокотехнологичного оборудования, которое введено в эксплуатацию начиная с 21.07.2023 и содержится в Перечне, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение такого коэффициента (доп. смотрите письмо Минфина России от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).

Специального списка подтверждающих данное право документов не установлено.

Поэтому надо исходить, во-первых, из того, что это право должно быть отражено в учетной политике по налоговому учету.

Во-вторых, следует иметь в виду, что оборудование должно соответствовать Перечню. Поэтому необходимо иметь документ, подтверждающий код оборудования из числа имеющихся в Перечне, а также его наименование, соответствующее коду.

Иных требований к списку документов нет.

Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р принято Правительством РФ во исполнение норм п. 1 ст. 257 НК РФ, регулирующих порядок формирования первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете. Правила формирования первоначальной стоимости основных средств для целей ведения бухгалтерского учета установлены ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые не допускают возможности формирования первоначальной стоимости основных средств (в том числе высокотехнологичного оборудования) с применением повышающих коэффициентов. Поэтому Распоряжение не может применяться для целей бухгалтерского учета.

Соответственно, в бухгалтерском учете не делается никаких проводок в случае применения данного коэффициента.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Организация в 2018 году получила иностранный заём, по которому она начисляла ежемесячно проценты и признавала в доходах/расходах на конец каждого месяца. Как ей действовать в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ (пп. 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ)?

В общем случае в соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (за исключением расходов, указанных в пп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Согласно положениям пп. 14.1 п. 4 ст. 271 НК РФ в редакции, действовавшей по 31 марта 2024 года, датой получения доходов в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 годах по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, признается дата поступления денежных средств, но не позднее 31 марта 2024 года.

Указанный пп. 14. п. 4 ст. 271 НК РФ отменен, но согласно новому пп. 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств для доходов в виде процентов, начисленных по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Изменение внесено Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ.

Действие пп. 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года. Применяется этот порядок бессрочно (см. письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-03-06/1/75305).

Если налогоплательщик вправе пользоваться пп. 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ, но в 2024 году начислял доход по начислению, то он вправе сделать перерасчет.

Пунктом 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что:

— при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения);

— в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Также согласно п. 1 ст. 81 НК РФ:

— при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей;

— при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Соответственно, если у налогоплательщика после пересчета налоговые обязательства по налогу на прибыль уменьшатся, то он вправе, но может не подавать уточняющие декларации за отчетные периоды 2024 года.

Соответствующую корректировку можно учесть при определении налоговой базы за налоговый период 2024 года.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Российская организация является поставщиком товара, покупатель и грузополучатель — юридическое лицо Абхазии. Контракт заключен на 9,5 млн руб. на условиях предоплаты. Какие документы необходимы для оформления экспорта товара и таможенного оформления? Какую ставку НДС надо применить?

1. Порядок налогообложения НДС экспорта товаров в Абхазию регулируется положениями НК РФ. Особенности не установлены.

Если организация соберет подтверждающие документы в течение 180 календарных дней после таможенного оформления экспорта, то ставка НДС составит 0% (см. Вопрос: Какой порядок (ответ специалистов УФНС РФ по Иркутской области)).

2. Так как сумма контракта составляет 9,5 млн руб., а предоплата поступает в рублях на расчетный счет, то у организации отсутствует обязанность по представлению информации о валютной операции. При необходимости банк вправе запросить необходимые документы. Например, в целях подтверждения того, что сумма контракта не превышает 10 млн руб. (см. Энциклопедия решений. Представление в банк документов и информации о валютных операциях (декабрь 2024)).

3. В настоящее время действует ряд ограничений на вывоз товаров с территории РФ. Перед поставкой рекомендуем ознакомиться с материалом Антисанкционные меры 2022-2024 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан) (подготовлено экспертами компании «Гарант») / Вывоз товаров.

При экспорте товаров на территорию Абхазии необходимо учитывать положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами (Москва, 28 мая 2012 г.) (см. ст.ст. 2, 6, 8, Приложение 5).

Так, в отношении определенных товаров не применяются экспортные пошлины.

Происхождение товаров подтверждается сертификатом по форме СТ-1 (см. п. 2.1.1 Положения, утв. приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 01.03.2024 N 14).

Таможенное оформление экспорта осуществляется в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 19.01.2017 N 03-11-11/2021).

При взаимодействии с таможней будет полезна Схема II. Вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, размещенная на официальном сайте ФТС России (https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/spravochnaya-informacziya/sxemy-proxozhdeniya-proczedur-importa-i-eksporta/sxema-ii.-vyvoz-tovarov-s-tamozhennoj-territorii-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza).

Кроме того, может пригодиться информация об специализированном Абхазском таможенном посте, размещенная на сайте Посольства РФ в Республике Абхазия (https://abkhazia.mid.ru/ru/countries/ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/abkhazskiy_tamozhennyy_post_spetsializirovannyy/).

4. Документальное оформление взаимоотношений сторон происходит в общеустановленном порядке (см. по аналогии Вопрос: Документальное оформление транзитной поставки товара из Абхазии конечному покупателю (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

В мае 2024 года принято к учету основное средство (ОС). Позднее выяснилось, что в первоначальной стоимости ОС ошибочно не учтена сумма затрат, связанных со строительством. Как отразить неучтенные ранее капитальные затраты в налоговом учете? Существует ли риск в случае единовременного учета этих затрат в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль?

По общему правилу первоначальная стоимость основных средств может меняться только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Вместе с тем указанное ограничение не распространяется на ситуации, когда первоначальная стоимость подлежит корректировке в связи с допущенными в налоговом учете ошибками и (или) искажениями при определении и признании расходов, подлежащих включению в первоначальную стоимость основного средства. На это неоднократно обращал внимание Минфин России. При этом ведомство со ссылкой на ст. 54 НК РФ указывало, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). И только в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам (смотрите письмо Минфина России от 24.02.2022 N 03-03-06/1/14871).

Аналогичной позиции Минфин России придерживался и ранее. В частности, в письме Минфина России от 29.06.2016 N 03-03-06/3/37780 сообщается: в ситуации, когда подтверждающие первоначальную стоимость основного средства первичные документы получены налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию, имеет место неполное отражение данных о первоначальной стоимости объекта основных средств по данным налогового учета организации. Это, в свою очередь, влечет за собой неполный учет сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли организаций. Таким образом, полученная налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию информация о фактической стоимости объекта основных средств, затраты по формированию которой подтверждены документально, должна быть учтена исходя из положений ст. 257-259.3, 314 и 54 НК РФ. Проще говоря, по мнению Минфина России, налогоплательщик обязан скорректировать первоначальную стоимость объекта основных средств и суммы ранее начисленной амортизации. Если ошибка повлекла занижение базы по налогу на прибыль и суммы налога, организация обязана представить уточненные декларации.

В рассматриваемой ситуации обязанность представления уточненных деклараций по налогу на прибыль не возникает, сумму доначисленной амортизации можно учесть в расходах текущего отчетного (налогового) периода.

Если организация не сделает корректировку первоначальной стоимости объекта ОС, сумма затрат, ошибочно не учтенных в первоначальной стоимости, не может быть признана в налоговом учете в составе расходов. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

При получении документов от контрагентов возникают вопросы о необходимости проставления единиц измерения (условных единиц) в закрывающих документах. Верно ли замечание о том, что необходимо проставлять условные единицы и есть ли ссылка на какой-то закон или приказ? Например, поставщик услуг «Спутниковая компания» прислал оригиналы закрывающих документов без указания условных единиц (они во вложении), хотя в предыдущих документах их указывали. Сейчас отвечают, что условная единица для услуги может не заполняться и может быть проставлен прочерк, т.к. это услуга. Как должны отражаться данные в акте или УПД по услугам в колонке единица измерения? Что указывается: единица, прочерк или ничего?

1. Подп. «б» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры: в графах 2 и — единица измерения (код и соответствующее ему условное обозначение (национальное) в соответствии с разделами 1 и 2 Общероссийского классификатора единиц измерения) (при возможности ее указания) (письма Минфина России от 08.09.2014 N 03-07-09/44915, от 19.07.2012 N 03-07-09/69 и др.).

На наш взгляд, при оформлении счета-фактуры на оказание услуг в указанных графах всегда ставятся прочерки, так как услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). В связи с этим услуга не имеет и количественного выражения, соответственно, услуга не может быть выражена в определенных единицах измерения в счёте-фактуре.

В то же время, на практике, например, применительно к договору аренды, налогоплательщики при составлении счетов-фактур на услуги указывают единицы измерения — месяц (код по ОКЕИ — 362) или квадратный метр (код по ОКЕИ — 055). Такой порядок заполнения счетов-фактур к отрицательным налоговым последствиям не приводит.

2. Действующее законодательство не устанавливает обязательных требований к акту об оказании услуг и не закрепляет форму, порядок его заполнения. Вместе с тем сторонам целесообразно установить в договоре единицы измерения, фактически соответствующие сущности оказания услуг.

Акт является подтверждением факта оказания услуг, минимизирует риски возникновения спора между контрагентами (см., например, постановления АС Северо-Западного округа от 05.06.2023 N Ф07-5811/23, АС Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023 N Ф02-6844/22, АС Центрального округа от 27.01.2023 N Ф10-5768/22).

Требования к первичным документам касаются полноты заполнения всех реквизитов, а так же достоверности содержащихся в них сведений (постановление Девятнадцатого ААС от 20.09.2019 N 19АП-5648/19). Документы должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции с заявленными контрагентами (постановление Двадцатого ААС от 23.04.2018 N 20АП-1228/18).

Разъяснения о том, что делать, когда ни одна из единиц классификатора не соответствует сути оказанной услуги, давались контролирующими органами (см., например, письма Минфина России от 20.03.2009 N 03-07-09/10, от 14.12.2007 N 03-01-15/16-453) и судами (см. определение ВАС РФ от 19.03.2008 N 3578/08, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2010 N 07АП-9986/09, ФАС Московского округа от 24.10.2007 N КА-А40/10953-07, от 10.07.2007 N КА-А40/6221-07, от 09.06.2005 N КА-А40/5053-05). И те и другие считают, что в соответствующих графах надлежит поставить прочерк. Такие разъяснения даны в отношении счёта-фактуры, однако полагаем, что тот же порядок применяется и к выставленному акту.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

Организация на УСН с 2025 года станет плательщиком НДС. Аванс получила в 2024 году. В платежном поручении 2024 года надо указывать НДС?

С 2025 года «упрощенцы» становятся плательщиками НДС на основании Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Положения пунктов 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, которые до даты принятия поправок определяли, что организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, упраздняются с 1 января 2025 года (п. 72 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).

См. Энциклопедия решений. Как уплачивать НДС при УСН с 2025 года (декабрь 2024).

В пункте 16 Методических рекомендаций по НДС для УСН, доведенных письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@, отмечается, что если покупатель перечислит продавцу — налогоплательщику УСН аванс до 01.01.2025, а поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) будет после 01.01.2025 — НДС с аванса, полученного в 2024 году, не исчисляется.

Если в указанном случае покупатель не согласится внести изменения в договор и доплатить продавцу сумму НДС, то при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг) в 2025 году, по мнению ФНС, необходимо исходить из того, что цена договора включает в себя НДС. Его сумму можно определить, применив расчетную ставку в размере 5/105 или 7/107 (при применении специальной ставки НДС), либо 20/120, 10/110 (при применении общеустановленных ставок НДС).

Если часть аванса перечисляется уже в 2025 году, то на нее в общем порядке начисляется НДС. Сумму НДС с этого аванса можно будет зачесть на дату отгрузки (уменьшить НДС, начисленный с отгрузки).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ИП работал весь 2024 год. Налог 6% составил 25 000 руб. за 2024 год. Взносы ИП за 2024 год — 49 500 руб. ИП будет закрыт в январе 2025 года. Возможно ли потом вернуть переплату 49 500 — 25 000 = 24 500 руб.?

Законодательство не предусматривает возможность возврата превышения суммы фиксированных страховых взносов над суммой начисленного налога за год.

Это подтверждается Порядком заполнения декларации на УСН, утвержденной Приказом ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/813@.

Сумма указанных в ней фиксированных страховых взносов (строки 140 — 143 раздела 2.1.1) не могут превышать сумму начисленного налога на УСН (п. 47 Порядка заполнения). Если она превышает, то в этих строках указывается 0.

При этом сумму фиксированных страховых взносов должна быть уплачена полностью, если ИП проработал весь год.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ИП на УСН дополнительно применяет патент на услуги общепита без зала обслуживания. Заключен агентский договор с ООО на реализацию блюд ИП в залах обслуживания ООО. Под какую систему налогообложения попадает выручка от агентского договора ИП: ПСН или УСН?

Нет принципиального запрета, чтобы в рамках ПСН облагать доход, полученный по агентскому договору.

Есть как официальные разъяснения, так и судебные решения, допускающие это в отношении определенных видов деятельности.

В отношении услуг общественного питания подобных разъяснений и решений мы не находим.

При этом надо учитывать, что в целях ПСН услуги общественного питания услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (пп. 13 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Также, например, в ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенном в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст, указано, что общественное питание (индустрия питания): Самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

С учетом этого мы считаем учет доходов от оказания ИП услуг организации общественного питания по передаче продукции общественного питания по агентскому договору рискованным. Учет таких доходов в рамках УСН считаем более целесообразным.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Возникает ли материальная выгода с 2024 года по договору займа на приобретение жилья, заключенному в августе 2023 года сроком на 5 лет?

Не возникает материальной выгоды по данному договору, если налогоплательщик имеет право на имущественный вычет в отношении соответствующего объекта, подтвержденное налоговым органом.

С 2024 года материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или ИП, подлежит обложению НДФЛ при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ):

— соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или ИП, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях (с 1 января 2025 года — соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к работодателю налогоплательщика);

— такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Не признается доходом налогоплательщика матвыгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, независимо от соблюдения условий, указанных в абзацах втором и третьем подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ:

— материальная выгода, полученная от банков, находящихся на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного договором о предоставлении банковской карты;

— материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в течение льготного периода, установленного в соответствии с законодательством РФ;

— материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование кредитными средствами в части, относящейся к средствам, предоставленным на условиях программ господдержки, предусмотренных законодательными актами РФ, актами Президента РФ и (или) актами Правительства РФ, которыми в том числе определяется порядок возмещения лицам, предоставившим соответствующие средства, недополученных доходов по соответствующим займам (кредитам), если иное не установлено подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ.

Таким образом, экономия на процентах при получении кредитов (займов) на строительство или приобретение жилья больше не является исключением из общих случаев получения матвыгоды, кроме случаев предоставления таких кредитов в рамках госпрограмм. Но в отношении нее сделано уточнение.

Формально такое основание для освобождения материальной выгоды от НДФЛ, как наличие у физического лица права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья, с 2024 года исключено (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ изменен Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ).

Однако льгота в 2024 году может применяться, поскольку придание обратной силы нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, не допускается (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Таким образом, освобождение от НДФЛ материальной выгоды, которое применялось на основании подтверждения физическим лицом права на имущественный налоговый вычет, не пересматривается и может использоваться до конца 2024 года.

В письме Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 также разъяснено, что с учетом п. 2 ст. 5 НК РФ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, не возникает в 2024 году у налогоплательщиков, имеющих соответствующее подтверждение права на получение имущественного налогового вычета за указанный год.

Более того, статьей 9 Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ, вступившей в силу 29 октября 2024 года, данный вопрос урегулирован законодательно. В частности, установлено, что доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами по договору займа (кредита), заключенному до 31 декабря 2024 года включительно, освобождаются от НДФЛ, если:

— право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленное пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтверждено налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 220 НК РФ;

— заемные (кредитные) средства предоставлены на новое строительство/приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельного участка, предоставленного для ИЖС, или на котором расположены приобретаемый жилой дом или доля (доли) в нем, либо в целях рефинансирования (перекредитования) такого займа (кредита).

То есть такое освобождение материальной выгоды от обложения НДФЛ применяется в точности таком же порядке, как и ранее (до 2024 года), при выполнении указанных условий.

Говоря простым языком, если налогоплательщик сэкономил на процентах за пользование займом, предоставленным работодателем на приобретение жилья, то материальная выгода освобождается от обложения НДФЛ при условии представления налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Организация на ОСН заключила договор на оказание юридических услуг с самозанятым с ежемесячной оплатой. Какие документы должны быть от него предоставлены? Должен ли быть выставлен счет?

1. Основным документом, подтверждающим произведенные заказчиком затраты на оплату услуг, оказанных плательщиком НПД («самозанятым»), является чек, выданный им с указанием ИНН заказчика и наименования оказанных услуг. При отсутствии чека при произведении расчетов расходы не учитываются и выплачиваемая самозанятому лицу сумма подлежит обложению страховыми взносами (ч. 1 и ч. 8 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, см. также письма ФНС России от 12.08.2021 N КВ-4-20/11364@, Минфина России от 22.09.2021 N 03-04-06/76866, от 07.06.2021 N 03-04-05/44553, от 20.11.2020 N 03-11-11/101180).

2. Оказание организации услуг (выполнение работ) лицом, являющимся плательщиком НПД, оформляется гражданско-правовым договором с соблюдением простой письменной формы (п. 1 ст. 161 ГК РФ). В таком договоре целесообразно указать, что исполнитель применяет режим НПД, и обязать последнего незамедлительно уведомлять заказчика об изменении данного статуса.

3. Относительно вопроса о необходимости оформления актов оказанных услуг (выполненных работ), отметим, что положениями ГК РФ обязательное составление актов предусмотрено только в случаях приемки работ по договору подряда (п. 2 ст. 720 ГК РФ) и строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Также акт должен быть в наличии у Заказчика, если договором на оказание услуг, заключенного с самозанятым, предусмотрено условие об обязательном подписании сторонами акта оказанных услуг.

При этом необходимо учитывать также позицию налоговых органов, в соответствии с которой для налогового учета расходов покупателя акт о выполнении работ (оказании услуг) необходим и является документом, подтверждающим факт их исполнения, период или дату их оказания (смотрите информацию ФНС от 26 августа 2021 г.). Поэтому для целей налогового учета составление актов оказанных услуг (выполненных работ) представляется целесообразным. В отсутствие в ГК РФ каких-либо требований к этому документу (за исключением общего правила о необходимости соблюдения письменной формы, которое следует из ст. 161 ГК РФ) его содержание определяется исключительно усмотрением сторон.

4. Исполнитель-плательщик НПД может, но не обязан выставлять счета на оплату.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

Определением суда назначена экспертиза, стоимость которой оплачена предприятием напрямую в экспертную организацию. По определению суда заключение о проведении экспертизы будет направлено в суд. В каком периоде в целях налогообложения прибыли предприятие вправе признать расходы на оплату назначенной судом экспертизы? Нужно ли дожидаться вступления в силу судебного акта, принятого с учетом экспертного заключения?

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются судебные расходы и арбитражные сборы (см. письмо Минфина России от 24.05.2018 N 03-03-06/1/34999). Исходя из положений ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Открытый перечень судебных издержек содержится в ст. 106 АПК РФ. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

Минфин России подтверждает, что расходы налогоплательщика, связанные с проведением экспертизы, являются судебными расходами и учитываются в составе внереализационных расходов в соответствии с п. 10 ст. 265 НК РФ (см. письмо от 03.06.2010 N 03-03-06/1/373).

Нам не удалось обнаружить писем Минфина и ФНС России по вопросу о моменте признания в налоговом учете расходов в виде стоимости экспертизы.

По нашему мнению, в данной ситуации нет оснований для вывода о том, что расходы в виде стоимости услуг эксперта подлежат признанию на дату вступления в силу решения суда. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 и пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ эта дата является основанием для отражения расходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходов на возмещение причиненного ущерба.

Рассматриваемые расходы являются для организации расходами на оплату услуг. Потребление этой услуги происходит до принятия решения судом.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дата осуществления внереализационных расходов может определяться как дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Полагаем, что в рассматриваемом случае стоимость услуг эксперта может быть учтена в составе внереализационных расходов (в качестве судебных расходов) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором экспертное заключение было подготовлено (как вариант, направлено в суд или получено судом (при наличии такой информации у предприятия), но в любом случае не дожидаясь вступления в силу судебного акта). Если организация не располагает сведениями о дате экспертного заключения, то она будет указана в судебном акте.

С учетом конкретных обстоятельств отсутствие у организации акта сдачи-приемки услуг не должно оказывать влияние на определение даты признания расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 АПК РФ по общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

По общему правилу налогоплательщик вправе учесть расходы в более позднем периоде, т.к. это не влечет занижения базы по налогу на прибыль. Вместе с тем в данном случае перенос даты признания расходов на более поздний период (когда вступит в силу решение суда) может повлечь налоговые претензии, поскольку в 2025 г. налоговая ставка составит не 20, а 25%.

Отметим, мнение об отсутствии оснований для применения в отношении расходов в виде стоимости назначенной судом экспертизы положений пп. 13 п. 1 ст. 265 и пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, а также что указанные расходы подлежат признанию в бухгалтерском и налоговом учете в периоде возникновения факта хозяйственной жизни по потреблению услуги, высказывают и другие эксперты.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Организация выдала займ своему работнику. По договору займа поручителем является ИП, который оказывает услуги организации и является родственником работника. Может ли ИП полностью погасить займ за этого работника, в том числе взаимозачетом?

Данная операция возможна.

В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи, когда лица признаются взаимозависимыми. Рассматриваемый случай прямо не указан в этом списке.

Правда, лица могут быть признаны взаимозависимыми и в других случаях, то есть по факту (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Но это может иметь значение, если взаимозависимость влияет на результаты налогообложения. Чего в рассматриваемой ситуации не происходит.

Также гражданское законодательство не запрещает погасить задолженность по займу другим лицом (ст. 807 — 818 ГК РФ).

В соответствии со ст. 410 и 411 ГК РФ это можно сделать и взаимозачетом.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Если в 2025 году плательщик УСН с начала года является плательщиком НДС и в 2025 году доход составит менее 60 млн руб., то будет ли он в этом случае плательщиком НДС с начала 2026 года?

Нет, не будет. ИП на УСН автоматически с начала 2026 года будет освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ. То же самое касается организации на УСН.

На это, в частности, обращено внимание в п. 2 Методических рекомендаций для налогоплательщиков, применяющих УСН, которые с 1 января 2025 г. признаются налогоплательщиками НДС, направленных письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@.

Критерий 60 млн руб. за истекший календарный год оценивается ежегодно: если доходы налогоплательщика УСН за истекший календарный год не превысили 60 млн руб., то с начала следующего календарного года он освобожден от уплаты НДС (то есть при решении вопроса о применении освобождения от НДС с 01.01.2025 оцениваются доходы за 2024 год, с 01.01.2026 — доходы за 2025 год и т.д.).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

В соответствии с приказом ФНС России от 25.09.2024 N ЕД-7-14/801@ с 1 января 2025 года иностранные компании будут налоговыми агентами по доходам физических лиц от работ и услуг, выполненных и оказанных в РФ.

ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью), зарегистрированное в Республике Казахстан, производит выплаты вознаграждений гражданам РФ (резидентам) в рамках трудовых договоров.

Верно ли, что в этой ситуации ТОО не будет считаться налоговым агентом в 2025 году, не должно вставать на учет в налоговом органе на территории РФ, резиденты РФ должны самостоятельно задекларировать доходы в России и уплатить НДФЛ?

В случае выплаты ТОО вознаграждения в рамках договора ГПХ с резидентом РФ оно обязано встать на учет в ИФНС, удерживать и уплачивать НДФЛ в бюджет РФ и представлять отчетность по налогу?

В отношении трудовых договоров физического лица — резидента РФ с 01.01.2025 ничего не изменилось.

Такой доход является доходом от источника за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ).

При этом иностранная организация не является налоговым агентом (ст. 226 НК РФ). В соответствии со ст. 228 НК РФ физическое лицо самостоятельно исчисляет налог по итогам налогового периода путем представления в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ.

При этом можно зачесть налог, уплаченный по законодательству другого государства (ст. 232 НК РФ).

В то же время согласно новому п. 1.1 ст. 226 НК ФР с 01.01.2025 налоговыми агентами признаются иностранные организации, осуществляющие выплаты физическим лицам доходов в виде вознаграждений, указанных в подп. 6.3 п. 1 или подп. 6.1 п. 3 ст. 208 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть иностранная организация становится налоговым агентом, если она платит доходы за осуществленные через Интернет работы, услуги, переданные права и средства индивидуализации, если при этом используются:

— доменные имена и сетевые адреса из российской национальной доменной зоны;

— информационные системы, технические средства которых размещены на территории РФ;

— комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории РФ.

Для выполнения этих требований иностранная организация должна встать на учет в налоговом органе, для этого нужно подать заявление и документы (п. 4.10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет производится в соответствии с приказом ФНС России от 25.09.2024 N ЕД-7-14/801@ «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения».

Если указанные средства не используются, то иностранная организация не признается налоговым агентом. Пока не вполне ясно, что будет считаться использованием указанных средств сети Интернет, требуются дополнительные разъяснения.

При этом иностранные организации, признанные налоговыми агентами, должны (п. 2 ст. 230 НК РФ):

— ежеквартально представлять расчет 6-НДФЛ (утвержден приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@) с обобщенной информацией о доходах, исчисленном, удержанном и перечисленном НДФЛ по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента. За первый квартал подается до 25 апреля, за полугодие — до 25 июля, за девять месяцев — до 25 октября, за весь год — не позднее 25 февраля следующего года;

— ежегодно представлять справку о доходах и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога по каждому физическому лицу до 25 февраля следующего года.

Эти отчеты представляются в налоговый орган в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (доступ к нему предоставляется при постановке иностранной организации на учет).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 10%. Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации (далее — Перечень), утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (далее — Постановление N 688).

Согласно примечанию 2 к Перечню для целей применения данного Перечня следует руководствоваться кодами ОКПД 2, приведенными в Перечне, и наименованиями товаров с учетом примечания 1(1), в соответствии с которым указанные в Перечне коды ОКПД 2 применяются в отношении медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.

ФНС России в своем письме от 24.01.2020 N СД-4-3/999@ допустила применение к медизделиям с кодом 32.50.50.190 ставки НДС 10%, поскольку указанный код был введен на замену аннулированному в ОКПД 2 коду 32.50.50.000, который в Перечне, утвержденном Постановлением N 688, есть. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 N 1513 были внесены изменения в Постановление N 688, в соответствии с которыми с 01.01.2024 допускается применение ставки НДС 10% для медицинских изделий:

— с кодом ОКПД 2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» (код ОКПД 2, отмеченный знаком, применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код);

— с кодом ОКПД 2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки» (код ОКПД 2, отмеченный знаком, применяется только в отношении пеленок (простыней) впитывающих одноразовых; пеленок медицинских впитывающих, одноразовых для ухода за взрослыми, детьми и новорожденными; подгузников детских медицинских; подгузников для взрослых; прокладок урологических).

По какой ставке НДС с 01.01.2021 по 31.12.2021 облагаются операции по реализации на территории РФ товара, если в договоре купли-продажи указан комбинезон химической защиты одноразовый?

Согласно разделу 2 договора НДС — 10%, регистрационное удостоверение на медицинское изделие получено на код ОКПД 2 32.50.50.190: комплект одноразовый медицинской одежды по ТУ 32.50.50-003-42973969-2021.

В письме ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@ указано, что так как наименование продукции по новому коду ОКПД 2 32.50.50.190 соответствует наименованию продукции по старому коду ОКПД 2 32.50.50.000 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие), то допустимо применять ставку НДС в размере десяти процентов в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода ОКПД 2 — 32.50.50.190.

Необходимость такого разъяснения, как пояснила ФНС, была связана с тем, что на основании приказа Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст с 01.01.2020 код ОКПД 2 32.50.50.000 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие) заменен на код ОКПД 2 32.50.50.190 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки). При этом налогоплательщики вправе досрочно применять код ОКПД 2 32.50.50.190 в правоотношениях, возникших с 01.01.2019 (Изменение 35/2019 ОКПД 2).

Соответствующие изменения в Перечень в части замены кода ОКПД 2 32.50.50.000 на код ОКПД 2 32.50.50.190 не были внесены своевременно. В этой связи в настоящее время (то есть на момент разъяснения ФНС и позднее) налогоплательщикам выдаются регистрационные удостоверения с указанием кода ОКПД 2 32.50.50.190, отсутствующего в Перечне.

Данный код был включен в Перечень постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 N 1513 с началом действия с 01.01.2024.

Следовательно, за период до 01.01.2024 надо руководствоваться письмом ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@, то есть в этот период пониженная ставка применяется ко всем изделиям с кодом 32.50.50.190, если он указан в регистрационном удостоверении.

Повторим, что постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1513 начало действовать с 01.01.2024, но в отношении кода 32.50.50.190 имелась сноска, согласно которой пониженная ставка применяется только в отношении пеленок (простыней) впитывающих одноразовых; пеленок медицинских впитывающих, одноразовых для ухода за взрослыми, детьми и новорожденными; подгузников детских медицинских; подгузников для взрослых; прокладок урологических.

Смотрите Вопрос: Облагаются ли НДС и по какой ставке операции по реализации на территории РФ медицинских изделий, регистрационные удостоверения которых содержат код ОКПД2 32.50.50.190? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2023 г.)

Однако позднее также принято постановление Правительства РФ от 11.09.2024 N 1246. Им уточнено, что код 32.50.50.190 применяется для целей НДС без каких-либо исключений. И изменение распространено на правоотношения с 01.01.2024.

Таким образом, в отношении периода до 01.01.2024 надо руководствоваться письмом ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@, оно указывает, как надо действовать в отсутствие кода 32.50.50.190 в Перечне. В отношении периода с 01.01.2024 надо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 N 1246, так как данный код включен в Перечень с 01.01.2024.

То есть непрерывно для целей применения пониженной ставки по НДС код 32.50.50.190 применяется без исключений.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

При получении счетов-фактур в рамках ЭДО от контрагентов бывают случаи, когда формат электронного документа не вполне соответствует приказу ФНС России о форматах электронных счетов-фактур.

Существует ли перечень критических ошибок в электронных счетах-фактурах, которые могут препятствовать получению вычета по такому документу?

Общие правила оформления счетов-фактур установлены ст. 169 НК РФ. Специальных правил для электронных счетов-фактур она не содержит. В силу п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

То есть вычет по счету-фактуре, в том числе электронному, можно применить, если он содержит все реквизиты, приведенные в ст. 169 НК РФ, и подписан в установленном порядке.

Нет также перечня специальных ошибок для электронных счетов-фактур.

Укажем также, что Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи утвержден приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Платежный агент действует в рамках Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, принимает оплату в пользу поставщиков от физических лиц наличными денежными средства и посредством эквайринга. При приеме платежей взимает комиссию за прием (услуги агента), а в дальнейшем получает агентское вознаграждение от поставщиков и кредитной организации.

Обязан ли такой агент сдавать на специальный счет выручку в рамках своего дохода, полученного в виде комиссии при приеме платежей от физических лиц? Может ли такой агент в бухгалтерском учете приходовать всю наличную выручку на один счет 50.04 и отражать все эти поступления в одной кассовой книге, если сдает потом всю выручку на специальный счет, или он должен сразу разделять полученные суммы и приходовать на счет 50.01 (касса организации) свой доход в виде комиссии от физических лиц и на счет 50.04 (касса платежного агента) платежи, подлежащие перечислению поставщику?

В дальнейшем на основании отчета агента уже будет учитываться второе вознаграждение — от поставщика и кредитной организации.

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Все поступившие от покупателей деньги должны быть зачислены на специальный банковский счет, открытый платежным агентом в банке, и затем перечислены на счет заказчика в части сумм, ему причитающихся. А на счет платежного агента должны быть зачислены средства в части причитающихся ему сумм.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Казенное учреждение (администратор доходов) оказывает услуги автостоянки. С физическими и юридическими лицами заключается договор об оказании услуг. Один из пунктов договора гласит, что в случае задержки платежей автовладелец уплачивает пени в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки. В адрес контрагента направлено требование (претензия) о взыскании задолженности по договору и пеней за рассрочку оплаты.

Какой КБК следует применять для начисления пеней?

Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 86 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).

В соответствии с положениями п. 12.1.4 Порядка N 82н, п. 9.4.1 Порядка N 209н доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней, неустоек) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, подлежат отражению по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов (АнКВД) 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба». В рассматриваемой ситуации казенным учреждением может применяться соответствующий код классификации доходов бюджета группы доходов 116 «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»:

ХХХ 1 16 07090 ХХ 0000 140 «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, Центральным банком Российской Федерации, государственной корпорацией» (смотрите также письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 02-05-10/32795 «Об отражении в учете доходов от арендной платы за земельные участки, поступающих в бюджеты городских округов»).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Каким документом по налогу на имущество руководствоваться при расчете и начислении налога на имущество организаций по Пензенской области с 01.01.2025?

Чем отличается закон, действующий с 01.01.2025, от закона, действующего в 2024 году?

С 01.01.2025 года следует руководствоваться законом Пензенской области от 14 июня 2024 г. N 4345-ЗПО.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 7 указанного закона при исчислении и уплате налога за налоговый период 2024 года применяются налоговые ставки и налоговые льготы, установленные законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона Пензенской области от 14 июня 2024 года N 4346-ЗПО «О признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) Пензенской области»).

Данным законом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговые ставки устанавливаются в размере 2,5 процента (п. 4 ст. 3).

Также внесена новая льгота: организации, реализующие на территории Пензенской области стратегически значимые инвестиционные проекты в соответствии с законом Пензенской области от 31 мая 2024 года N 4296-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области», уплачивают налог в размере 18 процентов исчисленной суммы налога.

В остальном положения указанного закона повторяют установленные законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 544-ЗПО, с техническими поправками, связанными с приведением норм «старого» закона в соответствии с действующим законодательством (в частности, в льготах приведены ссылки на законы 2024 года, ранее были ссылки на законы 2009 года).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Ответ прошел контроль качества

По договору с покупателем закуплено оборудование. Покупатель оборудование не забирает, оно хранится на складе другой организации на УСН. Оплачиваются услуги склада. Перевыставляются затраты конечному покупателю.

Нужно ли начислять НДС при перевыставлении документов, или начислять НДС нужно сверх суммы счета организации на УСН?

Объектом обложения НДС являются операции, перечисленные в п. 1 ст. 146 НК РФ. Такая операции, как «компенсация (возмещение) расходов», сама по себе не является объектом налогообложения.

Вместе с тем в соответствии подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров, облагаемых НДС, увеличивается на суммы, полученные, в частности, за реализованные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров.

Поскольку в данном случае хранение осуществляется на стороне продавца, возникают предпосылки для включения полученной от покупателя суммы в налоговую базу по НДС по указанном основанию.

Косвенно аналогичная позиция прослеживается из писем Минфина России от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568, от 15.08.2012 N 03-07-11/300, от 13.10.2010 N 03-07-11/407.

Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Обложение НДС сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

НДС в этом случае определяется расчетным методом по ставке 20%/120% (п. 4 ст. 164 НК РФ). Причем предъявление этой суммы НДС продавцом покупателю положениями главы 21 НК РФ не предусмотрено. Равно как и положения ст. 171 НК РФ прямо не предусматривают возможность вычета этой суммы покупателем. Как следует из п. 18 Правил ведения книги продаж (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), счет-фактура в таких случаях составляется продавцом в одном экземпляре. По этой причине у покупателя нет оснований для вычета НДС с указанных сумм (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).

Представляется, если вести речь о «перевыставлении» расходов на хранение покупателю, размер такого возмещения будет сопоставим с уплаченной непосредственному хранителю суммой. И тогда именно эта сумма сформирует налоговую базу у продавца с выделением из нее расчетным методом НДС, подлежащим уплате в бюджет, что, очевидно, повлечет экономические потери для продавца, оплатившего услугу хранения без НДС.

На наш взгляд, избежать потерь можно путем урегулирования размера «возмещения» в договорном порядке. При этом допускаем возможность рассматривать ситуацию как оказание продавцом покупателю сопутствующих услуг, например, по организации хранения. С определением стоимости такой услуги в общем порядке по соглашению сторон (ст. 421, 424, 781 ГК РФ). В этом случае НДС будет исчисляться и предъявляться заказчику (покупателю) по общим правилам, по стандартной ставке 20% дополнительно к стоимости услуг (п. 1 ст. 168 НК РФ). Покупатель при этом может рассчитывать на вычет предъявленного налога.

Также не исключаем вариант с посреднической схемой (например, агент действует от своего имени, по поручению и за счет принципала). Но следует учитывать, что агентский договор по общему правилу предполагает агентское вознаграждение и соответствующее документальное оформление (ст. 1005, 1006, 1008 ГК РФ). Налоговой базой по НДС у агента при этом является только агентское вознаграждение, сами возмещаемые средства проходят «транзитом» (ст. 156 НК РФ).

Иными словами, порядок налогообложения НДС и размер налоговой базы в рассматриваемой ситуации зависят от выбора сторонами правовой конструкции и согласования ее стоимости. По «умолчанию» полученные от покупателя суммы на возмещение расходов на хранение приобретенных им товаров, вероятнее всего, будут рассматриваться как увеличивающие налоговую базу у продавца по правилам ст. 162 НК РФ с отсутствием права на вычет у покупателя.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

ИП на общей системе налогообложения с привлечением подрядных организаций строит нежилые здания, которые в дальнейшем будут использоваться в предпринимательской деятельности. Есть разрешение на строительство магазина, а также разрешение на строительство гостиницы.

Генподрядчик на крыше магазина построил здание котельной, другой подрядчик установил там отопительное оборудование, третий подрядчик запустил систему газоснабжения, далее будет прокладываться труба от этой котельной в гостиницу, то есть одна котельная на два объекта (магазин и гостиница, которая будет достроена примерно через год).

Надо ли затраты на создание котельной распределять между объектами (магазин и гостиница), или котельную следует учитывать как самостоятельное основное средство?

Согласно Введению к Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» в состав нежилых зданий и их частей включаются, в частности, устройства и оборудование, которые являются неотъемлемыми частями зданий.

Объектом классификации является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.

Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных учитываются в соответствующих группировках.

Таким образом, котельная может быть признана частью здания только в том случае, если она предназначена для обеспечения этого здания. Аналогичный вывод следует из положений пп. 6, 20, 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В рассматриваемом случае котельная установка (крышная котельная) предназначена для обслуживания не одного конкретного здания, а двух зданий (возможно, больше). В связи с этим считаем, что затраты на создание крышной котельной должны формировать первоначальную стоимость самостоятельного (отдельного от зданий) объекта основных средств, стоимость которого списывается в расходы через механизм начисления амортизации.

Исходя из характеристик, крышная котельная, как и само здание магазина, по нашему мнению, подлежит включению в десятую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно).

Минфин России подтверждает, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых в соответствии с Классификацией существенно отличаются, каждая такая часть в целях исчисления налога на прибыль учитывается как самостоятельный объект основных средств (смотрите письма Минфина России от 15.12.2023 N 03-03-06/1/121550, от 01.03.20219 N 03-03-06/1/13587). То есть для целей налогообложения может быть применим тот же подход, что и в бухучете (смотрите п. 10 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).

Указанная позиция Минфина России может быть актуальна, если отличаются сроки полезного использования конкретных видов оборудования, установленного в крышной котельной.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошкина Татьяна