Знаковые постановления Президиума ВАС РФ 2012 года

Знаковые постановления Президиума ВАС РФ 2012 годаВ 2012 году ВАС РФ почти каждый месяц разбирался в принципиальных спорах компаний с налоговыми органами. Предлагаем анализ самых важных, по нашему мнению, постановлений Президиума ВАС РФ, которые, безусловно, повлияют на работу как компаний, так и налоговых органов в 2013 году. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» разъяснения в форме постановлений Президиума ВАС РФ являются обязательными для арбитражных судов, поэтому именно ими будут руководствоваться нижестоящие судебные инстанции при разрешении аналогичных споров.

Решения, принятые в пользу налоговых органов
Налоговый орган после проведения выездной проверки вправе признать НДС, ранее возмещенный по результатам камеральной проверки, недоимкой.
До недавнего времени ВАС РФ в аналогичных ситуациях поддерживал налогоплательщиков. В определении от 12.01.2011 № ВАС-14773/10 суд указал, что НК РФ не содержит норм, позволяющих налоговому органу предлагать к уплате в бюджет ранее возмещенную сумму налога.
По мнению ВАС РФ, данные суммы не являются недоимкой в смысле п. 2 ст. 11 НК РФ [1]. На налогоплательщика не может быть возложено дополнительное обременение по уплате этой суммы, поскольку такой обязанности у него нет. Однако ФНС России, не квалифицируя сумму налога, ранее возмещенную в ходе камеральной проверки, как недоимку, давала указание нижестоящим налоговым органам в описательной части решения по результатам выездной проверки отражать суммы необоснованно возмещенного НДС и одновременно в резолютивной части этого решения предлагать налогоплательщикам уплатить излишне возмещенную сумму налога в бюджет (письмо ФНС России от 29.08.2011 № АС-4-2/14018).
Теперь позиция высшей судебной инстанции изменилась. В постановлении от 31.01.2012 № 12207/11 Президиум ВАС РФ принял сторону инспекции.
Обстоятельства дела следующие.
Инспекция провела выездную налоговую проверку налогоплательщика, по результатам которой пришла к выводу о необоснованном возмещении НДС на основании решения, принятого по итогам камеральной проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации, и предложила ему уплатить 2 млн руб. налога. По мнению инспекции, налоговые вычеты были заявлены налогоплательщиком по счетам-фактурам, выставленным контрагентом в отношении услуг, подлежащих налогообложению
по ставке 0 %.
Отменяя решения нижестоящих судов о незаконности принятого налоговой инспекцией решения, Президиум ВАС РФ отметил следующее. Исходя из системного толкования статей 88, 89 и 176 НК РФ выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В НК РФ отсутствуют нормы, запрещающие проведение выездной проверки в отношении налоговых периодов, по которым ранее налоговым органом было принято решение о возмещении НДС. Статья 176 НК РФ не
предусматривает проведение выездной проверки как исключительную форму налогового контроля.
По мнению суда, порядок получения и исследования доказательств в ходе выездной проверки носит самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральной проверки. Получение налогоплательщиком незаконного возмещения НДС непосредственно связано с исчислением сумм налога к уплате и является следствием неправомерного применения вычетов.
Таким образом, у налогоплательщика не было права на возврат из бюджета НДС, уплаченного по итогам выездной проверки, но первоначально ошибочно возмещенного по итогам камеральной проверки, поскольку основания для возмещения данного налога отсутствовали.
Подробности – в № 8/2013 журнала «Налоговая политика и практика»