Контрольные соотношения налоговых деклараций: налогоплательщики получили инструмент самоконтроля

Налоговые декларацииВ начале года на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Налоговая отчетность» были опубликованы приказы, в которых содержатся контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. Теперь они доступны для всеобщего пользования. О причинах принятия такого решения и значимости этого события редакции журнала «Налоговая политика и практика» рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, действительный государственный советник РФ 3-го класса Даниил Вячеславович Егоров.

 Даниил Вячеславович, почему было принято решение снять гриф «Для служебного пользования» с документов, содержащих контрольные соотношения показателей налоговых деклараций? Это можно считать подарком налогоплательщикам?

Решение опубликовать приказы с контрольными соотношениями показателей налоговой отчетности, т. е. сделать их общедоступными документами, было принято после серьезного изучения вопроса. И это не просто подарок налогоплательщикам. Мы считаем, что в результате выигрывают все — и налогоплательщики, и налоговые органы. Поясню почему.

Тщательный анализ бизнес-процессов внутри камерального блока показал, что на выявление нестыковок, выставление требований об уточнении налоговых деклараций или объяснении причин появления расхождений, составление актов, проведение различных согласительных процедур тратится огромное количество человеко-часов работы налоговых инспекторов.

По подсчетам, нарушения в контрольных соотношениях показателей выявляются примерно в 9 % налоговых деклараций, в то время как на их обработку затрачивается до 33 % рабочего времени камерального блока. А доначисления налогов в случае выявления нарушений в соотношениях показателей налоговых деклараций, как правило, минимальные — примерно 3 % от общей суммы доначислений камерального блока.

Поэтому бизнес-процесс, цель которого состоит в «подчистке» нестыковок в налоговой декларации налогоплательщика без доначисления налогов, нельзя признать эффективным.

Предстояло, однако, ответить еще на ряд насущных вопросов. Каковы будут последствия раскрытия контрольных соотношений показателей налоговых деклараций? Не воспользуются ли этим недобросовестные налогоплательщики в целях искажения показателей налоговых деклараций?

После всестороннего изучения информации о последствиях исправления показателей налоговых деклараций или выяснения причин появления нестыковок было установлено, что скрывать контрольные соотношения от налогоплательщиков не имеет глобального смысла. Риска, что недобросовестные налогоплательщики будут пользоваться контрольными соотношениями в корыстных целях, практически не существует. В любом случае, как только налоговый инспектор выявляет несоответствие показателей налоговой декларации, он сообщает об этом налогоплательщику.

В силу изложенных выше причин и было принято решение обнародовать контрольные соотношения показателей налоговых деклараций.

Скажите, пожалуйста, контрольные соотношения разработаны по всем или только некоторым налоговым декларациям?

Контрольные соотношения разработаны для превалирующего большинства, а именно двенадцати, налоговых деклараций. Нет контрольных соотношений только по двум налоговым декларациям.

С какими показателями осуществляется сравнение проверяемой декларации?

Прежде всего сопоставляются внутренние показатели проверяемой декларации. Также проводится сравнение этих показателей с показателями других налоговых деклараций и с данными бухгалтерской отчетности.

Планирует ли ФНС России выпустить письмо для налогоплательщиков с разъяснениями, как правильно применять контрольные соотношения?

Если такая необходимость возникнет, письмо обязательно появится. Но нужно понимать, что сегодняшнее раскрытие контрольных соотношений — лишь первый этап, верхушка айсберга. Речь идет только о базисных контрольных соотношениях. А есть блоки контрольных соотношений федерального и регионального уровней. Естественно, что налоговые инспекторы при камеральных проверках могут выявлять какие-то другие нестыковки в налоговых декларациях. В дальнейшем мы подумаем, какие еще инструменты самоконтроля можно дать налогоплательщикам.

В документах с контрольными соотношениями применяется множество сокращений, что затрудняет их использование…

Думаю, у налогоплательщиков не будет проблем при прочтении сокращений и аббревиатур: их перечень приводится в конце каждого приказа с контрольными соотношениями показателей по той или иной налоговой декларации.

Будут ли корректироваться документы с контрольными соотношениями по мере внесения поправок в налоговое законодательство?

Видимо, без этого не обойтись, ведь внесение поправок в налоговое законодательство зачастую диктует необходимость изменения показателей налоговых деклараций.

Мы понимаем, что частые изменения в декларациях усложняют работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов: возникает необходимость адаптации к обновленным формам, появляются проблемы при анализе налоговых показателей во времени, затрудняется сравнение налоговых деклараций за разные налоговые периоды. Поэтому постараемся минимально и заблаговременно корректировать показатели налоговых деклараций. Допустим, к лету будут учтены все изменения в налоговых декларациях, а применяться они должны только со следующего года.

Кроме того, если будут выявлены новые контрольные соотношения, мы предоставим их как инструмент для работы не только налоговым органам, но и налогоплательщикам, чтобы они могли самостоятельно следить за качеством представляемых налоговых деклараций.

Даниил Вячеславович, как Вы относитесь к идее организовать обсуждение вопроса об уточнении (дополнении) контрольных соотношений показателей налоговой отчетности на форуме сайта ФНС России?

Хорошая идея. Думаю, что люди, которые непосредственно ведут налоговый и бухгалтерский учет, могут дать весьма интересную и полезную информацию. Например, помогут увидеть новые контрольные соотношения или выявить какие-то неточности.

Полный текст интервью читайте в № 2/2013 журнала "Налоговая политика и практика"