Каким быть закону о налоговом консультировании

Налоговое консультирование. ЗаконО необходимости принятия федерального закона «О налоговом консультировании» в последнее время много говорится. Введение института налогового консультирования предусматривается «дорожной картой» «Совершенствование налогового администрирования».

Более того, в мае 2012 года создана рабочая группа по выработке единых подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового консультирования. Перед ней поставлены следующие задачи: разработка концепции бизнес-процессов правового регулирования деятельности налоговых консультантов, повышение качества услуг в сфере налогового консультирования, решение вопросов взаимодействия налоговых органов с налоговыми консультантами с использованием механизмов саморегулирования. Авторы статьи — члены этой рабочей группы попробуют ответить на ряд вопросов. Какие услуги и какого качества оказывают налоговые консультанты в настоящее время? Нужен ли контроль за их деятельностью и в какой форме он должен осуществляться?

Различают две формы налогового консультирования: внешнее (осуществляется на возмездной основе налоговыми консультантами — индивидуальными предпринимателями и различными компаниями, в том числе аудиторскими, адвокатскими образованиями — юридическим и физическим лицам) и внутреннее (осуществляется физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях в качестве консультантов по налогам и сборам в экономических и юридических подразделениях юридических лиц).

Российский рынок налогового консультирования предлагает широкий спектр услуг, который сводится к следующим видам.
1. Разъяснение положений по применению законодательства о налогах и сборах.
Обращение налогоплательщиков к налоговому консультанту в этих случаях обусловлено возникновением нестандартных ситуаций либо срочностью принятия соответствующих решений.

Например, законодательно вопрос налогообложения не урегулирован, а необходимо быстро подписать договоры с контрагентами, особенно если речь идет об иностранных партнерах; подготовить письменные возражения по результатам налоговых проверок и апелляционные жалобы, срок написания которых ограничен (в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком и по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю) решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения), либо требуется со¬провождение налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговых проверок в налоговом органе или участие в качестве его представителя в судебных разбирательствах и т. п.
2. Разъяснение порядка заполнения налоговой отчетности, а также ее составление и представление в налоговые органы.
3. Услуги, связанные с регистрацией, перерегистрацией, ликвидацией (прекращением деятельности) консультируемого лица (организации или индивидуального предпринимателя), постановкой его на учет (снятием с учета) в налоговых органах.
Иногда, оказывая услуги по этому направлению, налоговые консультанты намеренно или неволь¬но способствуют совершению налогоплательщиками противоправных действий: созданию фирм- однодневок, ликвидации лиц с задолженностью в бюджет и т. д.
4. Услуги физическим лицам по составлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в целях получения налоговых вычетов.
5. Услуги физическим лицам по исчислению и уплате имущественных налогов (земельного, транспортного, на имущество физических лиц), включая уточнение информации по налогооблагаемым объектам с регистрирующими органами (Росреестром, ГИБДД и т. д.).
Кроме того, налоговые консультанты могли бы сыграть важную роль в продвижении для налогоплательщиков—физических лиц электронных сервисов ФНС России, в частности сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», с помощью которого можно уточнить объект налогообложения и уплатить налоги.
Все вышеперечисленные услуги очень востребованны. Однако можно ли слепо доверять советам налоговых консультантов? Скорее всего, нет. Зачастую в Интернете встречается информация, размещаемая как рекламная для привлечения клиентов, которая заставляет усомниться в квалификации исполнителей, так как не актуализирована с учетом изменений и дополнений, внесенных в действующее законодательство о налогах и сборах, уже вступивших в законную силу. Необходимость анализа подобной информации влечет за собой потери времени клиентов и затрудняет принятие решения. Кроме того, существует еще один отрицательный момент — на сайтах налоговых консультантов нередко отсутствуют сведения об их государственной регистрации и наличии ИНН.
Отсутствие требований в отношении контроля за деятельностью налоговых консультантов, в том числе за качеством оказываемых ими услуг, подрывает доверие налогоплательщиков к институту налогового консультирования.
Один из путей решения этой проблемы видится в законодательном регулировании отношений между участниками в сфере налогового консультирования.
Функции и полномочия по контролю за лицами, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, могли бы взять на себя саморегулируемые организации (далее — СРО), т. е. независимые профессиональные сообщества налоговых консультантов.
Данный контроль СРО могут начинать уже со стадии подготовки и аттестации специалистов в области налогового консультирования на основании единых для всех квалификационных требований по допуску кандидатов к сдаче квалификационного экзамена, присвоению статуса налогового консультанта. В процессе мониторинга за деятельностью своих членов СРО вправе будет принимать решения о приостановлении (возобновлении) и прекращении данного статуса.

Подробности – в № 4/2013 журнала «Налоговая политика и практика»