Качественная аналитика — основная задача МИ ФНС России по ценам

Задачи МИ ФНС по ценамДля реализации положений раздела V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ по решению руководства Службы и Минфина России была создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения (далее — инспекция, МИ ФНС России по ценам).
Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения утверждено приказом Минфина России от 05.04.2012 № 43н [2].
Инспекция входит в единую централизованную систему налоговых органов и подчиняется непосредственно ФНС России (http://nalog.ru/mnsrus/mns_ pages/mri_mns/mifns_price/).
На МИ ФНС России по ценам возложены, в частности, следующие функции [2, п. 6]:

  • автоматизированная обработка и ввод получаемой информации в базы данных;
  • мониторинг и использование источников инфор¬мации, необходимых для анализа и контроля цен для целей налогообложения;
  • подготовка экономических справок о компаниях — участниках контролируемых сделок, в том числе рези¬дентах иностранных государств.

Заметим, что сбор, обработка, обобщение, анализ и хранение информации о компаниях — участниках контролируемых сделок является на сегодня одной из приоритетных задач.
Инспекция уже сейчас проводит и будет проводить в дальнейшем различные виды анализа, на основе которого ФНС России отбирает налогоплательщиков для проверок в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Так, например, МИ ФНС России по ценам анализирует:

  • рыночные процессы и механизмы ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках;
  • механизмы возможного занижения налоговой базы вследствие совершения сделок между взаимозависимыми лицами;
  • имеющиеся сведения по совершенным контролируемым сделкам.

Инспекция помогает налоговым органам выявить зоны риска в связи с применением трансфертных цен и определить налогоплательщиков, входящих в эти «рисковые» зоны.
В условиях усиления глобализации мировой экономики схемы операций, применяемых транснациональными компаниями, усложняются. Соответственно, потребность проверяющих в качественной аналитической информации о возможных случаях занижения налоговой базы в результате применения трансфертных цен значительно возрастает.

Понятие «трансфертная цена» (transfer pricing) в российском налоговом законодательстве отсутствует. На практике под этим термином подразумевают цену, применяемую в сделке между взаимозависимыми лицами или лицами, приравненными к таковым.

Трансфертные цены могут соответствовать рыночному уровню или отличаться от него. Если в результате применения налогоплательщиком трансфертных цен суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, оказались занижены, то для целей налогообложения учитываются все доходы, недополученные в связи с применением таких цен. Это правило известно в международной практике как принцип «вытянутой руки» (arm’s length principle).

Подробности – в № 4/2013 журнала «Налоговая политика и практика»