О новейшей практике высших судов по отдельным вопросам налогообложения недвижимости рассказал Алексей Лащёнов

О судебных актах высших судов, касающихся вопросов налогообложения недвижимости, журналу ФНС России «Налоговая политика и практика» рассказал начальник Управления налогообложения имущества ФНС России Алексей Лащёнов.

Так, п. 4 ст. 378.2 НК РФ не предполагает определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания только лишь в связи с тем, что один из видов разрешенного использования участка, на котором оно расположено, допускает размещение торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, т.е. без учета назначения и (или) фактического использования здания. Данная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П и его определении от 30.01.2024 № 8-О-Р. Она в первую очередь применяется в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных ежегодно формировать перечни объектов недвижимости, предусмотренные п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости определено как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Исключение — ранее учтенные земельные участки и участки, вещные права на которые возникают при универсальном правопреемстве. Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 18.01.2023 № 302-КГ16-11762.

При этом если сделка c земельным участком влечет возникновение вещных прав и фактически исполнена, ее последующее признание несоответствующей нормам законодательства, регулирующим хозяйственную деятельность, значения для налогообложения не имеет. Нарушение норм гражданского законодательства при приобретении земельного участка (например, в результате его приватизации) само по себе не является основанием для освобождения от налогообложения лица, которое согласно данным публичного (государственного) реестра выступало собственником земельного участка и, как предполагается, по общему правилу имело возможность извлечения выгоды из использования такого имущества в своей экономической деятельности.

Подробности читайте в статье Алексея Лащёнова в журнале «Налоговая политика и практика», № 4/2024.