Транспортный налог с 2021 года

С 2021 года установлены единые сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) налогоплательщиками-организациями, а также отменены полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ по определению срока уплаты налога (поправки в абзац второй ст. 356 и п. 1 ст. 363 НК РФ). Так, налог будет уплачиваться организациями не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Такой подход, который будет применяться начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года, позволяет унифицировать региональную практику введения различных сроков уплаты налога, а также учитывает установленную Законом № 63-ФЗ с 2021 года обязанность налоговых органов по направлению сообщений об исчисленной сумме налога в связи с отменой деклараций по налогу.

Законом вводится процедура рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы (поправки в п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

Напомним, что ежегодно в налоговые органы поступает порядка 400 тыс. заявлений о предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц. С 2020 года в налоговые органы будут направлять заявления о предоставлении льгот по транспортному и земельному налогам налогоплательщики-организации (это предусмотрено пунктами 15, 24 ст. 1 Закона № 63-ФЗ).

Вместе с тем НК РФ не содержит правил рассмотрения заявлений, в том числе не определяет предельные сроки, порядок оформления результатов рассмотрения и доведения их до налогоплательщиков. Письмом ФНС России от 10.01.2018 № БС-4-21/147@ соответствующие рекомендации были направлены территориальным налоговым органам, однако оно не является общеобязательным нормативным правовым актом.

С учетом изложенного Законом в п. 3 ст. 361.1 НК РФ включен ряд положений: о сроке рассмотрения налоговым органом заявления — в течение 30 дней со дня его получения — и возможности продления данного срока в случае направления налоговым органом запроса о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, — не более чем на 30 дней с уведомлением об этом налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе в ее предоставлении. В уведомлении должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым она предоставляется, в сообщении — основания отказа в предоставлении налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется. Формы уведомления и сообщения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Введение указанной процедуры позволит упорядочить работу налоговых органов и гарантировать соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков при рассмотрении заявлений, в том числе в условиях приема и рассмотрения заявлений от налогоплательщиков-организаций.

С 2020 года по-новому урегулирован порядок определения налоговой базы в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств (плавучие доки, дебаркадеры, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника и т. п.) — исходя из их валовой вместимости в регистровых тоннах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (базовый размер ставки — 20 руб. с регистровой тонны).

Однако нормативные правовые акты по вопросам учета и регистрации судов (включая Международную конвенцию по обмеру судов 1969 года, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Положение о классификации и об освидетельствовании судов) не предусматривают обязательного определения валовой вместимости судна в регистровых тоннах; при этом она может фиксироваться в безразмерных единицах. Перерасчет безразмерной валовой вместимости в регистровые тонны не может быть выполнен, так как в нормативных правовых документах отсутствует значение коэффициента перерасчета, одинаковое для всех судов, что подтверждено Минтрансом России (письмо от 06.06.2019 № Д5/12255-ИС).

В целях устранения указанного пробела в регулировании Законом установлена возможность определения налоговой базы судов как в регистровых тоннах, так и за единицу валовой вместимости, если последняя определена без указания размерности.

А.В. Лащёнов