Торговля через интернет должна вестись в рамках правового поля
Современные электронные и виртуальные технологии привели к бурному развитию такого вида торговой деятельности, как торговля через интернет, в том числе, так называемых «совместных покупок».
Продавцов такой вид продажи привлекает возможностью значительного сокращения расходов, ведь торговать через интернет можно, даже не имея «обычной» торговой площади, достаточно создать лишь виртуальную торговую площадку (интернет-магазин), которая на самом деле представляет собой сайт в Интернете, зарегистрировать домен (название сайта) и заключить договор с провайдером.
Федеральная налоговая служба дала разъяснения в связи с поступающей информацией о возможном уклонении от уплаты налогов при осуществлении «совместных покупок» с использованием сети интернет о том, что «совместная покупка» заключается в покупке физическим лицом – ее организатором партии товара по оптовой цене с последующей реализацией нескольким конечным покупателям. Конечные потребители товара дают предварительное согласие на его покупку с определенной наценкой к оптовой цене, которую устанавливает организатор.
Как правило, такая наценка составляет 10-15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по более низкой стоимости, чем в розничных сетях.
Однако, мало кто из продавцов вспоминает о том, что при организации покупки через интернет и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у него формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть исчислены и уплачены налоги в бюджет.
При этом, как видно из открытых источников в сети интернет, такая деятельность зачастую осуществляется организаторами покупки – физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской, а в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения.
В случае, если такая деятельность носит разовый характер продавец – организатор покупки обязан задекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке.
На основе мониторинга доступной информации, в том числе в сети интернет, налоговые органы анализируют полученные сведения и осуществляют мероприятия по выявлению и привлечению к декларированию и уплате налогов организаторов «совместных покупок», а также направляют соответствующую информацию для принятия мер в правоохранительные органы.
Подобные мероприятия могут быть сопряжены с предъявлением организаторам покупок штрафных санкций в соответствии с Налоговым кодексом или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Игнорирование требований о государственной регистрации может повлечь за собой административную ответственность, помимо административного штрафа гражданину – организатору «совместных покупок», не желающему регистрироваться, может грозить и налоговая ответственность за ведение деятельности без постановки на учет, а это – 10% от полученных доходов, но не менее 40 тысяч рублей.
Кроме этого, за те же нарушения статьей 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ предусмотрена и уголовная ответственность.
// УФНС по Республике Адыгея