Имущественные налоги — гарантия стабильных поступлений в бюджет

Имущественные налоги — гарантия стабильных поступлений в бюджетЭкономическая ситуация в стране, как и в мире, характеризуется снижением темпов роста основных показателей. На этом фоне велик риск недопоступления налогов. Что предпринимается в регионах, чтобы увеличить доходы областных и местных бюджетов? Ответить на этот вопрос редакция журнала «Налоговая политика и практика» попросила руководителя Управления ФНС России по Вологодской области Ирину Валериевну Карнакову.

Ирина Валериевна, какова ситуация в Вологодской области?
К сожалению, бюджет области пока так и не достиг докризисного уровня. В результате последствий финансового кризиса в 2009—2012 гг. регион недополучил 39 млрд руб. налоговых доходов (при условии их поступления на уровне 2008 года). Поэтому мы, правительство области и другие органы исполнительной власти решили объединить усилия,
чтобы найти выход из сложной экономической ситуации. На текущий год составлен план первоочередных мероприятий, направленных на увеличение доходной части областного и местных бюджетов. В нем, в частности, немаловажная роль отведена имущественным налогам.
Почему выбор пал на имущественные налоги?
Имущественные налоги — гарантия стабильных поступлений в бюджет. Поэтому одним из направлений работы является повышение роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов. За последние 5 лет удельный вес имущественных налогов в структуре бюджетов увеличился с 6 % в 2008 году до 17 % в 2012 году. При этом поступления по имущественным налогам выросли в 2 раза, или на 3,8 млрд руб.
Так, за 2012 год доходы бюджетной системы РФ составили 43,9 млрд руб., в том числе федерального бюджета — 6,7 млрд, территориального — 37,2 млрд руб.
В структуре консолидированного бюджета РФ имущественные налоги занимают третье место (7,5 млрд руб., или 17 %) после налога на доходы физических лиц (16,1 млрд руб., или 36,7 %) и налога на прибыль организаций (12,6 млрд руб., или 28,7 %).
Имущественные налоги физических лиц составили около 1,3 млрд руб.
В этом году работа по начислению имущественных налогов уже началась? Сколько физических лиц получат налоговые уведомления?
К 15 июня мы уже завершили работу по формированию налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов. Их получат почти 872 тыс. налогоплательщиков, что на 13 % больше, чем в прошлом году, и на сумму порядка 1,4 млрд руб.
Хочу подчеркнуть, что в текущем году налоговые уведомления гражданам будет направлять филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г. Санкт-Петербурге. Но в уведомлениях граждане увидят информацию о том налоговом органе, в котором состоят на учете по месту нахождения имущества, земельных участков и транспортных средств.
В прошлом году благодаря нововведениям Федеральной налоговой службы появилась возможность обратной связи с налогоплательщиками. Речь идет о корешке к налоговому уведомлению. Воспользовались ли такими корешками вологжане?
Да, конечно, воспользовались. В налоговые органы области, не считая устных обращений в операционные залы инспекций и по телефонам справочной службы, поступило порядка 2,2 тыс. заявлений от налогоплательщиков.
Есть ли в области проблемы с администрированием имущественных налогов? И как они решаются?
Одна из самых болевых проблем — начисление имущественных налогов не на все объекты недвижимости.
Причина: отсутствие законодательно установленной обязанности для собственников регистрировать свою недвижимость. На сегодняшний день, по оценке правительства области, около 20 % объектов недвижимости не зарегистрировано. Чтобы урегулировать ситуацию, при правительстве области создана межведомственная рабочая группа по координации работы по оформлению прав на недвижимое имущество и сделок с ним в формате единого окна. Составлен график выездов в сельские поселения по приему документов на оформление прав на недвижимое имущество в формате единого окна. В них участвуют представители муниципальных образований, налоговых органов, органов Росреестра и БТИ, земельной кадастровой палаты, нотариусы, юристы Ассоциации юристов России. За 2012 год проведено 400 таких выездов, принято 10 тыс. пакетов документов на регистрацию прав.
Аналогичная ситуация с земельным налогом. В области значительное количество земель не учитывается как объект налогообложения в связи с отсутствием по ним сведений. Это относится и к землям под многоквартирными домами. Таких земельных участков 5,8 тыс., из них земельный налог не начисляется по 5,5 тыс. Информация о необходимости привлечения к уплате земельного налога физических лиц — собственников жилья в многоквартирных домах налоговыми органами была доведена до глав районов. Но сегодня проблема решена только в Череповце. Там мэрия города выделила средства органам БТИ на проведение работы
по определению долей в праве на земельные участки под многоквартирными домами. В результате получены дополнительные начисления по земельному налогу: в 2011 году — 4 млн руб., в 2012 году — 15 млн руб.
Еще одна проблема — устаревшие и неэффективно работающие льготы и преференции. Так, в 2012 году по налогу на имущество физических лиц в области были предоставлены льготы на сумму 309 млн руб., из них 233 млн руб., или 75 %, — пенсионерам. Показательно, что 1200 пенсионеров имеют более трех объектов недвижимости, сумма налога по которым составляет 40 млн руб.
Законодательством не установлено ограничение по количеству объектов, освобождаемых от налогообложения. Указанной льготой пользуются недобросовестные налогоплательщики, регистрируя недвижимость на пенсионеров. Только один пример. Пенсионер из Вологды имеет в собственности 10 квартир общей стоимостью 13,6 млн руб., сумма льготы составляет 79 тыс. руб. Кроме того, действующий порядок начисления налога по новым строениям, начиная с года, следующего за годом регистрации права, ежегодно приводит к тому, что налог не исчисляется по 6 тыс. новым объектам, сумма налога по которым составляет около 5 млн руб.
Мы считаем, что федеральное законодательство нужно менять. По нашей инициативе Законодательным собранием области подготовлены соответствующие предложения для внесения в Госдуму. Решение этого вопроса предусмотрено законопроектом о налоге на недвижимость. В отношении вновь созданных, а также приобретенных объектов недвижимого имущества исчисление налога будет производиться начиная с года, в котором на объект зарегистрировано право собственности. А для объектов незавершенного строительства предполагается установить повышенную ставку налога на период, превышающий нормативный срок проектирования и строительства, что должно побудить налогоплательщиков своевременно завершить строительные работы и зарегистрировать право собственности на объект.
Подробности – в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»