С 2014 года имущественный налоговый вычет будет предоставляться гражданам на более справедливых условиях

Ежегодно Минфин России разрабатывает Основные направления налоговой политики на ближайшее трехлетие, которые утверждает Правительство РФ. И хотя данный документ не является нормативным правовым актом, он пользуется определенным доверием бизнес-сообщества. Знание о грядущих изменениях в сфере налогообложения помогает экономическим субъектам в планировании своей предпринимательской деятельности. В текущем году обсуждение проекта Основных направлений было особенно активным. Об этом редакция журнала «Налоговая политика и практика» решила поговорить с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ильей Вячеславовичем Труниным.
Илья Вячеславович, проект Основных направлений, подготовленный Минфином России, подвергся серьезной критике на разных площадках. Звучали мнения, в частности, о том, что ему не хватает системности, анализа. Будет ли эта критика учтена при подготовке следующих Основных направлений? И есть ли вообще необходимость разрабатывать документ ежегодно, ведь он рассчитан на три года?
Необходимость ежегодной разработки Основных направлений предусмотрена графиком бюджетного процесса. При этом график подготовки проекта федерального бюджета предусматривает подготовку двух документов — Основных направлений не только налоговой, но и бюджетной политики. Первый служит основой для расчета ключевых параметров федерального бюджета в части доходов, а второй — в части расходов. На основании этих параметров и формируется сам проект бюджета. То есть, повторюсь, Основные направления являются неотъемлемой частью бюджетного процесса: без них невозможна подготовка проекта бюджета. Дальше вопрос о том, что должно содержаться в этом документе. Изначально (несколько лет назад) в Основных направлениях были обозначены те меры, которые в наибольшей степени оказывали влияние на доходы бюджета следующего периода (главным образом налоговые ставки, а также некоторые иные параметры основных налогов). На протяжении последних лет, одновременно с переходом к трехлетнему бюджетному планированию, мы сильно расширили содержание документа, сделав его более системным и придав ему больший аналитический уклон. Здесь я с критикой не согласен. Очевидно, те, кто критиковал проект, читали его невнимательно. Документ состоит из трех разделов: первый содержит анализ того, что сделано за прошедший год, что реализовано или не реализовано из предыдущих Основных направлений; второй — собственно предложения в области налоговой политики, третий — общий анализ состояния российской налоговой системы, ее конкурентоспособности в современных условиях. Активность обсуждения в этом году, как и в предыдущих годах, могу объяснить повышенным интересом именно к этой теме (в отличие, например, от бюджетных расходов) — налоги так или иначе платят все, в связи с чем участников таких обсуждений чрезвычайно много.
Подробности – в № 8/2013 журнала «Налоговая политика и практика»