Принцип самоначисления налогов — в интересах добросовестных налогоплательщиков

Принцип самоначисления налогов — в интересах добросовестных налогоплательщиковНалоговые органы и налогоплательщики — две стороны властно-правовых отношений. И на страницах журнала «Налоговая политика и практика» слово чаще предоставляется первой стороне. На этот раз в гостях у журнала представитель второй стороны. Это председатель Российского оюза налогоплательщиков Александр Порфирьевич Торшин.
Александр Порфирьевич, Ваше согласие стать председателем Российского союза налогоплательщиков говорит о высокой оценке возможностей Союза. Какими Вам видятся его ближайшие цели и задачи?
2013 год для нашей организации — юбилейный. Самое время подводить итоги прошедшего 10-летия и ставить цели на будущее.
В последние годы было много сделано для улучшения качества налогового и бюджетного законодательства. Но проблемы остались. Например, у нас нет еще целостной системы общественного контроля.
Вы знаете, что Президент России предложил деловым и общественным организациям России разработать проект федерального закона об общественном контроле. Считаю, что Союз, как представитель многомиллионной армии налогоплательщиков России, должен принять самое активное участие в этой работе.
Кроме того, с 2014 года вступает в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Очень выстраданный закон: на этапе второго чтения депутатам пришлось рассмотреть около 1000 поправок.
В частности, ст. 102 предусматривается создание института общественного контроля за соблюдением требований российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Чтобы статья не осталась декларативной, а это порой бывает, потребуются усилия всех общественных организаций. В частности, нашему Союзу предстоит расширить одно из основных направлений своей деятельности — практику независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Если говорить о налоговой сфере, то здесь проблема видится в отсутствии эффективно работающих институтов, способных на постоянной основе, регулярно и профессионально заниматься вопросами совершенствования национальной налоговой системы.
Наше налоговое законодательство находится в постоянном движении: одни налоги сменяются другими, изменяются налоговые ставки, вводятся или ликвидируются льготы. Такие бесконечные и зачастую бессистемные корректировки отрицательно сказываются на инвестиционном имидже страны.
В этой ситуации деятельность институтов гражданского общества приобретает особую значимость. Думаю, что Союз должен активнее участвовать в процессе совершенствования налогового законодательства, особенно в части оценки целесообразности принимаемых мер.
Кому, как не Союзу, представляющему интересы российских налогоплательщиков, оценивать потенциал законопроекта, его возможные последствия для экономики?
Кроме того, важными задачами Союза попрежнему остаются защита прав добросовестных налогоплательщиков и оказание научно-методической помощи. В связи с этим мы намерены содействовать развитию системы налогового консультирования и внедрению в повседневную
практику электронных сервисов и услуг, предоставляемых Федеральной налоговой службой.
В последнее время считаю очень актуальной пропаганду среди налогоплательщиков России
принципа и возможностей самоначисления налогов.
Подробности – в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»