Обязана ли организация удержать 13% с суммы компенсации земельного налога?

Обязана ли организация удержать 13% с суммы компенсации земельного налога?Организация заключила договор аренды земельного участка с физическим лицом (индивидуальным предпринимателем не является). В договоре прописано, что организация возмещает физическому лицу земельный налог, уплаченный им как собственником земельного участка. Обязана ли организация удержать 13% с суммы компенсации земельного налога?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Российская организация-арендатор в рассматриваемой ситуации должна перечислить физическому лицу — арендодателю суммы компенсации земельного налога за вычетом исчисленной по налоговой ставке 13% и удержанной суммы НДФЛ.

Обоснование вывода:
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Из п. 1 ст. 388 НК РФ следует, что обязанность по уплате земельного налога возлагается на лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ. Арендаторы земельных участков плательщиками земельного налога не являются.
В то же время соглашения о возмещении расходов по уплате налогов при передаче имущества в аренду (безвозмездное пользование) не противоречат нормам российского законодательства (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2011 N Ф07-11709/2010 по делу N А56-31740/2009, ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009, письмо Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86).
Обязанность организаций по выполнению функций налогового агента по НДФЛ непосредственным образом зависит от факта получения от них физическим лицом дохода, подлежащего обложению НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Напомним, что объектом обложения НДФЛ выступают доходы, полученные налогоплательщиками (ст. 209 НК РФ). Для целей исчисления НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Несмотря на то, что нормы главы 23 НК РФ прямо не выделяют такого вида дохода, как суммы, полученные физическим лицом — арендатором в качестве компенсации уплаченных им сумм налогов, полагаем, что в данном случае существуют предпосылки для квалификации данных поступлений в качестве дохода, полученного в денежной форме, подлежащего обложению НДФЛ. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
При решении вопроса обложения НДФЛ сумм, полученных арендодателем в качестве возмещения коммунальных расходов, специалисты финансового ведомства исходят из того, что у физического лица (арендодателя) возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ, только при оплате арендатором коммунальных услуг, размер которых не зависит от факта и объема их потребления арендатором. В противном случае дохода, подлежащего обложению НДФЛ, у арендатора — физического лица не возникает (смотрите, например, письма Минфина России от 16.05.2013 N 03-03-06/1/17011, от 17.04.2013 N 03-04-06/12985, от 07.09.2012 N 03-04-06/8-272, от 03.05.2012 N 03-04-05/3-587).
Полагаем, что указанной логикой можно руководствоваться и в рассматриваемой ситуации.
Обязанность по уплате земельного налога в данном случае лежит на арендодателе — физическом лице, которой он не может избежать. При этом данная обязанность не зависит от факта передачи земельного участка в аренду. Кроме того, размер суммы земельного налога в общем случае не зависит от факта и интенсивности использования земельного участка арендаторами (п. 1 ст. 396, 390, 391, 394 НК РФ).
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, также подтверждают, что суммы, полученные физическим лицом — арендатором в качестве компенсации уплаченных им сумм налогов, являются его доходом, подлежащим обложению НДФЛ. Иная позиция, вероятнее всего, вызовет претензии со стороны налоговых органов.
При этом российская организация-арендатор будет выполнять функции налогового агента по НДФЛ (п. 4 ст. 346.1, п. 1, п. 2 ст. 226 НК РФ).
Как мы поняли, физическое лицо — арендодатель является налоговым резидентом РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ), поэтому НДФЛ с рассматриваемых сумм дохода будет исчисляться налоговым агентом с применением налоговой ставки в размере 13% (ст. 224 НК РФ).
Исчисленную сумму НДФЛ российская организация — арендатор обязана удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, считаем, что российская организация — арендатор в рассматриваемой ситуации должна перечислить физическому лицу — арендодателю суммы компенсации земельного налога за вычетом исчисленной по налоговой ставке в размере 13% и удержанной суммы НДФЛ.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аксенов Михаил, Игнатьев Дмитрий