Налогообложение премий (бонусов), полученных автодилером
Особенности автодилерских соглашений. Авторынок в России стремительно развивается. Чтобы сохранить присутствие на рынке, его участникам необходимо предпринимать целенаправленные действия по укреплению и развитию своих позиций. Основные цели производителей (дистрибьюторов) — увеличение объема продаж, возможность планирования поставок в долгосрочной перспективе. При этом важное значение имеет дилерское соглашение. Оно позволяет сторонам выбрать наиболее подходящий вариант сотрудничества, определить все аспекты взаимодействия, в том числе вопросы продвижения продукции дистрибьютора на авторынке, технологии продаж товаров и услуг в адрес дилера и конечных покупателей.
Как правило, дилерские соглашения включают следующие основные положения:
• понятия и термины;
• функции и права дилера;
• товары, на которые распространяется соглашение;
• организация и период продаж;
• сервисное обслуживание (в том числе гарантийное);
• продвижение товаров и услуг;
• цены и порядок расчетов;
• ответственность сторон;
• товарные знаки;
• аудит дилера;
• срок действия, порядок расторжения, регулирующее законодательство.
Дилерские соглашения могут сочетать в себе элементы договоров купли-продажи, поставки, перевозки, агентских договоров и других видов обязательств. То есть дилерские соглашения являются смешанными договорами. Квалификация таких соглашений часто вызывает сложности.
В силу смешанной природы данные соглашения (договоры) следует классифицировать по содержащимся в них признакам и обязательствам.
Как правило, такие договоры содержат не обычные условия, направленные на реализацию товаров, а целую систему условий, обеспечивающих сбыт товаров. Такие договоры в основном носят рамочный характер: существенные условия поставки в них отсутствуют, а прописаны только общие условия продажи товара (положения о примерных ценах и возможных скидках, надбавках, послепродажном обслуживании и т. п.).
Одно из важнейших составляющих дилерского соглашения — наличие условий о продвижении дилером продукции дистрибьютора и соблюдении технологии продаж.
Что касается соблюдения технологии продаж, то речь идет об организации работы дилерских центров (оборудование помещений, требования к руководящему составу, обучение сотрудников и т. д.). Как правило, все необходимые требования стандартизирует дистрибьютор, он же доводит их до сведения дилеров и контролирует исполнение.
Подробности – в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»