Практические вопросы применения новых правил трансфертного ценообразования
Введение новых правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием в 2011 году по масштабности изменений можно сравнить с принятием части первой НК РФ. При этом речь идет не столько о количестве внесенных поправок и нового раздела V.1 в НК РФ, сколько о внедрении кардинально нового подхода в налоговом правоприменении: использование не строгих правил или инструкций, а международных принципов, что предусматривает возрастающую роль профессионального суждения, а также предъявляет принципиально иные и очень высокие требования к уровню подготовки и ответственности соответствующих специалистов как в налоговых органах, так и в бизнес-структурах.
Осознание данного факта постепенно приходит к налогоплательщикам, о чем можно судить по поступающим в ФНС России запросам: из формальных они становятся гораздо более содержательными и специализированными. На это обратил внимание начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Валерьевич Вольвач в рамках круглого стола, организованного редакцией журнала «Налоговая политика и практика». Далее он рассказал о последних событиях в данной сфере.
Расширение переходных положений
Учитывая новизну правил трансфертного ценообразования, законодателем изначально было предусмотрено большое количество переходных (адаптационных) положений, которые дополнительно расширены Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ.
Уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 ноября 2013 г. Соответственно на полгода, а именно до 30 июня 2014 г., перенесены сроки принятия решения ФНС России о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году.
Кроме того, указанным законом из-под контроля цен для целей налогообложения выведены сделки по ранее заключенным договорам предоставления займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 01.01.2012. Исключение сделано для сделок, условия которых после вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ были изменены.
Подробности – в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»