Земельный налог и налог на имущество физических лиц с 2021 года
По аналогии с транспортным налогом с 2021 года для организаций введен единый срок уплаты земельного налога (поправки в п. 2 ст. 387 и п. 1 ст. 397 НК РФ) — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи по налогу должны быть перечислены не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения действуют начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года.
Рассматриваемые поправки обусловлены не только разноплановой практикой регулирования сроков уплаты земельного налога в нескольких соседних муниципальных образованиях, но и установлением различных сроков уплаты в пределах одного муниципалитета для разных налогоплательщиков. Например, решением Петрозаводского городского Совета (Республика Карелия) от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога» для организаций определен срок уплаты налога — не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением гаражно-строительных кооперативов и иных некоммерческих организаций, которым земельные участки предоставлены для размещения коллективных гаражей, а также для садоводческих объединений, для которых срок уплаты налога устанавливается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Хотя, по мнению Минфина России (письмо от 06.06.2019 № 03-05-04-02/41504), НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований устанавливать дифференцированные сроки уплаты налога и отчетные периоды по налогу в зависимости от категории налогоплательщиков.
Закон поставил точку в вопросе применения предельных значений налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС).
Так, Законом № 63-ФЗ с 2020 года внесены изменения в абзац четвертый подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, направленные на реализацию позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 08.11.2018 № 2725-О, о применении льготной налоговой ставки (в размере 0,3 %) в отношении земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, которые не используются в предпринимательской деятельности. Учитывая эти поправки, с налогового периода 2020 года, согласно Закону, условие о льготной налоговой ставке [2, абзац третий подп. 1 п. 1 ст. 394] дополняется указанием на то, что она не применяется в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС и используемых в предпринимательской деятельности.
По аналогии с процедурой рассмотрения заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу, Законом регламентируется рассмотрение заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу как для граждан, так и для организаций (поправки в п. 10 ст. 396 и п. 6 ст. 407 НК РФ).
Из главы 31 НК РФ исключаются положения, не соответствующие отраслевому законодательству. В частности, признается утратившим силу п. 3 ст. 392 НК РФ о последствиях для налогообложения перехода права собственности на часть земельного участка, которая занята зданием, строением и необходима для их использования (нормы о переходе права собственности на часть участка были исключены из ст. 273 ГК РФ Федеральным законом от 26.06.2007 № 118-ФЗ). Также признается утратившим силу п. 14 ст. 396 НК РФ, содержащий правила предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к предмету регулирования ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В целях применения повышенной налоговой ставки (не более 1,5 % для «прочих земель») в отношении земельных участков, не используемых по целевому назначению для сельхозпроизводства, вводятся положения об информационном обмене налоговых органов с органами госземнадзора. Согласно новой норме — п. 18 ст. 396 НК РФ — с 1 июля 2020 г. орган госземнадзора (территориальные органы Россельхознадзора и Росреестра) обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого участка для сельхозпроизводства.
Сведения об установлении органом, осуществляющим госземнадзор, факта устранения указанного нарушения либо об отмене указанного предписания в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления вышеуказанных сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эти сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.
Также с 1 июля 2020 г. вводится информационный обмен налоговых органов с органами (организациями) социальной защиты населения для безвозмездного получения необходимых сведений о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, для предоставления дополнительных налоговых вычетов по местным налогам [2, подп. 10 п. 5 ст. 391, п. 6.1 ст. 403]. Указанные сведения будут передаваться ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который они представляются. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня его получения (новый п. 19 ст. 396 НК РФ).
Закон безусловно вносит весомый вклад в повышение эффективности налогового администрирования и снижение административной нагрузки на плательщиков имущественных налогов.
А.В. Лащенов