Влияние налоговых льгот на доходы бюджетов разного уровня стало темой обсуждения на «круглом столе» в Совете Федерации
По мнению участников «круглого стола», необходимо ускорить работу по утверждению и применению разработанной МЭР методики оценки эффективности налоговых льгот.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба провел «круглый стол» на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В мероприятии, организованном комитетами СФ по бюджету и финансовым рынкам и по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, приняли участие председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин , сенаторы, представители Министерства финансов, Счетной палаты, Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Министерства транспорта, Федеральной налоговой службы, Центрального банка, Фонда социального страхования, законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов, общественных организаций, эксперты.
Виталий Шуба отметил, что о важности обсуждаемой темы свидетельствуют следующие цифры: доходы федерального бюджета составляют 13,7 триллиона рублей, консолидированный бюджет субъектов РФ – 9,7 триллионов рублей, налоги, которые администрирует Федеральная налоговая служба, — примерно 16,5 триллионов рублей. При этом объем льгот для налогоплательщика, что одновременно является бюджетными расходами для регионов, составляет порядка семи триллионов рублей.
Как подчеркнул Сергей Рябухин, Совет Федерации занимается этим вопросом с 2014 года. «Мы увидели растущую динамику долгов, закредитованность регионов, что существенно влияет на сбалансированность региональных бюджетов и представляет риски для исполнения бюджетных обязательств, и взяли ситуацию под контроль».
Сенатор напомнил, что СФ вместе с Министерством финансов и Счетной палатой разрабатывает новую концепцию межбюджетных отношений. Для этого нужно провести инвентаризация полномочий, создать единый реестр бюджетных обязательств и классификатор полномочий разных бюджетных уровней. «Важно определить, сколько стоит каждое бюджетное полномочие. Тогда выстроится концепция взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней», — подчеркнул Сергей Рябухин.
Директор Департамента доходов Министерства финансов Елена Лебединская отметила, что проблема номер один — отсутствие законодательного регулирования. Например, не определено понятие «налоговые расходы».
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политик Министерства финансов Виталий Прокаев рассказал о проведенном ведомством мониторинге налоговых льгот и их влиянии на доходы регионов в 2013 и 2014 годах.
На заседании отмечалось, что Министерством экономического развития давно разработана методика оценки эффективности налоговых льгот. Однако на настоящий момент эта методика еще не утверждена и, соответственно, не применяется. По мнению участников «круглого стола», необходимо ускорить работу в этом направлении.
По информации Минфина России, в 2016 году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому направлению.
На сегодняшний день уже проведена работа по инвентаризации и систематизации информации по широкому спектру налоговых льгот, освобождений и сборов, а также их отнесению к государственным программам РФ. Проведенный анализ выявил ряд направлений, по которым необходимо продолжить работу по регулярному учету и оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов.
Потребуется внесение изменений в законодательство в части государственных программ, а также в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, отмечалось на «круглом столе».
Участники мероприятия подчеркнули, что Совет Федерации в своих постановлениях неоднократно поднимал вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, либо об отмене указанных льгот.
С 2013 года началась поэтапная отмена налоговых льгот в отношении имущества субъектов естественных монополий. В 2012 году по инициативе членов СФ был принят федеральный закон, согласно которому были отменены льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Однако и сейчас в Налоговом кодексе предусмотрены федеральные льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу, что приводит к выпадающим доходам бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В настоящее время Правительством принято решение о введении до 2018 года ограничений на установление федеральным законодательством новых налоговых льгот по региональным и местным налогам.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендовали Правительствурассмотреть вопрос о поэтапной отмене начиная с 2018 года налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, либо компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от предоставления таких льгот исходя из суммы выпадающих доходов на основании статистической налоговой отчетности за год, предшествующий году формирования проекта федерального бюджета.
Правительству предложено утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством экономического развития, и подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, а также ввести мораторий на введение новых льгот после завершения работы по их инвентаризации и систематизации.
Комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам рекомендованоразработать проект федерального закона, уточняющий порядок и периодичность внесения изменений в Налоговый кодекс. Комитету СФ также предложено внести изменения в законодательство, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих или отменяющих льготы по налогам и сборам, либо изменяющих налоговые ставки, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.