Урегулирование задолженности налогоплательщиков, имеющих признаки банкротства. Опыт налоговых органов Башкортостана

Урегулирование задолженности налогоплательщиков, имеющих признаки банкротства. Опыт налоговых органов Башкортостана Наличие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, задолженности по заработной плате и по иным платежам, организаций и индивидуальных предпринимателей у которых отсутствует имущество достаточное для ее погашения, является обстоятельством, негативно влияющим как на определенность экономического оборота, так и способствующим социальной напряженности.

Статьями 9, 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) предусмотрена обязанность руководителя должника, ликвидатора, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, индивидуального предпринимателя, обратиться с заявлением должника в арбитражный суд о признании несостоятельным (банкротом) в случае, если установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (в месячный и 10-тидневный срок, соответственно).

В соответствии с частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем данной обязанности, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

Согласно статьям 10 и 226 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены Законом о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых законодательством возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного для подачи заявления.

В целях координации работы налоговых органов с органами прокуратуры, были разработаны совместно с прокуратурой Республики Башкортостан Указания «Об организации работы по урегулированию задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды» от 19.04.2011 (далее – Указания). Проводимая в рамках реализации Указаний работа существенно повышает результативность взыскания и урегулирования задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к вышеуказанной категории должников.
Так, в результате совместных мероприятий достигнуты следующие общие результаты:
— в отношении 968 нарушителей органами прокуратуры возбуждены производства об административных правонарушениях (в т.ч. в 2013 году – 75 производств);
— внесено 232 представления об устранении нарушений действующего законодательства лицами, не исполнившими требования ст.9 и ст.224 Закона о банкротстве;
— на 540 нарушителей наложены административные штрафы в общей сумме 2,3 млн.рублей (в т.ч. в 2013 году – 34 штрафа);
— в отношении 97 нарушителей применено наказание в виде дисквалификации;
— в отношении 51 нарушителя налоговыми органами направлены в суд исковые заявления о привлечении к субсидиарной ответственности;
— погашена задолженность должниками указанной категории, в результате принятых мер, в размере 1664,2 млн.рублей (в т.ч. в 2013 году – 53,1 млн.рублей);

— 747 должниками (622 организации и 125 индивидуальных предпринимателя) самостоятельно инициированы процедуры банкротства (в т.ч. в 2013 году – в отношении 54 должников).

Поскольку целью проводимой работы является урегулирование задолженности должников указанной категории, налоговыми органами также совместно с правоохранительными органами проводится работа по поиску, выявлению и возврату незаконно выведенного, либо сокрытого от уплаты налогов, имущества должников, путем проведения проверок на наличие в действиях органов управления должников (индивидуальных предпринимателей) признаков состава преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 199.2 УК РФ «Сокрытие имущества от уплаты налогов», ст.201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и др.

Таким образом, в целях предотвращения применения налоговыми органами вышеперечисленных мер, контролирующим должника лицам (руководителю, ликвидатору, учредителям, участникам), индивидуальным предпринимателям, при возникновении признаков банкротства и установлении недостаточности имущества должника для погашения требований кредиторов, необходимо либо погасить свою задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, либо самостоятельно инициировать процедуру банкротства должника.

// УФНС по Республике Башкортостан