Тахографы, навигаторы для автомобилей: проблемы и налоговые риски работодателей

Тахографы, навигаторы для автомобилей: проблемы и налоговые риски работодателейРежим труда и отдыха водителей должен устанавливаться работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ), Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15), Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (заключено в г. Женеве 01.07.1970; далее — Европейское соглашение), правилами внутреннего трудового распорядка работодателя и трудовым договором [1, абзац пятый ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 91, статьи 100, 106, ч. 2 ст. 329].
Не секрет, что нарушение этого режима зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий. Проконтролировать соблюдение водителями установленного режима труда и отдыха поможет тахограф, а отследить передвижение транспортного средства и сэкономить на бензине — спутниковая система навигации ГЛОНАСС/GPS.
Установка таких технических средств влечет за собой много проблем для работодателей и сопровождается налоговыми рисками. О них и поговорим.
Что такое тахограф
Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей [2, абзац девятый п. 1 ст. 20].
Перечень тахографов (импортного и российского производства), которые разрешено применять на территории РФ, содержится в Государственном реестре средств измерений (размещен по адресу: URL: http://fundmetrology.ru/10_tipy_si/list.aspx).
Перечень цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей, прошедших процедуры официального утверждения типа в соответствии с требованиями ЕСТР, можно скачать с сайта Минтранса России (URL: http://www.mintrans.ru/ documents/detail.php?ELEMENT_ID=17961).
Использование других типов тахометров (помимо поименованных в указанных перечнях) для процедур контроля не соответствует законодательным требованиям.
Компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории РФ является Минтранс России, который делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).
Кому нужно устанавливать тахограф?
Обязаность по оснащению цифровыми тахографами транспортных средств возложена на эксплуатирующие их российские организации с 01.04.2013 [2, абзац девятый п. 1 ст. 20]. Установленные до указанной даты аналоговые тахографы демонтировать или менять на цифровые не нужно.
Оснащению тахографами подлежат автобусы вместимостью более 8 пассажиров с максимальной массой не более 5 т (категории М2, М3) и грузовые автомобили с максимальной массой 3,5—12 т и свыше 12 т (категории N2, N3), принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [3, приложение № 2].
Исключение составляют:
— автобусы категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
— транспортные средства, производящие международные автомобильные перевозки в соответствии с карточкой допуска (приказ Минтранса России от 22.11.2004 № 36), оснащаемые контрольными устройствами согласно требованиям Европейского соглашения.
Обязательное применение контрольных устройств/технических средств установлено также различными нормативными правовыми актами.
Использование транспортных средств, оснащенных тахографами, является одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров (п. 24 ч. 1
ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 9-ФЗ, подп. «е» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280).
Подробности – в № 9/2013 журнала «Налоговая политика и практика»