Страховые взносы с мигрантов
По приблизительной оценке специалистов ФМС России, численность мигрантов, единовременно находящихся в России, составляет около 10 млн человек. Численность экономически активных граждан, по данным Росстата, — 75 млн человек. Цифры свидетельствуют о слабой защищенности отечественного рынка труда перед иностранной миграцией.
Готовность мигрантов работать вахтовым методом за небольшое вознаграждение в скудных условиях проживания — это, конечно же, основа для демпинга на отечественном рынке труда. Кроме того, доходы временно пребывающих на территории РФ иностранцев освобождены от начисления взносов под тем предлогом, что иностранцам пенсии не выплачиваются. На наш взгляд, освобождение от уплаты страховых взносов в сочетании с избытком предложения работников, готовых трудиться в режиме временного пребывания, равнозначно действию неоправданной налоговой льготы. То есть антисоциальная направленность работодателей на привлечение иностранцев поощряется законодательно реальной возможностью снизить свои издержки.
Законодательная основа для диспропорций закреплена положениями п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) [1], которыми из-под объекта обложения страховыми взносами выведены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам (в том числе авторского заказа) в пользу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, за исключением отдельных случаев. Исключения установлены, в частности, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) [2]. Страховые взносы уплачиваются, если с иностранцем заключен трудовой договор на срок не менее чем 6 месяцев в общей сложности в течение года.
Практика подтверждает, что такой выборочный порядок взимания страховых взносов является не более чем видимостью ограничения, затрудняет администрирование и создает условия для применения серых схем. Проверяющий должен отследить основания для выплат и включить их в базу только при условии, если общая продолжительность трудовых договоров превысит 6 месяцев. При этом нужно разобраться в правовых тонкостях отличия трудовых договоров от гражданско-правовых (выплаты по последним не облагаются). Кроме того, иностранцы могут раз в году менять работодателей (и наоборот). Контроль затруднен и тем обстоятельством, что выведен из компетенции налогового ведомства, а у внебюджетных фондов собственных сил явно недостаточно.
Следовательно, обойти формальные ограничения для временно пребывающих на территории РФ иностранцев достаточно легко.
Чтобы выравнять условия для иностранцев и граждан РФ, представляется целесообразным устранить неоправданные льготы, т. е. исключить нормы п. 15 ч. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ. Корректировке подлежат и аналогичные положения законов, регулирующих порядок уплаты взносов по иным видам обязательного страхования (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», исключающая временно пребывающих на территории РФ иностранцев из числа застрахованных на случай временной нетрудоспособности, и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», позволяющая не начислять взносы обязательного медицинского страхования с их заработной платы).
Однако только этих мер для противодействия социальному демпингу на рынке труда будет недостаточно.
Можно обратить внимание на мировой опыт. Например, регуляторы рынка труда Японии (сопоставимого по численности с рынком труда РФ) делают ставку на повышение производительности труда, не прибегая к тому аргументу, что японцы отказываются идти работать на малооплачиваемые вакансии. В России этот вопрос поднимают работодатели, заинтересованные в сохранении источников легкой прибыли. Между тем заработная плата почтальона не выше заработной платы дворника (профессия, которая тиражируется как наглядное свидетельство пресыщенности москвичей высокими заработками), а почтальонами в Москве в подавляющем большинстве по-прежнему работают граждане РФ.
Подробности – в № 9/2013 журнала «Налоговая политика и практика»