Совет Федерации одобрил закон о бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Совет Федерации одобрил закон о бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2016 годовСовет Федерации рассмотрел закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Согласно закону, доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13 570,5 миллиарда рублей (18,5 процента ВВП); в 2015 году – 14 564,9 миллиарда рублей (18,3 процента ВВП) и в 2016 году — 15 905,7 миллиарда рублей (18,3 процента ВВП).

Расходы федерального бюджета в 2014 году составят 13 960,1 миллиарда рублей (19 процента ВВП), в 2015 году – 15 361,5 миллиарда рублей (19,3 процента ВВП), в 2016 году – 16 392,2 миллиарда рублей (18,9 процента ВВП).

Дефицит федерального бюджета: в 2014 году – 389,6 миллиарда рублей (0,5 процента ВВП); в 2015 году – 796,6 миллиарда рублей (один процент ВВП); в 2016 году – 486 миллиарда рублей (0,6 процента ВВП).

Объем ВВП: в 2014 году – 73 315, миллиарда рублей (рост на три процента), в 2015 году – 79 660 миллиарда рублей (рост на 3,1 процента); в 2016 году – 86 835 миллиарда рублей (рост 3,3 процента).

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что существуют риски неисполнения ряда бюджетных проектировок в части формирования доходов бюджета. «Замедление темпов экономического роста является основной причиной уменьшения поступлений по налогу на прибыль. С учетом значимости данного налога для региональных бюджетов это создает дополнительные риски для реализации на местах майских Указов Президента».

Председатель Комитета СФ отметил также риски недопоступления средств от приватизации федерального имущества, которые запланированы в 2014 году на уровне 196,8 миллиарда рублей. «Между тем, по состоянию на 1 октября 2013 года вместо запланированных 427,7 миллиарда рублей по этой статье было получено лишь 20,2 миллиарда рублей». По словам парламентария, в законе предусмотрена норма, позволяющая Правительству использовать средства Резервного фонда в объеме до 200 миллиардов рублей.

Сергей Рябухин заявил, что важнейшей задачей является поиск дополнительных источников дохода бюджета. «К таковым прежде всего относится совершенствование налогового и таможенного законодательства с целью сокращения масштабов «серых схем» с использованием офшорных компаний и механизмов трансфертного ценообразования. Объем внешнеторговых операций с применением данных схем составил в прошлом году 321,2 миллиарда долларов США. Причем это касается практически всех экспортных товаров – нефти и нефтепродуктов, металлов, леса. Всего за последние 20 лет из России через офшорные зоны вывезено капиталов на сумму около 1 триллиона долларов США».

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам считает необходимым провести ревизию всех соглашений об избежании двойного налогообложения, которые в ряде случаев создают лазейки для неуплаты налоговых и таможенных платежей. «Заслуживают самого пристального изучения предложения правоохранительных органов по расширению оснований для уголовного наказания за налоговые преступления».

По мнению сенатора, в стране есть негативный опыт, когда борьба за ограничение масштабов трансфертного ценообразования и возвращение капиталов в страну не достигает результата. «Например, принятие поправок в Налоговый кодекс, регулирующих уплату налогов консолидированными группами налогоплательщиков, не привели к общему увеличению поступлений в бюджетную систему, а у многих регионов доходная база даже уменьшилась».

Сергей Рябухин остановился на проблеме качества государственных программ. Он отметил, что заложенные в ряд программ показатели не сопряжены ни с основополагающими документами социально-экономического развития страны, ни с бюджетными проектировками. «По сути они являются набором расходных требований, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами и показателями». По его словам, госпрограммы существенно варьируются по срокам реализации, не содержат информации о взаимосвязи со смежными программами. Кроме того, целевые показатели не позволяют в достаточной мере оценить реализуемость целей и задач.

Особо важная тема, отметил Сергей Рябухин, это межбюджетные отношения. «В следующем году есть риски недопоступления значительных сумм в консолидированные бюджеты субъектов Федерации. При этом расходная часть бюджетов будет возрастать в связи с необходимостью реализации указов Президента; ежегодным увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; финансированием дорожного хозяйства; индексацией расходов на социальное обеспечение населения».

По итогам 2012 года госдолг у более трети регионов превысил 50% объема доходов без учета безвозмездных поступлений, заявил сенатор. «В 2015–2016 годах субъектам Федерации необходимо будет изыскать порядка 150 миллиардов рублей для возврата раннее выданных бюджетных кредитов». Для решения проблемы в ходе второго чтения было принято решение о снижении платы за пользование бюджетными кредитами с одной второй до одной третьей ставки рефинансирования Банка России. «Мы должны стремиться к тому, чтобы субсидии регионам распределялись законом о бюджете, а не на основании актов Правительства. Субъекты Федерации должны получить возможность планировать объемы трансфертов на три года вперед, что позволит им более четко определять приоритеты своего социально-экономического развития».

Министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя бюджет, заявил, что главный финансовый документ страны был сформирован в непростых экономических условиях. «Экономический рост может составить в этом году около 1,5 процента. Причинами замедления экономики являются в том числе внешние факторы, такие как завершение роста цен на сырье. Целый ряд компаний сократили свои инвестиционные программы. Мы больше не можем наращивать бюджетные расходы. Бюджетная система не может генерировать дополнительный государственный спрос, происходит перераспределение расходов с инфраструктурных проектов на текущие цели. Бюджетные инвестиции в субъектах Федерации сократились на 10 процентов по сравнению с уровнем прошлого года и составляют 9–10 процентов в структуре расходов регионов». По словам Министра, основная задача и на федеральном, и на региональном уровне – повышении эффективности расходов.

На ближайший трехлетний период Правительство предусматривает достаточно амбициозные темпы экономического роста – около трех процентов в год. «Для достижения этого показателя предпринимается ряд мер. Так, ограничиваются темпы роста тарифов на услуги естественных монополий, что создает условия для снижения издержек в экономике. Второе направление – улучшение делового климата. Третье направление – поддержка малого и среднего бизнеса», – отметил Антон Силуанов.

По словам Министра, Правительство совместно с Центральным банком принимает меры по снижению стоимости кредитов. «Мы в ближайшее время внесем в парламент законопроект по ограничению стоимости кредитов, как через расчет норматива достаточности капитала банка и «взвешивание» рисков, так и через дополнительные отчисления Агентству по страхованию вкладов, если банк привлекает депозиты по сверхвысоким ставкам».

Антон Силуанов подчеркнул, что в бюджете предусмотрено увеличение средств на поддержку регионов. Приняты новые программы, касающиеся развития Дальнего Востока и Забайкалья, Северо-Кавказского федерального округа и Калининградской области. «В целом ситуация в регионах непростая. Доходы бюджетов регионов увеличились всего на один процент по сравнению с прошлым годом, на 15 процентов снизились поступления от налога на прибыль. Однако в рамках дотаций на бюджетное выравнивание регионы получат дополнительно 21 миллиард рублей. Бюджетом предусмотрено выделение льготных кредитов в размере 80 миллиардов рублей. Продолжится практика выделение субсидий и субвенций».

Министр отметил, что долговая нагрузка на субъекты Федерации составляет 1,5 триллиона рублей, почти 30 процентов этой нагрузки приходится на крупные регионы – Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан, Красноярский край и Ямало-Ненецкий округ. «Мы продолжаем мониторинг ситуации с долгом регионов».

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поставила перед Министром финансов вопрос о мерах, принимаемых по борьбе с офшорами. Антон Силуанов отметил, что в текущем году информация об операциях, осуществляемых в рамках трансфертного ценообразования с участием компаний из низконалоговых юрисдикций, будет поступать в Федеральную налоговую службу. По результатам анализа таких финансовых операций могут быть приняты решения о доначислении налогов.

По словам Министра, до конца года будет подготовлен проект закона о контролируемых иностранных компаниях. «Мы должны будем определять налоговую базу, исходя из общих финансовых результатов деятельности российской и контролируемой ей иностранной компании. Это даст возможность увеличить налоговую базу».

Еще одна мера, направленная на деофшоризацию – определение бенефициарного владения. «В рамках G20 определен план действий по раскрытию информации о компаниях, расположенных в низконалоговых юрисдикциях. Кроме того, назрел вопрос о том, что те компании, которые получают государственные заказы или финансовую поддержку, должны работать в России и должны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах», – заявил Антон Силуанов.

Подводя итог обсуждению, Валентина Матвиенко отметила, что бюджет формировался в сложной экономической ситуации. «Замечания к бюджету абсолютно справедливы, и мы будем вместе с Правительством и Министерством финансов работать над их устранением». Спикер отметила необходимость поиска дополнительных ресурсов для решения проблем региональных бюджетов.

Сенаторы в ходе голосования одобрили закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

//ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ