Революционным налогом — по буржуям

Революционным налогом — по буржуям7 ноября (25 октября) 1917 г. к власти пришли большевики, Временное правительство было низложено. С этого дня начался новый виток не только российской, но и мировой истории. Советская власть изменила в корне всю систему государственного управления. Глобальные перемены, конечно, не могли не затронуть и налоговую политику.

Напомним, что большевики, еще будучи в оппозиции, предлагали ряд мер: ввести поимущественный и прогрессивно-подоходный налоги, отменить косвенное налогообложение на предметы первой необходимости, установить косвенные налоги на предметы роскоши. Однако эти меры не были реализованы по причине финансового кризиса, который усилился после октября 1917 г. Поэтому основным источником государственных доходов стали различные контрибуции — принудительные сборы денежного и натурального характера и эмиссия бумажных денег [1, с. 195].

Разрушив старую систему министерств, советское правительство ввело систему наркоматов — центральных органов государственного управления, отвечающих за определенную деятельность или отрасль народного хозяйства.

8 ноября (26 октября) был создан Народный комиссариат финансов (Наркомфин), который взял на себя основные функции, исполняемые до недавнего времени Министерством финансов Российской империи.

Любопытно, что на протяжении всей Гражданской войны податными инспекторами оставались работать все те же рядовые царские чиновники, которые исправно служили своему делу, только теперь уже при новой власти.

24 ноября (7 декабря) был принят декрет СНК РСФСР «О взимании прямых налогов». Этим декретом подтверждалась обязанность уплаты налогов, введенных Временным правительством (подоходный налог, единовременный налог и налог на сверхприбыль).

Устанавливались более строгие санкции к неплательщикам: «Лица, не внесшие подоходного налога полностью к 20 декабря 1917 г., подлежат, кроме мер, указанных в законе, денежным взысканиям вплоть до конфискации всего имущества.

Лица, умышленно задерживающие уплату налога, подлежат тюремному заключению до пяти лет» [2, т. I, с. 142].

Наблюдение за взиманием налогов поручалось, помимо финансовых органов, местным Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (сокращенно именовались совдепами), а «для понуждения к исполнению» «Советы наделялись правом пользоваться красной гвардией и милицией». В условиях жесточайшего финансового кризиса мер, предусмотренных законодательством, оказывалось недостаточно. Поэтому местные органы власти зачастую самовольно занимались законотворчеством в сфере налогообложения. Ярким тому примером могут служить контрибуции и экспроприации.

Так, президиум Нижегородского губернского Совдепа постановил собрать с буржуев единовременный налог в сумме 50 млн руб. в начале 1918 года, что вызвало серьезное сопротивление со стороны последних. Неплательщиков арестовывали и держали в тюрьме до согласия уплатить налог. В губернский комиссариат юстиции посыпались жалобы на несправедливость подобных действий, причем не только от пострадавших, но и от угнетенных рабочих.

Вот одна из них (датирована 4 апреля 1918 г.): «Мы, нижеподписавшиеся рабочие колбасной фабрики Е.Н. Курепина, находящейся в Н. Новгороде в собственном доме, честь имеем покорнейше просить Вас, гражданин комиссар, освободить из-под ареста нашего хозяина, так как без него править дело некому и мы, рабочие, должны остаться без куска хлеба. В числе свыше 36 человек — подписи» [3, с. 221].

Подобные ситуации не были редкостью, хотя, несмотря на все усилия, собранные суммы значительно отличались от запланированных. 14 августа 1918 г. в РСФСР введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который был заменой контрибуции [2, т. III,  с. 200—204]. Однако и эта мера не принесла желаемого результата. Советское правительство продолжает устанавливать новые налоги.

Так, 30 октября 1918 г. вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «богатства немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить на неотложные нужды революционного строительства и борьбы» [2, т. III, с. 466].

Общая сумма налога вначале распределялась по территориальному признаку (по губерниям, городам, уездам, волостям), а затем — по плательщикам. Городская и деревенская беднота была полностью освобождена от налога, средние слои населения облагались по невысоким ставкам. Желание советской власти заключалось в том, чтобы «всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян» [2, т. III, с. 467]. И эта инициатива не увенчалась успехом: было собрано всего 1,5 млрд руб. налога вместо запланированных 10 млрд. В условиях натурализации хозяйственных отношений, резкого сокращения товарооборота и огромной инфляции налогообложение сельского населения заменяется продразверсткой.

11 января 1919 г. принят Декрет СНК РСФСР «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства». На основе планового государственного задания определялся размер продразверстки для отдельных территорий и даже отдельных хозяйств.

Вначале продразверстка охватывала хлеб и фураж, затем картофель и мясо, а к концу 1920 года распространялась на все сельхозпродукты. У хозяев, не сдавших в срок продукты, изымались все обнаруженные излишки. Максимально высокому обложению подлежали кулацкие хозяйства, меньшему — середняцкие. Расчет с крестьянами осуществлялся по твердым ценам, что в условиях стремительного обесценивания денег приводило фактически к их обнищанию. В деревнях росло недовольство. На фоне галопирующей инфляции и милитаризации экономики происходила натурализация хозяйства Советской России: был введен продуктовый паек, который заменял заработную плату, отменены оплата услуг почты, телеграфа, телефона. Бесплатными стали транспорт и коммунальные услуги. Взимание денежных налогов утратило экономический смысл. Впрочем, по замыслу идеологов социализма, в коммунистическом обществе не было места денежным отношениям. Не было в нем места и работникам финансового ведомства — им продовольственный паек не полагался [2, т. III, с. 267, 268].

В феврале 1921 г. было принято решение о приостановлении взимания денежных налогов, что привело к увеличению натуральных повинностей. С 1918 по 1922 год существовали такие повинности, как дровяная (поставка дров), трудовая (привлечение к погрузке и выгрузке топлива), автогужевая (извоз различными видами транспорта) и др.

Мощная финансовая система Российской империи окончательно пришла в упадок. Политика военного коммунизма достигла своего апогея. Сложившаяся социально-экономическая ситуация привела к дестабилизации налоговых поступлений в бюджет страны, ослабленной войной и революцией. Стала очевидной необходимость реформирования всей системы налогообложения.

Поляков Н.Ф.

Литература 1. Толкушкин А.В. История налогов в России.  М., 2001. 2. Декреты Советской власти. Т. I (25 октября  (7 ноября) 1917 — 16 марта 1918). М., 1957; Т. III (11 июля — 9 ноября 1918). М., 1964. 3. Ефимкин А.П., Харламов В.А. Нижегородские мыта- ри: Исторические очерки. Т. 1. Н. Новгород, 2000.