Развитие сотрудничества ФНС России и ФТС России обсудили на совместной коллегии ведомств
«Сейчас уже налажено эффективное взаимовыгодное сотрудничество ФНС России и ФТС России. Это не может не радовать. Благодаря информационному обмену снижается административная нагрузка, упрощаются различные процедуры, развивается открытый диалог с бизнес-сообществом, а также оптимизируется таможенное и налоговое администрирование», — заявил Статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.
Он также обозначил ключевые направления дальнейшей работы ФТС России и ФНС России. Он отметил необходимость повышения эффективности функционирования национальной системы прослеживаемости товаров, а также таможенного контроля за счёт совершенствования алгоритма выбора объектов проверок: «В части дальнейшего повышения эффективности таможенного контроля необходимо расширять применение риск-ориентированного подхода. От «точечного» согласования проведения проверок по отдельным организациям необходимо перейти к выбору объектов по наиболее проблемным секторам экономики и товарным группам с наивысшим фискальным потенциалом как с точки зрения таможенного, так и налогового контроля».
Алексей Сазанов обратил внимание и на развитие национальной системы прослеживаемости — в перспективе она станет частью наднациональной системы в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки не только в России, но и на всем пространстве ЕАЭС. Поэтому важно продолжить работу над совершенствованием функционирования системы прослеживаемости и информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов.
О проделанной за год совместной работе по созданию единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей, интеграции информационных систем, выстраиванию системного двустороннего взаимодействия не только на уровне центральных аппаратов служб, но и на уровне территориальных таможенных и налоговых органов рассказал глава ФТС России Владимир Булавин.
Теперь информация о налоговых рисках включена в алгоритм автоматического декларирования участников внешнеэкономической деятельности в системе управления рисками таможенной службы. Благодаря этому удалось расширить «зеленый сектор», для которого значительно снижена частота применения мер контроля. Сейчас в него входят более 11 тыс. компаний, на чью долю приходится 75% общего количества поданных деклараций и 85% общей суммы таможенных платежей. При этом более 10 тыс. из них ФНС России также отнесла к категории низкого уровня риска. «В перспективе учет такой информации позволит обеспечить максимальную достоверность сведений о благонадежности декларанта в рамках принципиально новой модели системы управления рисками, основанной на автоматическом категорировании каждой товарной партии, что в настоящее время разрабатывается ФТС России», — отметил Владимир Булавин.
Он сообщил и о регулярном обмене информацией между ведомствами в рамках пресечения и выявления фирм-однодневок и противодействия незаконному выводу денежных средств зарубеж. ФТС России ежегодно передает налоговым органам сведения об организациях с признаками недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. В результате за последние четыре года из него было исключено более 850 таких лиц. Прекращение их деятельности позволило предотвратить сомнительные внешнеторговые сделки на 275 млрд рублей.
«Дальнейшее развитие взаимодействия таможенных и налоговых органов видится в применении новых цифровых технологий, повышении оперативности информационного обмена, расширении его объема и состава, а также четкой координации действий при проведении контрольных мероприятий», — завершил свое выступление Владимир Булавин.
Руководитель ФНС России Даниил Егоров обратил внимание на то, что 37% рост поступлений в консолидированный бюджет за январь-октябрь этого года является абсолютным максимумом за все время наблюдений поступления налогов. Этого удалось достигнуть во многом за счет повышения эффективности администрирования налоговых и таможенных платежей из-за упрощения регуляторной среды. Прежде всего это коснулось среды экспорта и импорта. АСК НДС позволила существенно очистить ее от мошенничества. При этом создать такую систему было бы невозможно без данных ФТС России — они являются ее ключевым элементом.
Одним из эффектов эксплуатации АСК НДС стало сокращение сроков возмещения НДС. Изначально процесс занимал три месяца, затем два. Сейчас в экспериментальном режиме для компаний с минимальными рисками Налоговая служба перешла на принятие решения по истечении месяца камеральной проверки. «Это достаточно существенное завоевание, так как мы вливаем в экономику деньги, а значит – поддерживаем наши субъекты хозяйственной деятельности. Мы развиваем работу с компаниями-экспортерами не только с точки зрения снижения издержек. Себя мы также рассматриваем как организацию, которая проактивно может помогать нашим налогоплательщикам и тем самым давать им конкурентное преимущество на мировом рынке», — отметил Даниил Егоров.
Цифровизация среды участников внешнеэкономической деятельности повышает оперативность и адресность применяемых мер реализации в таможенном и налоговом администрировании. Сейчас обмен сведениями ФНС России и ФТС России строится на основании соглашения о сотрудничестве и протокола информационного взаимодействия. При этом потоки данных постоянно расширяются.
«Перед нами в дальнейшем будут возникать куда более серьезные задачи, потому что работа с данными сегодня требует поиска подхода к тем процедурам и процессам, которые мы принимали как данность. Теперь они позволяют нам видоизменять и находить наиболее оптимальные процессы реагирования на те издержки, которые возникают в случае противоправного поведения тех или иных субъектов. Второе – мы все равно зависимы от огромного потока данных и взаимодействия с другими органами власти и ФОИВами. Нам важно, чтобы они находились на том же уровне цифровой зрелости, и данные, которыми мы оперируем, были максимально высокого качества для применения их в своих процедурах», — завершил свое выступление Даниил Егоров.
Участники также обсудили работу национальной системы прослеживаемости, которая была запущена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2021 года. Подготовка к запуску велась совместно налоговым и таможенным ведомством. В рамках двухлетнего пилота были адресно проинформированы 1,4 млн российских налогоплательщиков, которые потенциально могли стать участниками системы. Кроме того, службы провели ряд обучающих семинаров для сотрудников, а также подготовили более 150 различных разъяснений.
«Серьезная подготовительная работа позволила нам безболезненно пройти первую декларационную кампанию. По ее результатам на 25 октября у нас в системе появились первые промышленные данные о национальной системе прослеживаемости. У нас 42 тыс. участников оборота, из которых основная масса на первом этапе декларировала остатки. Поступило более 100 тыс. уведомлений о товарах, которые скопились в обороте на момент старта системы», — сообщил заместитель руководителя ФНС России Александр Егоричев.
Он также поблагодарил коллег из технического блока ФТС России, которые приняли участие в создании национальной системы прослеживаемости. Теперь каждые 15 минут Налоговая служба получает таможенные декларации в рамках системы через СМЭВ. Только с 1 июля поступило более 750 тыс. таможенных деклараций. При этом для подготовки запуска системы в нее были внесены исторические данные более 1,5 млн таможенных деклараций.
На совместном заседании коллегий с докладами также выступили заместители руководителя ФТС России Руслан Давыдов и Олег Губайдулин, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Сергей Семашко, начальник Центрального таможенного управления Сергей Рыбкин, начальник Управления камерального контроля ФНС России Алексей Касянюк, заместитель руководителя УФНС по Санкт-Петербургу Юлия Костецкая.
// ФНС