Предотвращение фиктивной миграции — одна из задач, стоящих перед налоговыми органами Подмосковья
По числу субъектов предпринимательской деятельности Московская область, как интенсивно развивающийся регион, находится сегодня на третьем месте в Российской Федерации, уступая только городам Москве и Санкт-Петербургу. По состоянию на 31.08.2013 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) Московской области содержатся сведения в отношении 220 тысяч действующих юридических лиц.
За 8 месяцев 2013 года налоговыми органами Московской области зарегистрировано и поставлено на учет 12753 организации, чуть меньше, 12653 организации снято с учета. Из числа снявшихся с учета организаций, 1156 изменили адрес местонахождения исполнительного органа на другой регион. Наибольшая их часть (767) встала на учет в налоговые органы города Москвы. Из других регионов в Московскую область мигрировало 1168 юридических лиц, в том числе из Москвы – 879.
Безусловно, в большинстве случаев миграция субъектов предпринимательской деятельности носит объективный характер, она может быть вызвана изменением среды функционирования бизнеса, его переориентацией на новые виды деятельности, востребованные в других регионах. Организация может сменить место деятельности на территорию, где условия развития бизнеса более благоприятны. Однако, в последнее время массовый характер принимает изменение места нахождения исполнительного органа юридического лица, связанное с желанием бизнеса уйти от налогообложения. Непосредственная близость и транспортная доступность Москвы и Московской области способствует, так называемой ложной миграции, когда организация фиктивно меняет адрес, чтобы избежать налоговых проверок и пристального контроля со стороны налоговых органов.
Налоговые органы Подмосковья уделяют особое внимание вопросам проверки достоверности предоставляемых для внесения в ЕГРЮЛ данных, в том числе и об адресе юридического лица. С этой целью налоговики самостоятельно и совместно с правоохранительными органами проводят мероприятия, направленные на предотвращение регистрации юридических лиц по недостоверным адресам, контактируют с фирмами – владельцами офисных помещений.
Так, за предоставление в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в 2013 году более трехсот руководителей подмосковных кампаний были привлечены к административной ответственности по статье 14.25 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации. Налоговики Подмосковья за 2012 год и 1 полугодие текущего года направили в правоохранительные органы 54 материала в отношении должностных лиц организаций об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, незаконное образование юридического лица, незаконное использование документов для образования юридического лица.
Вступившие в силу с 1 июля текущего года изменения статьи 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» позволяют налоговым органам вынести решение об отказе в регистрации организации при наличии у регистрирующего органа информации о недостоверности представленных в регистрирующий орган сведений об адресе юридического лица.
Практика применения налоговыми органами указанных оснований уже существует. Позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» подтверждает правомерность принимаемых налоговыми органами решений.
Изменение законодательства усилит позицию налоговиков в работе по предотвращению незаконной миграции юридических лиц.
// УФНС по Московской области