Оптимизация налоговых льгот — одна из задач налоговой политики

Image_SmallОптимизация налоговых льгот была названа одной из задач налоговой политики. Что делается в этом направлении? Сформированы ли уже предложения по отмене (введению) льгот?

На эти и другие вопросы журналу «Налоговая политика и практика» ответил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Вячеславович Трунин.
«Прежде всего нужно понять, что мы подразумеваем под льготой, т. е. какое определение льготы используем. Есть, я бы сказал, жаргонное понятие льготы, а есть более узкое, то, которое предусмотрено Налоговым кодексом.
Обычно в повседневной жизни под льготой мы понимаем набор стимулирующих инструментов в области налогообложения, которые связаны с предоставлением каких-либо преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в отличие от общеустановленного порядка уплаты налога. Причем некоторые преимущества не могут считаться льготой, поскольку являются элементами структуры налога, общепринятыми в налоговых системах большинства стран, без них налог не может эффективно взиматься (например, нулевая ставка НДС при экспорте).
Поэтому определение льготы — вопрос скорее научный, нежели практический. Что касается мониторинга льгот, то эта работа в Минфине ведется два года. И мы уже можем сказать, сколько недополучает бюджет по каждому виду из того набора льгот, который мы мониторим, и дать свои предложения, какие из них необходимо исключить, а какие ввести. Критерии отбора могут быть различные.
Например, с точки зрения бюджета самая эффективная льгота та, которой меньше всего пользуются налогоплательщики, так как потери бюджета в этом случае минимальные. И наоборот, востребованная льгота неэффективна для бюджета, но, скорее всего, эффективна с точки зрения налогоплательщика, поскольку позволяет ему сэкономить на уплате налогов.
Другой критерий эффективности — экономический. Встречаются льготы, которые позволяют просто меньше платить налогов, и все. Эффективны ли они? Для целей экономии на налогах — да, но для формирования поведения налогоплательщика, наверное, нет. Все-таки более эффективными являются льготы, которые понуждают налогоплательщика совершить определенный набор действий, который он не совершил бы в отсутствие льготы, например, вложиться в научно-исследовательские работы, энергоэффективное оборудование, добычу сырья на сложных месторождениях».
Подробности – в № 9/2013 журнала «Налоговая политика и практика»