Налоговые споры: досудебное урегулирование
Заместитель руководителя ФНС России Сергей Ашотович Аракелов отвечает за правовой блок и координирует работу по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке. Успехи ФНС России в этом направлении неоспоримы, однако Служба и дальше собирается совершенствовать работу по досудебному урегулированию налоговых споров. Какие меры предпринимаются в целях обеспечения единой правовой позиции в работе налоговых органов? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью.
Сергей Ашотович, процедура досудебного урегулирования налоговых споров доказала свою эффективность. И тем не менее Служба выступает за ее совершенствование…
Действительно, с 2009 года введенная впервые в российское законодательство система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров дала возможность налоговым органам до судебного разбирательства пересматривать свои собственные решения и в случае признания выводов, сделанных нижестоящими налоговыми органами, необоснованными самостоятельно отменять такие решения.
Это оказалось очень действенным инструментом для выработки единых подходов при осуществлении контрольных мероприятий и вынесении решений по налоговым проверкам.
Несмотря на опасения многих экспертов, система доказала свою эффективность. Если в 2009 году количество жалоб от налогоплательщиков было около 70 тыс., то в 2012 году — 50 тыс. в целом по России. А количество налоговых споров в судах за тот же период сократилось почти вдвое.
Судебные споры сокращаются ежегодно на 15—20 %, данная тенденция наблюдается и в этом году.
За I квартал сокращение составило около 30 %. Результативность судебных дел в 2012 году была самой высокой за последние пять лет: 68 % сумм исковых требований рассмотрено в пользу бюджета.
После анализа практики применения правил обязательного досудебного урегулирования налоговых споров мы поняли, что возможность «внутренних пересмотров» позволяет значительное количество споров не доводить до суда. Напомню, что начиная с 2009 года стало необхдимым предварительно обжаловать решения налогового органа, вынесенные по результатам налоговых проверок, в вышестоящий налоговый орган до подачи налогоплательщиком иска в суд.
По остальным налоговым спорам, например при обжаловании действий по взысканию налогов или бездействия должностных лиц в виде невозврата налогов, налогоплательщик может без предварительного обжалования обращаться в суд.
Мы предлагаем распространить специальные правила по обязательной процедуре досудебного обжалования на все споры помимо решений по налоговым проверкам, а также ввести для этих споров ускоренную процедуру рассмотрения — 15 дней.
Это самый короткий срок, если сравнивать с зарубежным законодательством. Там данный срок варьируется от 30 дней до одного года.
Таким образом, наша цель — сделать систему налогового администрирования наименее конфликтной, позволяющей оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.
Наши ожидания: дальнейшее сокращение судебных дел еще более чем в 2 раза. Изменения, о которых я рассказал, нашли отражение в законопроекте, который в конце прошлого года внесен Правительством РФ в Государственную Думу Российской Федерации и 9 апреля 2013 г. принят в первом чтении.
Подробнее – в №5/2013 журнала «Налоговая политика и практика»