Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата

«Мы получили много предложений от регионов по совершенствованию налогового законодательства» — С. Рябухин. Сенатор выступил на «круглом столе», посвященном налоговой системе как инструменту развития делового климата.


В заседании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, аудиторы Счетной палаты РФ, представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы и других федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, научных кругов.

Участники заседания обсудили такие темы, как основные направления «настройки» налоговой системы РФ в ближайшие годы, отмена института консолидированных групп налогоплательщиков и последствия этого для бюджетов РФ, инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности, экономические последствия освобождения от налогообложения движимого имущества, подходы к правовому регулированию неналоговых платежей предпринимателей, специальный налоговый режим для самозанятых граждан: первые итоги проведения эксперимента, целесообразность его распространения на другие регионы.

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам СергейРябухин отметил, что тема налоговой системы РФ важна для регионов. «В налоговое законодательство в прошлом году было внесено много важных изменений. Следует отметить, что в Налоговый кодекс постоянно вносятся многочисленные точечные изменения, что, конечно, сложно и для налогоплательщиков, и для бизнеса. У нашего комитета есть поручение Председателя СФ Валентины Матвиенко навести здесь порядок, установить периодичность внесения изменений, например, два раза в год. Но реализовать это поручение не так просто, мы будем продолжать работу», — сказал он.

«Надо обсудить, что необходимо сделать для реализации задач, поставленных в Послании Президента Федеральному Собранию на 2019 год. Речь идет, в первую очередь, о налоговой поддержке семей с детьми, компаний, занимающихся строительством социальных объектов, медицинских и образовательных организаций», — подчеркнул парламентарий.

По его словам, интересной темой являются инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности такие, как особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, региональные инвестиционные проекты и т. д.

«Мы получили много предложений от регионов по совершенствованию налогового законодательства. Их волнуют и последствия освобождения от налогообложения движимого имущества, и оценка эффективности налоговых льгот, и компенсация выпадающих доходов региональных бюджетов от введения новых льгот на федеральном уровне, и специальный налоговый режим для самозанятых граждан, и многое другое», — указал сенатор.

По итогам обсуждения приняты рекомендации, в которых отмечается, что с 2012 по 2018 год основные параметры налоговой системы РФ были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, были направлены на «донастройку» налоговой системы страны, которая бы способствовала реализации национальных целей развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли такие серьезные изменения, как повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2 процента, отмена налога на движимое имущество организаций, введение специального налогового режима для самозанятых граждан.

Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству рассмотреть вопрос о зачислении в бюджеты регионов части доходов от акцизов на табачную продукцию, предусмотреть компенсацию в полном объеме выпадающих доходов в связи с введением на федеральном уровне льгот по налогам, полностью или частично зачисляемым в региональные бюджеты, в том числе в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, а также в связи с реализацией Послания Президента.

Правительству предложено рассмотреть вопрос о продлении до 31 декабря 2024 года ограничения на перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 процентов налоговой базы текущего налогового периода, а также проанализировать опыт применения института консолидированных групп налогоплательщиков и последствия его отмены для бюджетов субъектов РФ.

// Совет Федерации