На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
Каковы сроки хранения первичных документов? Что нужно, чтобы уничтожить документы, у которых истек срок хранения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 18 февраля 2020 года изменились сроки хранения документов организации. Издан новый приказ Росархива от 20.12.2019 N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». Начало действия документа — 18.02.2020. Поэтому, начиная с этой даты, некоторые сроки изменились.
Порядок уничтожения изложен ниже.
Обоснование вывода:
Уничтожение документов с истекшим сроком хранения — это право организации, а не обязанность. И воспользоваться этим правом можно только после проведения экспертизы ценности документов (п. 4.5 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 N 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», далее — Правила N 526).
С этой целью в организации создается экспертная комиссия. Состав ее утверждает руководитель организации (п. 4.7 Правил N 526). Состоять она должна из числа наиболее квалифицированных работников. Члены комиссии должны не только знать, какие из документов можно уничтожить, а какие следует обязательно сдать в архив, но и грамотно оценить сроки хранения каждого из документов, чтобы в будущем быть уверенным в том, что ни один из уничтоженных документов никогда не будет востребован проверяющими.
Всю процедуру уничтожения документов условно можно разделить на 3 этапа.
1 этап. Экспертиза ценности документов
Экспертиза проводится ежегодно. В процессе ее проведения участники комиссии определяют, какие из документов с истекшим сроком хранения можно уничтожить. До проведения экспертизы ценности уничтожение документов запрещается (п. 4.5 Правил N 526).
Форма акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждена Основными правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) и включает в себя, в частности, следующие реквизиты:
— заголовок дела, который должен четко, в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Таким образом, в Акте достаточно указать, что уничтожаются, например, кассовые документы с приложениями;
— крайние даты, то есть о наиболее ранней и поздней дате включенных в них документов;
— сроки хранения и номера статей по перечню. В этой графе необходимо отразить номера статьи Перечня с установленным сроком хранения. Дополнительно указанная графа может содержать ссылку и на нормативно-правовой акт или закон, которым этот срок установлен (например, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
— номера описей и т.п.
2 этап. Утверждение акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
После утверждения и согласования экспертной комиссией описей дел, документов, описи и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждаются руководителем организации. И только после этого дела, выделенные по акту к уничтожению, могут быть фактически уничтожены (п. 4.11 Правил N 526).
3 этап. Уничтожение документов
Уничтожить документы необходимо так, чтобы не было ни малейшей возможности их восстановить.
Процедура уничтожения документов ни в законах, ни в иных нормативно-правовых актах не урегулирована. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать и утвердить такой порядок.
При самостоятельной разработке регламента можно ориентироваться на порядок, определенный Правилами работы архивов. Уничтожение документов может быть произведено:
1) силами самой организации;
2) сторонней организацией.
В первом случае способ уничтожения документов организация определяет самостоятельно. Это может быть:
— химическое уничтожение (с использованием химических реактивов);
— сжигание;
— измельчение (шредирование).
Электронные документы подлежат физическому уничтожению или уничтожению программно-техническими средствами. Об уничтожении документов составляется акт, форма которого может быть утверждена учетной политикой или приказом по организации (внутренним распоряжением руководителя). В акте указывается способ уничтожения, поэтому на каждую группу документов, уничтоженную определенным способом, составляется отдельный акт.
Акт должен быть подписан всеми участниками экспертной комиссии и утвержден руководителем организации.
Во втором случае со специализированной организацией заключается договор на переработку (утилизацию). Передача документов осуществляется на основании акта о выделении к уничтожению документов, утвержденному руководителем. Организация-исполнитель оформляет накладную о приеме документов на утилизацию, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры (п. 2.4.7 Правил работы архивов). Акт об уничтожении документов также составляет сама специализированная организация. По факту оказания услуги стороны подписывают соответствующий акт.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Иностранный работник (из Республики Казахстан) был принят на работу в российскую организацию 18.11.2019. 26 декабря 2019 года работник уволился. За два месяца из заработной платы работника удерживался налог на доходы физических лиц по ставке 13%. По информации миграционной карты работник находился на территории РФ с 01.08.2019, то есть на дату увольнения он не являлся резидентом РФ. При увольнении перерасчет НДФЛ по ставке 30% не был сделан.
Каким образом можно исправить ситуацию: 1) подать справку 2-НДФЛ в ИФНС с признаком 2; 2) заплатить неудержанную сумму НДФЛ из средств организации, указав в 2-НДФЛ, что доход выплачен, НДФЛ в бюджет уплачен, но не удержан? Есть ли иные варианты решения вопроса?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У организации-работодателя (налогового агента) не возникает обязанности по перерасчету НДФЛ по ставке 30% на дату увольнения сотрудника гражданина Республики Казахстан, не являющегося налоговым резидентом РФ. В связи с этим отсутствует и обязанность по уплате в бюджет НДФЛ за счет собственных средств и представлению в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ с признаком 2.
Обоснование позиции:
Прежде всего хотим обратить внимание, что Конституцией РФ установлен безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), это касается как налоговых правоотношений (ст. 7 НК РФ), так и любых иных отраслей российского права. При этом согласие РФ на обязательность для нее международного договора может выражаться в том числе путем ратификации договора (Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Евразийский договор), который вступил в силу с 1 января 2015 года (Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Евразийский договор содержит разделы XVII «Налоги и налогообложение» и XXVI «Трудовая миграция». Нормы данных разделов в том числе касаются порядка исчисления налога на доходы трудящихся граждан государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.)), Кыргызская Республика (Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23 декабря 2014 г.)) и Российская Федерация.
Кроме того, в 2020 году продолжает действовать: Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее — Конвенция).
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Иностранные граждане могут являться налоговыми резидентами, если фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
— от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
— от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу в РФ для целей главы 23 НК РФ признается доходом от источников в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Российская организация, выплачивающая иностранному работнику заработную плату, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ).
В общем случае доходы в виде заработной платы, получаемые налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении сумм заработной платы, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Однако ст. 73 Евразийского Договора определено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения ст. 73 применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.
Таким образом, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Казахстан, облагаются по налоговой ставке 13% с первого дня их работы на территории РФ.
Как видим, возможность применения ставки 13% не поставлена Евразийским Договором в зависимость от наличия у налогоплательщика (сотрудника) статуса налогового резидента РФ (смотрите также письма Минфина России от 24.02.2016 N 03-04-05/10019, от 24.02.2016 N 03-04-06/10026).
Кроме того, Евразийский договор не содержит положений, обязывающих налогоплательщика или налогового агента производить перерасчет НДФЛ, уплаченного с доходов по найму гражданина ЕАЭС, в каких-либо случаях. Не предусмотрена обязанность такого перерасчета и Конвенцией.
Стоит отметить, что о перерасчете НДФЛ в случае увольнения говорится в Протоколе к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол). Так, в п. 5 ст. 1 Протокола определено, что в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве работы по найму в другом Договаривающемся Государстве до истечения 183 дней нахождения в другом Договаривающемся Государстве, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 настоящей статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом Государстве. Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются.
Однако положения Протокола распространяются только на отношения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь и к отношениям между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан никакого отношения не имеют.
На сегодняшний день не существует каких-либо международных правовых актов, заключенных между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан, содержащих подобные положениям Протокола нормы, обязывающие пересчитывать НДФЛ при увольнении гражданина Республики Казахстан, не являющегося на момент увольнения налоговым резидентом РФ.
Тем не менее Минфин России в своих многочисленных разъяснениях, обобщенно и в отношении доходов граждан всех стран ЕАЭС (а не только граждан Республики Беларусь) выражает мнение, что, если по итогам налогового периода сотрудник организации не приобрел статус налогового резидента (находился в РФ менее 183 дней), суммы НДФЛ, удержанного с его доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов. Смотрите, например, письма Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-06/98060, от 16.12.2019 N 03-04-06/98063, от 14.10.2019 N 03-04-06/78518, от 27.02.2019 N 03-04-06/12764, от 22.01.2019 N 03-04-06/3032, от 23.05.2018 N 03-04-05/34859, от 14.05.2018 N 03-04-06/32214 и др.
Какие правовые нормы послужили основанием для данного вывода, представители финансового ведомства не поясняют. Более того, в наиболее свежих разъяснениях на эту тему Минфин дополнительно уведомляет, что сделанный им в отношении всех граждан ЕАЭС вывод не противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П (смотрите письма Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-06/98063, N 03-04-06/98060, N 03-04-05/98059). Отметим, что в указанном постановлении КС РФ идет речь о 2010-2011 годах, т.е. в периоде, когда Евразийский Договор еще не существовал в принципе, а доходы, полученные в связи с работой по найму гражданами стран, входящих сегодня в ЕАЭС, облагались НДФЛ в обычном порядке: нерезидентов — по ставке 30%, резидентов — по ставке 13%. Но даже если опустить этот факт, в приведенном постановлении КС РФ речь идет о гражданах Республики Беларусь, и выводы суда основываются на нормах Протокола.
Таким образом, по нашему мнению, приведенная позиция Минфина России не основана на нормах закона и как минимум не бесспорна. В этой связи хотим обратить внимание, что представители ФНС России с финансовым ведомством не согласны и по данному вопросу имеют противоположное мнение. Так, в письме от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@ специалисты налоговой службы пояснили, что ст. 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена.
В связи с изложенным мы считаем, что доход граждан Республики Казахстан, получаемый ими в связи с работой по найму в РФ, должен облагаться НДФЛ по ставке 13%. В случае, если на конец календарного года такой гражданин не имеет статуса налогового резидента РФ, такой доход не подлежит перерасчету по ставке 30%.
Что касается увольнения гражданина Республики Казахстан, не являющегося резидентом РФ, до истечения налогового периода, то, с учетом всего сказанного выше, очевидно, что и в такой ситуации перерасчет НДФЛ по ставке 30% производить не нужно. Причем, как ни странно, но с этим мнением, именно для случая увольнения, согласен и Минфин России. Так, в относительно недавних письмах от 23.07.2019 N 03-04-06/54654, N 03-04-06/54651, N 03-04-05/54647 представители финансового ведомства дословно разъясняют следующее: по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. В случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке в размере 13 процентов, налоговым агентом не производится.
Таким образом, в рассматриваемом случае у организации-работодателя (налогового агента) не возникает обязанности по перерасчету НДФЛ по ставке 30% на дату увольнения сотрудника, и, как следствие, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ с признаком 2. Напомним, что такая справка представляется на основании п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога. В данной же ситуации весь полагающийся к уплате НДФЛ был своевременно удержан у налогоплательщика и перечислен в бюджет.
В рассматриваемом случае организации в отношении уволившегося гражданина Республики Казахстан следует представить в налоговый орган только справку по форме 2-НДФЛ с признаком 1 (п. 2 ст. 230 НК РФ). Вместе с тем обращаем внимание, что в поле статус этой справки должна быть поставлена цифра 2 (смотрите письма ФНС России от 15.03.2016 N БС-4-11/4273@, от 15.03.2016 N БС-4-11/4272@).
В заключение отметим, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). В рассматриваемом случае обязанности по удержанию с доходов бывшего работника НДФЛ по повышенной ставке у налогового агента нет (еще раз акцентируем внимание, что с этим мнением согласен и Минфин России), поэтому уплачивать НДФЛ в бюджет за свой счет налоговый агент не вправе.
К сведению:
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предполагается (смотрите Раздел Налог на доходы физических лиц):
1. Сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
2. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации. Смотрите также п. 3 Раздела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Организация перечисляет контрагенту в соответствии с договором аванс за будущую поставку товара 30.09.2019. Контрагент выставляет счет-фактуру 05.10.2019.
В каком квартале организация вправе принять к вычету суммы «авансового» НДС? В каком квартале контрагент должен отразить авансовый счет-фактуру в книге продаж?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация-покупатель в рассматриваемой ситуации вправе принять к вычету суммы «авансового» НДС в 4 квартале 2019 года (при условии фактического получения выставленного продавцом 05.10.2019 «авансового» счета-фактуры в том же налоговом периоде). При этом контрагент-продавец должен зарегистрировать соответствующий «авансовый» счет-фактуру в книге продаж за 3 квартал 2019 года.
Обоснование вывода:
Покупатель
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС (далее также — налог) на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно п. 9 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
Пункт 1.1 ст. 172 НК РФ предусматривает возможность применения налоговых вычетов в налоговых периодах, следующих за периодом выполнения всех необходимых для того условий, а также в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика отсутствовал счет-фактура продавца, при условии его получения до установленного срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период. Однако нормы приведенного пункта не актуальны при применении покупателем вычета «авансового» НДС. Поэтому такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены все необходимые для этого условия, включая получение соответствующего счета-фактуры от продавца (смотрите, например, письма Минфина России от 16.04.2019 N 03-07-09/27004, от 09.04.2015 N 03-07-11/20290).
В рассматриваемой ситуации «авансовый» счет-фактура выставлен продавцом 05.10.2019, поэтому организация-покупатель вправе принять к вычету «авансовый» НДС в 4 квартале 2019 года (при условии фактического получения указанного счета-фактуры в том же налоговом периоде).
Продавец
Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила).
При получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцы регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю на полученную сумму оплаты, частичной оплаты (п. 17 Правил).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
На основании п.п. 2, 3 Правил регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями.
У продавца, получившего сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, обязанность по начислению НДС возникает в периоде получения указанных сумм (п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации продавец получил предоплату в счет предстоящей поставки ТМЦ 30.09.2019, поэтому он должен зарегистрировать соответствующий «авансовый» счет-фактуру в книге продаж за 3 квартал 2019 года, несмотря на то, что выставлен он 05.10.2019 (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 28.07.2014 N ЕД-4-2/14546).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Согласно договору о предоставлении права использования ноу-хау право предоставлено на 10 лет, стороны обозначены как лицензиат и лицензиар. Сторона, передающая право, не является материнской или дочерней компанией. Будет ли, как и когда будет использоваться объект в производственной деятельности, еще неизвестно, но производство, в котором возможно его использовать, у организации есть.
Необходимо ли организации отражать право использования ноу-хау в налоговом и бухгалтерском учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом учете организации включается единовременно в состав внереализационных доходов стоимость безвозмездно полученного права, определяемого исходя из рыночных цен.
В бухгалтерском учете рыночная стоимость права включается в прочие доходы организации и подлежит списанию в течение срока, на который предоставлено право (10 лет).
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), в частности, являются секреты производства (ноу-хау). Правовое определение и содержание ноу-хау установлены главой 75 ГК РФ.
Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулируются положениями Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ).
Налоговый учет
К доходам для целей налогообложения прибыли относятся в том числе внереализационные доходы (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).
Внереализационные доходы составляют в том числе доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации может быть квалифицировано как имущественное право (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 N Ф07-2881/12).
В случаях, когда такое право предоставляется безвозмездно и не относится ни к одному из доходов, перечисленных в п. 1 ст. 251 НК РФ, у организации-лицензиата возникает внереализационный доход, который учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/2/18611).
Абзацем вторым п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
В п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 отмечалось, что установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права.
Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что в НК РФ не установлен порядок оценки имущественных прав, полученных безвозмездно, с учетом разъяснения Президиума ВАС РФ такая оценка может быть осуществлена исходя из рыночных цен. Следует отметить, что ведомства придерживаются аналогичного мнения (письма Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746, ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4430@ и др.).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может воспользоваться информацией о стоимости аналогичных имущественных прав из источников разработчика. В качестве источника информации могут быть использованы также СМИ и Интернет или может быть привлечен независимый оценщик (постановления ФАС Московского округа от 20.05.2014 N Ф05-3879/14, Десятого ААС от 02.10.2013 N 10АП-8875/13).
Таким образом, лицензиат, безвозмездно получающий право использования секрета производства, включает в состав налогооблагаемых доходов доход в виде стоимости безвозмездно полученного права, определяемый исходя из рыночных цен.
По нашему мнению, дата получения внереализационного дохода в этом случае должна определяться аналогично правилу пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ, а именно как дата подписания сторонами документа, свидетельствующего о передаче лицензиату права использования секрета производства.
Поскольку иное не следует из положений главы 25 НК РФ, доход в виде рыночной стоимости безвозмездно полученного права использования секрета производства включается в налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль единовременно.
Получение имущественных прав не приводит к необходимости исследовать вопрос об обязанности исчисления НДС, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается передача имущественных прав, а не их получение.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Согласно п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде:
— фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора;
— периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода).
Согласно п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) актив, полученный безвозмездно, является прочим доходом организации. В учете такой объект отражается по рыночной стоимости (п. 10.3 ПБУ 9/99).
Также в соответствии с п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций поступления, связанные с безвозмездным получением активов, отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом счета учета доходов будущих периодов.
В Инструкции по описанию счета 98 «Доходы будущих периодов» конкретизируется: суммы, учтенные на счете 98, списываются с этого счета в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:
— по безвозмездно полученным основным средствам — по мере начисления амортизации;
— по иным безвозмездно полученным материальным ценностям — по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).
В рассматриваемой ситуации организация получает право на использование ноу-хау по лицензионному договору на 10 лет программы безвозмездно.
В связи с этим полагаем, что стоимость безвозмездно полученного права подлежит списанию в течение срока, на который предоставлено право (10 лет).
Таким образом, в учете необходимо будет произвести следующие записи:
Дебет 012 (013)
— учтено неисключительное право, полученное по лицензионному договору (в стоимости, определённой аналогично стоимости в налоговом учете);
— отражено безвозмездно полученное неисключительное право;
— начиная с месяца акта передачи ежемесячно рыночная стоимость: 10 лет: 12 мес. списывается в состав расходов;
Дебет 98 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— начиная с месяца акта передачи ежемесячно рыночная стоимость: 10 лет: 12 мес. списывается в состав доходов;
Кредит 012 (013)
— отражено выбытие неисключительного права.
К сведению:
Поскольку для целей налогообложения стоимость неисключительного права в расходах не учитывается (смотрите, например, письмо Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/2/18611), у организации в силу п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» образуется постоянная налогооблагаемая разница, что влечет признание в бухгалтерском учете постоянного налогового обязательства на основании п. 7 ПБУ 18/02:
Дебет 99, субсчет «ПНО» Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражено постоянное налоговое обязательство (в размере стоимости неисключительного права х 20%).
А также в связи с ежемесячным учетом в бухгалтерском учете доходов от безвозмездного полученного имущественного права (а в налоговом учете единовременно) по общему правилу необходимо начислять отложенный налоговый актив вследствие возникновения вычитаемой временной разницы. Таково требование п. 11 ПБУ 18/02.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Какой код ОКОФ можно присвоить станции гидравлической с бензиновым двигателем и к какой амортизационной группе ее можно отнести?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов станция гидравлическая с бензиновым двигателем может быть отнесена к коду ОКОФ 330.28.12.1 «Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое» и к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Обоснование вывода:
Отнесение объектов имущества к соответствующей группе нефинансовых активов, а также определение кода ОКОФ и амортизационной группы, находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов ((далее — Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н).
Выбор кода ОКОФ для основных средств осуществляется в соответствии с положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенного в действие с 1 января 2017 года приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее — ОКОФ 013-2014), и применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями бюджетной сферы в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета. В свою очередь, амортизационная группа определяется согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация).
Группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции N 157н, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ (п. 53 Инструкции N 157н).
Поиск кода ОКОФ может осуществляться не только по названию основного средства, но и по его назначению. При этом указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ, кроме установленных во Введении общих принципов, в описании классификатора не содержится. Таким образом, определение кода Общероссийского классификатора основных фондов основывается на субъективном суждении (смотрите также письмо Минфина России от 21.09.2017 N 02-06-10/61195).
В ОКОФ 013-2014 станции гидравлические с бензиновым двигателем не выделены в отдельную группу. Но комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения может принять самостоятельное решение по выбору кода для учета приобретенной станции. На наш взгляд, станция гидравлическая с бензиновым двигателем может быть отнесена на код ОКОФ 330.28.12.1 «Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое».
Согласно Классификации код ОКОФ 330.28.12.1 «Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое» (кроме устройств пневмоприводов) следует относить к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Таким образом, станция гидравлическая с бензиновым двигателем может быть отнесена к коду ОКОФ 330.28.12.1 «Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое» и к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Вместе с этим окончательное решение по отнесению объектов основных средств на тот или иной код ОКОФ 013-2014, а также к соответствующей амортизационной группе находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов и осуществляется исходя из конкретных характеристик объекта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панина Кристина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Российская организация (г. Москва) применяет общую систему налогообложения. Хочет продавать товар в Узбекистан, Таджикистан, Монголию.
Какие документы необходимы для подтверждения нулевой налоговой ставки НДС? Каков срок подачи документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае пакет документов для подтверждения нулевой налоговой ставки НДС состоит из экспортного контракта и таможенных деклараций (из копий) (с учетом установленных особенностей). Указанный пакет документов нужно представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов одновременно с налоговой декларацией по НДС в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Отчетность по таможенной статистике не представляется.
Обоснование вывода:
НДС
При отгрузке товара на экспорт с территории РФ у организации-продавца возникнет объект обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). При вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), поскольку пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% в налоговые органы представляются (п. 1 ст. 165 НК РФ):
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ);
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством — членом ЕАЭС (например, Казахстан, Киргизия), на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров (абзац 3 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-13/1/45813).
Кроме того, предусмотрена и возможность представления реестров указанных таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) в электронной форме с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий деклараций (п.п. 15, 16 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-08/93433). В данном случае может быть использован реестр, утвержденный Приложением N 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427@. В разделах I и II Приложения N 15 к указанному Приказу установлен Порядок заполнения реестра.
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у организации документы, сведения из которых включены в реестры. В этом случае копии документов необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования. Причем копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия (абзац 17 п. 15 ст. 165 НК РФ, письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-2/20995, Минфина России от 05.11.2019 N 03-07-08/84885).
Заметим, что реестр контрактов не упомянут в п. 15 ст. 165 НК РФ, а его форма не утверждена. Поэтому внешнеэкономические договоры (контракты) представляются в обычном порядке (в бумажном виде или в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@.
С 01.10.2018 для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, не являющихся припасами (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ), представлять копии транспортных и товарно-сопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, не требуется (смотрите также письмо Минфина России от 09.08.2018 N 03-07-14/56316).
Однако налоговый орган может истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. В этом случае указанные документы необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования с учетом особенностей, установленных п. 1.2 ст. 165 НК РФ.
Документы (их копии), реестры, необходимые для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, должны быть представлены в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п.п. 9, 10 ст. 165 НК РФ). В случае, если полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, собран в установленный срок, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов (письмо Минфина России от 29.09.2015 N 03-07-14/55546).
Моментом определения налоговой базы по товарам, реализованным на экспорт, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ).
При этом организация не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров, обязана выставить счет-фактуру (абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 168 НК РФ). Нормы НК РФ не устанавливают особенности выставления счетов-фактур для экспортеров.
Применительно к исчислению НДС датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (организацию связи) для доставки товаров покупателю (письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16880, от 03.07.2018 N 03-07-11/45885, от 28.08.2017 N 03-07-11/55118, от 17.07.2015 N 07-01-06/41127, от 26.03.2015 N 03-07-11/16655, ФНС России от 11.04.2012 N ЕД-4-3/6103@). В целях исчисления НДС момент перехода права собственности на товары значения не имеет (письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16880, от 28.08.2017 N 03-07-11/55118, от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 11.03.2013 N 03-07-11/7135).
Таким образом, экспортер должен составить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня составления первого по времени первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (товарной накладной, транспортной накладной и т.д.).
При получении аванса «авансовый» счет-фактуру экспортеру выставлять не требуется, так как п. 1 ст. 154 НК РФ прямо установлено, что в налоговую базу по НДС не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ (письмо Минфина России от 10.01.2018 N 03-07-08/142).
Составленный отгрузочный счет-фактуру представлять в пакете документов, подтверждающих экспорт, не требуется (письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-08/11874).
Этот счет-фактура в книге продаж регистрируется в том налоговом периоде, в котором собран пакет документов, подтверждающих экспорт (не в периоде его выставления), так как именно в этом периоде возникает налоговое обязательство (п. 9 ст. 167 НК РФ, п.п. 2, абзац 2 п. 3 Правил ведения книги продаж).
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для операций по экспорту несырьевых товаров, принимается к вычету в общеустановленном порядке: после постановки на учет указанных приобретений на основании первичных документов; при наличии правильно оформленных счетов-фактур поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), — без учета особенностей, предусмотренных абзацем 1 п. 3 ст. 172 НК РФ (абзац 3 п. 3 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 19.04.2019 N 03-07-08/28249, от 12.12.2016 N 03-07-08/73930).
Валютный контроль
Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Поэтому при осуществлении расчетов по договорам международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, вывоз с территории РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 6 млн. руб. (для экспортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.
Таможенная статистика
Для лиц, осуществляющих торговлю товарами РФ с контрагентами из государств, не являющихся членами ЕАЭС, не предусмотрена обязанность по представлению таможенной статистической отчетности. Сбор и обработку сведений о перемещении товаров через Государственную границу РФ осуществляют таможенные органы на основании таможенных деклараций и иных документов, указанных в ст. 105 ТК ЕАЭС (ст. 277 Закона N 289-ФЗ).
На товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и нормативными правовыми актами РФ, положения Правил ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами — членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, не распространяются (п. 3 названных Правил).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
В соответствии с п. 3 статьи 428 главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ в отношении выплат, произведенных работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах и соответственно рассчитывается доплата за вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса. В организации, осуществляющей вид деятельности, не связанный со строительными работами, есть рабочие места маляров. В конце 2019 года на рабочих местах маляров проведена спецоценка условий труда. В разделе 8 Карты спецоценки Фактические и нормативные значения измеряемых параметров указаны вещества, присутствующие на рабочей зоне маляра, в том числе и имеющие класс опасности 3 (диметилбензол и метилбензол). При этом фактические значения данных веществ превышают нормативные значения. Класс условий труда установлен 3.1. То есть маляр работает с вредными веществами 3 класса. В Списке N 2 производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, под кодом 23200000-13450 указана профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В Карте спецоценки в строке 040 указано, что право на досрочное назначение пенсии отсутствует.
Должна ли организация начислять по данной профессии страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация должна начислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам. С учетом результатов СОУТ необходимо использовать тариф в размере 2,0%.
При этом тот факт, что в карте СОУТ содержится информация о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии у рассматриваемых работников отсутствует, для принятия решения о применении организацией дополнительных тарифов значения не имеет.
Обоснование позиции:
С 01.01.2017 дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков установлены ст. 428 НК РФ.
Из положений данной статьи следует, что дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС), предусмотренные для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в частности, организаций), применяются ими в отношении выплат в пользу тех работников, которые заняты на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.
Дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС уплачиваются в целях досрочного назначения страховых пенсий по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, занятым на опасных и вредных условиях труда (письмо Минфина России от 30.03.2018 N 03-15-06/20294).
Таким образом, в случае, если работники организации числятся занятыми на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении их рабочих мест по результатам СОУТ установлен итоговый класс условий труда вредный (в частности, подкласс 3.1), то страховые взносы на ОПС на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, начисляются по дополнительному тарифу в размере 2,0% (п. 3 ст. 428 НК РФ).
Если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении их рабочих мест по результатам СОУТ, страховые взносы на ОПС по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу таких работников, не начисляются. Смотрите, например, письма Минфина России от 27.09.2019 N 03-15-06/74288, от 14.11.2018 N 03-15-06/82053, от 08.11.2018 N 03-15-06/80178, от 24.05.2018 N 03-15-06/35161, от 23.10.2017 N 03-15-06/69113 .
Как видим, необходимым условием для применения дополнительных тарифов является занятость физических лиц на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяются в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
В Списке N 2 в разделе «ХХХIII. Общие профессии» поименованы маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код профессии 23200000-13450).
В рассматриваемой ситуации по результатам СОУТ в отношении рабочих мест маляров установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.1), то есть маляры заняты на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В этой связи (с учетом положений ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ и Списка N 2) мы полагаем, что страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу таких работников, следует начислять по тарифу в размере 2,0% (смотрите также письма Минфина России от 22.04.2019 N 03-15-06/28900, от 24.03.2017 N 03-15-06/17278).
При этом тот факт, что в строке 40 карты СОУТ содержится информация о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии у рассматриваемых работников отсутствует, на наш взгляд, для принятия решения о применении организацией дополнительных тарифов значения не имеет. Обязанность исчислить страховые взносы с применением дополнительного тарифа обусловлена занятостью маляров на работах, поименованных в Списке N 2.
Как следует из письма Минфина России от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, порядок обложения страховыми взносами по дополнительным тарифам не увязывается с приобретением работниками права на получение досрочной пенсии. Даже когда работник уже является получателем досрочной страховой пенсии по старости, но продолжает трудиться на работах с особыми условиями труда, страховые взносы по дополнительным тарифам на ОПС начисляются на выплаты в пользу такого работника в общеустановленном порядке.
В периоде действия Закона N 212-ФЗ в письме Минтруда России от 20.01.2015 N 17-3/В-14 также указывалось, что формирование базы для начисления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР не увязывается данным законом с включением периодов, за которые производятся выплаты, облагаемые упомянутыми взносами, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Смотрите дополнительно письмо Минтруда России от 06.07.2015 N 17-3/В-331.
К аналогичным выводам приходят судьи.
Так, согласно постановлению Четырнадцатого ААС от 10.02.2016 N 14АП-10058/15, Общество посчитало, что дополнительными страховыми взносами облагаются только выплаты сотрудникам с вредными и тяжелыми условиями труда и только при условии, что у этих работников имеется право на досрочную пенсию, тогда как в соответствии с результатами аттестации рабочих мест, проведенной в Обществе в 2012 году, маляр (работник Общества) правом на досрочное назначение трудовой пенсии не обладает (на что было указано в карте аттестации рабочего места).
Однако судьи с этим утверждением не согласились и сделали заключение, что маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, которым утвержден Список N 2. Указание в карте аттестации на отсутствие у маляра права на досрочное назначение трудовой пенсии, не имеет правового значения для спора, поскольку аттестующая организация не является уполномоченным органом для решения правового вопроса о назначении трудовой пенсии. Общество было обязано начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу этого маляра.
Смотрите также определение ВС РФ от 25.09.2018 N 307-КГ18-13952, постановления Тринадцатого ААС от 18.06.2019 N 13АП-11322/19, АС Уральского округа от 23.11.2018 N Ф09-7930/18 по делу N А71-2647/2018).
К сведению:
По вопросам возникновения (сохранения) права на досрочное назначение пенсии специалисты финансового ведомства рекомендуют обращаться в Минтруд России (смотрите, например, письма Минфина России от 22.04.2019 N 03-15-06/28900, от 17.05.2019 N 03-15-06/35406).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
В заключение напомним, что плательщики страховых взносов вправе обратиться в Минфин России за письменными разъяснениями о применении законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2, пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Ответ прошел контроль качества
Организация (общая система налогообложения) планирует провести обучение сотрудников без отрыва от работы. Обучение будет проходить на территории работодателя. С лектором заключен договор на оказание услуг. В процессе обучения планируется организация кофе-брейка, для этого приобретены кондитерские изделия и фрукты. Кроме этого, для работы были приобретены маркерная доска и прочие расходные материалы.
В составе каких затрат можно учесть понесенные расходы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении расходов на организацию кофе-брейка для своих сотрудников в процессе обучения на территории работодателя отметим следующее.
Вопрос учета при налогообложении затрат на питание во время кофе-паузы является спорным.
Если невозможно персонифицировать полученный работниками доход, то есть невозможно рассчитать точное количество распределяемых чая, кофе, печенья на каждого работника, объекта налогообложения по НДФЛ, так же как и объекта обложения по страховым взносам, не возникает. Передача продуктов во время кофе-брейка для сотрудников организации не является объектом обложения НДС в случае невозможности персонифицировать переданное каждому работнику.
Для целей бухгалтерского учета затраты на приобретение продуктов для проведения кофе-паузы признаются прочими расходами организации.
Расходы на приобретение прочих расходных материалов, в том числе маркетной доски, в налоговом учете также возможно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль организаций
Расходы на бесплатное питание работников (в том числе расходы на оплату кофе-пауз при проведении обучения) можно признать в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, при соблюдении следующих двух условий (письма Минфина России от 23.07.2018 N 03-03-07/51494 и от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065).
1. Бесплатное питание предусмотрено трудовыми (коллективными) договорами (п. 25 ст. 255 НК РФ, п. 25 и 29 ст. 270 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 255 НК РФ стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов относится к расходам на оплату труда и, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ, включается в расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Пунктом 25 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде бесплатно предоставляемого питания (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).
Таким образом, стоимость питания, предоставляемого работникам организации, может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договором. Такой точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 23.07.2018 N 03-03-07/51494, от 06.03.2015 N 03-0711/12142, от 30.12.2014 N 03-03-06/1/68497, от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61204, от 11.02.2014 N 03-04-05/5487.
По нашему мнению, указанные в вопросе расходы, с учетом положений ст. 163 ТК РФ, не могут быть отнесены и к расходам, связанным с созданием сотрудникам нормальных условий труда, учитываемым на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (поскольку рассматриваемые расходы не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей).
Налогоплательщики не могут уменьшать полученные доходы на расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и затраты, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому в данной ситуации продукты питания, приобретенные с целью организации для работников бесплатного кофе-брейка при проведении обучения на территории работодателя, возможно рассматривать в качестве безвозмездно переданных, стоимость которых не будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организации на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Подобные разъяснения представлены и для организации, являющейся организатором семинаров и тренингов и организующей кофе-паузы для сотрудников компаний-заказчиков (письмо Минфина России от 01.06.2011 N 03-11-06/2/86). По мнению ведомства, такие расходы не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 04.09.2013 N 03-11-06/2/36387).
2. Есть возможность определить сумму дохода, полученную каждым сотрудником.
В случае отсутствия возможности выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц) и организовать персонифицированный учет доходов, полученных каждым отдельным работником (например, в случае организации питания по форме «шведского стола»), расходы на питание в целях налогообложения прибыли не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся, по сути, социальными выплатами, не предусмотрен (письма Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065, от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61204, от 11.02.2014 N 03-04-05/5487, от 04.03.2008 N 03-03-06/1/133).
Таким образом, по нашему мнению, если перечисленные выше условия в торговой организации при организации кофе-брейков в ходе проведения обучения специалистов на территории работодателя не будут выполняться, то учитывать расходы на бесплатное питание при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда не получится.
Вместе с тем имеются судебные решения, свидетельствующие о возможности учета расходов по иному основанию. Но этот подход является спорным. О спорности свидетельствует судебная практика (постановления Девятого ААС от 06.04.2011 N 09АП-4825/11). Например, в постановлении Тринадцатого ААС от 18.04.2013 N 13АП-4213/13 сказано, что, поскольку расходы связанные с обучением работников, напрямую связаны с производством и реализацией, указанные затраты подлежат учету в составе прочих расходов.
Поэтому с учетом арбитражной практики если организация будет в состоянии доказать экономическую обоснованность расходов и их направленность на получение доходов, она может учесть затраты на кофе-брейк на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ или пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Однако очевидно, что судебный спор не исключен. Обоснование такого подхода можно посмотреть в материале: Вопрос: Организация (организатор) проводит в городе А круглый стол для своих работников и работников аналогичных организаций из других городов. Для проведения этого круглого стола она арендует помещение в гостинице и несет расходы на кофе-брейки для всех участников круглого стола. Каков порядок квалификации произведенных организатором круглого стола расходов и можно ли данные расходы признать в целях налогообложения прибыли в случае, когда часть расходов на аренду помещения и питание будет выставляться организациям-участникам, а также в случае, когда организатор будет нести все расходы по проведению круглого стола самостоятельно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.)
Налог на доходы физических лиц
По общему правилу суммы оплаты стоимости питания, которое предоставлено сотрудникам бесплатно, в данном случае с целью организации бесплатного кофе-брейка для своих работников должны включаться в доход физических лиц (работников), участвующих в мероприятии, облагаемый НДФЛ. Такой вывод следует из п. 1 ст. 210 НК РФ и п. 1 ст. 211 НК РФ.
Предоставление чая, кофе, печенья является доходом в натуральной форме, и, как разъяснило УФНС России по г. Москве в письмах от 12.08.2008 N 28-10/076934 и от 14.07.2008 N 28-11/066968, сумма оплаты питания (кофе, чая, сахара) работников является их доходом в натуральной форме и облагается НДФЛ в силу ст. 211 НК РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 105.3 НК РФ.
Представители финансового и налогового ведомств разъясняют, что организация должна принимать все возможные меры по персонификации, оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемого каждым сотрудником. Тем не менее если отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 03.08.2018 N 03-04-06/55047, от 07.09.2015 N 03-04-06/51326, от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 30.01.2013 N 03-04-06/6-29, от 30.08.2012 N 03-04-06/6-262, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86, УФНС России по г. Москве от 14.07.2008 N 28-11/066968). Суды придерживаются аналогичной позиции (постановления ФАС Уральского округа от 20.08.2009 N Ф09-5950/09-С2, Дальневосточного округа от 15.06.2009 N Ф03-2484/2009, Восемнадцатого ААС от 12.05.2009 N 18АП-1710/09, Пятого ААС от 17.02.2009 N 05АП-2249/2008, Девятого ААС от 20.11.2008 N 09АП-14261/2008 и др.).
Однако не все суды поддерживают налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.06.2009 N А55-14976/2008 судьи указали, что налоговый орган правомерно произвел расчет совокупного годового дохода каждого физического лица — работника предприятия, полученного им в натуральной форме, в соответствии с положениями пп. 7 п. 1 ст. 31, ст. 41 НК РФ. Доводы организации о том, что размер НДФЛ, подлежащего уплате каждым работником, рассчитан инспекцией обезличенно и конкретный размер материальной выгоды, полученной каждым работником, не определен, оставлены судом без внимания. В постановлении Десятого ААС от 25.05.2009 N А41-8603/08 суд пришел к выводу, что невозможность определить точный размер дохода каждого работника не является причиной, позволяющей не начислять НДФЛ. Доход каждого физлица возможно определить путем деления общей суммы расходов на питание на число участников мероприятия. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России в письмах от 18.04.2012 N 03-04-06/6-117, от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167, рекомендуя при предоставлении работникам питания доход каждого налогоплательщика рассчитывать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.
В п. 5 Обзора, подготовленного Президиумом ВС РФ от 21.10.2015, сформулирован четкий вывод: полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого из граждан, являющихся плательщиками НДФЛ. При отсутствии объективной и практически достижимой возможности разделения дохода между гражданами налоговый агент не может быть привлечен к предусмотренной ст. 123 НК РФ ответственности.
Иными словами, доход сотрудника в виде стоимости предоставленного бесплатного питания может быть обложен НДФЛ только в том случае, если он индивидуально определен.
Интересный вывод представлен в письме Минфина России от 13.05.2019 N 03-07-11/34059. Сообщено, что если оплата различных расходов в рамках проведения мероприятий осуществляется в интересах физических лиц — участников, то такая оплата признается доходом таких лиц, полученным в натуральной форме, а суммы оплаты подлежат обложению НДФЛ. В прочих случаях (в частности, если участие работников в проводимых организацией мероприятиях является для них обязательным и связано с исполнением работниками трудовых обязанностей) оплата организацией различных расходов не является доходом указанных лиц и не подлежит обложению НДФЛ. При этом обязательность участия работника в проводимых мероприятиях определяется, в частности, наличием приказа по организации о проведении мероприятия, утвержденного перечня работников, принимающих в нем участие, и пр. На наш взгляд, несмотря на то, что в письме речь шла о представительском мероприятии, та же логика может быть использована и в случае организации обучения сотрудников: если участие в обучении является для них обязательным, то расходы обложению НДФЛ не подлежат, поскольку понесены в интересах работодателя, а не работников.
Страховые взносы
Страховые взносы начисляются на выплаты работникам и в денежной, и в натуральной форме. Так, в силу п. 7 ст. 421 НК РФ при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.
Вместе с тем, по нашему мнению, как и в случае с НДФЛ, если во время проведения обучения при предоставлении бесплатного питания невозможно определить сумму дохода, полученную каждым, то со стоимости бесплатного питания начислять страховые взносы не нужно.
При этом Минфин России обратил внимание, что в соответствии с пп. 2 п. 3.4 ст. 23, п. 4 ст. 431 НК РФ на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам, возложена обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (письмо от 13.05.2019 N 03-07-11/34059). Минфин России предлагает в этом случае рассчитать доход, полученный каждым сотрудником, т.е. разделить стоимость питания на количество человек. Таким образом вычислить доход, полученный каждым сотрудником (письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-06/33350).
Вместе с тем, рассматривая организацию питания на корпоративном мероприятии (можно, по нашему мнению, соотнести с рассматриваемой ситуаций по организации кофе-брейка при проведении обучения своих сотрудников), Минфин России соглашается с тем, что в этом случае отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником (участником корпоративного мероприятия). Поэтому дохода, подлежащего обложению, не возникает (письмо Минфина России от 03.08.2018 N 03-04-06/55047). Значит, в силу отсутствия персонификации, невозможно определить сумму выплаты (оплаты) и для целей исчисления страховых взносов.
Налог на добавленную стоимость
В письме Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-11/12142 даны разъяснения о порядке исчисления НДС и налога на прибыль при предоставлении работникам питания по системе «шведский стол» безвозмездно.
Так, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
То есть из совокупного толкования пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и п. 1 ст. 39 НК РФ можно сделать вывод, что объект налогообложения возникает только при передаче товаров (работ, услуг) конкретному лицу. Если же определить лицо, к которому переходит право собственности на передаваемый товар (работы, услуги), не представляется возможным, объект обложения по НДС отсутствует.
В связи с этим при предоставлении сотрудникам организации, персонификация которых не осуществляется, указанных продуктов питания объекта налогообложения НДС и права на вычет налога, предъявленного по данным товарам, не возникает. С таким выводом не спорят и представители финансового ведомства. Например, Минфин России в письме от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327 указал, что объект налогообложения возникает в случае передачи организацией права собственности на приобретенные товары (в частности чай, кофе, конфеты, печенье, выкладываемые на общий стол) конкретным лицам (письма Минфина России от 08.04.2019 N 03-07-11/24632, от 08.02.2016 N 03-03-06/1/6140). При приобретении товаров для нужд организации, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), без последующей передачи права собственности на них норма пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ не применяется. Аналогичные заключения сделаны в письмах Минфина России от 13.12.2012 N 03-07-07/133, от 16.06.2005 N 03-04-11/132. По мнению ведомства, при предоставлении посетителям и сотрудникам организации в общедоступных помещениях офиса кофе, чая, печенья, в том числе в случае их передачи структурным подразделениям организации, не являющимся самостоятельными плательщиками НДС, объекта обложения этим налогом не возникает. Соответственно, НДС, уплаченный при приобретении указанных товаров, к вычету не принимается. С указанной позицией соглашаются и некоторые суды (постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2007 по делу N А68-АП-635/11-04).
Если же сумма продуктов может быть персонифицирована, при передаче продуктов необходимо начислить НДС (письмо Минфина России от 13.05.2019 N 03-07-11/34059).
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
— прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются представительские расходы (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В рассматриваемой ситуации кофе-брейк организуется непосредственно для сотрудников организации, соответственно, в составе представительских данные расходы не учитываются.
Таким образом, в бухгалтерском учете организации расходы на приобретение продуктов для организации кофе-брейка могут быть признаны прочими расходами организации (п.п. 2, 11 ПБУ 10/99) с отражением их на счете 91 «Прочие расходы».
По общему правилу расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п.п. 17, 18 ПБУ 10/99). Соответственно, в данном случае стоимость приобретенного имущества следует отразить в составе расходов на дату его передачи (отпуска) для нужд сотрудников (или лектора).
Что касается понесенных торговой организацией (в рамках процесса к подготовке обучения своих сотрудников) расходов на приобретение прочих расходных материалов, то их, по нашему мнению, в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ возможно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (письмо УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@). Главным критерием принятия таких расходов в целях налогообложения прибыли является их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Заметим также, что согласно п. 4 ст. 252 НК РФ если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Например, в письме Минфина России от 27.05.2015 N 03-07-11/30461 сказано о возможности учесть ручки, блокноты и продукты питания, использованные при организации семинара, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Сумма НДС, предъявленная поставщиком ТМЦ, может быть принята к вычету после их оприходования при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Как правило, расходы, возникающие в процессе управления организацией, на основании п.п. 5, 7, 21 ПБУ 10/99 включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве общехозяйственных (управленческих) расходов и отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена