На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
Организация находится на общей системе налогообложения.
Как определить налоговую базу по НДС при реализации:
— автомобиля физическому лицу, если он был приобретен у АОЗТ и учитывался у организации-продавца в качестве основного средства по стоимости без НДС;
— автомобиля физическому лицу, если он был приобретен у физического лица (не ИП), учитывался у организации-продавца в качестве основного средства по стоимости приобретения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговую базу в обоих случаях следует определять в общем порядке как стоимость автомобиля, исчисленную исходя из договорной цены (цены, определенной в соответствии со ст. 105.3 НК РФ) без включения НДС, т.е. в налоговую базу по НДС следует включить продажную стоимость автомобиля без учета НДС.
Обоснование вывода:
В ответе мы будем исходить из того, что организация использует приобретенные автомобили в облагаемой НДС деятельности.
Поскольку организация находится на общей системе налогообложения, она является плательщиком НДС (ст. 143 НК РФ). Соответственно, при реализации автомобиля возникает объект налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ), поскольку операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС. В свою очередь, товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
В общем случае налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Соответственно, если НДС был принят к вычету либо объект ОС приобретен вообще без НДС, как во втором случае, у физического лица, не являющегося предпринимателем, налоговой базой по НДС является стоимость автомобиля, по которой он продан (п. 1 ст. 154, п.п. 1, 2 ст. 168 НК РФ). Ставка НДС в таком случае будет равна 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Таким образом, в налоговую базу по НДС следует включить продажную стоимость автомобиля без учета налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Если в договоре цена автомобиля определена с НДС, то НДС составит: цена согласно договора продажи х 20 / 120.
Моментом определения налоговой базы по НДС согласно п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Организация-застройщик планирует заключать с юридическими лицами договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи, а именно квартир в многоквартирном доме. Соответственно, на момент заключения таких договоров многоквартирный дом еще находится в стадии строительства, а после окончания строительства уже готовые квартиры будут переданы этим покупателям по актам приема-передачи. Денежные средства по вышеуказанным договорам будут оплачиваться покупателями — юридическими лицами авансовыми платежами, т.е. до момента передачи квартиры. Продажа квартир юридическим лицам будет осуществляться именно по договорам купли-продажи будущей недвижимой вещи с оформлением актов приема-передачи. Каких-либо иных договоров стороны заключать не будут.
Возможно ли в данной ситуации воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ и в отношении авансовых платежей по договору купли-продажи будущей недвижимой вещи, и в отношении самой реализации впоследствии?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация-застройщик вправе не включать в налоговую базу по НДС авансы, поступающие по договорам купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого помещения). В отношении последующей реализации жилых помещений по таким договорам также может быть применена норма пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ. Но при этом в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору.
Обоснование позиции:
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ является объектом обложения НДС.
На основании п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС являются:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу в момент получения авансовой оплаты налогоплательщик должен исчислить с ее суммы НДС и составить соответствующий счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В то же время, согласно абзацу 5 п. 1 ст. 154 НК РФ оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в налоговую базу для целей исчисления НДС не включается.
Так, в соответствии с пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
Следовательно, налогоплательщики при получении авансового платежа под предстоящую реализацию (по договорам купли-продажи) жилых домов, жилых помещений, а также долей в них полученную сумму авансового платежа НДС не облагают (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 05.12.2006 N 19-11/106200, ФНС России от 17.01.2008 N 03-1-03/60).
Представители уполномоченных органов, разъясняя применение данной нормы, указывают, что пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ применяется при реализации (в том числе инвесторами) жилых помещений (долей в них) по договору купли-продажи, при передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир по договору купли-продажи, а также в отношении операций по передаче в качестве отступного жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (смотрите письма ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17, УФНС России по г. Москве от 26.08.2010 N 16-15/090182, от 27.06.2008 N 19-11/60652).
В данных разъяснениях также отмечается, что освобождение не распространяется на операции по реализации строений, не являющихся жилыми домами (например, дачных) и по реализации нежилых объектов (смотрите письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-07-11/362), а также на операции по реализации на территории РФ жилых помещений, жилых домов, а также долей в них, не завершенных строительством (смотрите письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-07-10/11, от 30.07.2009 N 03-07-11/186, УФНС по Новгородской области от 09.11.2007 N 2.9-14/08609).
В рассматриваемом случае застройщик заключает с юридическими лицами договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Такие договоры прямо в ГК РФ не поименованы. Вместе с тем стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 (далее — Постановление) со ссылкой на п. 2 ст. 455 ГК РФ указывается, что предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи).
В данном пункте также говорится, что параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в ЕГРП, но по условиям этого договора возникнет у продавца в будущем (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи), судам следует исходить из того, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество — предмет договора — само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным.
Поскольку судьи не ставят под сомнение возможность заключения подобных договоров, а также принимая во внимание, что условием для освобождения от налогообложения является факт заключения договора купли-продажи в отношении жилого помещения, мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае имеются предпосылки для невключения поступающих от покупателей недвижимости средств авансов в налоговую базу по НДС на основании абзаца 5 п. 1 ст. 154 НК РФ.
Соответственно, при непосредственной передаче квартир оснований для начисления НДС также иметься не будет в силу пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов, а также арбитражной практикой применительно к договорам купли-продажи будущей недвижимой вещи.
При этом косвенно в пользу нашей позиции свидетельствуют как письма чиновников (смотрите, например, письма ФНС России от 17.01.2008 N 03-1-03/60, УФНС России по г. Москве от 05.12.2006 N 19-11/106200), так и ряд судебных решений (смотрите, например, постановления Девятнадцатого ААС от 10.09.2012 N 19АП-4453/12, ФАС Поволжского округа от 07.02.2008 N А55-11449/07), в которых делается вывод, что авансовые платежи, полученные продавцом от покупателя по предварительному договору купли-продажи жилых помещений, НДС не облагаются.
Однако мы не можем полностью исключить претензии проверяющих в анализируемом случае.
Примером судебного спора служит постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2018 N Ф02-7413/17 по делу N А69-5581/2016. По мнению налогового органа, налогоплательщик не учел полученный доход от выполненных работ по государственному контракту «Приобретение жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей…», переквалифицировав контракт на договор строительного подряда и доначислив обществу налог на прибыль организаций и НДС. Общество, полагая, что указанный государственный контракт по своей правовой природе является договором купли-продажи будущей вещи, обратилось в суд. Судьи учли положения ст. 554 ГК РФ, согласно которым в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости при его наличии. В договоре купли-продажи регулирование отношений сторон в процессе производства вещи не производится. Проанализировав взаимоотношения сторон, указано, что в данном случае сторонами фактически достигнуто соглашение по строительству объектов недвижимости, а не соглашение купли-продажи по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем. Фактически контракт не содержит индивидуальных признаков жилых помещений, длительный срок исполнения контракта не свидетельствует о направленности воли сторон на совершение именно сделок купли-продажи недвижимой вещи, а свидетельствует о достижении соглашения по строительству. Соответственно, в этом случае льгота по НДС не применяется. Определением ВС РФ от 20.06.2018 N 302-КГ18-7483 в передаче дела для пересмотра было отказано (смотрите также материалы: О переквалификации инвестиционных договоров (Т.Ю. Кошкина, журнал «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2018 г.), в частности, раздел «Об индивидуализации подробнее»; — Вопрос: Наша организация по инвестиционному договору являлась заказчиком-застройщиком. В 2010 году мы получали от инвесторов денежные средства для строительства объекта недвижимости. В 2011 году подлежащая передаче инвесторам недвижимость была им передана. При этом право собственности оформлялось непосредственно на инвесторов. Из постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» следует, что мы делали неправильно, и в связи с этим возникают вопросы: подлежали ли обложению НДС полученные от инвесторов денежные средства… («Налоговый вестник», N 8, август 2012 г.)).
Как видим, судьи большое значение придали индивидуализации предмета договора купли-продажи.
В п. 2 Постановления отмечается, что индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией). В случае если в тексте договора купли-продажи недвижимой вещи недостаточно данных для индивидуализации проданного объекта недвижимости, однако они имеются, например, в акте приема-передачи, составленном сторонами во исполнение заключенного ими договора, то такой договор не может быть признан незаключенным.
Можно предположить, что если в договоре будут дополнительно указаны, например, номера квартир, то с большой долей вероятности отношения будут квалифицированы как отношения между продавцом и покупателем. Смотрите: Энциклопедия решений. Договор продажи недвижимости; Энциклопедия решений. Купля-продажа будущей недвижимости; Энциклопедия судебной практики. Купля-продажа. Определение предмета в договоре продажи недвижимости (Ст. 554 ГК) (п.п. 3-7).
Вместе с тем в данной ситуации считаем целесообразным организации обратиться в порядке пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
На лицевой счет организации (по письму с просьбой о возврате) по КФО 6 поступил возврат дебетовой задолженности прошлых лет от контрагента, денежные средства необходимо вернуть учредителю. Дебиторская задолженность прошлых лет отражена в учете учреждения на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» на начало года, договор не расторгался.
Как правильно оформить в бухгалтерском учете операции по возврату от контрагента и возврат остатка неиспользованной субсидии учредителю? Применяются ли в данном случае счета 209 и 401.40?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность по возврату средств целевых субсидий прошлых лет, возникшая в результате погашения дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, отражается на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Начисление задолженности возможно с применением счета 401 10 «Доходы текущего финансового года». Использование счета 401 40 «Доходы будущих периодов» в данном случае необоснованно, так как возврату в бюджет подлежат целевые средства, предоставленные учреждению до 2019 года.
На счете 206 00 могла отражаться дебиторская задолженность, если учреждением ожидалось исполнение договора, по которому был произведен авансовый платеж (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг). Если же исполнение договора не ожидалось, а учреждением была инициирована претензионная работа, направленная на истребование возврата денежных средств, то такая задолженность подлежала переводу на счет 209 00, в момент признания ее таковой.
Обоснование вывода:
Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых были субсидии на цели осуществления капитальных вложений, подлежат возврату в соответствующий бюджет (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2018 NN 02-06-07/26400, 07-04-05/02-7273) в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет неиспользованных остатков субсидий прошлых лет. Операции по начислению задолженности учреждения перед бюджетом и возврату в бюджет средств целевых субсидий следует отражать с использованием счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 133 Инструкции N 174н).
При этом положениями Инструкции N 174н прямо не установлен порядок отражения операций по восстановлению в учете бюджетного учреждения расчетов с учредителем в связи с возникновением необходимости осуществить возврат в бюджет при погашении дебиторской задолженности прошлых лет. Вместе с тем считаем возможным отразить в учете учреждения уменьшение финансового результата путем начисления кредиторской задолженности по возврату в доход соответствующего бюджета средств целевой субсидий прошлых лет аналогично порядку начисления задолженности, предусмотренному п. 152 Инструкции N 174н, в случае выявления факта их нецелевого использования. При этом такой порядок учета следует согласовать с учредителем (п. 4 Инструкции N 174н).
Доходы в виде целевой субсидии признаются доходами текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 158 Инструкции N 174н). Поэтому с 2019 года в случае, если отчет учредителю еще не представлялся, начисление задолженности перед бюджетом по возврату субсидии на иные цели необходимо отражать по дебету счета 401 40 «Доходы будущих периодов».
В рассматриваемой ситуации речь идет о целевой субсидии прошлых лет, отчет учредителю был представлен ранее, поэтому и отражение в учете производилось по старым правилам, без использования счета 0 401 40 000. В таком случае начисление задолженности перед соответствующим бюджетом может быть отражено с использованием счета 6 401 10 162 или 6 401 10 152. Учитывая неурегулированность данной ситуации, а также то обстоятельство, что остаток целевых средств образовался до 01.01.2019, то есть до начала деления поступлений на две категории (текущего и капитального характера), считаем возможным начисление задолженности перед бюджетом с использованием счета 6 401 10 152. Выбранный вариант целесообразно закрепить в учетной политике учреждения и согласовать с учредителем.
Необходимо отметить, что счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» применяется для учета расчетов по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда (п. 220 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 11.04.2018 N 02-06-10/24052). При условии, что учреждение до момента возврата средств дебитором ожидало исполнения условий действующего договора, а именно поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, перевод задолженности со счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» на счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не осуществляется.
Вместе с тем авансовые платежи подлежат обязательному контролю со стороны учреждения. В целях исполнения условий договора учреждением должна проводиться работа по истребованию выполнения условий договора или осуществления возврата денежных средств, в том числе досудебное урегулирование взаиморасчетов. В результате претензионной работы учреждением может быть принято решение о взыскании задолженности. Если исполнение договора (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг) не предполагается, необходимо отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения перевод задолженности со счета 206 00 на счет 209 00 в момент ее признания подлежащей возврату денежными средствами. Момент признания авансовых платежей подлежащими возврату учреждение определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (например, направление требования поставщику о возврате денежных средств, получение информации об отказе исполнителя выполнять обязательства по договору, решение инвентаризационной комиссии, иные условия).
В рассматриваемой ситуации возврат дебиторской задолженности осуществлен должником на основании обращения учреждения, следовательно, можно предположить, что бюджетным учреждением проводилась претензионная работа, направленная на истребование возврата денежных средств. В таких обстоятельствах задолженность учреждения необходимо было отразить в учете с использованием счета 0 209 34 000 в соответствии с п. 109 Порядка N 174н (смотрите также письмо Минфина России от 11.04.2018 N 02-06-10/24052, п. 2.7 раздела II Приложения N 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
При этом учреждению необходимо оценить, в какой момент у учреждения возникла обязанность отразить задолженность на счете 0 209 34 000, поскольку рассматриваемая задолженность относится к прошлым отчетным периодам. Если основания для отражения задолженности на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» у учреждения возникли в прошлых отчетных периодах, возникает необходимость исправить ошибку прошлых лет в соответствии с п. 33 Стандарта «Учетная политика…», п. 18 Инструкции N 157н. Так, в случае необходимости исправление ошибки, которая не влияет на финансовый результат учреждения, производится дополнительная бухгалтерская запись с использованием счета 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», если момент переноса задолженности возник в 2018 году, или счета 304 96 «Иные расчеты прошлых лет», если решение об истребовании денежных средств было принято до 2018 года. В 15-17 разрядах номеров аналитических счетов учета счета 0 209 34 000 в такой ситуации указывается АнКВИ 510 (смотрите, в частности, письма Минфина России от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, от 11.04.2018 N 02-06-10/24052).
Таким образом, при наличии в учреждении основания для исправления ошибки прошлых лет необходимо в период (на дату) обнаружения ошибки отразить следующие бухгалтерские записи:
1.1. Дебет 6 209 34 56Х Кредит 6 304 86 732 (6 304 96 732);
1.2. Дебет 6 304 86 832 (6 304 96 832) Кредит 6 206 ХХ 66Х — отражен перевод задолженности, по которой началась претензионная работа по истребованию денежных средств.
Операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках деятельности с субсидиями на осуществление капитальных вложений, отражаются в бухгалтерском учете учреждений в порядке возврата неиспользованных остатков субсидий прошлых лет — в качестве увеличения показателя на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств» по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» и соответствующей подстатье КОСГУ (п. 66.5.1 Приказа N 132н, смотрите также п. 2.3 Раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932).
При этом, учитывая характер операции по возврату бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет, в 15-17 разрядах счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» считаем возможным указать аналитическую группу вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.09.2019 N 02-06-10/67478).
Соответственно, последующее поступление денежных средств от контрагента, а также их дальнейшее перечисление в доход бюджета может быть отражено следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 6 201 11 510 Кредит 6 209 34 66Х (6 206 ХХ 66Х), одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 6 201 11 000 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ)
— отражено поступление денежных средств от контрагента;
2. Дебет 6 401 10 152 Кредит 6 303 05 731
— начислена задолженность по возврату средств субсидии прошлых лет перед бюджетом;
3. Дебет 6 303 05 831 Кредит 6 201 11 610,
одновременно отражается увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 6 201 11 000 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ)
— погашена задолженность по возврату средств в бюджет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
ИП применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
Может ли индивидуальный предприниматель без наемных работников при расчете УСН за 2019 год уменьшить налог на сумму всех взносов, уплаченных в 2019 году, а именно: страховых взносов, уплаченных в 2019 году; 1% превышения 300 тыс. рублей, уплаченных за 2018 год в марте 2019 года; 1% превышения 300 тыс. рублей, уплаченных за 2019 год в декабре 2019 года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2019 году ИП имеет право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на всю сумму страховых взносов, перечисленных им в бюджет в 2019 году.
Обоснование вывода:
На основании абзаца 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
Каких-либо ограничений по размеру такого уменьшения (в том числе в размере 50%) не установлено (смотрите, например, письма Минфина России от 06.09.2019 N 03-11-11/68832, от 10.02.2014 N 03-11-09/5130, от 11.10.2013 N 03-11-11/42578, от 23.09.2013 N 03-11-09/39228, письма ФНС России от 20.03.2015 N ГД-3-3/1067@, от 25.02.2013 N ЕД-3-3/643@).
Для целей абзаца 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ под страховыми взносами в ПФР в фиксированном размере следует понимать и страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб. (письма Минфина России от 28.06.2019 N 03-11-11/47791, от 01.04.2019 N 03-11-11/22455, от 13.07.2018 N 03-11-11/48858, от 22.04.2016 N 03-11-11/23621, от 24.03.2016 N 03-11-11/16418, от 07.12.2015 N 03-11-09/71357, от 07.09.2015 N 03-11-11/51391).
При этом сумма уплаченных платежей страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу) за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен, так как норма п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ связывает возможность уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу) не с периодом, за который уплачиваются страховые взносы, а с периодом, в котором фактически уплачены страховые взносы. На это также указывают представители финансового ведомства (письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-11-11/11487, от 27.01.2017 N 03-11-11/4232, от 24.03.2016 N 03-11-11/16418).
Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации ст. 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. ИП представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
Таким образом, если ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов и не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в 2019 году уплатил в предусмотренные НК РФ сроки страховые взносы за 2018 год и за 2019 год, то всю сумму уплаченных страховых взносов он вправе учесть при расчете Налога (авансового платежа) за соответствующий отчетный (налоговый) период 2019 года (письма Минфина России от 23.01.2017 N 03-11-11/3029, от 07.09.2015 N 03-11-11/51391). То есть в рассматриваемом случае ИП вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в 2019 году на всю сумму страховых взносов, перечисленных им в бюджет в 2019 году.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Сотрудник приобрел необходимые инструменты на предприятие за свой счет, предварительно не написав заявление на выдачу денег в подотчет. Принес чек в бухгалтерию. В общем случае деньги перечисляются подотчетному лицу на карту, и имущество приобретается подотчетным лицом на основании заявления. В рассматриваемой ситуации покупка не была запланирована.
Как компенсировать ему расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение сотрудником организации необходимого для производственной деятельности инструмента за свой счет возможно оформить в порядке, который предусмотрен для случая заключения сделки по приобретению имущества у физического лица.
Факт поступления имущества в собственность организации может быть подтвержден одним из следующих способов:
— договором и актом приема-передачи, актом приемки;
— закупочным актом.
Приобретение имущества у работника отражается в общем порядке, предусмотренном при приобретении материально-производственных запасов по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями.
Обоснование вывода:
В общем случае организация вправе приобретать имущество через подотчетных лиц. Однако, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, сотрудник приобрел имущество, которое может быть использовано в качестве МПЗ, за свой счет. В этом случае поступление данного имущества в собственность организации возможно оформить в порядке, который предусмотрен в случае заключения сделки по приобретению имущества у физического лица на территории РФ.
Приобретение имущества у физического лица
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом организация может продолжать применять унифицированные формы, при необходимости изменив их с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ, закрепив в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, какими документами будет оформлять сделку по приобретению имущества от физического лица. При этом при приобретении имущества у населения можно использовать два варианта документооборота.
1. В первом случае оформляются документы, принятые обычаями делового оборота при совершении сделок купли-продажи. При этом составляются:
1) Договор купли-продажи, в котором работник организации будет выступать продавцом, а организация — покупателем.
2) Акт приемки, составленный в свободной форме с отражением обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
2. Во втором случае, на наш взгляд, в данной ситуации можно воспользоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации). Порядок закупки продукции от населения регламентирован разделом VII Методических рекомендаций.
При этом может быть оформлен только закупочный акт, который, с одной стороны, будет подтверждать переход права собственности на передаваемое имущество, с другой — подтверждать заключение договора между организацией и физическим лицом.
Так, согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки, осуществляемые между юридическим лицом и гражданином, должны совершаться в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, ее совершающими (п. 1 ст. 160 ГК РФ). При этом в силу п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления в том числе одного документа, подписанного сторонами.
Из п. 7.3 Методических рекомендаций следует, что при закупке продукции у населения организации должны обеспечить строгое соблюдение порядка оформления закупочных документов с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих продуктов, места его проживания.
Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. За основу можно взять форму N ОП-5, которая была предусмотрена только для организаций общественного питания для случаев закупки сельхозпродукции и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом вместо показателя «Сельскохозяйственные продукты» следует использовать, например, «Наименование имущества».
Отражение приобретения имущества в бухгалтерском учете
Имущество (а также обязательства и иные факты хозяйственной деятельности) для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит оценке в денежном выражении (смотрите п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение)). При этом оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (абзац второй п. 23 Положения).
Порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов регулируется нормами ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (абзац третий п. 6 ПБУ 5/01).
При этом специальный инструмент и специальные приспособления, равно как и специальное оборудование выделяются как активы в составе МПЗ с особым порядком отнесения их стоимости к затратам на производство продукции (работ, услуг) (смотрите п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества)).
Приобретение имущества у работника в части отражения операций по его оприходованию и дальнейшему списанию стоимости на расходы осуществляется в общем порядке, предусмотренном при приобретении материально-производственных запасов по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Однако использование счета 60 при расчетах с населением является не совсем корректным. Сотрудник организации, на наш взгляд, не может быть признан поставщиком с точки зрения ГК РФ. К тому же продажа товаров физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не осуществляющим предпринимательскую деятельность, юридическому лицу не соответствует понятию поставки, определенному в ст. 506 ГК РФ.
Поэтому расчеты с сотрудником следует отражать на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
На основании вышеизложенного в бухгалтерском учёте организации при поступлении имущества будет произведена следующая запись:
— отражена фактическая себестоимость оприходованного инструмента и возникновение задолженности перед работником организации.
На дату производства расчетов с работником будет отражена запись:
— погашена задолженность перед работником за поставку в организацию инструмента.
К сведению:
1. НДФЛ
При приобретении у физических лиц МПЗ организация не признается налоговым агентом. Физические лица, получающие облагаемый НДФЛ доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, и имущественных прав (за исключением случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению), обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в бюджет (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ) (письмо Минфина России от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55). При этом физическое лицо вправе уменьшить сумму своих доходов, облагаемых по ставке 13%, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ) (на основании документов, полученных вместе с товаром).
2. Налог на прибыль организаций
Материально-производственные запасы, приобретенные у работника, учитываются для целей налогообложения в том же порядке, что и купленные по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями. Статьей 252 НК РФ установлены общие условия учета расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а именно: расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, связанной с получением дохода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Можно ли применять ставку НДС 10% в отношении товара с кодом ОКПД 10.72.19.140?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении товара с кодом ОКПД 10.72.19.140 может применяться пониженная ставка НДС в размере 10%.
Обоснование вывода:
Размеры ставок НДС установлены ст. 164 НК РФ. В общем случае НДС исчисляется с применением налоговой ставки 20% (до 01.01.2019 — 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ). При реализации отдельных видов продовольственных товаров налогообложение производится по пониженной ставке 10% (пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Коды видов продукции, подлежащих обложению по ставке НДС 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) определяются Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены:
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень ОКПД 2);
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее — Перечень ТН ВЭД).
Для применения пониженной налоговой ставки НДС в отношении товаров, производимых и реализуемых на территории РФ, достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному в Перечне ОКПД 2. В отношении реализации продукции, не включенной в указанный Перечень, применяется налоговая ставка 20%. Причем применение пониженной ставки НДС в размере 10% допускается в том числе в отношении продукции собственного производства (письмо Минфина России от 19.06.2018 N 03-07-07/41742).
В соответствии с Перечнем ОКПД 2 по ставке НДС 10%, в частности, облагаются изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения (код 10.72.19).
Идентификация товаров в Перечне ОКПД 2 производится на основании кодов ОКПД. В ОКПД (смотрите Раздел Введение) использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-9 цифровых знаков, и его структура имеет следующий вид:
XX — класс;
XXX — подкласс;
XX.XX — группа;
XX.XX.X — подгруппа;
XX.XX.XX — вид;
XX.XX.XX.XX0 — категория;
XX.XX.XX.XXX — подкатегория.
В соответствии с ОКПД к подгруппе товаров с кодом 10.72.19 отнесен, в частности, такой вид товаров, как полуфабрикаты хлебобулочные замороженные (код 10.72.19.140). Т.е. код 10.72.19.140 входит в состав кода 10.72.19. Более того, с учетом того факта, что код 10.72.19 подразделяется в ОКПД на различные виды товаров: 10.72.19.110, 10.72.19.111, 10.72.19.112, 10.72.19.119 и т.д., применение кода 10.72.19 в принципе невозможно. При классификации выбирается конкретный товар с конкретным кодом, относящимся к данной подгруппе, применять в отношении конкретного товара всю подгруппу нельзя.
Таким образом, в отношении товара с кодом ОКПД 10.72.19.140 может применяться пониженная ставка НДС в размере 10%.
В подтверждение того, что пониженная ставка НДС применяется ко всей подгруппе продуктов, упомянутой в Перечне ОКПД 2, в том числе входящим в нее подкатегориям, категориям, видам, можно привести письмо Минфина России от 08.02.2019 N 03-07-11/7678.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Покупатель, не являющийся плательщиком НДС (в том числе применяющий УСН), возвращает продавцу товар по нескольким счетам-фактурам. Продавец составил единый корректировочный счет-фактуру. После принятия на учет возвращенных товаров продавец зарегистрировал его в книге покупок.
Как отражается в книге покупок у продавца единый корректировочный счет-фактура (при уменьшении стоимости товаров)? Что указывается в графах 2, 3, 4, 9, 10 книги покупок?
Следуя абзацу 3 п. 3 ст. 168 НК РФ, корректировочный счет-фактуру продавец выставляет покупателю при изменении стоимости, в частности, отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров. Указанный корректировочный счет-фактура выставляется продавцом (исполнителем) не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, поименованных в п. 10 ст. 172 НК РФ.
При возврате покупателем (как являющимся, так и не являющимся плательщиком НДС) товаров, принятых им на учет, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры (смотрите письма Минфина России от 15.05.2019 N 03-07-09/34582, от 15.04.2019 N 03-07-11/26696, от 12.04.2019 N 03-07-09/26049, от 11.04.2019 N 03-07-09/25804, от 10.04.2019 N 03-07-09/25208, от 16.05.2012 N 03-07-09/56 и др).
На основании абзаца 2 пп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ налогоплательщик-продавец также вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.
Правила заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, Правила ведения книги покупок, Правила заполнения дополнительного листа книги покупок установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Единые корректировочные счета-фактуры подлежат регистрации в книге покупок и дополнительных листах к ней (пп.пп. «з», «н», «м» п. 6 Правил ведения книги покупок, смотрите пп.пп. «д», «и», «к» п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги покупок).
При регистрации продавцом в книге покупок единого корректировочного счета-фактуры, в частности:
1. В графе 2 отражается код вида операции по перечню, утвержденному ФНС от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@:
— при возврате товара покупателем — плательщиком НДС указывается код 01;
— при возврате товара покупателем — неплательщиком НДС указывается код 16;
— при возврате товара покупателем — физическим лицом указывается код 17.
Смотрите дополнительно письмо ФНС от 20.09.2016 N СД-4-3/17657.
Порядок заполнения данной графы одинаков как при регистрации в книге покупок корректировочных счетов-фактур, так и при регистрации единых корректировочных счетов-фактур (смотрите пп. «д» п. 6 Правил ведения книги покупок).
2. В графе 3 указываются номер и дата единого корректировочного счета-фактуры (смотрите пп. «з» п. 6 Правил ведения книги покупок).
3. Графа 4 не заполняется (смотрите пп. «з» п. 6 Правил ведения книги покупок).
4. В графе 5 указывается порядковый номер и дата составления единого корректировочного счета-фактуры, указанные в строке 1 единого корректировочного счета-фактуры (смотрите пп. «з» п. 6 Правил ведения книги покупок).
5. В графе 9 в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав указывается наименование покупателя из строки 3 «Покупатель» единого корректировочного счета-фактуры.
6. В графе 10 в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав указывается идентификационный номер налогоплательщика-покупателя из строки 3б «ИНН/КПП покупателя» единого корректировочного счета-фактуры.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
ИП применяет общую систему налогообложения, планирует перейти на УСН.
Каков порядок перехода на УСН?
ИП осуществляет виды деятельности, предусмотренные кодами по ОКВЭД 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения», 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах», 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта».
Может ли ИП применять в отношении этих видов деятельности УСН с объектом налогообложения «доходы» (налоговая ставка 6%)? Может ли ИП на территории Красноярского края в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом применять патентную систему налогообложения?
ОКВЭД
В соответствии с пп. «о» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в ЕГРИП в составе сведений об индивидуальном предпринимателе (далее — ИП) должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Пункт 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ обязывает ИП в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 той же статьи сведений (за отдельными исключениями, к которым сведения о кодах по ОКВЭД не относятся) сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства. Сообщение представляется по форме N Р24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. К таким изменениям можно отнести и начало осуществления предпринимателем новых видов экономической деятельности.
УСН
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ индивидуальные предприниматели (далее — ИП), изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства ИП не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ утверждена форма уведомления о переходе на УСН N 26.2-1, которая носит рекомендательный характер (смотрите Пример Уведомления о переходе на УСН).
НК РФ не требует от налогоплательщика представления каких-либо иных документов, помимо уведомления.
ИП, прежде чем подать уведомление о переходе на УСН, должен оценить, выполняются ли все установленные НК РФ критерии, позволяющие применять этот специальный налоговый режим.
В соответствии с главой 26.2 НК РФ ИП вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных ст. 346.12 НК РФ. Не могут перейти на УСН:
— ИП, если по итогам 9 месяцев того года, в котором ИП подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей;
— ИП, средняя численность работников которого за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе перейти на УСН (даже если показатели величины доходов, численности соответствуют установленным для перехода требованиям):
— ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров (с 2020 года — за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства), а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
— ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
Из указанного следует, что осуществление ИП видов деятельности, предусмотренных кодами по ОКВЭД 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения», 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах», 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта», не может быть препятствием для перехода на УСН, в том числе с объектом налогообложения «доходы» с налоговой ставкой 6%.
ПСН
В соответствии с п. 1 ст. 346.45 НК РФ патент удостоверяет право на применение патентной системы налогообложения (далее также — ПСН) при осуществлении налогоплательщиком одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система налогообложения. Патент действует на территории того субъекта РФ, который указан в патенте.
Чтобы получить патент, ИП должен написать заявление по форме N 26.5-1, утвержденной приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ (смотрите Пример заполнения Заявления на получение патента (Форма N 26.5-1)).
В общем случае для получения патента ИП подает лично или через представителя, направляет по почте с описью вложения или передает в электронной форме заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за десять дней до начала применения им патентной системы налогообложения(п. 2 ст. 346.45 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года. Сроком действия патента является период в пределах одного календарного года, начинающийся с любого числа месяца, указанного ИП в заявлении на получение патента и истекающий в соответствующее число последнего месяца срока. При этом продление срока действия патента, выданного на срок менее календарного года, главой 26.5 НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-12/11). В то же время ИП может вновь приобрести патент на срок до конца календарного года.
Список видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение ПСНО, включает в себя в том числе оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (код по ОКВЭД 49.41) (пп. 10, 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
При этом не важно, кому оказываются автотранспортные услуги (физическим или юридическим лицам) и какие формы расчетов используются (наличные или безналичные) (письмо Минфина РФ от 21.01.2013 N 03-11-12/07).
На территории Красноярского края ПСН введена с 01.01.2013 Законом Красноярского края от 27.11.2012 N 3-756 «О патентной системе налогообложения в Красноярском крае» (далее — Закон N 3-756), в том числе в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 10 Закона N 3-756).
Объектом налогообложения для целей применения ПСН признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ (ст. 346.47 НК РФ).
Налоговая база в рамках применения ПСН определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется эта система налогообложения в соответствии с главой 26.5 НК РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ).
При оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода установлен п. 10 Закона N 3-756 в размере 77 200 рублей в год.
Налоговая ставка по ПСН установлена в размере 6% (ст. 346.50 НК РФ). Порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты установлены в ст. 346.51 НК РФ.
Порядок уплаты налога зависит от срока, на который выдан патент (п. 2 ст. 346.51 НК РФ):
1) если патент получен на срок до шести месяцев (то есть от одного до пяти месяцев включительно — письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-11-09/10), — налог уплачивается в полной сумме не позднее срока окончания действия патента;
2) если же патент получен на срок от шести месяцев до календарного года (то есть шесть полных месяцев и более), то налог уплачивается:
— в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;
— в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
Налогоплательщику не нужно рассчитывать самостоятельно эти суммы — все они указываются в патенте.
Перечислим преимущества ПСН:
— ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения;
— оплата за патент не зависит от фактически полученного дохода. ИП платит в бюджет определенную и неизменную сумму налога за патент. Ставка налога составляет 6%;
— переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения ИП добровольный и на необходимый срок. Патент выдается на срок от одного до 12 месяцев в пределах календарного года;
— сумма за патент рассчитывается налоговым органом. Отсутствует обязанность посещать налоговый орган для сдачи деклараций;
— ИП может взять несколько патентов на разные виды деятельности;
— размер оплаты предусмотрен в зависимости от срока действия патента. Есть возможность не платить сразу всю сумму;
— ИП освобождаются от обязанности по уплате других налогов: НДФЛ в части доходов, облагаемых по патентной системе, налога на имущество физических лиц, НДС (за исключением отдельных операций).
Из основных минусов для рассматриваемой ситуации можно отметить:
— стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов как за себя, так и за работников (сравнение ПСН и УСН с объектом налогообложения «доходы» смотрите в статье Е. Шушаковой «Насколько выгодно применять патентную систему налогообложения»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Ответ прошел контроль качества
Российская организация планирует принять участие в выставке, которая будет проводиться на территории Германии. В целях участия в данной выставке российская организация — заказчик заключает с иностранной организацией (Германия), не состоящей на учете в налоговых органах в РФ, договор на предоставление во временное пользование выставочной площади (именно такая формулировка использована в договоре). В договоре отсутствуют указания на рекламный характер отношений.
Возникает ли у организации в данной ситуации обязанность по уплате НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у иностранной организации не возникает обязанности по уплате НДС в РФ, а у российской организации — обязанностей налогового агента по НДС. При этом полностью исключить налоговые риски при руководстве таким подходом мы не можем.
Обоснование позиции:
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 7 НК РФ, отметим, что международные соглашения между Россией и Германией, регулирующие порядок уплаты НДС, отсутствуют. Следовательно, при ответе на поставленный вопрос нужно руководствоваться нормами НК РФ.
Организации, в том числе иностранные, признаются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ).
Операции, признаваемые объектами налогообложения НДС, поименованы в ст. 146 НК РФ. К ним относятся, в частности операции по реализации услуг на территории РФ (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, смотрите также п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Место реализации услуг для целей главы 21 НК РФ определяется по правилам, установленным ст. 148 НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ), которые зависят от квалификации оказываемых услуг. Так, место реализации услуг, связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту его нахождения (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). К таким услугам, в частности, относятся услуги по аренде. При этом место оказания рекламных услуг определяется по месту осуществления деятельности их покупателем (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Содержание рекламных услуг главой 21 НК РФ не раскрывается. С учетом п. 1 ст. 11 НК РФ считаем, что при квалификации услуг в качестве рекламных нужно ориентироваться на положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).
Из разъяснений финансового ведомства следует, что под рекламными услугами понимаются, в частности, услуги по организации выставок рекламного характера, включающие в том числе аренду выставочной площади и выставочного оборудования (письма Минфина России от 20.08.2014 N 03-07-08/41609, от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 26.03.2008 N 03-07-08/69, от 15.03.2006 N 03-04-08/62).
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-6997/12 по делу N А22-1453/2011 судьи также пришли к выводу о том, что организационные услуги, связанные с участием в выставке (включая предоставление выставочной площади в павильоне), являются рекламными. Предоставление выставочной площади в павильоне в таком случае является составной частью услуги по организации участия общества в международных выставках, целью которых является привлечение внимания к продукции общества. Такой вывод был признан правомерным, в том числе с учетом того, что тексты иностранных контрактов не позволяли квалифицировать договорные правоотношения как арендные. Так, содержащееся в контрактах описание стоимости заказанной площади не позволяло определенно установить, какая конкретно площадь и в каких помещениях подлежит передаче в пользование общества; указание на общую площадь недостаточно для индивидуализации предмета арендных обязательств; место нахождения заказанной выставочной площади в павильоне относительно других помещений, технические характеристики помещения, а также иные идентификационные признаки этого объекта, позволяющие выделить его из состава других помещений, указаны не были; передача недвижимого имущества по передаточному акту не осуществлялась. Аналогичные выводы представлены в постановлении Девятнадцатого ААС от 25.03.2011 N 19АП-619/11.
С другой стороны, в постановлении АС Московского округа от 01.04.2016 N Ф05-2395/16 по делу N А40-80207/2015 суд согласился с налогоплательщиком и указал, что в соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг не считается территория РФ, и у предприятия не возникло обязанности налогового агента, поскольку устроители выставок, не состоящие на учете в РФ, оказывали услуги аренды площади в павильоне, оборудованном техническими средствами. Расходы на регистрацию участия в международных выставках, на аренду выставочных площадей, монтаж-демонтаж стендов и иные подобные расходы на арендуемой площади, выплаченные иностранным компаниям, не должны облагаться НДС. При этом решение суда основывалось на доказательствах налогоплательщика, что размещенная на стендах информация, включающая наименование и товарный знак предприятия, была его вывеской, не призванной формировать и поддерживать интерес к предприятию или способствовать реализации услуг, и она не считается рекламой. Также отмечается, что при рассмотрении дела «…суды не дали надлежащей оценки имеющимся в материалах дела заявкам об аренде выставочных площадей и выставочного стенда, актам об оказанных услугах, доводам заявителя, ссылавшегося на то, что указанные заявки содержат все существенные условия договора аренды, предусмотренные ст.ст. 606, 607 ГК РФ, на практику заключения таких договоров при проведении международных выставок, не указали мотивов, по которым не применили ст. ст. 431, 421 ГК РФ, на которые он ссылался в подтверждение этих доводов, с учетом цели договоров, не выяснили действительную волю сторон при их заключении».
Как следует из условий анализируемой ситуации, иностранная организация не является организатором участия российской организации в выставке, она лишь предоставляет российской организации во временное пользование выставочную площадь. Предметом заключенного договора в таком случае не является распространение информации среди неопределенного круга лиц для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.
Принимая во внимание понятие рекламы, представленное в ст. 3 Закона N 38-ФЗ, полагаем, что услуги иностранной организации в данном случае не являются рекламными для целей пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, поэтому местом их реализации на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается. Отсюда следует, что у иностранной организации не возникает объекта налогообложения и обязанности по уплате НДС в российскую бюджетную систему (п. 1 ст. 38 НК РФ), а у российской организации — заказчика обязанностей по выполнению функций налогового агента (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Напоминаем, что п. 7 ст. 3 НК РФ предписывает толковать все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Вместе с тем мы не можем исключить вероятности того, что налоговый орган будет придерживаться иной точки зрения по данному вопросу, сопряженной с признанием российской организации налоговым агентом по НДС.
Из приведенных материалов судебной практики следует, что минимизации налоговых рисков в таком случае будет способствовать включение в контракт положений, характерных для договоров аренды недвижимости (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Для более объективной оценки налоговых последствий в рассматриваемой ситуации организация может обратиться за соответствующими письменными разъяснениями непосредственно в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Организация не является изготовителем товара, а занимается лишь его последующей перепродажей.
Грузополучатель получит спецобувь до 01.03.2020 без маркировки и оприходует ее до 01.03.2020. Обувь приобретается для выдачи работникам в рамках охраны труда.
Нужно ли будет с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 с 01.03.2020 маркировать данную обувь (также в случае, если она будет храниться на складе до зимы)?
Прежде всего отметим, что вопросы маркировки обувных товаров регулируются в настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (далее — Постановление N 860) и утвержденными этим Постановлением Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (далее — Правила).
В частности, п. 3 Постановления N 860 предусмотрено, что участники оборота обувных товаров в Российской Федерации с 1 октября 2019 года вправе, а с 1 марта 2020 года обязаны наносить средства идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров. При этом если у данных участников по состоянию на 1 марта 2020 г.окажутся нереализованные обувные товары, введенные в оборот до указанной даты, то в срок до 1 мая 2020 г.они обязаны будут осуществить их маркировку средствами идентификации и представить сведения о такой маркировке в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами (пп. «е» п. 2 Постановления N 860).
Буквальное прочтение приведенных норм показывает, что соответствующие обязанности возлагаются на группу лиц, именуемую в Постановлении N 860 и Правилах участниками оборота обувных товаров. В свою очередь, согласно абзацу 39 п. 2 Правил данное понятие охватывает юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющих ввод обувных товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота обувных товаров, за исключением юридических лиц и ИП, приобретающих обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей).
Таким образом, совокупное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что те юридические лица, которые приобретают товары не с целью их дальнейшей реализации, а для использования в иных целях, не обязаны соблюдать требования законодательства об их маркировке, в том числе и в отношении тех обувных товаров, которые были приобретены ими до вступления в силу требований об обязательной маркировке.
В связи с изложенным организация, которая приобрела специальную обувь для выдачи ее своим работникам в рамках исполнения предусмотренной трудовым законодательством обязанности о принятии мер к охране труда, не должна маркировать ее даже в том случае, если она будет храниться на ее складе после 1 марта 2020 года.
Данное заключение подтверждается также и тем, что по смыслу абзацев 26 и 39 п. 2 Правил оборот обувных товаров, а с ним и обязанность их маркировки прекращаются после вывода таких товаров из оборота. Согласно же абзацу 10 п. 2 Правил под выводом обувных товаров из оборота понимается в том числе их продажа юридическим лицам в целях использования для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей), а передача таких товаров физическим лицам считается выводом из оборота только в том случае, если в результате такой передачи (как возмездной, так и безвозмездной) данные физические лица приобретают право собственности на товар.
Принимая во внимание, что по общему правилу выданная работникам спецодежда не переходит в их собственность, а продолжает оставаться собственностью выдавшего ее работодателя (смотрите, например, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н) оснований утверждать, что юридическое лицо производит дальнейшую реализацию спецобуви и, следовательно, ее вывод из оборота, нет. На это указывает также и тот факт, что выдача обуви производится в интересах самой организации, для исполнения возложенной на нее законом обязанности и обеспечения трудового процесса, то есть, фактически для собственных ее нужд. Соответственно, в рассматриваемом случае товар выводится из оборота именно в момент передачи его организации-работодателю, и действия по дальнейшей его маркировке данная организация осуществлять не обязана.
В заключение отметим, что в связи с неприменением в настоящее время норм об обязательной маркировке обувных товаров официальные разъяснения и правоприменительная практика по данному вопросу отсутствуют, а все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества