На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

Организация занимается оптово-розничной торговлей сантехническим и прочим инженерным оборудованием, применяет общую систему налогообложения. Приобретаемые газовые котлы могут быть испорчены, например, может отломиться запчасть. Виновных лиц установить невозможно. Для восстановления котла и доведения его до продажного вида организация приобретает запчасти у третьего лица или использует запчасти из собственных товарных остатков.

1. Как правильно документально оформить и отразить в бухгалтерском учете данные операции?

2. Каким образом произвести такую операцию, чем подтвердить необходимость приобретения запчастей и их списание?

3. На основании какой статьи НК РФ можно принять данные расходы при расчете налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В бухгалтерском учете списание запчастей на предпродажную подготовку (ремонт) газовых котлов в связи с выявленной их порчей при хранении учитывается в расходах на продажу (коммерческих расходах).

2. При выявлении порчи организации следует провести инвентаризацию. Примерный перечень первичных документов приведен ниже (в соответствующем разделе).

3. По нашему мнению, расходы на приобретение (списание) запчастей в полной мере отвечают требованию экономической обоснованности затрат и при должном документальном оформлении могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в частности на основании пп. 2 п. 1 ст. 254, пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 268 НК РФ.

Обоснование позиции:

Прежде всего напомним, что товары являются частью материально-производственных запасов, которые предназначены для продажи (абзац 6 п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01), абзац 3 п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 5 материально-производственные запасы (соответственно, включая товары) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (абзац 1 п. 6 ПБУ 5/01).

В самом общем случае к фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (абзац 3 п. 6 ПБУ 5/01). Кроме того, к фактическим затратам на приобретение МПЗ, помимо прочего, отнесены затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Сюда же включены затраты по подработке, улучшению технических характеристик полученных запасов (и т.п.), не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг (абзац 10 п. 6 ПБУ 5/01).

В абзаце 2 п. 13 ПБУ 5/01 указано, что товары, приобретенные для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Следуя п. 12 ПБУ 5/01, фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

При этом, как указано в п. 25 ПБУ 5/01, в бухгалтерском балансе на конец отчетного года МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Смотрите также п. 20 (девять абзацев) Методических указаний.

Для отражения операций в связи с порчей товаров, возникшей при хранении, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее соответственно Инструкция, План счетов), предусмотрен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Организации следует самостоятельно принять решение, есть ли в рассматриваемой ситуации основания для создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей с учетом всех обстоятельств.

В рассматриваемой ситуации фактически речь идет о расходах на ремонт товаров, предназначенных для продажи и утративших свои первоначальные свойства в процессе хранения, в частности в виде стоимости запчастей к ним, иными словами — о предпродажной подготовке газовых котлов. Учитывая норму п. 12 ПБУ 5/01, такие расходы могли быть включены в фактическую себестоимость газовых котлов, если бы ремонт производился после их списания и до нового принятия на баланс в качестве МПЗ. В нашем случае, следуя изложенным в вопросе обстоятельствам, газовые котлы не списываются с баланса, соответственно, расходы на их ремонт (предпродажную подготовку) не могут формировать их фактическую себестоимость.

Тем самым, затраты на предпродажную подготовку (ремонт) газовых котлов включаются в состав коммерческих расходов (себестоимость продаж) текущего периода (п. 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В частности, как указано в Инструкции к счету 44 «Расходы на продажу», в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 могут быть отражены в том числе расходы (издержки обращения) по хранению и подработке товаров, другие аналогичные по назначению расходы.

Документальное оформление

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)).

При разработке и утверждении собственных форм первичных документов организация может взять за основу, например, формы, утвержденные в свое время постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (далее — Постановление N 132). В частности, была предусмотрена форма N ТОРГ-15 «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей», которая была обязательна к применению «для оформления возникающего по тем или иным причинам боя, порчи, лома ТМЦ, подлежащих уценке или списанию».

Следует помнить, что при выявлении фактов порчи имущества (ценностей) является обязательным проведение инвентаризации (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, (далее — Методические указания N 49)).

Отметим, что Постановлением N 132 была утверждена (ранее обязательная к применению) форма N ТОРГ-20 «Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров», применявшаяся «в случае обнаружения понижения качества и порчи товаров». Составлялась она в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации, в частности о подработке товаров.

Далее расходы в виде запчастей, направленных на предпродажную подготовку газовых котлов, оформляются в общеустановленном порядке: первичными документами поставщиков (при приобретении запчастей у третьих лиц) плюс документом, аналогичным форме N ТОРГ-13 «Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары». Применялась она для учета движения ТМЦ (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Собственно, передача на предпродажную подготовку самих газовых котлов (если работы производятся не на складе или меняется материально ответственное лицо) также оформляется (может быть оформлена) формой N ТОРГ-13.

Налог на прибыль

Прежде всего напомним об основных критериях для признания расходов в целях налогообложения, определенных в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В качестве обобщающего, основного и определяющего критерия для признания затрат обоснованными (экономически оправданными) в абзаце 4 п. 1 ст. 252 НК РФ определено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в целях налогообложения относятся затраты на приобретение материалов, используемых, в частности, для упаковки и иной подготовки реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).

Следуя пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из трех приведенных в данной норме методов их оценки. При этом из формулировки п. 2 ст. 268 НК РФ можно заключить, что при реализации покупных товаров учитываются в том числе и расходы, связанные с реализацией. На это же указал Минфин России, в частности в письме от 03.09.2012 N 03-03-06/1/455, отдельно отметив, что при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Обратившись к абзацу 3 ст. 320 НК РФ, найдем, что за исключением стоимости приобретения товаров и суммы расходов на их доставку до склада налогоплательщика-покупателя все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Учитывая вышеупомянутые критерии (п. 1 ст. 252 НК РФ), полагаем очевидным, что расходы на предпродажную подготовку, доработку товаров при надлежащем их документальном оформлении являются экономически обоснованными (оправданными). Здесь следует сделать акцент на документальном подтверждении порчи товара (соответствующими актами, результатами инвентаризации и т.п.) и причин отсутствия виновных лиц.

Например, как следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.10.12 N А13-2812/2011, налогоплательщику было отказано в признании в целях налогообложения расходов на приобретение новых упаковок для товара взамен испорченных при его доставке. Основанием послужило то, что налогоплательщик не представил подтверждения соответствующими актами (отметками в актах приема материалов) факта наличия дефектов тары и упаковки товара, полученного от поставщика.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир

Ответ прошел контроль качества

Организация занимается оптово-розничной торговлей сантехническим и прочим инженерным оборудованием, применяет общую систему налогообложения. Было продано конечному потребителю оборудование «Гидроразделитель…», у которого через пару месяцев обнаружилась течь (заводской дефект литья). После обнаружения брака покупатель обратился в организацию (к продавцу) с требованием о замене бракованного изделия (гидроразделителя, гидрострелки). Требование было удовлетворено. После установки нового изделия покупатель вновь обратился в организацию уже с требованием о возмещении расходов на демонтаж/монтаж изделия.

В случае производства работ по демонтажу/монтажу изделия силами продавца или с привлечением сторонних подрядчиков стоимость работ была бы выше 2 000 руб.

Каково документальное оформление выявленного потребителем брака?

Возможно ли признание в расходах для целей налогообложения затрат торговой организации на возмещение понесенных потребителем самостоятельно расходов по демонтажу бракованного изделия и монтажу изделия, предоставленного ему взамен?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В части документального оформления, полагаем, прежде всего необходимо наличие письменной претензии покупателя с приложением копий документов, подтверждающих приобретение некачественного изделия, требованием о его замене и возмещении дополнительных его расходов со ссылкой, в частности, на положения ст. 18 Закона N 2300-I, п. 2 ст. 15 ГК РФ и дополнительно на п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 (смотрите ниже), а также подтверждение обоснованности суммы, требуемой потребителем.

По нашему мнению, организация вправе признать в целях налогообложения прибыли сумму возмещения потребителю его дополнительных затрат на демонтаж/монтаж изделия. Однако здесь имеются определенные налоговые риски.

Аргументом в пользу организации послужит и то, что возмещение потребителю непосредственно связано с поступлениями этой суммы от поставщика, т.е. с доходами.

Обоснование позиции:

О защите прав потребителей

Следуя положениям абзаца 5 п. 1, п. 3 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1) и учитывая примеры из судебной практики, нельзя однозначно утверждать, что возмещение потребителю расходов на самостоятельное осуществление им работ по демонтажу/монтажу изделия — это законодательно установленная обязанность продавца (смотрите также абзац 4 п. 1 ст. 475, абзац 5 п. 1 ст. 503 ГК РФ).

Между тем в абзаце 7 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I предусмотрено, помимо прочего, право потребителя потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Кроме того, следуя п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под убытками следует понимать их определение, данное в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Это расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (и т.д.) (кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности). При определении причиненных потребителю убытков суду в соответствии с п. 3 ст. 393 ГК РФ следует исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения решения, если Законом или договором не предусмотрено иное.

Документальное оформление

Как указано в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательные реквизиты первичных документов приведены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

При этом согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета.

Как известно, с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ применение форм первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, не является обязательным. Вместе с тем при разработке и утверждении собственных форм первичных документов организация может взять за основу, например, формы, утвержденные в свое время постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», в частности убрав из них лишние, по мнению организации, реквизиты и показатели, сохранив, однако обязательные реквизиты первичных документов, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В целом надо отметить, нормативно-правовыми актами не определен состав обязательной документации, оформляемой при выявлении брака покупателем и при возмещении ему понесенных им дополнительных расходов (убытков, ущерба) в связи с устранением последствий поставки и (или) продажи бракованного товара (изделия).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации прежде всего необходимо наличие письменной претензии покупателя с приложением копий документов, подтверждающих приобретение некачественного изделия, и требованием о его замене. Далее, полагаем, целесообразно было бы оформить акт (иной документ) об осмотре изделия с подписями специалистов организации (продавца), подтверждающих согласие о выявлении «заводского дефекта».

С целью подтверждения стоимости работ по демонтажу некачественного изделия и монтажу изделия, предоставленного взамен брака, целесообразно иметь соответствующий документ (справку, заключение) профильных специалистов организации (продавца) о том, что сумма, затребованная покупателем в возмещение его дополнительных расходов на демонтаж/монтаж, оправданна. Очевидно, что это заключение должно быть обоснованно, например, приведением цен на аналогичные работы других организаций в регионе.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

Поскольку возмещение потребителю его расходов на демонтаж/монтаж в рассматриваемой ситуации не являются законодательно установленной обязанностью продавца, полагаем логичным отнести их в состав прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99). Соответственно (учитывая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция)), подобные расходы, полагаем, могут быть отражены в бухгалтерском учете продавца следующими записями:

Дебет 91.2 Кредит 76, субсчет «Расчеты с покупателями по претензиям»

— 2000 руб. согласованная сумма возмещения расходов потребителю учтена в прочих расходах, признана задолженность перед потребителем;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с покупателями по претензиям» Кредит 50, 51

— 2000 руб. — выплачены денежные средства потребителю в возмещение понесенных им дополнительных расходов.

Далее предъявляется претензия заводу-изготовителю (смотрите, в частности, п.п. 2.1.7, 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, далее — Рекомендации Роскомторга). Следуя Инструкции по применению Плана счетов, претензии поставщику (заводу-изготовителю) могут быть отражены у торговой организации (продавца) следующим образом:

Дебет 76.2 «Расчеты по претензиям» Кредит 91.1

— предъявлена претензия заводу-изготовителю в части возмещенных торговой организацией потребителю расходов;

Дебет 51 Кредит 76.2 «Расчеты по претензиям»

— поступление от завода-изготовителя денежных средств.

Далее допустим, что завод-изготовитель отказывается компенсировать торговой организации (продавцу) денежные средства, возмещенные ею потребителю в части работ по демонтажу/монтажу (2000 руб.). В этом случае, учитывая положения Инструкции, отраженная по дебету субсчета 76.2 «Расчеты по претензиям» сумма списывается в прочие расходы («Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76«).

Налог на прибыль

Главой 25 НК РФ предусмотрено несколько норм, связанных с недостатками в качестве товара, в частности, в составе прочих расходов учитываются «потери от брака» (пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения, не является исчерпывающим (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Учитывая приведенные нормы, полагаем, что сумма возмещения потребителю понесенных им ввиду продажи некачественного изделия дополнительных его расходов может быть учтена в целях налогообложения. Но Минфин России, в частности в письме от 27.07.2018 N 03-03-06/1/52985, указывая на применение нормы пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ, прежде всего исходит из положений п. 2 ст. 475 ГК РФ.

Однако в части розничной продажи, помимо п. 2 ст. 475 ГК РФ, следует учитывать нормы ст. 503 ГК РФ.

Здесь же отметим, что в силу п. 3 ст. 475 ГК РФ требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

В письме от 04.09.2015 N 03-03-06/51225 Минфин России, с одной стороны, уточняет, что потери от брака учитываются для целей налогообложения в порядке пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ только у производителя товара. С другой стороны, отмечается, что ст. 264 НК РФ предусматривает открытый перечень прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения. А в письме от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387 лишь констатируется, что предприятия розничной торговли при обнаружении бракованной продукции имеют право такой товар вернуть производителю.

В письме УФНС по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@ было уточнено, что в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов может быть учтена не только стоимость возвращенной бракованной продукции, но и обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с ее возвратом.

Однако в рассматриваемой ситуации речь идет о договоре купли-продажи, в силу договора продавец не брал на себя обязательств по монтажу изделия. Таким образом, возмещение потребителю расходов на демонтаж/монтаж (повторимся) нельзя однозначно назвать обязательствами продавца, обусловленными законодательством.

Вместе с тем, апеллируя к упомянутому выше п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, полагаем, что организация вправе признать в целях налогообложения согласованную с потребителем сумму возмещения ему понесенных им дополнительных расходов на демонтаж и монтаж изделия. Соответственно, при надлежащем документальном подтверждении указанных расходов и их суммы.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гильмутдинов Дамир

Ответ прошел контроль качества

У ООО основным видом деятельности зарегистрировано строительство жилых и нежилых зданий. На балансе есть микроавтобус. Доходов от деятельности, связанной со строительством, нет, остались только перевозки на микроавтобусе (это дополнительный код по ОКВЭД).

Нужно ли платить налог за загрязнение окружающей среды и на каком основании?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

На основании ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее — НВОС):

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

С 1.01.2015 законодательством не предусмотрено взимание платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух) передвижными источниками, например автомобилями (ст. 16 Закона N 7-ФЗ, ст. 28 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», письмо Минприроды России от 23.07.2015 N 02-12-44/17039, письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 N АА-06-01-36/13498).

Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (ч. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 4 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 (далее — письмо) объекты НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполнять следующие условия:

— наличие стационарных источников выбросов;

— наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;

— отсутствие выбросов радиоактивных веществ;

— отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;

— отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд, и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

В соответствии с п. 6 письма, если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и таким образом, обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.

Поскольку у ООО отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд, и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, полагаем, что объект, на котором ООО осуществляет свою деятельность, не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Соответственно, у организации отсутствует обязанность по внесению платы за НВОС.

Необходимо отметить, что экологический сбор уплачивают производители или импортеры товаров, перечисленных в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р (далее — распоряжение) (в силу п.п. 1, 2, 9 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Ввиду того, что ООО не является импортером или производителем товаров, поименованных в распоряжении, считаем, что ООО не должно уплачивать экологический сбор.

К сведению.

Согласно информации Росприроднадзора «Нужно ли нам предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?», с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://82.rpn.gov.ru/newsto/vnimaniyu-platelshchikov-otvety-na-chastozada vaemye-voprosy-po-plate-za-nvos, предоставление «нулевых» деклараций действующим законодательством не предусмотрено.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

Договор с покупателем заключен в у.е. (1 у.е. = 1 евро). Можно ли выписывать накладные ТОРГ-12 только в рублях? Можно ли выписывать накладные и в рублях и в евро?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отгрузке товаров, стоимость которых по договору выражена в иностранной валюте (евро), продавец может составлять товарную накладную как только в рублях, так и в рублях и евро (добавив для этого в применяемую форму дополнительный реквизит).

Обоснование вывода:

Прежде отметим, что с 2013 года определение названия и состава показателей первичных учетных документов, а также формы их представления на бумажном носителе находится в компетенции руководителей экономических субъектов (ст. 7, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ, письма ФНС от 10.11.2015 N ЕД-4-15/19671, Минфина России от 04.07.2017 N 03-01-15/42317). Смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012.

При этом величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения является обязательным реквизитом первичного документа (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

В свою очередь, ст. 12 Закона N 402-ФЗ установлено, что денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством РФ, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ. Законным платежным средством на территории РФ является рубль (п. 1 ст. 140 ГК РФ). В соответствии с п. 4 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли.

В связи с чем накладные ТОРГ-12 (или иные отгрузочные документы в адрес покупателя) следует оформлять в рублях. Более того, контролирующие органы нередко указывали, что составление отгрузочных документов в условных единицах (иностранной валюте) является неправомерным (письмо Управления ФНС по Московской области от 28.02.2014 N 16-21/10933). Смотрите также письма Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/2/127, от 20.06.2007 N 07-05-06/169, от 12.01.2007 N 03-03-04/1/866, УФНС России по г. Москве от 21.04.2009 N 16-15/038922, относящиеся к периоду до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

В то же время запрета на добавление в формы первичных учетных документов измерителей в условных денежных единицах или в иностранной валюте законодательством не установлено. В связи с чем продавец не лишен возможности добавить в применяемую им при отгрузке форму N ТОРГ-12 дополнительные графы для указания измерителей стоимости товаров в условных единицах (или иностранной валюте). Что подтверждается разъяснениями как налоговых органов, в т.ч. относящимися к периоду до 2013 года (когда применение унифицированной формы N ТОРГ-12 было обязательным) (письма УФНС России по г. Москве от 13.01.2012 N 16-15/001556@, от 14.12.2005 N 20-12/93198), так и Минфином России. Например, из писем Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243 следует, что каждый экономический субъект самостоятельно определяет свои формы первичных учетных документов, которые могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо которые могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов.

Таким образом, при отгрузке товаров, стоимость которых по договору выражена в иностранной валюте (евро), продавец может составлять отгрузочные документы (в т.ч. накладные ТОРГ-12) как только в рублях, так и в рублях и евро (добавив для этого в применяемую форму необходимый реквизит). Напомним, формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Сотрудник организации привез из командировки в качестве подтверждающего расходы документа только кассовый чек, в котором имеются все реквизиты (наименование учреждения, ИНН, дата, вид оказываемой услуги, сумма). Письмо Минфина от 18.02.2019 N 03-03-06/1/10344 разрешает принимать к авансовому отчету кассовые чеки в качестве оправдательных документов, при этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

Существуют ли установленные формы оформления документов именно на услуги гостиницы? Можно ли принимать только кассовые чеки со всеми реквизитами, или к такому чеку обязательно должны быть приложены приходные ордера, инвойсы и прочие документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организации и ИП, оказывающие гостиничные услуги, вправе самостоятельно разработать документ (договор), подтверждающий оказание соответствующих услуг физическим лицам. Такой документ (договор) должен содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 20 постановления Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (далее — Правила).

Чек ККТ, содержащий обязательные реквизиты п. 20 Правил, может подтверждать как факт оплаты, так и факт получения услуги проживания в гостинице подотчетным лицом.

Обоснование вывода:

Основными критериями признания понесенных расходов обоснованными в целях применения ст. 252 НК РФ является то, что расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы. Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, отвечающие требованиям, установленным п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

По общему правилу факт оплаты товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт должен подтверждаться предоставляемыми подотчетными лицами чеками ККТ (п. 2 ст. 1.2, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее — Закон N 54-ФЗ).

В письме Минфина России от 18.02.2019 N 03-03-06/1/10344 разъяснено, что чек ККТ подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

При этом если действующим законодательством РФ для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

Однако если кассовый чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то при выполнении условий ст. 252 НК РФ такой чек может являться документом, подтверждающим экономическую обоснованность понесенных расходов.

Положениями п. 20 Правил, установлено: организации и ИП, оказывающие гостиничные услуги, вправе самостоятельно разработать документ (договор), подтверждающий оказание соответствующих услуг физическим лицам. Такой документ (договор) должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей — фамилию, имя, отчество (если имеется), сведения о государственной регистрации;

б) сведения о заказчике (потребителе);

в) сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

г) цену номера (места в номере);

д) период проживания в гостинице;

е) иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

Согласно позиции Роспотребнадзора, выраженной в письме от 11.01.2016 N 01/37-16-29, исполнитель при заключении договора с потребителем на предоставление гостиничных услуг обязан обеспечить включение в него всех тех положений, которые предусмотрены его пп. «а»-«е». При этом в вопросе о форме договора надлежит руководствоваться положениями ст. 434 ГК РФ (в их взаимосвязи с нормами ст. 432 ГК РФ), в частности, исходить из того, что письменная форма договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ) считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Иными словами, при отсутствии в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, перечисленных в п. 20 Правил, договор может быть признан незаключенным. Вместе с тем заключением договора в письменной форме считается не только составление одного документа, подписанного сторонами, но и обмен документами (письмами, факсами и т.д.) (п. 2 ст. 434 ГК РФ). То есть если недостающие реквизиты содержатся в других документах, в том числе кассовом чеке, то договор будет отвечать требованиям п. 20 Правил.

В рассматриваемой ситуации вместо договора на оказание услуг гостиницей был выдан чек ККТ, в котором, кроме обязательных реквизитов, предусмотренных п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, содержится информация, позволяющая идентифицировать какие услуги, кому и на какой срок были предоставлены.

Таким образом, чек ККТ, содержащий обязательные реквизиты п. 20 Правил, может подтверждать как факт оплаты, так и факт получения услуги проживания в гостинице подотчетным лицом.

О признании расходов для целей налогообложения прибыли по чеку ККТ смотрите в материале: Вопрос: Организация работает на общей системе налогообложения и покупает товарно-материальные ценности через подотчетных лиц. Для подтверждения расходов и оформления авансового отчета достаточно ли чека онлайн-кассы, без оформления товарного чека (имеются в виду кассовые чеки нового образца, с перечнем купленных товаров и другими реквизитами)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

Можно ли нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования отменить льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования нельзя отменить льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, установленную пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ.

Обоснование вывода:

Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ).

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 12 НК РФ установлено, что при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Вместе с тем представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пункт 2 ст. 387 НК РФ также предусматривает, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом положения НК РФ не наделяют представительные органы муниципальных образований правом на отмену льготы, установленной пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ (освобождение от налогообложения организаций в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования) (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55).

Заметим также, что внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства РФ о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования (п. 7 ст. 1 НК РФ).

Таким образом, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования нельзя отменить льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, установленную пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ. Такой нормативный правовой акт будет являться не соответствующим НК РФ (ст. 6 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Учреждение должно выдать работнику справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы, и текущий календарный год по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н (далее — Справка N 182н), для расчета больничного листа. Нужно указать сумму, на которую были начислены страховые взносы, количество календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ. Работнику на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России не начислялись.

Стимулирующие выплаты, размеры и условия их осуществления устанавливаются Положением об оплате труда работников учреждения, в соответствии с которым расчет суммы выплаты за месяц производится в следующем месяце (после оценки соответствующих показателей). В январе 2019 года начисляются стимулирующие выплаты за декабрь 2018 года, а также могут быть еще какие-то перерасчеты 2018 года. Перерасчеты заработной платы за 2018 год не связаны с ошибками начисления заработной платы.

Что должно быть указано в Справке N 182н: суммы, с которых начислялись страховые взносы в 2018 году, или суммы, которые начислялись за 2018 год, то есть начисления в 2019 году тоже попадают в 2018 год?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации стимулирующие выплаты за декабрь 2018 г., выплачиваемые не одновременно с заработной платой за декабрь 2018 г., а в январе 2019 г. (после оценки соответствующих показателей), должны учитываться при расчете среднего заработка за 2019 год. В аналогичном порядке в заработке за 2019 год должны учитываться перерасчеты заработной платы за прошлый год (за исключением перерасчетов, связанных с ошибками начисления заработной платы, приводящими к занижению базы для начисления страховых взносов). Учитывая, что Справка выдается работнику в целях начисления ему пособий будущим работодателем, учреждение должно включить рассматриваемые выплаты в заработок за календарный год, в котором рассматриваемые выплаты фактически начислены, то есть за 2019 год.

Обоснование позиции:

База для страховых взносов

В рассматриваемом случае локальным нормативным актом учреждения предусмотрено, что стимулирующая выплата начисляется за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей, что не запрещено законодательством (часть первая ст. 129, ст. 135 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ. При этом, исходя из п. 1 ст. 424 НК РФ, дата осуществления выплат и иных вознаграждений для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как день фактического (реального) начисления в бухгалтерском учете организации суммы, подлежащей выплате в пользу конкретного работника (письма Минфина России от 25.08.2017 N 03-15-06/54843, от 20.06.2017 N 03-15-06/38515).

Таким образом, при начислении стимулирующих выплат за декабрь 2018 г. в январе 2019 г. (после оценки соответствующих показателей) база для страховых взносов возникает в месяце фактического начисления выплат (январь 2019 г.). В аналогичном порядке определяется база для страховых взносов при перерасчетах заработной платы за прошлый год, производимых на основании вновь полученных учреждением документов (если пересчеты не связаны с ошибками начисления заработной платы, приводящими к занижению базы для начисления страховых взносов).

Порядок расчета среднего заработка в целях выплаты пособий

В общем случае пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ)).

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий… (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, далее — Положение) в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с главой 34 НК РФ (за периоды начиная с 01.01.2017).

В расчете участвуют суммы заработка, начисленные за расчетный период (ч. 3 и ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 15.1 и п. 15.2 Положения). Календарный год расчетного периода, за который следует включать конкретную выплату при исчислении пособия, зависит исключительно от того, в каком году данная выплата облагалась страховыми взносами (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Особенности порядка включения выплат и вознаграждений в расчет среднего заработка в целях исчисления пособий предусмотрены только в отношении некоторых премий и вознаграждений. Так, согласно п. 14 Положения ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены (абзац 2 п. 14 Положения). Иными словами, учет таких вознаграждений подчиняется общему правилу: выплата учитывается, если она начислена за месяц, который входит в расчетный период (например, в расчет заработка за 2018 год включается стимулирующая выплата за декабрь 2018 г., начисленная в декабре 2018 г.).

В то же время абзацем 3 п. 14 Положения установлено, что премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Как видим, рассматриваемые в вопросе стимулирующие выплаты в п. 14 Положения прямо не поименованы, но очевидно, что они не относятся к ежемесячным премиям и вознаграждениям, поименованным в абзаце 2 п. 14 Положения, а значит, по нашему мнению, учет данных выплат подчиняется правилу, указанному в абзаце 3 п. 14 Положения: если начисление выплаты производится отдельно от основной зарплаты, тогда данная сумма учитывается при расчете среднего заработка в целях исчисления пособий в периоде фактического начисления (выплата за декабрь 2018 г., начисляемая в январе 2019 г., включается в заработок 2019 года). В данном случае не важно, за какой период такая выплата начислена.

В аналогичном порядке в средний заработок в целях исчисления пособий включаются перерасчеты заработной платы за прошлый год, фактически начисленные в расчетном периоде на основании вновь полученных учреждением документов (за исключением перерасчетов, связанных с ошибками начисления заработной платы, приведших к занижению базы для начисления страховых взносов), т.к. страховые взносы в данном случае начисляются учреждением в периоде проведения перерасчетов.

Порядок заполнения Справки

В обычном порядке при расчете пособия учитывается заработок, полученный работником за расчетный период не только у работодателя, выплачивающего пособие, но и у других работодателей, как нынешних, так и бывших (п.п. 2.1, 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, исключения установлены в ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Сведения о заработке, начисленном по другим местам работы, работодатель, назначающий пособие, берет из представленных работником справок.

Как установлено в п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ, работодатель при прекращении трудового договора с работником обязан выдать ему Справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (далее — Справка).

Суммы заработка отражаются в разделе 3 Справки, причем указывается не весь заработок, а только сумма выплат, учитываемых при исчислении пособий (выплаты, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством или которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ (или которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России — касается плательщиков страховых взносов, которые применяют тарифы страховых взносов в размере 0% в соответствии с главой 34 НК РФ)). Порядок заполнения Справки не разъясняет, как заполнять справку в анализируемой ситуации.

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации стимулирующие выплаты за декабрь 2018 г., выплачиваемые не одновременно с заработной платой за декабрь 2018 г., а в январе 2019 г. (начисленные после оценки соответствующих показателей), должны учитываться при расчете среднего заработка за 2019 год. В аналогичном порядке в заработке за 2019 год должны учитываться перерасчеты заработной платы за прошлый год (за исключением перерасчетов, связанных с ошибками начисления заработной платы, приводящими к занижению базы для начисления страховых взносов). Учитывая, что Справка выдается работнику в целях начисления ему пособий будущим работодателем, учреждение должно включить рассматриваемые выплаты в заработок за календарный год, в котором рассматриваемые выплаты фактически начислены, то есть за 2019 год.

Обращаем Ваше внимание, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Для устранения сомнений организация вправе обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24, ст. 34.2 НК РФ). Вы также можете обратиться с письменным запросом в территориальное отделение ФСС РФ или в Минтруд России (пп. 2 ч. 1 ст. 4.1, п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Елистратова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Общество приобрело основное средство (здание, ОС), пригодное к использованию. В настоящий момент здание снесено и на его месте ведется строительство многоквартирного жилого дома (МКД). Приобретенное здание изначально планировалось к сносу в связи с запланированным строительством МКД. Остаточная стоимость указанного ОС не включена в расходы на строительство (дебет счета 08), так как такие расходы не предусмотрены ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Стройнадзор России считает это нецелевым использованием средств дольщиков. В учетной политике предусмотрено, что на счет 08.03 относятся только затраты согласно Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», остальное общество учитывает на счете 20 как незавершенное производство до сдачи дома, а потом списывает на финансовые результаты.

Как раскрыть указанные операции в бухгалтерской отчетности (балансе)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Затраты, связанные со сносом здания, непосредственно связаны со строительством и должны учитываться в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса.

Обоснование позиции:

Денежные средства, полученные от дольщиков (до получения разрешения на ввод построенного дома в эксплуатацию и составления передаточного акта), рассматриваются в качестве средств целевого финансирования.

Статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ установлена обязанность застройщика использовать указанные денежные средства исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.

То есть затраты на строительство, накопленные на соответствующем счете (08 или 20, в зависимости от учетной политики) подлежат списанию на счет учета источника финансирования только при условии, что средства дольщиков, использованные на определенных этапах строительства, отвечают критериям их целевого использования (т.е. соответствующие положения предусмотрены сметой и договором долевого строительства).

При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости должны учитываться все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства (смотрите, в частности, п. 3.1 МДС 81-35.2004). Подробный перечень таких затрат приведен в п.п. 4.71-4.103 МДС 81-35.2004.

Так, п. 4.78 МДС 81-35.2004 установлено, что в главу 1 «Подготовка территории строительства» включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам, в частности, относится освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений и т.п.

Таким образом, с одной стороны, исходя из МДС 81-35.2004, затраты по сносу ветхих строений могут быть включены в смету, а следовательно, подлежать списанию на счет учета источника целевого финансирования, но, с другой стороны, положения Закона N 214-ФЗ, содержащие закрытый перечень расходов, на которые могут быть использованы средства дольщиков, не позволяют этого сделать.

При этом обращаем внимание, что Закон N 214-ФЗ не регулирует вопросы учета объектов, он, в частности, регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств для долевого строительства объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство. Этим и объясняется тот перечень направлений в ст. 18 Закона N 214-ФЗ, на которые могут быть израсходованы средства дольщиков.

Однако, как показывает практика, порядок учета расходов, обозначенных в вопросе, фактически не урегулирован. Не выработана по этому вопросу и какая-либо единая официальная позиция.

К примеру, в письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914 со ссылкой на нормы ПБУ 6/01 и п. 4.78 МДС 81-35.2004 говорится о том, что затраты по сносу зданий, расположенных на приобретаемом земельном участке, формируют первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта капитального строительства (смотрите также письма Минфина России от 15.12.2016 N 03-03-06/1/75343, от 07.08.2015 N 03-03-06/45638).

ФНС России в письме от 27.08.2018 N СД-4-3/16501@ со ссылкой на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2017 N Ф02-5060/2017 по делу N А19-22028/2016 высказал мнение, что затраты на создание ликвидируемого объекта формируют первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта только в той части, которая не демонтирована и будет использована при создании нового объекта.

Об учете затрат, связанных со сносом здания, в первоначальной стоимости нового объекта следует и из п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160). Однако данный документ применяется организациями только в части, не противоречащей более поздним документам по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 15.11.2002 N 16-00-14/445).

При этом ПБУ 6/01 не содержит положений, предписывающих включать стоимость ликвидируемого имущества в первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта в т.ч. и в ситуации списания ветхого имущества в целях создания нового. В силу прямой нормы п. 31 ПБУ 6/01 остаточная стоимость выбывающего объекта списывается на прочие расходы организации, т.е. на счет 91, субсчет «Прочие расходы». При этом расходы от списания с бухгалтерского учета ОС отражаются в учете в отчетном периоде, к которому они относятся (п.п. 4, 11 ПБУ 10/99, п. 86 Методических указаний).

С точки зрения МСФО затраты, связанные с недвижимостью на стадии строительства, организация оценивает в момент их возникновения (п. 8 МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» (далее — МСФО (IAS) 40).

Указанные затраты включают первоначальные затраты на приобретение инвестиционной недвижимости и затраты, понесенные впоследствии на дополнение, замену части или обслуживание данной недвижимости (п. 17 МСФО (IAS) 40).

По мнению некоторых специалистов, в случае, когда организация изначально приобретает земельный участок с ветхим зданием с целью строительства на этом участке нового объекта, затраты на снос такого здания, приобретенного, по сути, в качестве нагрузки, включаются в стоимость нового объекта недвижимости.

Если снесенное здание входило в состав основных средств организации, то в этом случае остаточная стоимость и затраты на снос могут быть учтены в составе текущих расходов.

В основу такой логики заложена связь понесенных расходов с доходами, которые могут быть получены в будущем (при реализации квартир в построенном МКД) либо которые уже были получены (в случае, когда здание (до его сноса) учитывалось в составе основных средств и использовалось в деятельности организации).

Таким образом, в настоящее время какой-либо конкретики по вопросу учета сносимых объектов нет.

В связи с этим организации следует закрепить в учетной политике порядок списания стоимости объектов при их выбытии в результате сноса.

При этом согласны с представленной позицией о том, что указанные расходы должны быть учтены обособленно от расходов, связанных исключительно с созданием объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.

По нашему мнению, с учетом положений п. 4.78 МДС 81-35.2004 затраты, связанные со сносом здания, непосредственно связаны со строительством и должны учитываться в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Торговая организация заключила договор с поставщиком на поставку продуктов. Среди прочих документов запросили приказ на право подписи уполномоченных лиц. Из полученного приказа следует, что все уполномоченные сотрудники подписываются цифрой «1», причем в графе «с приказом ознакомлен» стоит подпись, которой сотрудник подписывается на самом деле.

Имеет ли организация право, ссылаясь на свои внутренние нормативные акты, издавать такие приказы? Какие риски могут ожидать организацию (покупателя) при принятии НДС по таким счетам-фактурам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сотрудник, уполномоченный подписывать счета-фактуры, должен ставить в них свою собственноручную подпись.

Налоговые органы могут отказать в вычете НДС по тем счетам-фактурам, в которых вместо собственноручной подписи уполномоченного лица будет указана цифра.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).

При этом п. 2 ст. 169 НК РФ предусматривает, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается:

— руководителем и главным бухгалтером организации;

— либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени продавца (письма Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-09/53005). По общему правилу в приказе указывается, кто может подписывать счета-фактуры за руководителя организации и за главного бухгалтера, а также срок действия полномочий на подписание счетов-фактур.

Дополнительное указание в счете-фактуре фамилий и инициалов лиц, уполномоченных подписывать счет-фактуру наряду с фамилиями и инициалами руководителя и главного бухгалтера, не является нарушением требований НК РФ по заполнению счета-фактуры (письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-07-09/58937, от 23.04.2012 N 03-07-09/39).

Несмотря на то, что подпись является одним из главных реквизитов любого документа, в настоящее время до сих пор нет ни одного нормативного правового акта, который бы в полной мере регулировал данный аспект. Вследствие этого и появляются определенные проблемы, такие как: использование в качестве подписи знаков (как в рассматриваемой ситуации), постановка одним и тем же человеком на разных документах различных подписей и т.п.

Определение понятия «подпись» дано в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст. В соответствии с пп. 3.2 этого документа подпись — это реквизит, содержащий собственноручную подпись должностного или физического лица.

То есть подпись — это не указание своего имени (расшифровка), а именно графическое изображение, сделанное должностным лицом своей рукой. Все остальное — не подпись, а ее «суррогат» (к примеру, факсимиле и др.), применение которого возможно только при определенных условиях (закон, договор, и т.п.).

Так, к примеру, по мнению Минфина России счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи, признаются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (письмо Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81951).

Исходя из этого каждый сотрудник, уполномоченный подписывать счета-фактуры, должен ставить в них свою собственноручную подпись, а не цифру «1».

В связи с этим полагаем, что налоговые органы могут отказать в вычете НДС по тем счетам-фактурам, в которых вместо собственноручной подписи уполномоченного лица будет указана цифра.

При получении от поставщика такого счета-фактуры потребуйте заменить его на счет-фактуру, подписанный правильно.

Если поставщик откажется вносить изменения, то при обосновании своего права на налоговый вычет организация может сослаться на абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать:

— продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю,

не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

К сожалению, официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по рассматриваемой ситуации нами не обнаружено.

При этом отметим, что суды, рассматривая споры, связанные с доначислением НДС в случае отсутствия надлежащего документального подтверждения факта поставки товаров (в т.ч. и надлежащего оформления счетов-фактур) и принимая решение в пользу налогоплательщиков, в первую очередь обращают внимание на:

— реальность осуществления хозяйственных операций;

— проявление должной осмотрительности, которое выражается в получении от спорных контрагентов учредительных документов, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, а также приказов о назначении исполнительных органов.

Так, к примеру, в постановлении АС Центрального округа от 24 августа 2016 г. N Ф10-2890/16 отмечено, что действующее законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика проводить экспертизу подлинности наложенных подписей на первичных учетных документах и счетах-фактурах.

Обращаем внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. В этой связи напоминаем, что для устранения сомнений организация вправе обратиться с письменным запросом в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Каков порядок налогового учета расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

Какие есть нормы указанных расходов, а также позиция контролирующих органов и судов на возможность и порядок признания таких расходов в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с точки зрения налоговых рисков?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы должны быть: экономически обоснованы; документально подтверждены; произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, используются первичные документы, соответствующие требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).

Соответственно, в целях налогообложения учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода (смотрите также письмо Минфина России от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).

На основании п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ, если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения прибыли не учитывается.

В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Указанные в пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы принимаются в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям, установленным нормами п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом каких-либо ограничений или условий о нормировании указанных расходов нормы НК РФ не содержат.

Таким образом, полагаем, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме, при условии, что эти затраты произведены для деятельности, направленной на получение организацией дохода, что они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы. Смотрите, например, письма Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367, от 27.12.2007 N 03-03-06/2/238, от 30.10.2007 N 03-03-06/2/199.

Вместе с тем, анализируя арбитражную практику и позицию контролирующих органов по данному вопросу, следует отметить повышенное внимание последних к качеству и полноте документального оформления таких расходов.

Так, на практике налоговые органы требуют, чтобы документальное оформление подобных услуг было подробным, то есть какие именно услуги и в каком объеме были оказаны. Налоговые органы требуют наличия приложения к акту отчета исполнителя, в котором приводится расшифровка оказанных им, например, маркетинговых услуг. Аналогичный подход применяется также по отношению к информационным и консультационным услугам.

В отношении арбитражной практики по рассматриваемому вопросу следует отметить, что она носит противоречивый характер, поскольку вынесенные судами решения зависят от конкретных обстоятельств дела.

В ряде судебных решений суды поддерживают позицию налоговых органов.

В то же время судами принимались решения и в пользу налогоплательщиков.

Судебная практика по вопросу детализации оказанных услуг в первичных документах свидетельствует, что налоговые органы предъявляют претензии к содержанию актов оказанных услуг.

В целях избежания возможных споров с налоговиками следует предусмотреть, чтобы акты оказанных услуг содержали максимальное количество сведений, позволяющих идентифицировать данную услугу, в полной мере раскрыть содержание хозяйственной операции и детализировать ее состав.

В случае если акты данным требованиям не отвечают, то организации целесообразно подготовить отчет к имеющемуся акту с детализацией таких сведений.

При этом данный отчет, в силу п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, как первичный документ бухгалтерского учета, должен содержать подписи лиц, совершивших сделку.

В противном случае мы не исключаем, что организации с высокой долей вероятности придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.

С учетом имеющейся арбитражной практики полагаем, что перспектива судебного разбирательства в пользу налогоплательщика представляется неопределенной.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

В организацию, которая применяет УСН, принимается новый сотрудник — гражданин Армении (временно пребывающий на территории РФ).

Какая ставка НДФЛ применяется к доходу гражданина? Необходимо ли уплачивать страховые взносы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доход гражданина Республики Армении в связи с работой по найму облагается НДФЛ по ставке 13% с первого дня его работы на территории РФ.

Организация обязана уплачивать с выплат, начисленных в пользу указанного работника, страховые взносы в порядке, установленном законодательством РФ в отношении граждан РФ.

Обоснование вывода:

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица (в том числе иностранные граждане (ст. 11 НК РФ)), являющиеся:

— налоговыми резидентами РФ;

— не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

Иностранные граждане могут являться налоговыми резидентами, если фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Заработная плата иностранных граждан является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ на основании пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ. Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, исчисление, удержание и уплата в бюджет НДФЛ возложена налоговым законодательством именно на организацию-работодателя.

В общем случае доходы в виде заработной платы, получаемые налоговыми резидентами РФ, облагаются налогом по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении сумм заработной платы, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем на основании ст. 7 НК РФ при налогообложении доходов иностранных работников следует учитывать также положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

29.05.2014 Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС). 10.10.2014 в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армении к Договору, в силу ст. 1 которого Республика Армения присоединяется к Договору о ЕАЭС. Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доход, полученный работником — гражданином страны ЕАЭС в связи с работой по найму, с первого дня облагается по тем же ставкам, что и доход работников налоговых резидентов РФ. Соответственно, в отношении доходов сотрудника — гражданина Республики Армении применяется ставка 13% с первого дня его работы на территории РФ вне зависимости от того, является ли он резидентом для целей главы 23 НК РФ.

Обратите внимание, если по итогам налогового периода (года) сотрудник организации не имеет статуса налогового резидента России (находился в РФ менее 183 дней), его доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%. Доходы сотрудников, по итогам налогового периода признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению по ставке в размере 13% (смотрите также письма Минфина России от 22.01.2019 N 03-04-06/3032, от 23.05.2018 N 03-04-05/34859, от 10.06.2016 N 03-04-06/34256). После приобретения статуса налогового резидента РФ граждане государств — членов ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами, установленными статьями 218-221 НК РФ (письмо Минфина России от 15.06.2018 N 03-04-05/40970).

Страховые взносы

Трудовая деятельность трудящегося государства — члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений этого Договора (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС). При этом согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Также в силу п. 5 ст. 96 Договора государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность. Учитывая изложенное, в данном случае государством трудоустройства гражданина Армении является РФ. Поэтому страховые взносы на социальное обеспечение (социальное страхование) с выплат в пользу указанного в вопросе лица должны уплачиваться в порядке, установленном законодательством РФ в отношении граждан РФ.

То есть социальное страхование (кроме пенсионного) таких лиц, работающих в РФ, осуществляется наравне с гражданами РФ независимо от их статуса. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и ОМС уплачиваются по общим ставкам: в ФСС России — 2,9%, в ФФОМС — 5,1% (письмо ПФР от 28.05.2015 N БГ-30-26/6868, письма Минтруда России от 07.05.2015 N 17-3/В-235, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268, письмо ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2686).

На временно пребывающих, как и на постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан, распространяется обязательное пенсионное страхование на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон N 167-ФЗ).

При этом в п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ указано, что страхователи-организации в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно проживающих, а также временно пребывающих на территории РФ (за исключением ВКС), уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом N 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих и временно проживающих на территории РФ граждан страны — члена ЕАЭС, подлежат обложению страховыми взносами в ПФР в общеустановленном законодательством РФ порядке.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Компания на УСН (15%) прибегает к помощи сторонней организации в целях проверки документов принимаемых на работу сотрудников. Функции, выполняемые сторонней организацией-исполнителем в рамках договора на оказание услуг (проверяют потенциальных сотрудников по базам МВД, ИФНС и др.), не дублируют обязанностей сотрудников организации-заказчика (потенциального работодателя). Может ли относиться подобная плата к расходам при УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Осуществленные организацией в данном случае расходы на проверку потенциальных сотрудников не могут быть учтены ею при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Обоснование вывода:

Закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», при расчете налоговых обязательств, представлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Осуществленные в данном случае организацией расходы на проверку потенциальных сотрудников в нем прямо не поименованы. При этом мы не видим оснований и для их квалификации в качестве какого-либо вида расходов, указанных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Таким образом, считаем, что анализируемые расходы не могут быть учтены организацией при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 31.05.2016 N 03-11-06/2/31416).

Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по аналогичным рассматриваемой ситуациям нами не обнаружено.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества