На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

В образовательном учреждении организована продажа кофе из кофемашин. Также открыты точки по продаже кофе (капучино, латте и прочие виды).

Будет ли продажа кофе облагаться НДС? Можно ли применить льготу на основании подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Из буквального прочтения подп. 5 п. 2 ст. 149 НКРФ следует, что не подлежит налогообложению НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций. Поэтому мы считаем, что продажа различных видов кофе из кофемашин в образовательном учреждении облагается НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

Учредитель ООО (УСН) является собственником помещения. ООО получило от учредителя по договору безвозмездного пользования право пользования данным помещением.

Можно ли не учитывать при налогообложении по УСН доходы от безвозмездной аренды помещения?

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения в целях УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

При этом внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ. Внереализационными доходами в том числе признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ).

До 2020 года организации, получившие от учредителя по договору безвозмездного пользования право пользования имуществом (то есть имущественное право), должны были учитывать в целях налогообложения прибыли доход в виде безвозмездного права пользования данным имуществом, размер которого определялся исходя из рыночных цен с учетом положений п. 8 ст. 250 НК РФ.

С 01.01.2020 согласно новой редакции подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы не только в виде имущества, но и в виде имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно (смотрите Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ). Таким образом, ООО на УСН с 01.01.2020 не учитывает доходы от безвозмездной аренды помещения, принадлежащего единственному учредителю — физическому лицу.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Андреева Людмила

Ответ прошел контроль качества

Налоговая льгота по п. 3 ст. 4 решения городской думы города Каменска-Уральского Свердловской области от 21.09.2011 N 397 установлена в части уплаты земельного налога лицами, осуществляющими деятельность в том числе в сфере общественного питания. У организации имеется такой участок с необходимым видом использования, на нем находится здание столовой. Но в здании, кроме помещения общественного питания, имеются другие помещения с иным предназначением и фактическим использованием.

Имеет ли право налогоплательщик на льготу в отношении всего земельного участка?

Действительно, согласно п. 3 ст. 4 решения городской думы города Каменска-Уральского Свердловской области от 21 сентября 2011 г. N 397 юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, предоставляется налоговая льгота в виде уплаты земельного налога в размере 70% от рассчитанного размера земельного налога за земельные участки, предназначенные для осуществления указанной деятельности и расположенные в жилом районе «Старый город», ограниченном левым берегом реки Исеть, правым берегом реки Каменка и переулком Санаторный согласно прилагаемой схеме.

Статья 5 этого НПА не содержит пояснений о том, ограничивается ли указанная льгота фактическим использованием помещений не только в целях торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Не упоминает она в качестве условия и то, например, что эта деятельность должна быть основной исходя из соотношения дохода или в соответствии с записью в ЕГРЮЛ.

С учетом п. 7 ст. 3 НК РФ считаем, что неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика, тем самым льгота применима в отношении всего земельного участка.

В то же время рекомендуем организации получить письменные разъяснения финансового органа муниципального образования по вопросу применения рассматриваемой льготы (п. 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Юридическое лицо (ООО) сдало декларацию по налогу на имущество за 2020 год 24.03.2021 (квитанции о приеме и вводе датированы 24.03.2021). 25.06.2021 в ходе камеральной проверки было получено требование о предоставлении пояснений по налогу на имущество за 2020 год. Требование датировано 24.06.2021.

Имеет ли право ИФНС запрашивать пояснения по камеральной проверке в данном случае? Имеет ли компания право на запрос не отвечать? Какие возможны санкции? Каковы сроки направления пояснений в налоговый орган с учетом передачи данных по ТКС?

По общем правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как мы понимаем, в данном случае требование о предоставлении пояснений составлено налоговым органом в последний день срока (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Стоит заметить, что нарушение процессуальных сроков проведения проверочных мероприятий не является безусловным основанием для отмены принятых по их результатам решений (п. 14 ст. 101 НК РФ). Подробнее смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки; Энциклопедия решений. Дата начала и окончания проведения камеральной налоговой проверки.

В свою очередь, в силу п. 5.1 ст. 23 НК РФ лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, обязано передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

С учетом п. 2 ст. 6.1 НК РФ пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений начинает течь со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Также следует помнить, что непредставление в налоговый орган пояснений по выявленным противоречиям по-прежнему является одним из оснований для приоритетного включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (п. 9 Приложения N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Сотрудник организации заправил служебный автомобиль, при этом рассчитался собственными наличными деньгами. Организация планирует подготовить авансовый отчет на эту сумму. В чеке о покупке бензина выделен НДС.

Как быть с принятием к вычету НДС, когда нет счета-фактуры? Как НДС отразить в бухгалтерском учете?

Минфин России в своих разъяснениях утверждает, что особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретаемых в организациях розничной торговли, НК РФ не предусмотрены. Учитывая нормы НК РФ, суммы НДС по приобретенному бензину на АЗС без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются (письмо Минфина России от 25.06.2020 N 03-07-09/54634, письмо Минфина России от 19.10.2020 N 03-07-14/90913, информация ФНС России от 17.12.2020 и др.).

Однако судебная практика подтверждает, что выделение в кассовом чеке суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 г. N 14АП-11196/20 по делу N А05-10592/2020, АС Северо-Кавказского округа от 28.04.2017 N Ф08-2516/17, ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 N Ф07-6570/13, ФАС Московского округа от 19.03.2013 по делу N А40-57358/12-161-526, от 23.08.2011 N Ф05-6832/11, ФАС Центрального округа от 08.11.2012 N Ф10-3640/12 и др.). Судьи учитывают позицию, содержащуюся в определении КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, и положения п. 7 ст. 168 НК РФ.

Если налогоплательщик не готов спорить с контролирующим органом, то сумму входного НДС, не принимаемую к вычету, в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 можно отнести в состав прочих расходов

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

По условиям договора предусмотрена неустойка в размере 7% за отсрочку платежа за поставленный товар. Стороны заключили мировое соглашение, согласно которому неустойка составила 5%.

Существуют ли налоговые риски для продавца в данной ситуации?

Официальных разъяснений и арбитражной практики по ситуации, изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось.

Вместе с тем обращаем внимание на следующие моменты.

1. Налоговые органы вправе контролировать правильность определения налоговой базы и исчисления суммы налога по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами, не являющимся контролируемыми сделками, в случае, когда налоговая база исчисляется в соответствии со ст. 105.3 и главами части второй НК РФ. При этом в рамках налоговых проверок налоговым органом должен быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках.

Если инспекцией будет установлена недобросовестность действий как самого налогоплательщика, так и его контрагента, выводы инспекции о манипулировании ценами с целью уменьшения налога на прибыль (уменьшения убытка) могут быть признаны судом обоснованными (постановление Пятнадцатого ААС от 21.12.2017 N 15АП-19714/17 (оставлено без изменения постановлением АС Северо-Кавказского округа от 12.03.2018 N Ф08-1076/18)).

Иными словами, риск доначисления налога на прибыль существует только при условии, если налоговым органом будет доказано, что цена сделки значительно отклоняется от рыночной (постановление АС ЗСО от 04.10.2019 N Ф04-4393/2019 по делу N А70-17548/2018).

Кроме того, исходя из письма Федеральной налоговой службы от 16 августа 2017 г. N СА-4-7/16152@ налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 НК РФ условий, одним из которых является то, что основной целью совершения сделки (операции) не должны являться неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога.

2. В рассматриваемой ситуации речь идет о снижении неустойки в рамках мирового соглашения.

Мировое соглашение, выступая в качестве процессуального средства защиты субъективных прав на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок, по своему существу является соглашением сторон, то есть сделкой, вследствие чего к нему, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (ст. 421 Гражданского кодекса). В силу принципа свободы договора мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия.

Одним из оснований для снижения неустойки может быть ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства.

В качестве конкретных признаков несоразмерности неустойки судебная практика рассматривает, например, такие факторы, как чрезмерно высокий размер неустойки по сравнению с обычной ответственностью по соответствующим обязательствам, длительность неисполнения обязательства, цена договора (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17, определение ВС РФ от 04.02.2020 N 81-КГ19-17, постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16497/12).

3. В связи с изложенным полагаем, что снижение размера неустойки, принятое в рамках мирового соглашения, не может нести налоговых рисков для продавца.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Общество заключило договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ, Фонд). По договору общество обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется осуществлять негосударственной пенсионное обеспечение работников вкладчика. Фонд открывает солидарный счет вкладчика и обеспечивает ведение и учет персональных данных участника. Фонд обязан начислять по результатам финансового года на солидарном счете вкладчика доход, полученный от размещения пенсионных резервов, в размере, утвержденном Советом Фонда. В апреле 2021 года была получена выписка о состоянии солидарного счета вкладчика за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в которой была отражена сумма на конец отчетного периода. Она была начислена в соответствии с протоколом заседания Совета директоров от 19.03.2021. Согласно выписке из протокола сумма является инвестиционным доходом. При перечислении пенсионного взноса он был уменьшен за счет размера современной стоимости обязательств.

Каков бухгалтерский учет такого уменьшения (есть ли основания для признания дохода в учете организации)?

Порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд устанавливаются в договоре между организацией и НПФ, а также содержатся в пенсионных правилах фонда (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 75-ФЗ)). В правилах фонда также устанавливаются положения о направлениях и порядке размещения средств пенсионных резервов.

В соответствии со ст. 16 и 27 Закона N 75-ФЗ пенсионные резервы являются собственным имуществом фонда (которое подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы). При этом фонд ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Результаты от размещения средств пенсионных резервов (доход) учитываются фондом при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками (в порядке, установленном Банком России) (п. 12 ст. 25 Закона N 75-ФЗ). Распределение результата размещения пенсионных резервов на индивидуальные счета участников, солидарные счета вкладчиков и другие средства пенсионных резервов производится соответствующим органом управления фонда (п. 15.1 Положения N 502-П).

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда (ст. 27 Закона N 75-ФЗ).

Исходя из указанного, по нашему мнению, инвестиционный доход, полученный от размещения собственности фонда (пенсионных резервов НПФ), принадлежит самому фонду, а не организации-вкладчику и используется им в целях, установленных в уставе фонда и не противоречащих Закону N 75-ФЗ. Также и пересчет справедливой стоимости обязательств фонда перед вкладчиками, застрахованными лицами, по нашему мнению, не отражается в учете организации.

В учете организации отражается сумма взноса, определенная договором и правилами НПФ.

Например, для целей учета самого НПФ сумма взноса определяется суммой, которую получил фонд в соответствии с условиями договора НПО (п. 11.1 Положения N 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению»).

Условия для признания прочего дохода в виде дивидендов и процентов (дохода) по ценным бумагам, процентов (дохода) по банковским депозитам, размещенных НПФ, других видов доходов от операций по размещению пенсионных резервов НПФ в учете организации как вкладчика нет. Указанные активы не являются финансовыми вложениями организации.

В данном случае также можно учесть МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», в котором установлены правила определения затрат по пенсионному обеспечению в финансовой отчетности работодателей, имеющих пенсионные программы.

В частности, здесь речь идет об учете взносов по программе с установленными взносами (пп. 50-54 МСФО (IAS) 19) (по программам с установленными взносами юридическое или обусловленное практикой обязательство организации ограничивается суммой, которую она согласна внести в фонд (п. 28 МСФО (IAS) 19)).

Учет программ с установленными взносами прост, поскольку обязательства отчитывающейся организации за каждый период определяются в размере взносов за этот период. Следовательно, для оценки обязательства или расходов актуарные допущения не требуются, и возникновение какой-либо актуарной прибыли или убытка невозможно. Кроме того, обязательства оцениваются на недисконтированной основе, за исключением случаев, когда проведение расчетов по ним в полном объеме не ожидается до истечения двенадцати месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги.

То есть в своей отчетности организация раскрывает информацию только о суммах, признанных в качестве расходов в отношении программ с установленными взносами.

Исходя из п. 35 МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам» инвестиционные доходы (как и взносы работодателей) отражаются в учете и отчетности НПФ (пенсионная программа — отчитывающаяся организация, отделенная от работодателей — участников программы).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

В рамках исполнения договора международной перевозки (экспорт товара) экспедитор оказывает своему заказчику следующие услуги: содействие в получении Идентификационного заключения (ФСТЭК); содействие в оформлении сертификата происхождения товара общей формы.

По какой ставке НДС будут облагаться данные услуги (0% или 20%), если в п. 1 подп. 2.1 ст. 164 НК РФ они не указаны?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции услуги, связанные:

— с выполнением экспортного контроля товаров в виде получения Идентификационного заключения (ФСТЭК), без которого не будут выполнены условия для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта;

— с получением сертификата подтверждения товара (в т.ч. общей формы), который может быть затребован иностранными таможенными органами страны ввоза товара, экспортируемого из РФ,

подпадают под понятие услуги по оформлению документов, указанные в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, и облагаются по ставке 0% НДС как услуги, связанные с оформлением документов, необходимых для таможенного оформления.

Ставка НДС 0% применяется к вознаграждению экспедитора при условии, что рассматриваемые услуги, связанные с оформлением документов:

— указаны в договоре, который соответствует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— оказываются при организации международной перевозки товаров, для которых оформляются указанные документы.

Отметим, что судебная практика по рассматриваемому вопросу (или по аналогичным) немногочисленна (учитывая, что практику по таким услугам, оказанным до 01.01.2011, нельзя применять из-за изменения ст. 164 НК РФ). Анализ обнаруженных примеров судебной практики представлен ниже.

Для устранения сомнений (поскольку высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением) рекомендуем организации обратиться с официальным запросом в Минфин России в целях устранения неясности в применении норм налогового законодательства в данном случае (подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Обоснование позиции:

Отношения сторон по договору транспортной экспедиции регулируются нормами главы 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Закон N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила), и ГОСТ Р 52298-2004.

Согласно пункту 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно пункту 4 Правил под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Пунктом 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ установлено, что данным Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Нулевая ставка НДС применяется в отношении:

— услуг по международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории РФ, а другой за пределами территории РФ,

— а также транспортно-экспедиционных услуг (далее также — ТЭУ), закрытый перечень которых установлен подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемых российскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции при организации таких международных перевозок товаров.

Представители финансового ведомства разъясняли, что российская организация-экспедитор, оказывающая услуги, предусмотренные подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, на основании договора транспортной экспедиции с привлечением третьих лиц определяет налоговую базу по НДС как сумму вознаграждения, полученную при исполнении указанного договора при организации международной перевозки товаров, и выставляет счета-фактуры с нулевой ставкой НДС в отношении этой суммы (п. 1 ст. 154 НК РФ, письма Минфина России от 10.09.2015 N 03-03-06/52225, от 21.08.2015 N 03-07-08/48467, от 13.08.2015 N 03-07-08/46642, от 06.04.2015 N 03-07-14/19187, от 18.07.2013 N 03-07-08/28258).

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении ТЭУ (строго по списку, приведенному в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) подтверждается документами, указанными в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров,

— оформление документов,

— прием и выдача грузов,

— разработка документов для проектных перевозок,

— организация и выполнение перевозки грузов,

— завоз-вывоз грузов,

— погрузочно-разгрузочные и складские услуги,

— информационные услуги,

— подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств,

— услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг,

— услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств,

— экспедиторское сопровождение,

— а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

В отношении услуг, не поименованных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяется ставка НДС в размере 20% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 14.08.2018 N 03-07-08/57471, письмо ФНС России от 02.12.2016 N СД-4-3/22963@).

В данном случае, по нашему мнению, оказывается услуга по оформлению документов, требуемых при таможенном оформлении грузов и транспортных средств.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным ТЭУ, в НК РФ не определено. В связи с чем, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Пункт 3.1.2 Стандарта к услугам по оформлению документов относит:

— оформление экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), комплекта перевозочных документов, а также товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и иной требуемой документации;

— получение необходимых согласований и разрешений, в том числе от собственников (балансодержателей) автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры, подтверждающих правомерность и возможность использования этих объектов для перемещения груза;

— получение специальных разрешений или согласований на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;

— оформление переадресовки грузов;

— оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары.

Таким образом, услуги по оформлению документов, перечисленных в п. 3.1.2 Стандарта, в т.ч. получение необходимых согласований и разрешений и оформление иной требуемой документации, организация вправе облагать НДС по ставке 0%.

Отметим также, что классификация ТЭУ, согласно Стандарту, содержит такой вид услуг, как «прочие ТЭУ» (п. 3.1 Стандарта), который, в свою очередь, включает в себя «другие услуги по требованию заказчика» (п. 3.1.10 Стандарта). То есть перечень ТЭУ в Стандарте остается открытым.

Например, в постановлении Пятнадцатого ААС от 16.10.2012 N 15АП-11589/12 со ссылкой на ст. 801 ГК РФ отмечается, что стороны договора транспортной экспедиции (экспедитор и клиент) вправе самостоятельно определять условия договора транспортной экспедиции. Отметим, что в ст. 801 ГК РФ указано, что в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, и т.п.

Условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются:

— уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС;

— соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС;

— соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной (статья 140 ТК ЕАЭС).

1. Соблюдение запретов и ограничений

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения — это, в частности, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Такие меры установлены, в частности, Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле», которым предусмотрено получение в порядке, установленном Правительством РФ, разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, имеющими двойное назначение (п. 2 ст. 20 Закона N 183-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров является обязанностью российского лица, имеющего полномочия на использование и (или) распоряжение такими товарами, и проводится им на основании статьи 24 Закона. Пунктом 3 ст. 24 Закона N 183-ФЗ предусмотрено оформление результатов идентификации в виде идентификационного заключения.

2. Соблюдение иных условий, предусмотренных, в частности, международными договорами государств-членов с третьей стороной

Сертификаты о происхождении товара, в т.ч. общей формы, оформляются экспортером для оформления ввоза товара на территорию иностранного государства, а также (если это предусмотрено международным соглашением) для получения преференций иностранного государства при уплате ввозных пошлин.

Услуги по подтверждению происхождения товаров прямо в Стандарте не поименованы. Вместе с тем пункт 3.1.2 Стандарта к услугам по оформлению документов относит оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и иной требуемой документации.

По нашему мнению, услуги, связанные с получением сертификата подтверждения товара (в т.ч. общей формы), который может быть затребован иностранными таможенными органами страны ввоза товара, экспортируемого из РФ, подпадают под понятие услуги по оформлению документов.

Найденная нами судебная практика по вопросу отнесения услуг по сертификации к услугам транспортной экспедиции немногочисленна.

Обнаруженные примеры судебной практики, в которых рассматривались споры о применении нулевой ставки НДС в отношении услуг экспедитора, связанных с оформлением различных разрешений и подтверждений, в основном касаются периода до 2011 года. Как правило, они содержат выводы о правомерности применения ставки НДС 0%.

Однако по вопросам применения нулевой ставки НДС в отношении услуг, перечисленных в подп. 2.1-2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, нельзя пользоваться примерами судебной практики или разъяснениями контролирующих органов, основанными на отмененном с 01.01.2011 подпункте 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Напомним, что ранее в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ указывалось, что ставка НДС 0% применяется в отношении «работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта», без указания конкретных видов работ (услуг). Суды при рассмотрении споров оценивали доказательства связи той или иной услуги с экспортом товара.

С 01.01.2011 в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 1 Закона N 309-ФЗ в п. 1 ст. 164 НК РФ были внесены изменения: утратил силу подп. 2, и вместо него были введены подп. 2.1-2.8, в которых сопровождающие экспорт услуги (работы) были конкретизированы и ограничены закрытым перечнем.

Т.е. для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась та или иная услуга, под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы РФ, а после 01.01.2011 — существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара (постановление Пятнадцатого ААС от 09.08.2013 N 15АП-8513/13 — отметим, что в данном постановлении экспедитор оказывал комплекс услуг, в т.ч. по оформлению сертификатов происхождения вывозимого товара).

При этом для целей применения налоговой ставки 0 процентов в рамках международной перевозки товаров (и связанных с ней ТЭУ) определяющее правовое значение и в настоящее время имеет связь хозяйственных операций с экспортом, т.е. их экономическая сущность (абзац 10 п. 2.2 Постановления КС РФ от 30.06.2020 года N 31-П/2020).

По нашему мнению, в перечне ТЭУ, приведенном в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, под услугами по оформлению документов можно также понимать услуги, связанные с оформлением экспедитором в рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции в интересах заказчика ТЭУ документов, связанных с выполнением требований экспортного контроля и связанных с подтверждением происхождения товара (требуемого для таможенного оформления в стране ввоза товара).

Судебная практика по применению подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к дополнительным услугам, оказываемым экспедитором, практически не сложилась. В обнаруженных судебных решениях налоговый орган, оспаривая право на применение вычета по указанным услугам, в отношении которых была применена общая ставка НДС (18%), исходил из того, что услуги, оказываемые в рамках ТЭУ, в т.ч. по оформлению сертификатов подтверждения происхождения товаров, подпадают под применение подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 11 сентября 2014 г. по делу N А32-18258/2014 суд указал, что общество «Транспорт и услуги» осуществляло в качестве экспедитора обслуживание грузов в морском терминале: оформление и подписание необходимых товарно-транспортных и других документов (коносамента, грузового манифеста, сертификата качества, сертификата количества, акта учета стояночного времени, сертификата происхождения, акта замера пустот в грузовых танках, сертификата осмотра грузовых танков, расписки капитана в получении проб от нефтебазы).

Данные услуги связаны с международной перевозкой товаров, относятся к транспортно-экспедиционным и подпадают под действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, применение которого разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Отметим, что операции по реализации ТЭУ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, будут облагаться НДС по ставке 0% при одновременном выполнении следующих условий (письма ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, от 31.05.2011 N ЕД-4-3/8634@):

— договор соответствует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— услуги оказываются именно при организации международной перевозки;

— услуги поименованы в перечне услуг, перечисленных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Например, при оказании услуг по таможенному оформлению грузов, оказываемых в рамках договора на таможенное оформление, не являющегося договором транспортной экспедиции, такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 19.04.2019 N 03-07-08/28420).

Т.е., если организацией оказываются только рассматриваемые услуги (без основных видов услуг, соответствующих транспортной экспедиции), то подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к ним не применяется.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Общество заключило договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ, Фонд). По договору общество обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников вкладчика. Фонд открывает солидарный счет вкладчика и обеспечивает ведение и учет персональных данных участника. Фонд обязан начислять по результатам финансового года на солидарном счете вкладчика доход, полученный от размещения пенсионных резервов, в размере, утвержденном Советом Фонда. В апреле 2021 года была получена выписка о состоянии солидарного счета вкладчика за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в которой была отражена сумма на конец отчетного периода. Она была начислена в соответствии с протоколом заседания Совета директоров от 19.03.2021. Согласно выписке из протокола сумма является инвестиционным доходом. При перечислении пенсионного взноса он был уменьшен за счет размера современной стоимости обязательств.

Каков бухгалтерский и налоговый учет такого уменьшения? Есть ли основания для признания дохода в учете организации?

Порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд устанавливаются в договоре между организацией и НПФ, а также содержатся в пенсионных правилах фонда (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 75-ФЗ)). В правилах фонда также устанавливаются положения о направлениях и порядке размещения средств пенсионных резервов.

В соответствии со ст. 16 и 27 Закона N 75-ФЗ пенсионные резервы являются собственным имуществом фонда (которое подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы). При этом фонд ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Результаты от размещения средств пенсионных резервов (доход) учитываются фондом при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками (в порядке, установленном Банком России) (п. 12 ст. 25 Закона N 75-ФЗ). Распределение результата размещения пенсионных резервов на индивидуальные счета участников, солидарные счета вкладчиков и другие средства пенсионных резервов производится соответствующим органом управления фонда (п. 15.1 Положения N 502-П).

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда (ст. 27 Закона N 75-ФЗ).

Отметим, что результаты от размещения средств пенсионных резервов, а также пересчета справедливой стоимости отражаются фондом на пенсионном счете НПО. Это форма аналитического учета в фонде, отражающая:

— поступление пенсионных взносов,

— начисление дохода,

— начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет),

— а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой фонд при расторжении пенсионного договора.

Исходя из указанного, по нашему мнению, инвестиционный доход, полученный от размещения собственности фонда (пенсионных резервов НПФ), принадлежит самому фонду, а не организации-вкладчику и используется им в целях, установленных в уставе фонда и не противоречащих Закону N 75-ФЗ. Также и пересчет справедливой стоимости обязательств фонда перед вкладчиками, застрахованными лицами, по нашему мнению, не отражается в учете организации.

В учете организации отражается сумма взноса, определенная договором и правилами НПФ.

Например, для целей учета самого НПФ сумма взноса определяется суммой, которую получил фонд в соответствии с условиями договора НПО (п. 11.1 Положения N 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению»).

Налоговый учет

Для целей налогового учета фонда доход, полученный от размещения пенсионных резервов, также учитывается фондом (а не вкладчиком) — в порядке, установленном статьей 295 НК РФ.

В налоговом учете организации-вкладчика по договору НПО расходы учитываются в сумме взноса, уплаченного в соответствии с условиями договора с НПФ — исходя из п. 16 ст. 255 НК РФ.

Каких-либо оснований для признания в отчетности вкладчика дохода в виде результата от размещения пенсионных резервов НК РФ не содержит.

Бухгалтерский учет

Взносы в НПФ, уплачиваемые организацией в пользу своих сотрудников, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Условия для признания расходов в бухгалтерском учете установлены п. 16 ПБУ 10/99, одним из которых является осуществление расхода в соответствии с конкретным договором.

Условия для признания прочего дохода в виде дивидендов и процентов (дохода) по ценным бумагам, процентов (дохода) по банковским депозитам, размещенных НПФ, других видов доходов от операций по размещению пенсионных резервов НПФ в учете организации как вкладчика нет. Указанные активы не являются финансовыми вложениями организации.

В данном случае также можно учесть МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», в котором установлены правила определения затрат по пенсионному обеспечению в финансовой отчетности работодателей, имеющих пенсионные программы.

В частности, здесь речь идет об учете взносов по программе с установленными взносами (пп. 50-54 МСФО (IAS) 19) (по программам с установленными взносами юридическое или обусловленное практикой обязательство организации ограничивается суммой, которую она согласна внести в фонд (п. 28 МСФО (IAS) 19)).

Учет программ с установленными взносами прост, поскольку обязательства отчитывающейся организации за каждый период определяются в размере взносов за этот период. Следовательно, для оценки обязательства или расходов актуарные допущения не требуются, и возникновение какой-либо актуарной прибыли или убытка невозможно. Кроме того, обязательства оцениваются на недисконтированной основе, за исключением случаев, когда проведение расчетов по ним в полном объеме не ожидается до истечения двенадцати месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали соответствующие услуги.

То есть в своей отчетности организация раскрывает информацию только о суммах, признанных в качестве расходов в отношении программ с установленными взносами.

Исходя из п. 35 МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам» инвестиционные доходы (как и взносы работодателей) отражаются в учете и отчетности НПФ (пенсионная программа — отчитывающаяся организация, отделенная от работодателей — участников программы).

К сведению:

В данном случае мы не оцениваем правомерность учета дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в счет уменьшения страхового взноса вкладчика, и соответствие такого распоряжения доходом статье 27 Закона N 75-ФЗ. Точную причину уменьшения суммы взноса необходимо уточнить в НПФ.

Например, в ситуации, если НПФ производит корректировку (уменьшение) взносов вкладчика в связи с обнаружением ошибки, организация в периоде получения соответствующего документа от НПФ:

— в бухгалтерском учете корректирует сумму ранее перечисленных в НПФ взносов (что влечет отражение дебиторской задолженности фонда по переплаченным взносам и ее погашение при начислении очередного взноса в обычной (полной) сумме, установленной в договоре);

— в налоговом учете отражает сумму уменьшения взносов как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Текущий взнос начисляется и отражается в расходах в полной сумме.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

После 01.07.2021 может ли физическое лицо произвести оплату юридическому лицу безналичным путем (банковским переводом) без кассового аппарата? Если физическое лицо переводит средства ИП, оказывающему онлайн-услуги по обучению Рейки, то надо ли применять контрольно-кассовую технику?

1. Дата 1 июля 2021 года применительно к освобождению ИП от обязанности применения ККТ есть не в самом Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», а в ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ.

Так, ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года (письмо Минфина России от 22.12.2020 N 03-01-15/112514).

После 01.07.2021 ИП, лично оказывающий услуги и не имеющий работников, обязан применять ККТ (во всяком случае каких-либо изменений, продлевающих этот срок, нами не обнаружено).

На организации, принимающие безналичные и наличные оплаты от физических лиц, эта норма не распространяется. Норма, освобождающая организации от применения ККТ в случае безналичных расчетов с физическими лицами, действовала только до 01.07.2019. Так, в ч. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ, который вступил в силу с 03.07.2018, было предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 при осуществлении с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, расчетов в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа).

Таким образом, при приеме организацией от физических лиц безналичной предоплаты за услуги до 1 июля 2019 г. применять ККТ не требовалось. Начиная с указанной даты ККТ должна применяться при приеме безналичной оплаты от физических лиц, не являющихся ИП (за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86882)).

2. Случаи, при которых ККТ не применяется, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. В частности, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Смотрите подробнее в материалах: Энциклопедия решений. Кто может не применять ККТ?; письмо ФНС России от 18.11.2020 N АБ-4-20/18887@.

Эта норма продолжит действовать и после 1 июля 2021 года.

3. Случаи, в которых ККТ может не применяться, приведены в ст. 3 Закона N 54-ФЗ.

Обратите внимание, в частности, на:

п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;

п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (для ИП, применяющих патентную системы налогообложения (в отношении определенных видов деятельности в частности смотрите подп. 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых);

— на п. 2.2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (для ИП, являющихся самозанятыми (плательщиками Налога на профессиональный доход)), смотрите письмо Минфина России от 03.06.2020 N 03-01-15/47494).

Также согласно п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:

— образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

— домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения этого пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, если иное не предусмотрено п. 15 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Как указано в письме ФНС России от 28.05.2020 N АБ-4-20/8760@, условием освобождения от применения ККТ безналичных расчетов (без предъявления электронных средств платежа) в сфере образования для организаций является наличие статуса образовательной организации в смысле Федерального закона N 273-ФЗ, а также оказание услуг в сфере образования. При этом Федеральный закон N 54-ФЗ не определяет круг услуг в сфере образования, расчеты по которым в безналичном порядке могут производиться без применения ККТ. Согласно п. 18 ст. 2 Закона N 273-ФЗ образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Поэтому мы полагаем, что на ИП, у которого отсутствует лицензия, норма о возможности неприменения ККТ образовательными организациями не распространяется.

Что касается культуры, отметим следующее.

В данном случае ИП оказывает онлайн-услуги по обучению Рейки. Разъяснений о возможности не применять ККТ на основании п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ИП, работающим в области культуры, мы не обнаружили.

Вместе с тем в письме Минфина России от 07.02.2020 N 03-01-15/8045 сказано, что организация, которая не является дворцом культуры, не вправе воспользоваться таким освобождением от обязательного применения ККТ. Нам представляется сомнительной возможность наличия у ИП статуса субъектов, указанных в п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Кроме того, п. 14 ст. 2 Закона N 54-ФЗ содержит специальную норму для ИП: ККТ может не применяться ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Мы полагаем, что ИП не вправе применять освобождение от использования ККТ в качестве субъекта, указанного в п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

Учредитель получил процентный заем в обществе. Спустя некоторое время данный заем с учетом начисленных процентов был возвращен в кассу предприятия. По итогам года было принято решение о выплате дивидендов.

Можно ли произвести выплату дивидендов из кассы предприятия из денежных средств, которые образовались за счет возврата займа и процентов по нему, минуя расчеты по расчетному счету? Если нельзя, то какие штрафы предусмотрены и каковы сроки привлечения к ответственности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Произвести выплату дивидендов из кассы предприятия из денежных средств, которые образовались за счет возврата займа и процентов по нему, минуя расчетный счет, нельзя.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Срок привлечения к ответственности составляет два месяца (по делу, рассматриваемому судьей — три месяца) со дня совершения правонарушения.

Обоснование вывода:

Порядок расходования денежных средств из кассы регулируется Указанием ЦБ от 09.12.2019 N 5348-У «О правилах наличных расчетов» (далее — Указание N 5348-У).

Согласно п. 1 Указания N 5348-У наличные расчеты между юридическими лицами и физическими лицами осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу с его банковского счета, за исключением случаев, указанных в этом пункте. Смотрите также письмо Банка России от 04.06.2020 N 45-19/5013, материал На какие цели можно тратить деньги из кассы? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).

Так, участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также наличные деньги в валюте Российской Федерации, полученные в качестве страховых премий; полученные по договору займа (по договору передачи личных сбережений) (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве возврата основной суммы долга, процентов и (или) неустойки (штрафа, пени) по договору займа (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве паевых взносов (в случае, если участником наличных расчетов является сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив), на указанные в п. 1 Указания N 5348-У цели.

Как видим, возможность расходовать наличные средства, поступившие в кассу в виде возврата сумм займов и процентов, предусмотрена только для определенной категории лиц (смотрите, например, постановление Третьего ААС от 10.12.2020 N 03АП-3084/20 по делу N А74-14242/2019). Поэтому организация, не являющаяся микрофинансовой организацией, ломбардом и кредитным потребительским кооперативом, не вправе расходовать наличные деньги, полученные в виде возврата займа, на выплаты, указанные в п. 1 Указания N 5348-У (смотрите Вопрос: Можно ли выдать заработную плату из кассы КПК (кредитный потребительский кооператив) за счет денежных средств, поступивших в кассу от членов кооператива в виде погашения процентов по займам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)). Как полагаем, организация к таким субъектам не относится.

При этом перечень случаев, когда возможны наличные расчеты минуя расчетный счет, является закрытым и не предусматривает возможности выплаты дивидендов за счет займов, поступивших в кассу минуя расчетный счет.

Следовательно, указанные денежные средства должны быть зачислены на расчетный счет организации в банке, а затем сняты для выплаты дивидендов. Смотрите также — Вопрос: Возможность выплаты дивидендов участнику ООО наличными деньгами из кассы (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.); Энциклопедию решений. Учет выплаты из кассы доходов участникам общества.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью согласно части 1 ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП). Смотрите также материал Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021 году (под редакцией А.В. Брызгалина). — «Налоги и финансовое право», 2021 г. (раздел Срок давности привлечения к ответственности за нарушение порядка расчетов наличными); постановление АС Дальневосточного округа от 27.10.2020 N Ф03-4194/20 по делу N А51-5189/2020).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Семенова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

Предприятие на общей системе налогообложения имеет магазин, продает в розницу свою продукцию. При покупке товара физическими лицами оформляются кассовые чеки. В конце рабочей смены сдаются в кассу наличные денежные средства. Бухгалтерия выписывает счет-фактуру на общую сумму выручки с наименованием покупателя — «розничная продажа».

Является ли такой порядок выставления счета-фактуры нарушением?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Подобный порядок выставления счета-фактуры не является ошибочным.

Обоснование вывода:

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

На основании п. 1 ст. 143 НК РФ физические лица не признаются налогоплательщиками НДС и, следовательно, этот налог к вычету не принимают.

Порядок применения кассовой техники регламентируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Так, в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты кассового чека. Среди них:

— наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

— сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).

В свою очередь, п. 7 ст. 168 НК РФ предусматривает, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Из сказанного следует, что организации розничной торговли вправе не выставлять счета-фактуры физическим лицам в случае выдачи им кассового чека, поскольку тот содержит информацию и о ставке НДС, и о сумме налога.

В случае несоставления счетов-фактур на основании подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (пп. 1, 13 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, смотрите также письма ФНС России от 29.01.2015 N ЕД-4-15/1066, Минфина России от 13.11.2015 N 03-07-09/65748, от 19.10.2015 N 03-07-09/59679, от 22.01.2015 N 03-07-15/1704).

Вместе с тем законодательство не содержит запрета на регистрацию продавцом в книге продаж счета-фактуры по товарам, приобретенным физическими лицами, выписанного в одном экземпляре и содержащего сводные данные о продажах.

Данная логика прослеживается, например, в письмах Минфина России от 25.01.2019 N 03-07-11/4320, от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, от 25.05.2011 N 03-07-09/14.

В приведенных выше письмах представители финансового ведомства высказывались в возможности составления подобных счетов-фактур по итогам налогового периода.

Учитывая изложенное, мы считаем, что организация вправе составлять такой счет-фактуру. При этом возможно это делать и чаще. В частности, раз в неделю или раз в день. Нарушения действующего налогового законодательства в таком случае не будет.

В любом случае, полагаем, главное, чтобы указанный счет-фактура нашел отражение в книге продаж, а соответствующие сведения были включены в налоговую декларацию по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ, п. 8 Правил, письмо Минфина России от 13.10.2016 N 03-07-05/59705).

При заполнении счета-фактуры продавец в строках 6, и может поставить прочерки. В то же время, на наш взгляд, допустимо в строке 6 указывать, например, «Розничные покупатели» или «Розничная продажа».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Предприятие в 2021 году получило решения арбитражного суда, по которым с контрагента в пользу предприятия взыскана неустойка, судебные издержки и расходы по уплате госпошлины. Данные суммы оплачены в течение 2020-2021 гг. Дата вступления решений в силу приходится на 2020 год.

Может ли предприятие включить доходы прошлых периодов в текущую налоговую декларацию на прибыль, или необходимо представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2020 год?

Пунктом 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения):

— невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

— допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

По сути, излишняя уплата налога может возникнуть в двух случаях:

1) занижения суммы расходов;

2) завышения суммы доходов.

Исходя из этого, по мнению Минфина России, если период совершения выявленных ошибок определен и эти ошибки не привели к излишней уплате налога за налоговый период, в котором они были совершены, такие ошибки учитываются относительно налогового периода, в котором они были совершены (письма Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-06/1/476, от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225).

В рассматриваемой ситуации сумма дохода была занижена в связи с неотражением суммы недоимки на дату вступления в силу решения суда, то есть если руководствоваться позицией Минфина России, то организация должна представить уточненную декларацию.

Вместе с тем обязанность подачи уточненной декларации возникает только в том случае, если неотражение или неполнота отражения сведений привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Кроме того, в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2021 г. N 306-ЭС20-20307 по делу N А72-18565/2019 сделан вывод о том, что если допущенные ошибки не имеют негативных последствий для бюджета (не допущена неуплата налога на прибыль) в периоде совершения ошибки и (или) последующих периодах — до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет, то пересчитать налоговую базу текущего периода можно вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки. То есть подавать уточненную декларацию не требуется. Однако такой подход, учитывая, что это судебное решение, может привести к спору с налоговым органом.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

На какую статью КОСГУ учреждению следует отнести расходы на приобретение смычков и тростей для саксофона, если в прошлые годы указанные расходы отражались с применением статьи 310 КОСГУ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на приобретение скрипичных смычков и тростей для саксофона могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Обоснование вывода:

Согласно п. 11 Порядка N 209н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, — за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться положениями Стандарта «Основные средства», а также Инструкцией N 157н.

Так, отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 федерального стандарта «Основные средства», п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев. Также объект должен неоднократно или постоянно использоваться в деятельности учреждения, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 федерального стандарта «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. При этом объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).

Порядок бухгалтерского учета скрипичных смычков и тростей для саксофона нормативно не установлен, поэтому должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Отметим, что при отражении в учете нефинансовых активов учреждению следует соблюдать единообразный подход. То есть если ранее исходя из критериев, определенных положениями инструкций и стандартов должностными лицами было принято решение, что рассматриваемые объекты соответствуют критериям отнесения к основным средствам, то вновь приобретаемые идентичные объекты следует также учитывать в составе основных средств.

К тому же, согласно руководству пользованием, скрипичные смычки и трости для саксофона отвечают главному критерию — срок их использования составляет десять лет. При этом рассматриваемые объекты предназначены для многократного использования.

По общему правилу смычки могут использоваться с разными скрипками, а трости с разными саксофонами, то есть объекты предназначены для выполнения определенных самостоятельных функций. В то же время, учитывая, что в соответствии с положениями п. 10 Стандарта «Основные средства», даже в том случае, если смычки и трости предназначены для использования исключительно с конкретным музыкальным инструментом, то, имея отличный срок полезного использования, они могут быть приняты к учету в качестве смостоятельной инвентарной едицины — структурной части инвентарного объекта основных средств.

Полагаем, что учет поименованных в вопросе материальных ценностей в качестве объектов основных средств вполне обоснован, а расходы на их приобретение могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чевардина Элеонора

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Возможен ли перенос на последующий налоговый период неиспользованного социального налогового вычета по расходам на дорогостоящее лечение?

Перенос неиспользованного социального налогового вычета на последующие налоговые периоды статьей 219 НК РФ не предусмотрен. Оснований для получения социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на дорогостоящее лечение в следующем году у налогоплательщика нет.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья