На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

Решением суда установлена новая пониженная кадастровая стоимость недвижимости в 2020 году: оспариваемая стоимость по дате выписки ЕГРН 05.12.2016; обращение собственника с заявлением в комиссию при Росреестре 13.05.2020; вступление в законную силу решения суда 29.10.2020, внесение сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 19.11.2020.

С какого налогового периода учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости для расчета налога на имущество?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Принимая во внимание официальные разъяснения и материалы судебной практики, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, в том числе за налоговые периоды до 2019 года, но с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций (далее — Налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Данное правило вступило в силу 01.01.2019 и подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2, ч.ч. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ) (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-05-04-01/92306, от 27.09.2018 N 03-05-05-01/69209).

В рассматриваемой ситуации налог на имущество организаций уплачивался по оспоренной кадастровой стоимости согласно выписке ЕГРН от 05.12.2016.

Официальных разъяснений, из которых прямо следует, что такой перерасчет возможен или невозможен, нами не обнаружено.

Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета при изменении кадастровой стоимости налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ, земельного участка в соответствии с п.1.1 ст. 391 НК РФ определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.03. 2019 N 03-05-06-01/16964, от 15.02.2019 N 03-05-06-01/9456, от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.

Судебных решений применительно к перерасчету налога на имущество за периоды до 2019 года организаций нами, к сожалению, не обнаружено. Вместе с тем применительно к налогу на имущество физических лиц, а также к земельному налогу имеется судебная практика в пользу налогоплательщиков (апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 02.06.2020 по делу N 33а-1487/2020, кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 о делу N 8а-3937/2019, кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 делу N 8а-2852/2019[88а-2604/2019]).

Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что решение суда по рассмотрению определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации принято в 2020 году, по нашему мнению, организация имеет право на перерасчет налоговой базы по Налогу на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, в том числе за налоговые периоды до 2019 года, но с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

На основании п. 16 ФСБУ 5/2019 «Запасы» запасы, остающиеся от выбытия внеоборотных активов либо извлекаемые в процессе ремонта, содержания, признаются по наименьшей из величин: по стоимости аналогичных запасов или суммы балансовой стоимости списываемых активов и затрат.

Как на практике применять п. 16 ФСБУ 5/2019 «Запасы»? Что делать, если нет аналогичных запасов, а извлекаемые запасы получены при демонтаже полностью самортизированного основного средства, при этом нет расходов на демонтаж?

В соответствии с п. 16 ФСБУ 5/2019 «Запасы» в случае, если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:

а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;

б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

Разъяснений, как применять на практике данную норму, нет. По нашему мнению, организация может самостоятельно разработать собственный порядок оценки таких запасов. При этом к их стоимости, по которой они оприходованы на баланс, должно соблюдаться требование, указанное в п. 16 ФСБУ 5/2019.

Например, организация может разработать форму документа (можно взять за основу акт о списании объекта основных средств ОС-4), в котором указываются данные для сравнения (для выполнения п. 16 ФСБУ 5/2019):

— балансовая стоимость ОС и затраты на демонтаж и разборку

и

— перечень извлеченных объектов, оцененных по стоимости аналогичных запасов, учитываемых на балансе организации, или оцененных по справедливой стоимости (если нет аналогичных запасов на балансе организации). Исходя из п. 9 МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» справедливая стоимость — рыночная стоимость продажи актива.

Если итоговая стоимость всех извлеченных объектов, которые признаются в составе запасов, больше, чем балансовая стоимость ОС плюс все расходы, связанные с извлечением этих объектов, то стоимость извлеченных объектов пропорционально уменьшается таким образом, чтобы итоговая их стоимость не превысила сумму «балансовая стоимость ОС плюс все расходы, связанные с извлечением этих объектов».

В ситуации если балансовая стоимость ОС равная нулю и отсутствуют расходы на демонтаж, то извлеченные запасы оцениваются по справедливой стоимости. Отметим, что этот вариант более отвечает требованиям МСФО, поскольку при признании актив необходимо оценить (оценить потенциал создания) (п. 5.19 Концептуальных основ МСФО, смотрите также Энциклопедию решений. Активы для целей бухгалтерского учета). В частности МСФО (IAS) 2 «Запасы» предусмотрен один вариант оценки запасов, независимо от источника их получения: запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене продажи (п. 9 МСФО (IAS) 2 «Запасы», которому соответствует общая норма п. 28 ФСБУ 5/2019).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Предприятие в 2020 году получило льготный кредит в рамках постановления Правительства РФ N 696 от 16.05.2020. Средства освоены полностью. Период наблюдения заканчивается 01.04.2021.

В случае, если будет принято положительное решение о списании кредита, как и в каком периоде (в 2020 году или в 2021 году) должна отразиться сумма дохода в размере списанного кредита в бухгалтерском учете и в Отчете о финансовых результатах (предполагается, что предприятие выполнит условия, необходимые для списания кредита)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доход от списания кредита, полученного на возобновление деятельности, отражается в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности в составе прочих доходов на дату принятия банком решения о списании кредита, то есть в 2021 году.

При этом если предприятие оценивает вероятность списания кредита как близкую к стопроцентной, то полагаем, что доход от получения кредита на возобновление деятельности возможно отразить в составе прочих доходов в периоде его получения, то есть в 2020 году.

Обоснование вывода:

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее — Правила).

В соответствии с п.п. 4, 5, 9 Правил субсидии предоставляются кредитным организациям (в частности, банкам) при заключении ими с юридическими лицами или ИП (за исключением ИП, не имеющих наемных работников) в период с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года кредитного договора (соглашения) на возобновление деятельности.

Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат кредитной организации:

— предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере не более 2% годовых на базовый период кредитного договора при соблюдении условий, определенных в п. 9 Правил;

— списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами.

Таким образом, кредитной организации предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным, в частности, организациям на возобновление деятельности.

В свою очередь, кредитная организация за счет данной субсидии списывает долг заемщика по предоставленному кредиту. Списание долга возможно только при соблюдении заемщиком всех условий, предусмотренных в Правилах. В ином случае кредит придется возвращать с процентами, начисленными по обычной стандартной ставке, установленной банком в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у этого банка, т.е., по сути, по рыночной ставке (п. 8 Правил).

Бухгалтерский учет

Порядок учета кредита, выданного юридическим лицам на возобновление деятельности, и который при соблюдении определенных условий может быть списан, нормативными актами по бухгалтерскому учету не урегулирован.

В письме Минфина России от 29.12.2020 N 07-04-09/115445 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год» указано следующее: Организация-заемщик, заключившая исходя из названных Правил кредитный договор (соглашение), формирует в бухгалтерском учете и раскрывает в бухгалтерской отчетности информацию об обязательствах по полученному ею кредиту и расходах, связанных с выполнением этого обязательства, в соответствии с ПБУ 15/2008.

Доходы организации-заемщика, связанные со списанием задолженности по кредитному договору (соглашению), признаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном ПБУ 9/99HYPERLINK \l «sub_2»).

Иными словами, представители финансового ведомства рекомендуют отражать операции, связанные с получением кредита на возобновление деятельности, в соответствии с названными нормативными актами.

В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета в общем случае сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении.

Обязательство по полученному кредиту отражается в бухгалтерском учете заемщика как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008).

При этом в случае принятия решения о списании задолженности по рассматриваемому кредиту у предприятия возникнет доход.

Согласно п. 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Прочими поступлениями считаются доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Перечень прочих доходов приведен в пунктах 7-9 ПБУ 9/99 и является открытым.

Считаем, что в случае списания долга перед банком по кредиту, полученному на возобновление деятельности, у предприятия возникнет прочий доход.

Для отражения прочих доходов в бухгалтерском учете должны соблюдаться условия, установленные в том числе п. 16 ПБУ 9/99.

Согласно п. 16 ПБУ 9/99 прочие поступления, прямо не упомянутые в данном пункте, признаются в составе прочих доходов по мере образования (выявления).

Полагаем, что основанием для отражения дохода будет являться решение банка о списании задолженности. Соответственно, сумма списанного кредита отражается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов на дату принятия банком решения о списании кредита, то есть в 2021 году.

В то же время, на наш взгляд, если предприятие оценивает вероятность списания кредита как близкую к стопроцентной, сумму полученного кредита возможно учесть в составе доходов в 2020 году, то есть в том периоде, когда заемные средства получены и использованы в деятельности предприятия.

Наше мнение основано на требовании приоритета содержания перед формой, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

В то же время необходимо учитывать требование осмотрительности, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Следовательно, если у организации есть сомнения в том, что условия для принятия банком решения о списании кредита будут выполнены, то отражать доход в виде суммы полученного кредита в 2020 году неосмотрительно.

Также напоминаем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1 ст. 13 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В целях обеспечения названных требований специалистом, уполномоченным принимать решения по бухгалтерскому учету, должно вырабатываться профессиональное суждение по вопросам бухгалтерского учета (п.п. 1, 2 Рекомендации Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» (принята фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта «Бухгалтерский методологический центр» от 17.12.2018) (далее — Рекомендация)).

Профессиональное суждение должно основываться на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни и исходить из приоритета этого содержания над юридической формой указанных фактов (п. 6 Рекомендации). При этом профессиональное суждение должно быть нейтральным, т.е. оно не должно оказывать влияние на решения пользователей финансовой отчетности с целью достижения заранее определенного результата (п. 5 Рекомендации).

Таким образом, считаем, что в данной ситуации должностные лица предприятия исходя из своего профессионального суждения вправе самостоятельно принять решение, в каком периоде отразить в бухгалтерском учете и отчетности (в том числе в Отчете о финансовых результатах) доход от списания кредита, полученного на возобновление деятельности.

Если предприятие примет решение отразить рассматриваемый доход в 2020 году, то данное решение следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности и пояснительной записке (п. 8 Рекомендации).

Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.

К сведению:

В налоговом учете средства, полученные и возвращенные по кредитному договору, в состав доходов и расходов не включаются (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).

Если сумма кредита и проценты по нему будут списаны, то признавать их в доходах также не следует (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

Предприятие на общей системе налогообложения занимается ремонтом промышленного оборудования и сдачей недвижимости в аренду. Клиентами предприятия являются организации и ИП. Все расчеты производятся через расчетный счет предприятия, в применении ККТ не было необходимости. В 2010 году предприятие продало физическому лицу жилой дом. Выручка от реализации дома отражена в учете предприятия в момент реализации дома в 2010 году. Оплата стоимости дома должна была быть произведена физическим лицом в течение пяти лет с момента получения права собственности на дом. На начало 2020 года в учете предприятия числилась задолженность физического лица за дом в размере 5 000 000 руб. В начале мая 2020 года физическое лицо внесло в кассу предприятия наличные денежные средства в размере 500 000 руб. в счет погашения имеющейся задолженности. В тот же день предприятие внесло наличные денежные средства на свой расчетный счет. В сентябре 2020 года на расчетный счет предприятия от физического лица поступили денежные средства в размере 4 500 000 руб. в счет погашения оставшейся задолженности. Денежные средства были внесены физическим лицом через оператора банка.

Должно ли было предприятие в первом и втором случае получения денежных средств от физического лица оформлять чек ККТ? Если да, то какая ответственность грозит предприятию за неприменение ККТ? Какие действия предпринять предприятию для того, чтобы избежать возможных санкций за неприменение ККТ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организации следует сформировать и направить в налоговые органы кассовые чеки коррекции в отношении обоих полученных платежей.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно абзацу двадцать шестому ст. 1.1 Закона о ККТ под расчетами для целей применения ККТ понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также некоторые другие финансовые операции. В силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать (направить) покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе или в электронной форме.

Случаи, когда ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона о ККТ. Продажа недвижимости физическому лицу к этим случаям не относится. Соответственно, при получении денежных средств от физического лица за объект недвижимости, как в наличной, так и в безналичной форме, организация должна применять ККТ (смотрите также письма Минфина России от 23 сентября 2019 г. N 03-01-15/73048, от 9 октября 2018 г. N 03-01-15/72548, от 31 августа 2018 г. N 03-01-15/62427, от 9 июля 2018 г. N 03-01-15/47640).

Тот факт, что недвижимое имущество передано покупателю и выручка от реализации отражена в учете предприятия в 2010 г., до момента вступления в силу действующей редакции Закона о ККТ, значения в данном случае не имеет, поскольку обязанность применения ККТ связана с моментом осуществления расчёта.

В силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.

Однако примечанием к ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности, если лицо, совершившее данное нарушение, направит в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции). При этом должны быть соблюдены в совокупности следующие условия:

— на момент направления в налоговый орган кассового чека коррекции налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

— кассовый чек коррекции содержит достаточную информацию для установления события административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 ст. 4.3 Закона о ККТ в случае осуществления расчета без применения ККТ организации следует сформировать кассовый чек коррекции. При формировании кассового чека коррекции необходимо обеспечить достаточность сведений, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка. Если чек коррекции формируется в отношении расчета, ранее произведенного без применения ККТ, то такой документ должен содержать реквизиты, соответствующие данному расчету (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и т.д.).

Методические указания по формированию чека коррекции и исправлению ошибок приведены в письме Федеральной налоговой службы от 6 августа 2018 г. N ЕД-4-20/15240@ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции».

Поскольку в рассматриваемой ситуации покупатель осуществил два платежа в разные даты, продавцу следует сформировать два чека коррекции на сумму 500 000 руб. наличными и 4 500 000 руб. безналичными соответственно.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

В результате перевода одного отдела МУП (муниципальное унитарное предприятие) в другой МУП осуществляется безвозмездная передача имущества (материалов), числящихся на счете 10, приобретенных самостоятельно.

Какой порядок налогообложения (общая система налогообложения) возникает в случае передачи МПЗ собственнику или другому МУП?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При передаче имущества собственнику, как и при передаче имущества другому МУП с тем же учредителем, объекта налогообложения НДС не возникает, поскольку не происходит смены собственника. При этом более рискованным с позиции НДС нам представляется безвозмездная передача имущества непосредственно между МУП, исходя из того, что указанные в вопросе операции в числе освобождаемых от налогообложения (исключаемых из объектов налогообложения) прямо не упоминаются.

Доходов и расходов для целей налогообложения прибыли не возникает.

В бухгалтерском учете стоимость безвозмездно переданных МПЗ подлежит списанию с отнесением в состав прочих расходов.

Обоснование позиции:

Обязанность по уплате налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регламентируются налоговым законодательством, тогда как в рамках договорных или корпоративных отношений следует руководствоваться законодательством гражданским (п. 1 ст. 2 НК РФ, ст.ст. 2, 421 ГК РФ, постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П, письмо ФНС от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@). Вместе с тем налоговые обязательства сторон базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны (постановление КС РФ от 13.03.2008 N 5-П, КС РФ от 22.06.2009 N 10-П, ст. 54.1 НК РФ).

Правовое положение унитарных предприятий, а также порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за такими предприятиями, определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество МУП находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК РФ, ст. 2 Закона N 161-ФЗ). Согласно ст. 294 ГК РФ МУП владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Так, предприятие без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Унитарное предприятие, как любая российская организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, является налогоплательщиком НДС и налога на прибыль организаций (ст.ст. 143, 246 НК РФ).

При этом обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и увязывается с наличием соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38, п. 2 ст. 44 НК РФ).

НДС

По общему правилу передача права собственности на товары (имущество) на безвозмездной основе признается реализацией и образует объект обложения НДС (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Главой 21 НК РФ предусмотрены случаи исключения из объектов налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ), а также операции, освобождаемые от налогообложения (ст. 149 НК РФ), в том числе для безвозмездных операций. Однако указанные в вопросе операции в числе освобождаемых от налогообложения (исключаемых из объектов налогообложения), прямо не упоминаются.

Так, если рассматривать операцию по передаче материалов другому МУП, то к данной ситуации неприменимы:

— ни пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ), исключающий из объектов налогообложения операции по передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (МУП является коммерческой организацией);

— ни пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ, в котором речь идет о передаче на безвозмездной основе, оказании услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (материалы в этой норме не указаны, смотрите письма Минфина России от 11.03.2020 N 03-07-11/18449, от 29.11.2017 N 03-07-11/78909).

Не приходится говорить и о передаче товаров в рамках благотворительности (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Вместе с тем при передаче имущества от МУП собственнику, как и при передаче имущества другому МУП, подведомственному тому же учредителю (по распоряжению учредителя), смены собственника (перехода права собственности) не происходит. В связи с чем мы склоняемся к позиции, что объекта налогообложения НДС (реализации в смысле п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ) от рассматриваемой операции не возникает в принципе.

Сказанное подтверждается судебной практикой. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2013 N Ф04-276/13 по делу N А81-897/2012 (определением ВАС РФ от 07.10.2013 N ВАС-13600/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) суды указали: «поскольку при изъятии собственником имущества, находившегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, перехода права собственности на указанное имущество не происходит, постольку отсутствует реализация, как она определена статьей 39 НК РФ». Смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5812/10.

При этом в случае, если НДС по приобретенным материалам принимался к вычету, возникают предпосылки для восстановления соответствующих сумм (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, например, постановление АС Северо-Западного округа от 30.04.2015 N Ф07-1673/15 по делу N А66-6322/2014).

Здесь отметим постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 N 18АП-3288/2008 и ФАС Уральского округа от 25.08.2008 N Ф09-6014/08-С2. Суды, говоря об отсутствии объекта налогообложения НДС ввиду того, что передача имущества предприятием по распоряжению собственника не влечёт перехода права собственности на изъятое государственное имущество, сделали вывод, что в НК РФ не содержится требования о последующем возмещении бюджету (восстановлении) суммы НДС, принятой к вычету при постановке на учёт имущества (ОС), приобретённого для использования в производственной деятельности и иных операциях, признаваемых объектами налогообложения НДС, после передачи этого имущества в ведение иного предприятия или изъятия собственником этого имущества. Как следует из анализа ст. 39, 146, 170-172 НК РФ, в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующее изменение в использовании имущества. Смотрите также постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 18АП-1047/2009.

На наш взгляд, такая позиция небезрискова, тем более что передаваемые материалы, судя по счету учета (10), не использовались в деятельности МУП (числятся на складе). Во всяком случае из приведенной судебной практики следует, что налоговые органы, не оспаривая отсутствие объекта налогообложения, настаивают на восстановлении ранее принятого к вычету налога в подобных случаях.

Официальных разъяснений, подтверждающих или опровергающих высказанное мнение, нами не обнаружено. В связи с чем напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за разъяснениями в Минфин России или в территориальный налоговый орган (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ).

Говоря о налоговых рисках, наиболее рискованным с позиции НДС нам представляется безвозмездная передача имущества непосредственно между МУП. Если использовать иной подход и отталкиваться только от необлагаемых (исключаемых из объектов налогообложения) операций, то, как рассмотрено выше, при передаче имущества другому МУП оснований для освобождения от уплаты налога не возникает. В таком случае с безвозмездной передачи придется уплатить НДС. Но тогда оснований для восстановления сумм налога, принятого к вычету при приобретении передаваемого имущества, не возникает.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ).

При безвозмездной передаче имущества доходов у передающей стороны не возникает (п. 1 ст. 41, ст.ст. 248, 249 НК РФ). В свою очередь и стоимость безвозмездно переданных материалов в расходах для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, каких-либо обязательств по уплате налога на прибыль рассматриваемая операция не влечет.

Бухгалтерский учет

Что касается бухгалтерского учета, то приобретенное МУП имущество отражается в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке. В частности, материалы принимаются к учету на счет 10 «Материалы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета). Каких-либо особенностей отражения в бухгалтерском учете МУП операций по безвозмездной передаче имущества собственнику либо другой организации также не предусмотрено.

Полагаем, такая операция отражается в общем порядке с учетом положений ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Как мы понимаем, в данном случае при приобретении материалов счет учета добавочного капитала (83) не затрагивался (смотрите письма Минфина России от 10.10.2018 N 07-01-07/72806, от 08.07.2015 N 07-01-06/39246). Поэтому полагаем, что при передаче МПЗ собственнику достаточно сделать запись:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10

— списана стоимость переданных материалов (п.п. 11, 17, 19 ПБУ 10/99).

При передаче материалов другому МУП (для случая, если организация во избежание налоговых рисков решит исчислить НДС с безвозмездной передачи), может добавиться запись:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «НДС».

О доходах при безвозмездной передаче как собственнику, так и другому МУП, говорить не приходится (п. 2 ПБУ 9/99).

Признанный прочий расход в итоге приводит к уменьшению общего финансового результата МУП и отразится на показателе чистой (нераспределенной) прибыли (счет 84) текущего года. То есть в общем порядке уменьшит прибыль, подлежащую передаче учредителю в соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

К сведению:

Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов, которое может отличаться от мнения других специалистов, а также позиции контролирующих органов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Организация в последний день срока на обжалование решения налогового органа подала заявление в суд. Суд оставил заявление без движения ввиду неоплаты госпошлины. Организация в установленный срок пошлину не уплатила. Суд вернул заявление.

Если организация повторно подаст заявление в суд, то не будет ли пропущен срок на обжалование решения налоговой инспекции?

Согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Согласно п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно п. 3 ст. 138 НК РФ срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 ст. 198 АПК РФ определено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. 4 ст. 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 90 НК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в том числе в случае отложения судебного разбирательства в целях урегулирования спора. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ: приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

В ст. 148 АПК РФ указаны основания для оставления искового заявления без рассмотрения; перечень является открытым.

Ст. 149 АПК РФ установлено, что в случае оставления искового заявления без рассмотрения производство по делу заканчивается вынесением определения. Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

П. 2 ст. 139 НК РФ: жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Также рекомендуем оценить выводы, отраженные в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-162.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерёменко Олеся

Ответ прошел контроль качества

АО заключило сделку купли-продажи недвижимого имущества.

Будет ли являться данная сделка крупной, если балансовая стоимость всех активов общества амортизировалась и приблизилась к нулю, тогда как рыночная стоимость всех активов условно 100 млн. руб., а отчуждаемый объект продается за 3 млн. руб.?

Понятие крупной сделки АО содержится в п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом, в частности, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов АО, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Как видим, предусмотренный п. 1 ст. 78 Закона об АО критерий, посредством которого оценивается наличие у совершаемой сделки стоимостного признака, необходимого для ее квалификации как крупной, предполагает необходимость сравнения балансовой стоимости отчуждаемого имущества либо цены его отчуждения именно с балансовой стоимостью активов общества, а не с их рыночной оценкой.

Согласно п. 1.1 ст. 78 Закона об АО в случае отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества либо цена его отчуждения.

Таким образом, если цена указанного в вопросе договора или балансовая стоимость отчуждаемого имущества (в зависимости от того, какой показателей больше) составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов АО, договор отвечает стоимостному признаку крупной сделки (смотрите п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»). Если сделка также отвечает и качественному признаку (выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности), то указанный в вопросе договор является крупной сделкой.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Возможно ли представление единой декларации по налогу на имущество организаций в отношении нескольких объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, при наличии объекта, облагаемого по кадастровой стоимости, на территории одного субъекта?

К сожалению, нами не обнаружено прямых разъяснений контролирующих органов по данному вопросу.

Исходя из буквального прочтения положений п. 1.1 ст. 386 НК РФ, организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору при соблюдении следующих условий:

— налоговая база в отношении этих объектов недвижимости определяется как их среднегодовая стоимость;

— все указанные объекты расположены на территории одного субъекта РФ;

— законом субъекта РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;

— до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок, подано соответствующее уведомление.

Иных оснований, прямо препятствующих применению данного порядка представления налоговой декларации, налоговое законодательство не содержит. Таким образом, считаем, что глава 30 НК РФ не содержит ограничений в отношении представления единой декларации по налогу на имущество организаций в отношении нескольких объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, в случае, если на территории этого же субъекта организация состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения другого объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

В дополнение отметим, что в письме ФНС России от 28.01.2020 N БС-4-21/1201@ (утратило силу) налоговики сформулировали открытый перечень оснований для отказа по уведомлению. Наличие у организации объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, данный перечень не содержит.

В рекомендуемой форме документа о выявлении таких оснований, действующей в настоящий момент, поименованы, например, предоставление уведомления не по утвержденной форме, с несоблюдением установленного срока, содержащего недостоверные сведения, то есть также основания, не относящиеся к ситуации.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

АО было создано путем корпоратизации в 2008 году в период нахождения в составе Украины. В настоящее время имущество, не вошедшее в уставный капитал при корпоратизации, по распоряжению органов власти было безвозмездно передано государственному учреждению. Кроме того, учреждению были безвозмездно переданы материалы, ранее оприходованные от разборки основных средств, так же не вошедших в уставный капитал (дрова, камень, стальные балки, трубы и пр.).

Облагается ли НДС передача материалов и иного имущества государственному учреждению?

На основании пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, т.е. операции, не признаваемые реализацией в целях налогообложения.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В силу закона государственное учреждение является некоммерческой организацией (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1, п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Следовательно, передача имущества государственному учреждению на осуществление уставной деятельности не является объектом обложения НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

Учреждение является обособленным подразделением юридического лица.

Кто должен сдать налоговую декларацию по налогу на имущество за 2020 год? Как следует заполнить титульный лист?

Обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ). Вместе с тем согласно п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 и п. 1.1 ст. 386 НК РФ, по налогу.

Приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ утверждены форма и формат представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядок ее заполнения.

При заполнении декларации в соответствии с п.п. 2.7, 3.2.1, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8 Порядка следует указать:

— в поле «ИНН» — ИНН организации из свидетельства о постановке на учет по месту ее нахождения;

— в поле «КПП» — код организации из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (5-й и 6-й разряды КПП — «01»);

— в поле «Представляется в налоговый орган (код)» — четырехзначный код инспекции согласно документам о постановке на учет в налоговом органе;

— в поле «по месту нахождения (учета) (код)» — 281, так как декларация представляется по месту нахождения объекта недвижимости;

— в поле «Налогоплательщик» — полное наименование организации согласно учредительным документам.

Кроме того, согласно п. 1.6 Порядка налоговая декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с ОКТМО.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

В каких случаях указываются коды 40375000 и 40373000 ОКТМО при уплате государственной пошлины?

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в зависимости от суда, в котором рассматривается дело, подлежит зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Приложением 2 к Приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 107н) предусмотрено заполнение реквизита «105», где указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. Код ОКТМО также является уникальным для соответствующей территории. Таким образом, идентификация территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа, в том числе от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, необходима для корректного зачисления денежных средств в соответствующий бюджет бюджетной системы, а также для дальнейшего их распределения на реализацию функций соответствующего публично-правового образования (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 мая 2018 г. N 03-05-06-03/32280).

В рассматриваемой ситуации код ОКТМО 40 375 000 соответствует муниципальному округу Новоизмайловское (Санкт-Петербург), код ОКТМО 40 373 000 — муниципальному округу Московская застава (Санкт-Петербург). При уплате государственной пошлины при обращении в суд при заполнении реквизитов платежного поручения необходимо указать код ОКТМО 40 375 000, при уплате госпошлины на основании судебных актов при рассмотрении дел по существу — код ОКТМО 40 373 000.

Согласно ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются истцы (заявители) при подаче заявления в суд, а также ответчики в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

Таким образом, государственная пошлина, подлежащая уплате по делам, рассматриваемым судами, в зависимости от категории плательщиков подразделяется на:

— государственную пошлину, уплачиваемую при обращении в суды (плательщиками являются истцы (заявители);

— государственную пошлину, уплачиваемую на основании судебных актов при рассмотрении дел по существу (плательщиками являются ответчики на основании пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации при подаче заявления о вынесении судебного приказа организация должна уплатить государственную пошлину, уплачиваемую при обращении в суды, с указанием ОКТМО.

Обращаем внимание, что неверное указание кода ОКТМО при уплате государственной пошлины препятствует корректному зачислению денежных средств в соответствующий бюджет и свидетельствует о нарушении установленного порядка уплаты государственной пошлины, является основанием для признания обязанности по уплате государственной пошлины неисполненной (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07 декабря 2020 г. по делу N 8Г-27474/2020[88-26124/2020], определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2020 г. по делу N 8Г-2556/2020[88-6071/2020], определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 г. по делу N 8Г-8118/2019[88-3104/2020-(88-6266/2019)]).

Следовательно, неверное указание при уплате государственной пошлины кода ОКТМО при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа может явиться основанием для возвращения заявления (п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

Организация создана 23.10.2020. Выручка за декабрь составила 20 млн. руб.

Как организация должна уплачивать налог на прибыль за 2020 год: ежемесячными авансовыми платежами или одной суммой до 28.03.2021? Надо ли уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в 1 квартале 2021 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог на прибыль за 2020 год уплачивается одной суммой в срок не позднее 28.03.2021.

Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей в 2021 году зависит от выбранного организацией способа исчисления данных платежей. Если ежемесячные платежи исчисляются общеустановленным способом, то в I квартале 2021 года уплачивать их не надо, в срок до 28 апреля нужно уплатить квартальный авансовый платеж. Начиная со II квартала 2021 года авансовые платежи нужно уплачивать (при условии отсутствия убытков) каждый месяц.

В случае если применяется способ расчета ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, первый авансовый платеж необходимо осуществить в срок до 28 февраля 2021 года и затем продолжать уплачивать платежи каждый месяц.

При применении общеустановленного способа расчета ежемесячных авансовых платежей декларации по налогу на прибыль сдаются 1 раз в квартал, в случае использования второго способа — 1 раз в месяц.

Обоснование вывода:

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (далее — Налог) и авансовых платежей по нему установлен ст.ст. 286, 287 НК РФ.

Статья 286 НК РФ предусматривает три возможных способа уплаты авансовых платежей:

1) по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала (данный способ является общим для всех организаций по умолчанию);

2) по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот порядок согласно п. 3 ст. 286 НК РФ могут использовать, в частности, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн. руб. за каждый квартал (60 млн. руб. за год);

3) по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли.

Порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период (письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/196).

Для вновь созданных организаций установлен особый порядок уплаты авансовых платежей.

В соответствии с п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации уплачивают квартальные авансовые платежи при условии, что выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 287 НК РФ, с учетом требований п. 6 ст. 286 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 286 НК РФ вновь созданные организации начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи не раньше истечения полного квартала с даты их государственной регистрации.

Таким образом, вновь созданная организация в рассматриваемой ситуации должна будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи в течение квартала с 1 января 2021 года (смотрите также письма УФНС по г. Москве от 28.05.2009 N 16-15/053914, от 15.05.2006 N 20-12/41867@).

При этом организация может уплачивать ежемесячные авансовые платежи в порядке, установленном п. 2 ст. 286 НК РФ:

— так называемый общий порядок уплаты авансовых платежей;

— исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

Общеустановленный способ

На основании п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале 2021 года, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода, то есть в IV квартале 2020 года.

В свою очередь, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. В абзаце 6 п. 2 ст. 286 НК РФ говорится, что, если рассчитанная указанным выше способом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, авансовые платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

В связи с тем, что в анализируемой ситуации в 2020 году организация ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль не уплачивала, то, по нашему мнению, ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в I квартале 2021 года, равны нулю и уплачиваться не должны.

Косвенно данную позицию подтверждают письма ФНС России от 11.12.2009 N 3-2-10/30, УФНС России по г. Москве от 25.09.2006 N 20-12/85040.

Иными словами, в январе, феврале и марте 2021 года уплачивать авансовые платежи организации не требуется.

Вместе с тем при условии наличия прибыли в I квартале 2021 года в бюджет необходимо уплатить квартальный авансовый платеж. На основании п. 1 ст. 287 и п. 3 ст. 289 данный авансовый платеж должен быть уплачен в срок до 28 апреля 2021 года.

Обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей может возникнуть во II квартале 2021 года при условии отсутствия убытков в I квартале 2021 года. В таком случае сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале 2021 года, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года (за I квартал 2021 года).

В таком случае ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абзац третий п. 1 ст. 287 НК РФ), т.е. не позднее 28 апреля, 28 мая и 28 июня.

Отметим, что по истечении налогового периода (с 23.10.2020 по 31.12 2020) в бюджет должен быть уплачен налог на прибыль не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть предприятию необходимо уплатить исчисленный по итогам за IV квартал 2020 года налог в срок не позднее 28 марта 2021 года (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Способ расчета «исходя из фактической прибыли»

В этом случае отчетными периодами по налогу на прибыль признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абзац 2 п. 2 ст. 285 НК РФ). А исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

То есть (при наличии прибыли) при выборе данного способа организация в I квартале 2021 года должна заплатить авансовый платеж за январь до 28 февраля, за февраль — до 28 марта и так далее.

В январе 2021 года ежемесячный авансовый платеж не уплачивается, так как база для его исчисления еще не сформирована.

Для того чтобы применять общеустановленный способ уплаты налога, уведомлять налоговый орган не требуется. Для уплаты авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31.12.2020.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Как отразить в учете (КОСГУ, КВР, корреспонденции счетов) сервисный сбор за оформление билета при выдаче аванса работнику казенного учреждения, направляемому в командировку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При направлении сотрудника в командировку, оформленную приказом руководителя учреждения, расходы сотрудника, возникшие при приобретении билета, включая сервисный сбор за оформление, могут быть отражены по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ с отражением фактов хозяйственной жизни в порядке, установленном положениями Инструкции N 162н.

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации казенные учреждения руководствуются Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 06.06.2018 N 85н (далее — Порядок N 85н), а в части отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ — Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н).

При определении КОСГУ и элемента вида расходов при оплате командировочных расходов сотрудников следует отталкиваться от того, каким образом оформлен факт хозяйственной жизни. Такие расходы возможно оплатить и как компенсационную выплату (КВР 112 и КОСГУ 226), и как закупку (КВР 244 и КОСГУ 200, 300).

Расходы учреждения, в том числе осуществленные через подотчетное лицо от имени учреждения, на оплату различных сборов, комиссий, неустоек и иных удержаний за оформление билетов и возврат неиспользованных проездных документов, иные расходы учреждения, связанные с приобретением авиа- и железнодорожных билетов, согласно положениям п. 10.2.2 Порядка N 209н относятся на подстатью 222 КОСГУ в увязке с КВР 244 организацией (смотрите также письмо от 20.09.2019 N 02-08-10/72704 Минфина России).

Иная ситуация возникает при осуществлении работником расходов в связи с его командированием. В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. В соответствии с п. 46.5 Порядка N 85н выдача или перечисление на банковскую карту командируемым работникам денежных средств под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений и компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств таких расходов в учете казенного учреждения отражается по коду видов расходов (далее — КВР) 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». При этом, поскольку сервисный сбор за оформление билета является производным от приобретения самого билета и вытекает из условий этого же договора, то расходы на сбор можно также отразить по КВР 112. Другими словами, удержанный сбор является возмещением произведенных расходов, так как непосредственно связан с приобретением проездных документов.

Из положений Порядка N 209н следует, что расходы в части возмещения оплаты проездных документов при командировании необходимо отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Расходы на сбор за оформление билета целесообразно отнести на ту же подстатью КОСГУ, что и возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками, то есть на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В рассматриваемом случае речь идет о выплате казенным учреждением аванса подотчетному лицу на осуществление расходов в связи с командировкой, включая расходы на оплату сервисного сбора за оформление билета. Затраты работника на оплату оказанных посреднических услуг по приобретению билетов, сервисного сбора за оформление билета могут быть компенсированы в числе иных расходов, связанных с командировкой, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя, с отнесением на КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка N 209н) в увязке с элементом вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Кроме того, рассматриваемые в вопросе расходы не являются закупкой и осуществляются с разрешения и ведома работодателя и при условии наличия соответствующих записей в коллективном договоре или локальном нормативном акте (смотрите письма Минфина России от 20.11.2020 N 02-05-10/101772, от 15.03.2019 N 02-05-10/17872, от 05.07.2019 N 02-05-10/50755).

Согласно положениям п. 84 Инструкции N 162н, в бухгалтерском учете казенного учреждения данная хозяйственная операция может быть оформлена следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КРБ 1 208 26 567 Кредит КРБ 1 304 05 226 (КИФ 1 201 34 610),

— отражена выплата денежных средств при перечислении с лицевого счета ПБС либо выдаче наличных из кассы командированному работнику на оплату проезда, включая расходы на оплату сервисного сбора за оформление билета. При выдаче денежных средств из кассы одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КВР 112, КОСГУ 226).

2. Дебет КРБ 1 401 20 226 (1 109 ХХ 226) Кредит КРБ 1 208 26 667

— на основании оформленного работником авансового отчета расходы (затраты) на оплату проезда, включая расходы на оплату сервисного сбора, отнесены на финансовый результат.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна