Методы борьбы с «серыми» зарплатами. Опыт саратовских налоговиков

Методы борьбы с "серыми" зарплатами. Опыт саратовских налоговиковВ настоящее время уровень заработной платы, условия для своевременной ее выплаты, легализация теневой занятости населения и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений и во многом определяет уровень социального благополучия и стабильности страны.

Тем не менее, одной из проблем по-прежнему является уклонение от уплаты налогов путем занижения работодателем реальной заработной платы и выплаты ее своим сотрудникам в «конвертах».

Учитывая, что одним из главных источником доходов муниципальных образований является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), доля которого составляет более 80 % поступлений, легализация налогооблагаемой базы по НДФЛ носит социальный характер.

Устраиваясь на работу, граждане в первую очередь оценивают размеры заработной платы, но редко обращают внимание на способы оплаты труда. При этом многие не задумываются, что последствия получения нелегальной заработной платы, в конечном счете, негативно сказываются на социальной защищенности самих работников, нарушаются их права на медицинское обслуживание и социальные льготы.

В данных условиях ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова принимает меры по усилению борьбы с выдачей заработной платы в «конвертах». И, прежде всего, путем формирования общественного мнения о недопустимости выплаты заработка в обход законодательства, проведения разъяснительной работы среди граждан о последствиях таких выплат, развития активной позиции работников, их профессиональных объединений по данной проблеме.

Одним из действенных направлений работы налогового органа с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату в «конвертах», является проведение мероприятий налогового контроля.

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр., налоговый орган на основе имеющейся информации проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности организации или предпринимателя в целом.

При прямом или косвенном подтверждении поступившей информации в отношении организации или предпринимателя и возникновении налоговых рисков занижения налоговой базы по налогам, налоговый орган принимает решение либо о проведении необходимых мероприятий налогового контроля, либо о приглашении хозяйствующего субъекта в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы для дачи пояснений, либо о назначении выездной налоговой проверки, в том числе совместно с органами внутренних дел.

// УФНС по Саратовской области