М.В. Мишустин выступил на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики на 2016-2018 годы
Глава ФНС России Михаил Мишустин представил депутатам итоги работы налоговых органов за минувший год, отметив, что с задачами, отраженными в «Основных направлениях налоговой политики», ведомство справилось.
Так, он сообщил, что сегодня подготовлена система налогового администрирования налога на недвижимое имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости имущества. В ближайшие месяцы будет завершена работа по верификации данных об адресах, площади, стоимости объектов недвижимости.
Налоговые органы полностью готовы к администрированию контролируемых иностранных организаций. Фактически администрирование будет начато с 2017 года.
Практически полностью решены задачи, отраженные в Дорожных картах «Совершенствование налогового администрирования» и «Оптимизация процедур регистрации».
Михаил Мишустин также напомнил, что благодаря принятым Государственной Думой законам в Налоговый кодекс введено понятие Личный кабинет налогоплательщика. К уже работающим сервисам «Личный кабинет физического лица» (свыше 13,7 млн пользователей) и «Личный кабинет юридического лица» (свыше 76 тыс. пользователей) в конце мая 2015 года добавился «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Этот сервис предоставляет информацию о состоянии расчетов с бюджетом, о задолженности, о мерах принудительного взыскания задолженности и др.
Также в Дубне открыт Федеральный центр обработки данных, в котором будет консолидироваться, обрабатываться и храниться налоговая информации со всей страны. ЦОД обеспечит переход на экстерриториальный, бесконтактный принцип обслуживания налогоплательщиков. Кроме того, создание ЦОДа и комплекс принятых законов позволили с 2015 года в полной мере внедрить автоматизированную систему контроля за НДС (АСК «НДС-2»). Теперь вся электронная налоговая отчетность по НДС агрегируется в единый национальный файл в централизованной базе данных ФНС России.
Таким образом, заявил Михаил Мишустин, реализация положений налоговой политики позволяют повышать качество работы по налоговому администрированию и обеспечивать рост налоговых поступлений.
Так, с 2011 по 2014 год поступления налогов в реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП выросли на 16,8% при росте ВВП за указанный период на 9,9%, т.е. рост налогов в реальном выражении опережал рост ВВП практически в 1,7 раза. В 2014 году Налоговая служба собрала 12,7 трлн рублей и обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 11,3%.
Кроме того, по итогам 2014 года количество выездных проверок снизилось на 13,5 % (с 41 тыс. до 36 тыс.), что более чем в два раза ниже уровня 2010 года – 75,5 тыс. Малый бизнес проверяется только при наличии фактов применения незаконных схем минимизации налоговых обязательств (статистика проверок малого бизнеса — 1,5 из 1000). За период с 2010 по 2014 год количество судебных дел с участием налоговых органов сократилось в 1,5 раза (c 75 до 50 тыс.).
Продолжает повышаться эффективность судебной работы налоговых органов. В 2014 году 78 % сумм требований юридических лиц было рассмотрено судами в пользу бюджета. В 1 квартале 2015 года – уже 80,4 %. Напомню, что пять лет назад процент «выигрыша в судах» составлял менее 50 % (2009 год — 46,6 %).
Михаил Мишустин также отметил те законодательные инициативы, которые Федеральная налоговая служба активно поддерживает. Среди них — расширение перечня налоговой информации компаний, не составляющей налоговую тайну.
Глава ФНС России отметил, что для создания общественной системы контроля и повышения прозрачности бизнеса необходимо дать возможность налогоплательщикам получать информацию, качественно характеризующую потенциального контрагента. Это информация о сумме уплаченных им налогов, представленной налоговой отчетности, средней численности персонала. При этом, глава ФНС России подчеркнул, что инициатива касается исключительно информации о налогоплательщиках-организациях.
По мнению главы ФНС России, введение института предварительного налогового контроля позволит налогоплательщику до заключения контракта получить от налогового органа информацию о налоговых последствиях планируемой сделки. Проведение такого контроля осуществляется только по сложным сделкам и только при обращении самого налогоплательщика в налоговый орган. При таком подходе значительно экономятся ресурсы налоговых органов на проведение проверки, а у налогоплательщика появляется определенность налоговых последствий по конкретным сделкам.
Также Михаил Мишустин отметил, что ФНС России полностью поддерживает создание института налоговых консультантов, как это уже давно сделано во всех развитых странах мира, а также расширение электронного документооборота. Переход на «настоящий» электронный документооборот с применением электронной подписи между хозяйствующими субъектами (В2В) позволит повысить прозрачность экономики и значительно упростить налоговое администрирование.
В заключение глава ФНС России подчеркнул, что публичное обсуждение планов государства в сфере налогообложения, является фундаментом для формирования жизнеспособной, взвешенной и прогнозируемой налоговой системы, обеспечивающей, как рост экономики, так и обязательства государства.
// ФНС