Ликвидация предприятия: основные этапы и налоговые обязательства

Ликвидация предприятия: основные этапы и налоговые обязательстваОдна из основных проблем, с которыми сталкивается организация в ходе своей ликвидации, — налоговые обязательства, возникающие в период между представлением промежуточного ликвидационного баланса и внесением записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ.

Как известно, организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами (добровольная ликвидация), либо по решению суда вследствие допущенных ею грубых нарушений закона (иных правовых актов) или признания несостоятельной (банкротом) (принудительная ликвидация) [1, статьи 61—65].

Рассмотрим случай добровольной ликвидации организации.

Добровольная ликвидация организации осуществляется в следующем порядке [1, ст. 63]:
— создается ликвидационная комиссия;
— в СМИ публикуется информация о ликвидации организации;
— ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, проводит сверки расчетов и иные мероприятия с налоговым органом и внебюджетными фондами;
— после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс;
— осуществляется погашение кредиторской задолженности;
— после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс;
— оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям (участникам) организации;
— в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации организации.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или органом, принявшими решение о ее ликвидации [1, п. 2 ст. 63].

Ликвидационный баланс, который составляется после завершения расчетов с кредиторами, также утверждается учредителями (участниками) организации или органом, принявшими решение о ее ликвидации [1, п. 5 ст. 63].

Таким образом, перед составлением ликвидационного баланса все требования кредиторов должны быть удовлетворены, составлены все акты сверок с кредиторами и дебиторами, предоставлена вся необходимая отчетность в контролирующие органы, произведены расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, уплачены налоги и страховые взносы или возвращены переплаты на расчетный счет ликвидируемой организации, если таковые выявлены.

Е.Ф. Восканян

Продолжение следует…