Код-шеринговые соглашения и НДС
В Управление досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России поступила апелляционная жалоба на решение налогового органа, которым признано неправомерным исключение из налоговой базы по НДС операций по передаче мест (блоков мест) на воздушных судах, предоставляемых налогоплательщиком иностранным перевозчикам на основании код-шеринговых соглашений.
В обоснование жалобы налогоплательщиком приведены следующие доводы:
— код-шеринговые соглашения заключены во исполнение межправительственных соглашений в целях получения разрешения на эксплуатацию договорных линий и выполнения условий, поставленных иностранными правительствами;
— определенное количество мест на рейсах предоставляется в обмен на разрешение на эксплуатацию договорных линий;
— передача блоков мест не является операцией реализации, поскольку речь идет об осуществлении затрат в целях получения выручки от продажи мест пассажирам на предоставленных авиационными властями иностранных государств рейсах, что исключает возникновение объекта налогообложения в порядке ст. 146 НК РФ.
При рассмотрении апелляционной жалобы были проанализированы относящиеся к делу международные акты, в частности Конвенция о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.1944). Согласно ст. 1, ч. 2 ст. 6 данного документа никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Межправительственными соглашениями Российской Федерацией право выполнять регулярные международные полеты по установленным маршрутам закреплено за уполномоченными авиапредприятиями, в число которых входит налогоплательщик.
Положения межправительственных соглашений устанавливают принцип равного использования договорных линий и в то же время предусматривают возможность увеличения частоты полетов. Именно в целях увеличения количества рейсов налогоплательщиком заключен ряд код-шеринговых соглашений с иностранными авиакомпаниями.
По код-шеринговым соглашениям налогоплательщик признается авиакомпанией-оператором, осуществляющим эксплуатационное управление воздушным судном, используемым для выполнения рейсов по согласованному маршруту, и предоставляет авиакомпаниям-партнерам (иностранным авиакомпаниям) часть воздушного судна (в количестве мест, определенном конкретным соглашением) для воздушной перевозки пассажиров и багажа. Авиакомпания-оператор предоставляет воздушное судно в исправном состоянии, годным к летной эксплуатации, надлежаще укомплектованным личным составом. Авиакомпании-партнеры самостоятельно осуществляют продажу авиаперевозок по всему маршруту следования с использованием собственной перевозочной документации, где в столбце «Перевозчик» указывается авиакомпания-партнер. Доходы от продажи полностью поступают иностранным авиакомпаниям. Те, в свою очередь, уплачивают налогоплательщику компенсацию расходов на питание, а также таксы и сборы за регистрацию пассажиров в аэропортах.
Подробности – в № 9/2013 журнала «Налоговая политика и практика»