Как правильно применять ККТ транспортным компаниям при реализации билетов водителями и кондукторами?
До принятия Закона № 129-ФЗ в каждом транспортном средстве, в котором проездные билеты реализовывались кондуктором либо водителем, должен был присутствовать кассовый аппарат. Введение такой обязанности было направлено на сокращение теневого оборота, который не мог быть проконтролирован даже самими организациями-перевозчиками.
Однако действующая редакция Закона № 54-ФЗ значительно оптимизирует процесс применения ККТ на транспорте. Организациям-перевозчикам предложена следующая схема процесса фискализации:
— право применения «облачной» кассы, т. е. иметь один кассовый аппарат на автобусный парк, например (подп. 2 п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
— возможность не печатать кассовый чек, а отображать QR-код на дисплее валидатора либо терминала водителя (п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
То есть после того как пассажир приложит купленный у водителя проездной билет к валидатору, загорится QR-код, и если пассажиру нужен чек, то он может сосканировать этот QR-код и получить чек на свой мобильный телефон. Схема аналогична ранее введенной в действие схеме в вендинговой отрасли. В случае отсутствия валидатора или терминала водителя QR-код для получения кассового чека может быть нанесен на проездной билет, который печатается устройством водителя, а не кассой (п. 5.8 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
— предоставление клиенту билета и талона на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности (далее — БСО)) в электронном виде, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (п. 5.9 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Другими словами, налогоплательщик по своему усмотрению вправе напечатать на проездном билете, например, уникальный номер или ссылку (она формируется автоматизированной системой на транспорте), а ККТ применить в конце рабочего дня. Конечно, с точки зрения контрольной работы данная схема не идеальна, но закон — это всегда результат компромисса и взаимных уступок. Итак, в момент передачи денежных средств кондуктору или водителю ККТ может не применяться, но на следующий день пассажир должен иметь возможность по уникальному номеру или по ссылке получить кассовый чек, т. е. к этому моменту ККТ должна быть применена, например, автобусным парком по каждому реализованному билету.
Таким образом, нивелируются опасения региональных перевозчиков, связанные с осуществлением посадки и оплатой пассажиром проезда на остановках, где нет устойчивой интернет-связи.
Хочу подчеркнуть, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» до 1 июля 2020 г. приостановлено действие частей 2—4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте. Аналогичная отсрочка предусмотрена и для расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций). За это время налогоплательщики транспортной отрасли и сферы ЖКХ, не опасаясь штрафов, смогут спокойно отладить все необходимые процессы.
Начальник организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС России, кандидата юридических наук А.А. Батарин