Имеет ли право налогоплательщик участвовать в процедуре рассмотрения жалобы?

Имеет ли право налогоплательщик  участвовать в процедуре рассмотрения  жалобы?Как известно, с 1 января 2014 года введено обязательное досудебное урегулирование всех налоговых споров, и в этой связи у налогоплательщиков возникает вопрос – имеет ли он право участвовать в процедуре рассмотрения жалобы?

Cогласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10, порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 Налогового кодекса РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе не предусмотрена.

Положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.

Об отсутствии правомочия у заявителя участвовать при рассмотрении жалобы свидетельствуют и положения пункта 2 статьи 140 НК РФ. Согласно им вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы подавшего жалобу лица, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу.

//УФНС по Ростовской области