Электронное взаимодействие с налогоплательщиками развивается

Электронное взаимодействие с налогоплательщиками развиваетсяДля российских налогоплательщиков получение услуг через Интернет и обмен документами в электронной форме уже стали привычными. Так, за 2004—2008 гг. доля организаций, представляющих налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), ежегодно удваивалась. А по итогам 2012 года 75,6 % налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, представили отчетность в электронной форме. Подавляющее большинство из них пользуются услугами специализированных операторов.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий налоговых органов при исполнении ряда государственных функций, в том числе функции приема отчетности в электронной форме, были установлены административным регламентом Федеральной налоговой службы (утв. приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н)1. В целях реализации данного регламента были разработаны, согласованы с Минфином России и утверждены приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534 Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в которых изложены требования к работе программного обеспечения участников взаимодействия.
Электронный документооборот реализован в режиме налогового автомата, что, помимо удобства для участников, обеспечивает существенную экономию ресурсов и гарантированную доставку документов. Унификация процедур проверок при приеме и обработке документов в электронной форме, а также четкое понимание каждым участником своей роли в процессе электронного документооборота и границ ответственности в нем позволяют избежать многих конфликтных ситуаций и сбоев в работе.

Сегодня представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме с электронной подписью возможно следующими способами:

  • через специализированных операторов связи в соответствии с приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н [1];
  • через интернет-сайт Службы в рамках пилотного проекта.

Юридическую значимость электронного документа подтверждает электронная подпись, которая является аналогом собственноручной подписи на бумажном документе. Безусловно, внедряемые ФНС России технологии разрабатываются на основании нормативных правовых актов. Способ представления отчетности в электронной форме налогоплательщик выбирает самостоятельно.
Соответственно, получение квитанции о приеме (налоговые обязательства исполнены), равно как и получение отказа в приеме декларации (налоговые обязательства не исполнены), является юридически значимым действием, так как для этого имеются достаточные правовые основания. В частности, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме декларации содержится в Налоговом кодексе РФ и административном регламенте.
Налогоплательщики, взаимодействующие с налоговыми органами в электронной форме, могут автоматически по своему запросу получить такие документы, как справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; выписка операций по расчетам с бюджетом; перечень налоговых деклараций (расчетов) и форм бухгалтерской отчетности, представленных в отчетном периоде; акт сверки по налогам, штрафам, пеням. В 2012 году количество запросов налогоплательщиков о предоставлении вышеуказанных формализованных услуг в электронной форме составило 7 365 649.

Кроме того, налогоплательщикам предоставляется возможность обмениваться с налоговыми органами информацией в рамках неформализованного документооборота. Популярность подобных запросов возрастает.
Качественный скачок в сфере электронного взаимодействия ожидается при массовом внедрении электронных счетов-фактур.
Действительно, если количество представляемых в течение года деклараций измеряется десятками миллионов, то выставляемых счетов-фактур — десятками миллиардов. Все эти документы важно не только сформировать и обработать, но и сохранить.
В настоящее время сформирована норматив¬но-правовая база, необходимая для обмена электронными счетами-фактурами. Следовательно, нет правовых ограничений на использование налогоплательщиками счетов-фактур в электронной форме, как в документообороте между организациями, так и для представления в налоговые органы по ТКС.
Очевидно, что большинство налогоплательщиков, которые представляют отчетность в электронной форме, уже имеют все необходимое для работы с электронными счетами-фактурами.

Подробности – в № 4/2013 журнала «Налоговая политика и практика»