Эксперты ГАРАНТ отвечают на вопросы налогоплательщиков

Организация-застройщик находится на УСН «доходы». Стоимость услуг застройщика в договорах не выделена.

При определении экономии застройщика, которая определяется по окончании строительства как разница между договорной стоимостью квартир и фактическими затратами на их строительство, что понимается под фактическими затратами?

Будут ли входить в расчет затраты на покупку земли под строительство, если договор купли-продажи заключен, но еще не оплачен?

Будет ли входить в расчет сумма, если проводка «Дебет 08 Кредит 60» уже сделана, но задолженность перед поставщиком еще не погашена, или услуги подрядчика уже приняты, работы им произведены, формы КС-2 и КС-3 подписаны, проводка в себестоимость в бухгалтерском учете дана, но задолженность еще не погашена?

Если в данном случае в качестве источника берется договорная стоимость квартир, а не фактически полученные средства от дольщиков, то тем самым расчет осуществляется методом начисления?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, доход в виде экономии средств по объектам долевого строительства должен определяться с учетом всех затрат на строительство, предусмотренных сметой, независимо от времени их фактической оплаты денежными средствами или иной формы их оплаты.

При этом застройщик, применяющий УСН с объектом обложения «доходы», не вправе уменьшать налоговую базу на сумму расходов на свое содержание, произведенных в период строительства.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками для целей применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;

2) внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При этом доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, при определении объекта налогообложения не учитываются (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются средства целевого финансирования в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В этой связи специалисты Минфина России неоднократно разъясняли, что организация, осуществляющая функции застройщика при строительстве объектов за счет средств дольщиков, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, должна учитывать доходы от оплаты услуг застройщика, а также экономию затрат на строительство объектов недвижимости в виде разницы между договорной стоимостью объектов и фактическими затратами по строительству данных объектов, не включающими расходы на содержание службы застройщика, определяемую по окончании строительства (письма Минфина России от 05.04.2016 N 03-11-06/2/19244, от 19.09.2014 N 03-11-06/2/47049, от 31.07.2013 N 03-11-06/2/30742, от 19.03.2013 N 03-11-06/2/8421, от 05.08.2011 N 03-11-06/2/115, от 22.07.2011 N 03-11-06/2/109, а также постановление АС Уральского округа от 22.12.2014 N Ф09-7640/14).

Заметим, что на основании п. 4.73 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее — Методика), в сводном сметном расчете рекомендуется выделять отдельную главу «Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия».

В данную главу включаются средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных и реставрационных работ (п. 4.87 Методики).

Таким образом, расходы по содержанию службы заказчика-застройщика включаются в сметную стоимость строительства. Кроме того, сказанное подтверждается п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведенного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций), в котором говорится, что расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

В соответствии с п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций при строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат. Соответственно, по окончании строительства застройщик на дату подписания документа о передаче объекта долевого строительства определяет финансовый результат (прибыль) от строительства. В момент сдачи объекта в эксплуатацию и передачи инвесторам объекта долевого строительства денежные средства, оставшиеся в распоряжении заказчика-застройщика, не носят инвестиционного характера, а потому подлежат, в частности, обложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В рассматриваемой ситуации стоимость услуг застройщика в договорах не выделена. Следовательно, в данной ситуации организация, применяющая УСН и осуществляющая строительство жилого дома за счет средств дольщиков, по окончании строительства в составе доходов учитывает экономию затрат на строительство помещений (как жилых, так и нежилых) в жилом доме.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Из п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При этом положениями главы 26.2 НК РФ не предусмотрен особый порядок признания доходов в случае осуществления организацией работ по строительству жилого дома за счет средств дольщиков.

То есть для признания дохода в целях исчисления дохода при УСН в данной ситуации необходимо выполнение следующих условий:

— стоимость объектов долевого строительства должна быть оплачена;

— помещения в жилом доме должны быть переданы участнику долевого строительства.

Соответственно, доход от строительства жилого дома за счет средств дольщиков в виде экономии затрат возникает на дату передачи помещений дольщикам по акту приема-передачи (письмо Минфина России от 15.09.2014 N 03-11-09/45958).

Следовательно, на момент сдачи дома в эксплуатацию и передачи участникам объектов долевого строительства доход в виде экономии затрат на строительство будет определяться как разница между суммой средств, фактически полученных от каждого дольщика и фактическими затратами на строительство каждого объекта долевого строительства, переданного дольщикам.

По нашему мнению, такой доход в виде экономии средств по объектам долевого строительства должен определяться с учетом всех затрат на строительство, предусмотренных сметой, независимо от времени их фактической оплаты денежными средствами или иной формы их оплаты.

Таким образом, расходы, упомянутые в вопросе, учитываются при определении суммы экономии затрат на строительство объектов недвижимости, независимо от того, оплачены они Вашей организацией или нет.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

 

 

Организация оказывает услуги. Она обратилась за услугой по подбору персонала к юридическому лицу, не являющемуся кадровым агентством. Между организациями заключен договор на оказание услуг по подбору персонала.

Какими документами подтверждается факт оказания услуг? Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Услуги, связанные с подбором персонала, организация вправе учесть при налогообложении прибыли при соблюдении общих критериев признания расходов: их экономической оправданности и направленности на получение дохода. Документальным подтверждением расходов будут служить договор, акт оказания услуг, документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету).

 

Обоснование позиции:

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью выступают полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, могут быть учтены в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Однако в рассматриваемой ситуации услуги оказаны организацией, которая кадровым агентством не является.

В то же время, например, отметим, что Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 28.07.2014 N 09АП-27310/14) указывал: из содержания нормы пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что в расходы по набору работников могут включаться затраты по поиску и подбору персонала соответствующего требованиям работодателя, в том числе оплата кадровых агентств и иных специализирующихся на предоставлении персонала организаций, оплата рекламы в СМИ или иным образом касающейся вакансий и иных аналогичных расходов, связанных именно с поиском работников.

Оценить, возникают ли риски, связанные с применением именно данной нормы в качестве обоснования для учета произведенных затрат в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на наш взгляд, возможно только при наличии других оснований, о чем будет изложено ниже.

Следует также отметить, что при подборе персонала, как правило, возникают потребности в получении информации о наличии кандидатур на соответствующие вакансии и сведений о них. На наш взгляд, это позволяет связывать затраты на получение такой информации не только с расходами, указанными в норме пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ, но и с расходами на информационные услуги, которые также учитываются на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Помимо этого, при определенном содержании договора с контрагентом их возможно расценить и как консультационные услуги, предусмотренные нормой пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, или же вовсе признать иными расходами. Так, перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (смотрите, например, пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, удовлетворяющих критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.

Главное при этом, чтобы расходы, принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, соответствовали требованиям ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-03-06/1/669, смотрите также письма Минфина России от 27.05.2015 N 03-08-05/30534, от 17.10.2014 N 03-08-13/52359). Это означает, что в рассматриваемой ситуации указанные расходы должны быть экономически оправданы, осуществляться для деятельности, направленной на получение дохода.

Любые затраты, которые соответствуют деятельности организации, экономически оправданы. При этом оценка экономической эффективности затрат не предусмотрена налоговым законодательством в целом (постановление ФАС Московского округа от 09.11.2007 N А40-38224/06-140-265, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А55-29883/05-53). В частности, норма пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ также не содержит требования к достижению каких-либо результатов поиска.

Наличие судебных споров свидетельствует о внимании налоговых органов к данным расходам. При этом риск неблагоприятных последствий, как уже было отмечено, может возникнуть при наличии других оснований для этого. В качестве снижения налогового риска можно порекомендовать, например, включить в договор условие о том, что организация будет производить расчет за подбор персонала после того, как кандидат будет зачислен в штат организации.

Кроме того, указанные расходы, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует. Кроме того, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к их оформлению. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что тот или иной факт несения затрат имел место.

В общем случае документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы, связанные с оказанием услуг, в том числе по подбору персонала, являются:

— договор оказания услуг;

— акт, подтверждающий фактическое оказание услуг;

— документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету).

Например, по мнению УФНС России по г. Москве, выраженному в письме от 19.07.2012 N 16-15/064754@, документом, подтверждающим выполнение обязательств, предусмотренных договором с кадровым агентством, является акт об оказании услуг по предоставлению персонала, заявки с указанием количества и квалификации запрашиваемых работников.

Как мы полагаем, именно такие документы, как договор и акты оказанных услуг, могут быть предметом пристального исследования налоговых органов.

Очевидно, что в приведенных документах наименования оказанных услуг должны подробно раскрывать их суть, позволяющую соотнести эти услуги с каким-либо основанием, предусмотренным нормами пп. 8, 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

 

 

 

Организация (ООО на УСН), зарегистрированная и осуществляющая деятельность по продаже предметов интерьера в Московской области, планирует взять в аренду помещение в г. Москве и организовать там шоу-рум (выставка + возможная продажа предметов интерьера). В открытом ООО в Москве шоу-руме будут работать сотрудники, то есть планируется организация рабочих мест.

Должна ли эта организация регистрировать обособленное подразделение и вставать на учет в налоговом органе в г. Москве в связи с тем, что деятельность она будет осуществлять в этом регионе?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Государственная регистрация обособленных подразделений, отличных от филиалов и представительств, действующим законодательством не предусмотрена.

В то же время у ООО возникает обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании соответствующего обособленного подразделения.

 

Обоснование вывода:

Для целей налогообложения обособленным подразделением организации (далее также — ОП) признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702).

Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 209 ТК РФ, рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-07/1/27605, от 20.03.2017 N 03-04-06/15861, от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669, от 08.07.2013 N 03-02-07/1/26374, постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16, Седьмого ААС от 26.10.2016 N 07АП-1836/16).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (письма Минфина России от 16.05.2017 N 03-02-07/1/30877, от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67982, от 13.09.2016 N 03-02-07/1/53392, от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, постановления АС Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-13908/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, Четырнадцатого ААС от 25.08.2015 N 14АП-5624/15).

В анализируемой ситуации шоу-рум будет находиться по адресу, отличному от места нахождения ООО, в нем будет вестись определенная деятельность ООО, и по адресу шоу-рума будут созданы рабочие места.

Следовательно, шоу-рум следует признать обособленным подразделением ООО.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят ОП, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Постановка же на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика — российской организации сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение 1 месяца со дня их создания. Сообщение подается по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа. Кроме того, организация обязана сообщать об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких ОП (в течение трех дней со дня изменения).

Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404). Кроме того, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей на основании части 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

На основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией, налоговые органы осуществляют постановку организации на учет по месту нахождения её обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) (п. 4 ст. 83 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ и с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее ОП и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (форма N 1-3-Учет, утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).

Таким образом, в случае, когда ООО осуществляет деятельность посредством создания оборудованных стационарных рабочих мест, находящихся по адресу, отличному от места нахождения ООО, у него возникает обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании соответствующего обособленного подразделения (письмо Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-6).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация ООО (применяет УСН, объект налогообложения — «доходы») выполняет проектные работы. Заказчик должен оплатить повторную экспертизу проектной документации. Для этого необходимо направить пакет документов в электронном виде на сайт государственного учреждения. В связи с отсутствием у заказчика ЭЦП составлен договор на выполнение работ по подготовке пакета документов, согласно которому наша организация принимает на себя обязательство оказать услугу по подготовке этого пакета документов, а заказчик оплатить работу нашему предприятию.

Госучреждение выставило счет на оплату повторной экспертизы организации на сумму 20 000 руб. (сумма взята условно, в том числе выделен НДС). Организация его оплатила и выставила счет заказчику на эту же сумму 20 000 руб. (без НДС, так как УСН — «Доходы»). Заказчик счет оплатил. Каковы бухгалтерские проводки в случае оформления агентского договора (с учетом агентского вознаграждения) вместо договора оказания услуг?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для целей бухгалтерского учета денежные средства, перечисленные государственному учреждению и возмещенные принципалом (заказчиком проектных работ) на основании отчета агента (вашей организации), не будут образовывать для организации-агента ни доходов, ни расходов. Данные денежные средства подлежат учету только на счетах учета расчетов. Доходом организации-агента будут признаваться лишь суммы агентского вознаграждения. Более подробно порядок ведения бухгалтерского учета организацией-агентом раскрыт ниже.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Агентский договор отличается от договоров поручения и комиссии тем, что он предполагает выполнение помимо юридических действий совершения сделок по поручению другой стороны (собственно посредничества) и иных действий. В отличие от договора возмездного оказания услуг, агентский договор предполагает наличие посреднических отношений — совершение агентом сделок с третьими лицами по поручению принципала. При совершении действий (осуществлении деятельности) по договору возмездного оказания услуг опосредованных отношений заказчика с третьими лицами не возникает, поскольку услуги оказываются непосредственно заказчику.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абзац 1 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. Помимо этого принципал обязан возместить агенту израсходованные им на исполнение агентского поручения суммы (ст.ст. 1001, 1011 ГК РФ).

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). Если агентским договором не определено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (п. 2 ст. 1008 ГК РФ).

 

Бухгалтерский учет

 

В силу п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не признаются доходами организации поступления денежных средств от других юридических лиц по агентским договорам в пользу принципала. Соответственно, не признается расходами перечисление денежных средств по агентским договорам в пользу принципала (п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Денежные средства, перечисляемые агентом государственному учреждению и поступающие агенту от принципала в счет возмещения указанных сумм, учитываются только на счетах учета расчетов (например, счета 60, 76).

Доходом организации-агента для целей бухгалтерского учета будет признаваться только агентское вознаграждение, которое подлежит учету в составе доходов от обычных видов деятельности в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности, определенных исходя из цены, установленной агентским договором, на дату исполнения поручения (п.п. 2, 4, 5, 6 и 6.1, 12 ПБУ 9/99).

Основания для признания данного дохода возникнут по факту утверждения принципалом отчета агента, отвечающего требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, с приложением копий первичных учетных документов и счетов-фактур, выставленных госучреждением и перевыставленных агентом принципалу (заказчику проектных работ).

В этой связи нужно отметить, что в отличие от агентских договоров, по которым агент совершает сделку от имени и за счет принципала, при выполнении агентом поручения от своего имени во всех первичных документах, в том числе в счетах-фактурах, покупателем должен выступать именно агент.

При выполнении агентом поручения принципала стороны должны оформить документы следующим образом.

  1. Агент регистрирует полученный счет-фактуру продавца (подрядчика, а в рассматриваемом случае — госучреждения) в части 2 «Полученные счета-фактуры» Журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур без регистрации в книге покупок (п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, пп. «г» п. 19 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
  2. Агент перевыставляет полученный от госучреждения счет-фактуру принципалу (заказчику проектных работ) с отражением данных реального продавца (госучреждения) (с выделением НДС) (п. 1 ст. 169, п. 3.1 ст. 169 НК РФ, пп. «в» и пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры) и подписывает перевыставленный счет-фактуру (данный счет-фактура является основанием для принятия НДС к вычету принципалом). Никаких налоговых последствий по НДС для посредника-«упрощенца» не возникает. Даже если он выставляет счет-фактуру с НДС от своего имени, перечислять налог в бюджет ему не нужно (письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-07-11/37290).
  3. Перевыставленный счет-фактуру посредник (ваша организация) регистрирует в части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, без регистрации в книге продаж (п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, п. 3 Правил ведения книги продаж).
  4. На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, перешедшие на УСН, не признаются плательщиками НДС, в связи с чем на них не распространяется требование ст. 168 НК РФ о выставлении счетов-фактур на сумму своего вознаграждения, и, соответственно, отсутствует обязанность регистрации данного счета-фактуры в книге продаж. Поэтому агент, применяющий УСН, с суммы агентского вознаграждения НДС не исчисляет (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

 

К сведению:

С 2015 года организации на УСН в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих, в частности, приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), обязаны представлять в налоговую инспекцию журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — кварталом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ, письмо ФНС России от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@).

С учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, операции, связанные с выполнением организацией функций агента, могут быть отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 60 (76) Кредит 51

— 20 000 руб. — перечислены денежные средства государственному учреждению по заключенному агентом договору (в размере 20 000 руб. с учетом НДС);

Дебет 76, субсчет «Расчеты с принципалом по возмещению расходов» Кредит 60 (76)

— 20 000 руб. — отражена задолженность принципала;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с принципалом по агентскому вознаграждению» Кредит 90, субсчет «Выручка»

— отражено вознаграждение агента;

Дебет 51 Дебет 76, субсчет «Расчеты с принципалом по возмещению расходов»

— 20 000 руб. — поступили денежные средства от принципала в размере по отчету агента (сумма возмещения израсходованных агентом денежных средств при исполнении агентского поручения);

Дебет 51 Дебет 76, субсчет «Расчеты с принципалом по агентскому вознаграждению»

— поступили денежные средства от принципала в размере вознаграждения агента.

Обращаем внимание, что отражение расчетов с применением счета 60 целесообразно в случае заключения агентского договора с участием агента в расчетах (в вашем случае агент в расчетах участвует). Если агент в расчетах по сделке не участвует, издержки агента, подлежащие возмещению по агентскому договору, могут отражаться по счету 76, субсчет «Расчеты по агентскому договору».

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Елистратова Наталья

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

 

 

В июле 2018 г. организация реализовала основное средство (цена реализации — 1 700 000 рублей, в том числе НДС — 259 322,03 рублей). Основное средство реализовано лицу, не являющемуся взаимозависимым с организацией. Из-за применения амортизационной премии в бухгалтерском учете убыток от реализации составил 77 966,17 рублей, в налоговом учете отражена прибыль — 377 627 рублей 14 копеек. Основное средство введено в эксплуатацию 06.10.2016. Первоначальная стоимость — 2 016 949,15 рублей, срок полезного использования — 85 месяцев, амортизационная премия (30%) — 605 084,75 рублей. На дату продажи (17.07.2018) начисленная амортизация в бухгалтерском учете — 498 305,01 рублей, в налоговом учете амортизация — 348 813 рублей 57 копеек. За период с 30.11.2016 по 17.07.2018 было начислено отложенное налоговое обязательство (ОНО): Дебет 68.04.2 Кредит 77 — 119 593,22 рубля; списано ОНО: Дебет 77 Кредит 68.04.2 — 28 474,6 рублей. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете финансовый результат от продажи основного средства и списание ОНО, а также начисление налога на прибыль по данной операции (корреспонденция счетов)?

 

Бухгалтерский учет

 

В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» доходы и расходы от продажи основных средств (далее — ОС), бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, к которому они относятся (то есть в периоде их продажи).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция) для учета выбытия объектов ОС (в том числе продажи) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств».

В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. Одновременно со списанием стоимости ОС подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений. При завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта (разница, образовавшаяся на субсчете «Выбытие основных средств») списывается со счета 01 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) и Инструкцией отложенное налоговое обязательство (ОНО) при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую по законодательству РФ о налогах и сборах не будет увеличена налогооблагаемая прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

На дату выбытия ОС разница в суммах его остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете образует постоянную разницу, под которой в соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 понимают, в частности, доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Указанная постоянная разница образует постоянное налоговое обязательство (ПНО), под которым понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Согласно п. 7 ПБУ 18/02 ПНО признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, и равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

С учетом перечисленных норм реализация ОС отражается в учете следующими записями:

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— 1 700 000 руб. — отражена выручка от реализации ОС;

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

— 2 016 949,15 руб. — списана первоначальная стоимость ОС;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— 498 305,01 руб. — списана накопленная сумма амортизации ОС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

— 259 322,03 руб. — начислен НДС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— 1 518 644,14 руб. — списана остаточная стоимость ОС по данным бухгалтерского учета;

Дебет 99 Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

— 77 966,17 руб. (1 700 000 руб. — 259 322,03 руб. — 1 518 644,14 руб.) — отражен финансовый результат (убыток) от реализации ОС;

Дебет 77 Кредит 99

— 91 118,62 руб. — списан остаток ОНО, которое было начислено по выбывшему ОС;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»

— 91 118,62 руб. ((1 518 644,14 руб. — 1 063 050,83 руб.) х 20 : 100) — начислено ПНО на разницу в суммах остаточной стоимости выбывшего ОС в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Налоговый учет

 

При применении в налоговом учете метода начисления выручка от реализации объекта ОС (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).

Датой получения дохода признается дата реализации объекта ОС, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

При этом реализацией имущества в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача права собственности на это имущество на возмездной или безвозмездной основе. При этом момент перехода права собственности определяется на основании ст.ст. 223, 224 ГК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ как разница между первоначальной/восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации. Остаточную стоимость рассчитывают на основе данных налогового учета.

Нормой абзаца четвертого п. 9 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что если ОС, в отношении которого была применена амортизационная премия, реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком, суммы расходов, ранее включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абзацем вторым п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат включению в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация.

В рассматриваемом случае ОС реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию, однако согласно полученным уточнениям реализуется оно лицу, не являющемуся взаимозависимым с организацией. Поэтому норма абзаца четвертого п. 9 ст. 258 НК РФ к рассматриваемому случаю не применяется.

Таким образом, доход от реализации объекта ОС в целях налогообложения прибыли составит 377 627,14 руб. (1 440 677,97 руб. — 1 063 050,83 руб.).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Ассоциации «Содружество» Иванкова Ольга

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

 

 

На основании Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ погашение сотрудником задолженности перед предприятием за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания из зарплаты сотрудника требует применения ККТ. Можно ли избежать применения ККТ? Если нет, то какое наказание предусмотрено за неприменение ККТ?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Обязанность применять контрольно-кассовую технику в случае удержания из заработной платы сотрудника стоимости продаваемых ему товаров (работ, услуг) возникнет у организации с 01.07.2019.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» (далее — Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.

Применение ККТ подразумевает под собой выдачу клиенту кассового чека (его направление в электронной форме) при осуществлении расчета. Расчетами в том числе являются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, согласно новой редакции Закона о ККТ к расчетам, в связи с которыми у пользователей возникает обязанность применять ККТ, отнесены расчеты за товары, работы и услуги как наличными деньгами, так и в безналичной форме, а также в виде любого иного предоставленного или полученного встречного предоставления.

Ситуации, когда ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона о ККТ. В то же время ряд временных льгот по применению ККТ установлен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее — Закон N 192-ФЗ).

В частности, организации при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа — ЭСП), при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ).

На наш взгляд, при рассматриваемых обстоятельствах речь идет о том, что работник освобождается от обязанности оплатить соответствующий товар (работы, услуги), а работодатель получает встречное предоставление за этот товар (работу, услугу) в виде освобождения от своей обязанности по выплате части заработной платы (ст. 410 ГК РФ). Такое исполнение, по нашему мнению, подпадает под определение понятия «расчеты», как оно сформулировано в абзаце двадцать первом ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ, так как для организации оно может быть охарактеризовано как получение иного встречного предоставления за товары (работы, услуги), но в силу отсрочки обязанность применять ККТ возникнет с 01.07.2019.

В письме ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707 (далее — Письмо) действительно разъяснено, что если часть зарплаты выдается работнику товаром, расчета не возникает и обязанность по применению ККТ отсутствует; в случае же погашения сотрудниками задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежей по обязательству образуют природу термина «расчет» и требуют применения ККТ.

По нашему мнению, в рассматриваемом случае расчет, безусловно, имеет место, но обязанность в подобных случаях применять ККТ возникнет с 01.07.2019 на основании ч. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ. Подтвердить сказанное можно материалом, размещенным на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn16/news/seminar/7899237/), где сообщено, что переход на применение онлайн-касс происходит в три этапа. Последний этап — с 1 июля 2019 года, когда обязанность применять контрольно-кассовую технику возникнет, в частности, у организаций и ИП… при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы.

За неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях организация может быть привлечена к ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Подробнее можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

 

 

Участник ООО вышел из общества в декабре 2017 года, общество не выплатило ему действительную стоимость доли в связи с тем, что по данным бухгалтерской отчетности, предшествующей дню подачи участником Общества заявления о выходе, у общества отрицательный показатель чистых активов. При этом общество не отвечает признакам банкротства. На данный момент доля вышедшего из состава общества находится на его балансе, не распределена, у общества имеются в наличии значительные активы. На данный момент участники общества согласны принять решение о возврате в состав общества данного участника.

Может ли участник общества восстановиться в составе участников при условии, что признаки банкротства у общества отсутствуют? Не будет ли это являться нарушением? Если будет являться нарушением, то каковы последствия для участника и общества (в т.ч. в случае последующей продажи доли)?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Наличие у общества отрицательного показателя стоимости чистых активов либо иных аналогичных обстоятельств не может являться основанием для невыплаты участнику действительной стоимости доли.

Действительная стоимость доли в уставном капитале общества, причитающаяся выплате выбывшему участнику, должна определяться исходя из рыночной цены имущества, отраженного на балансе общества.

В данном случае участник вправе отозвать свое заявление о выходе из состава общества, а его участники принять решение о его восстановлении.

 

Обоснование позиции:

Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) участник вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом. В соответствии с п. 6.1 и пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с даты получения обществом заявления о выходе. Общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

На основании п. 8 ст. 23 Закона об ООО действительная стоимость доли или части доли в уставном капитале общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. Данное правило устанавливает порядок выплаты действительной стоимости доли и источник выплаты действительной стоимости доли (ее части), но не порядок определения ее размера (смотрите, например, постановления: Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 N 03АП-4025/18, от 16.08.2018 N 03АП-4026/18, от 06.07.2018 N 03АП-1759/18, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.10.2018 N Ф02-4630/18, Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 N 05АП-10832/15, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.04.2016 N Ф03-948/16). При этом действительная стоимость доли в уставном капитале общества, причитающаяся выплате выбывшему участнику, должна определяться исходя из рыночной цены имущества, отраженного на балансе общества. При этом наличие у общества отрицательного показателя стоимости чистых активов либо иных аналогичных обстоятельств не может являться основанием для невыплаты участнику действительной стоимости доли (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2017 N Ф10-4597/17 по делу N А68-5600/2016, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 11АП-5931/13).

В силу абзаца четвертого п. 8 ст. 23 Закона об ООО общество не вправе выплачивать действительную стоимость доли или части доли в уставном капитале общества либо выдавать в натуре имущество такой же стоимости, если на момент этих выплаты или выдачи имущества в натуре оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) либо в результате этих выплаты или выдачи имущества в натуре указанные признаки появятся у общества. В таких случаях общество на основании заявления в письменной форме, поданного не позднее чем в течение трех месяцев со дня истечения срока выплаты действительной стоимости доли лицом, доля которого перешла к обществу, обязано восстановить его как участника общества и передать ему соответствующую долю в уставном капитале общества (абзац пятый п. 8 ст. 23 Закона об ООО). В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 15АП-798/12 судом сделан вывод о том, что данный перечень является исчерпывающим. Как следует из представленных в вопросе сведений в данном случае указанная обязанность у общества отсутствует.

При этом отметим, что п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что подача заявления участника общества о выходе из состава его участников не лишает участника права отозвать такое заявление, а в случае отказа общества удовлетворить его просьбу об отзыве заявления о выходе из общества оспорить такое заявление в судебном порядке применительно к правилам о недействительности сделок, предусмотренным ГК РФ. Сам по себе отзыв заявления о выходе не может изменить правовые последствия, обусловленные получением обществом заявления о выходе, в одностороннем порядке, т.е. необходимо согласие всех участников для того, чтобы отзыв заявления состоялся (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 N 17АП-5931/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 05АП-4897/16). При этом арбитражные суды при определенных обстоятельствах признают правомерным восстановление в составе общества вышедших участников путем принятия участниками общества соответствующего решения (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 N 14АП-10255/16, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2017 N Ф07-3538/17, Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2018 N Ф09-2659/18 по делу N А76-12846/2017). На возможность восстановления вышедшего участника путем принятия соответствующего решения участниками общества косвенно указано и в ряде других судебных актов (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.07.2016 N Ф01-2650/16 по делу N А17-2680/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 N 15АП-19985/17, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 20АП-2130/16).

По нашему мнению, в данном случае участник вправе отозвать свое заявление о выходе из состава общества, а участники общества принять решение о его восстановлении. Во избежание в дальнейшем споров по вопросу правомерности восстановления участника указанное решение должно быть принято единогласно.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Котыло Игорь

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим

 

 

Было закрыто единственное обособленное подразделение, находящееся в Московской области. Отчетными периодами для организации признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи и ежемесячные авансовые платежи организацией не уплачиваются по причине убытка. На настоящее время налоговые декларации за девять месяцев 2018 года не представлены в налоговые органы. При этом в октябре было получено уведомление о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения.

В какой налоговый орган представляются налоговые декларации по закрытому обособленному подразделению?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по закрытому обособленному подразделению в рассматриваемой ситуации следует представлять в налоговый орган по месту нахождения головной организации (в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения).

 

Обоснование позиции:

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций (далее также — Налог) и (или) авансовых платежей по Налогу, особенностей исчисления и уплаты Налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).

Форма налоговой декларации по Налогу (далее также — Декларация) и порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Согласно п. 1.4 Порядка организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям в соответствии со ст. 289 НК РФ. В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют Декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Приложение N 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения» заполняется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде, или группе обособленных подразделений. Количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений или групп обособленных подразделений (п. 10.1 Порядка).

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения (далее — закрытое обособленное подразделение) уточненные Декларации по указанному обособленному подразделению, а также Декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения организации, а по организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, — в налоговый орган по месту её учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения (п. 2.7 Порядка).

В рассматриваемой ситуации на момент наступления срока представления Декларации за девять месяцев 2018 года организация снята с учета по месту нахождения обособленного подразделения.

В письмах Минфина России от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, от 11.12.2006 N 03-03-04/2/259 разъясняется, что прекращение обязанности по уплате Налога и Налога в виде авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению и представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения.

С учетом приведенных разъяснений Минфина России в постановлении Восемнадцатого ААС от 03.07.2018 N 18АП-7445/18 судьи указали, что в случае, если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения до наступления обязанности по представлению Декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то Декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения уже не представляется.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации Декларация по обособленному подразделению за отчетный период девять месяцев 2018 года представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136058, от 15.04.2009 N 16-15/36239). На наш взгляд, в такой Декларации в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения.

В Разделе 1 Декларации по закрытому обособленному подразделению указывается код по ОКТМО муниципального образования, на территории которого находилось закрытое обособленное подразделение (п. 4.1.4 Порядка).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации за отчетный период девять месяцев 2018 года в налоговый орган по местонахождению организации будет необходимо предоставить две Декларации: по закрытому обособленному подразделению и головной организации.

Поскольку Декларация по обособленному подразделению будет представляться за период, в котором данное подразделение действовало, полагаем, что Приложение N 5 к Листу 02 Декларации следует предоставить с кодом «2», а не «3» по реквизиту «Расчет составлен (код)» (смотрите также п. 10.2 Порядка).

За налоговый период 2018 года в налоговый орган по месту нахождения головной организации также будет необходимо представить две Декларации: по закрытому обособленному подразделению (в такой Декларации в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения) и по головной организации.

Полагаем, что в отношении закрытого обособленного подразделения в Приложениях N 5 к Листу 02 Деклараций за налоговый период 2018 года нужно будет указывать код «3» по реквизиту «Расчет составлен (код)» (п. 10.2 Порядка).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

 

Организация производит литейную продукцию. Был реализован товар «А» в количестве 100 шт. в июле 2018 года. Производимая продукция имеет одинаковый вид и размер, но изготовлена из отличающегося сырья, поэтому при отгрузке была допущена пересортица, и покупатель обнаружил несоответствие ассортимента (товар «А» — 80 шт. и товар «Б» — 20 шт.) только при вовлечении приобретений в производство. Покупатель направил претензию и товарную накладную по форме ТОРГ-2 и возвратил товар в октябре 2018 года. Товар был возвращен обратно с наименованием товара «А» в количестве 20 шт. в товарной накладной по форме ТОРГ-2.

Право собственности на отгруженную продукцию к покупателю перешло.

Каков порядок корректировки данной операции у продавца? Верно ли оформлена товарная накладная по форме ТОРГ-12?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Изначально в бухгалтерском и налоговом учете в октябре 2018 г. организации необходимо исправить ошибку, допущенную в учете в июле 2018, в связи с отражением данных, не соответствующих действительности (скорректировать выручку и расходы). Также необходимо выставить исправленный счет-фактуру и исправить первоначальную товарную накладную.

Если фактически покупателем возвращается продукция «Б», то в этом случае товарная накладная на возврат покупателем оформлена неверно. В такую накладную покупателю необходимо внести исправления. В этом случае в бухгалтерском и налоговом учете организации необходимо сделать корректировки выручки и расходов (в части возвращаемой продукции). При этом именно покупатель должен выставить счет-фактуру, на основании которой продавец примет к вычету НДС по возвращенной продукции.

Если фактически возвращается продукция «А», то данную передачу права собственности следует рассматривать как обратную реализацию.

 

Обоснование позиции:

Одним из оснований для расторжения договора поставки покупателем полностью или частично является поставка поставщиком товара в ассортименте, не соответствующем договору (ст.ст. 467 и 468 ГК РФ).

Как мы поняли из вопроса, покупатель в рассматриваемой ситуации принял все поставленные товары на учет и право собственности на них перешло к покупателю (п. 4 ст. 468 ГК РФ). В то же время он имеет право вернуть товар не соответствующего ассортимента (ст. 421 ГК РФ). Поэтому в данном случае было бы логично, если бы покупатель вернул 20 шт. продукции «Б» как фактически, так и по накладной.

Если фактически возвращается 20 шт. продукции «Б», но в накладной указана продукция «А», то имеет место ошибка в оформлении документа. Если же фактически возвращается 20 шт. продукции «А», то ссылаться на положения п. 2 ст. 468 ГК РФ в этом случае невозможно, и тогда приходится говорить о возврате продукции по иным основаниям, предусмотренным договором или дополнительным соглашением.

 

Налог на прибыль

 

На момент перехода права собственности на готовую продукцию к покупателю продавец в целях налогообложения прибыли учитывает доходы от реализации в размере выручки, определяемой исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию без НДС (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 248, п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ). В этот же момент продавцом учитываются прямые расходы, формирующие налоговую себестоимость готовой продукции (ст. 318, 319 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации вместо 100 шт. продукции «А» покупателю со склада было отгружено 80 шт. продукции «А» и 20 шт. продукции «Б». При этом выручка от реализации в июле 2018 г. была определена исходя из того, что было реализовано 100 шт. продукции «А». Аналогично в расходах была учтена себестоимость 100 шт. продукции «А». В этом случае данные налогового учета не соответствуют фактическим обстоятельствам и можно говорить о допущенной в учете ошибке, обусловленной недобросовестными действиями должностных лиц организации (п. 2 ПБУ 22/2010, письмо Минфина России от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348).

Допущенную ошибку необходимо исправить (отразить в учете реализацию 80 шт. продукции «А» и 20 шт. продукции «Б», и сторнировать реализацию 100 шт. продукции «А») в соответствии с положениями ст. 54 НК РФ.

Если допущенная ошибка привела к недоплате налога на прибыль за 9 мес. 2018 г., то необходимо внести корректировки в регистры налогового учета июля 2018 г. и представить в налоговый орган уточненную декларацию, предварительно уплатив недоимку по авансовому платежу и соответствующие ей пени (абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Если же ошибка привела к излишней уплате налога за 9 мес. 2018 г., то исправить ошибку можно в октябре 2018 г. без представления в налоговый орган уточненной декларации за 9 мес. 2018 г. (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Однако допущенную ошибку нельзя исправить в текущем периоде, если по итогам 9 мес. авансовый платеж по налогу на прибыль не уплачивался (например, был получен убыток) (письмо Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-06/1/476), а также в случае, если в текущем отчетном периоде будет получен убыток (письма Минфина России от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766, от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177, от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034). В таких случаях необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка (9 мес. 2018 г.), и представить уточненную декларацию.

Расторжение договора поставки, в том числе частичное, следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, поэтому возврат продукции «Б» следует отражать в учете в периоде получения от покупателя извещения о нарушении условий договора (октябрь 2018 г.).

Как указывает финансовое ведомство, налогоплательщик (продавец) отражает в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором произошел односторонний отказ покупателя от исполнения договорных обязательств, сумму возвращенной покупателю оплаты за поставленный товар, не отвечающий условиям договора, как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном периоде, на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ. Одновременно в доходах налогоплательщик отражает стоимость возвращенного покупателем товара, на которую был уменьшен доход от реализации данного товара, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету поставщика по стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации (письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372, от 23.03.2012 N 03-07-11/79).

Разъяснения, данные в указанных письмах, касаются ситуации, когда товар возвращается в следующих налоговых периодах. Если же отгрузка продукции и ее возврат имели место в одном и том же налоговом периоде (как в рассматриваемой ситуации), то, по нашему мнению, в налоговом учете организации нужно уменьшить сумму доходов от реализации продукции, а также сумму расходов на величину списанной при реализации ее налоговой себестоимости.

Если же возвращается продукция «А», то такой возврат является обратной реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). В этом случае корректировка выручки от реализации продукции и связанных с ней расходов поставщиком не производится. Организация-поставщик в данном случае отражает операцию поступления товара, которая не приводит к образованию ни дохода, ни расхода. Доход от реализации должен в этом случае определить покупатель (письма Минфина РФ от 18.02.2013 N 03-03-06/1/4213, УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@).

 

НДС

 

В письме Минфина России от 16.03.2015 N 03-07-09/13813 специалисты финансового ведомства указали, что в случае выявления пересортицы, в результате которой обнаружены товары, не указанные в первоначальном счете-фактуре, в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры.

В данном случае в первоначальном счете-фактуре не была указана фактически отгруженная продукция «Б», поэтому организации необходимо в октябре 2018 года выставить исправленный счет-фактуру путем составления нового экземпляра. При этом в новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления. Остальные показатели нового экземпляра счета-фактуры, в том числе новые (первоначально не заполненные) или уточненные (измененные), указываются в общеустановленном порядке. Аналогичный порядок можно применить и при исправлении товарной накладной (письма Минфина России от 22.01.2016 N 07-01-09/2235, ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5412@, от 05.03.2018 N СД-4-3/4226@).

Исправленный счет-фактуру требуется зарегистрировать в дополнительном листе к книге продаж за III квартал 2018 г. с положительными значениями, и одновременно с этим там же аннулировать записи по первоначальному счету-фактуре (абз. 3 п. 3, п. 11 Правил ведения книги продаж, письмо Минфина России от 18.12.2017 N 03-07-11/84472). Кроме того, организации следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за III квартал 2018 г. (п. 1 ст. 81 НК РФ), даже в том случае, если допущенная ошибка привела к излишней уплате НДС (письмо Минфина РФ от 07.12.2010 N 03-07-11/476).

По возвращенной продукции, ранее принятой на учет покупателем, соответствующий счет-фактуру продавцу выставляет покупатель, являющийся налогоплательщиком НДС (не зависит от того, какая продукция возвращается). Такой счет-фактура, полученный продавцом от покупателя, является документом, служащим основанием для принятия к вычету НДС у продавца в порядке, установленном п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ (п. 3 Правил ведения книги продаж, письма Минфина России от 01.04.2015 N 03-07-09/18038, от 30.03.2015 N 03-07-09/17466, решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11).

 

Бухгалтерский учет

 

Допущенная в июле ошибка по отражению в учете реализации продукции и ее последствия подлежат исправлению в октябре 2018 г. путем составления исправительных записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета на основании бухгалтерской справки (п.п. 2, 4, 5 ПБУ 22/2010, ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

Дебет 62 Кредит 90

— СТОРНО — сторнирована выручка от реализации 100 шт. продукции «А»;

Дебет 90 Кредит 68

— СТОРНО — сторнирована сумма НДС, исчисленная в июле 2018 г.;

Дебет 90 Кредит 43

СТОРНО — сторнирована себестоимость 100 шт. продукции «А»;

Дебет 62 Кредит 90

— отражена выручка по исправленному документу (80 шт. продукции «А» и 20 шт. продукции «Б»);

Дебет 90 Кредит 68

— исчислена сумма НДС по исправленному счету-фактуре;

Дебет 90 Кредит 43

— списана себестоимость 80 шт. продукции «А» и 20 шт. продукции «Б».

Если покупатель возвращает 20 шт. продукции «А», то необходимо отразить операцию по приобретению товара:

Дебет 41 Кредит 60

— принята на учет возвращенная покупателем продукция «А»;

Дебет 60 Кредит 51

— оплачена стоимость возвращенного товара;

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС, отраженный в счете-фактуре, выставленном покупателем;

Дебет 68 Кредит 19

— принят к вычету НДС.

До выяснения причины возврата продукции «А» можно учесть ее за балансом и НДС к вычету не принимать.

Если возвращается продукция «Б», то в учете на основании претензии покупателя, акта по форме ТОРГ-2 и товарной накладной на возврат корректируется ранее отраженная выручка от реализации и расходы:

Дебет 62 Кредит 90

— СТОРНО — сторнирована выручка от реализации 20 шт. продукции «Б»

Дебет 90 Кредит 43

СТОРНО — сторнирована себестоимость 20 шт. продукции «Б»

Дебет 68 Кредит 90

— сумма НДС, предъявленная покупателем, принимается к вычету (счет-фактура регистрируется в книге покупок).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Сотрудница не работает в организации с 1 января 2018 года (находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5-3-х лет), получает материальную помощь по уходу за ребенком до 1,5 лет до марта 2018 года в сумме 500,00 руб. и с апреля 2018 года — до 3-х лет от организации в сумме 1500,00 рублей. Других выплат у нее не было в течение года.

В то же время она является заемщиком организации и с нее списывается часть основного долга по займу за счет прибыли организации ежемесячно в сумме 4339,29 руб., которая должна облагаться НДФЛ.

До марта 2018 года ее дохода не хватало для удержания НДФЛ за списанную сумму долга по займу.

Материальная помощь ей выплачивалась с начала года, удержание НДФЛ с данной материальной помощи производилось после превышения 4 000,00 руб. Сотруднице предоставляется стандартный налоговый вычет в сумме 1 400,00 руб.

С суммы списанного долга по займу НДФЛ не удерживался с начала года (об этом сотрудница была уведомлена письменно).

Обязана ли была организация как налоговый агент в 2018 году с месяца превышения суммой материальной помощи к отпуску по уходу за ребенком порога в 4000 рублей удерживать с данной денежной выплаты НДФЛ, исчисленный с натурального дохода, образовавшегося у работника в результате списания части основного долга по займу?

Если да, то как сейчас (в каком размере от выплачиваемой суммы материальной помощи) произвести удержание НДФЛ? Возможно ли удержание НДФЛ за 2018 год в последующих налоговых периодах? Может ли работница сейчас внести деньги для уплаты организацией НДФЛ за прошлые месяцы в кассу?

Необходимо ли будет по итогам 2018 года составить справку 2-НДФЛ за 2018 год с признаком 2, если удержать НДФЛ не получится?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент в 2018 году должна (должна была) удерживать суммы НДФЛ, исчисленные с дохода, полученного сотрудницей при списании задолженности по договору займа в том же периоде, за счет сумм выплачиваемой ей материальной помощи (независимо от превышения ими порога в 4000 рублей), с учетом того, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемой материальной помощи. Удерживать суммы НДФЛ, исчисленного с указанных доходов, полученных в 2018 году, в 2019 году организация не вправе. НК РФ не предусматривает возможности внесения налогоплательщиком в кассу налогового агента денежных средств для уплаты последним НДФЛ.

Если организация до конца текущего года не сможет полностью удержать из выплачиваемых сотруднице денежных средств исчисленные суммы НДФЛ, то она должна будет до 01.03.2019 письменно сообщить сотруднице и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (посредством представления сведений о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2018 год с признаком 2).

 

Обоснование вывода:

На даты частичного списания организацией основного долга по займу у сотрудницы в данном случае возникает (возникал) доход в натуральной форме, подлежащий включению в расчет налоговой базы по НДФЛ (далее также — налог) (в суммах списанного долга) (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 30.01.2018 N 03-04-07/5117). Заметим, что в случае, если организация освобождает физическое лицо от возврата денежных средств (в том числе по договору займа), то такая операция может быть квалифицирована как дарение (более подробно с данным вопросом Вы можете ознакомиться, обратившись к Энциклопедии решений. НДФЛ при прощении долга физическому лицу). В таком случае суммы списанного долга будут облагаться НДФЛ лишь в части, превышающей 4000 рублей за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 17.07.2017 N 03-04-06/45347).

Обязанности по исчислению НДФЛ с дохода, полученного сотрудницей при списании задолженности по договору займа, его удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ возлагаются на организацию-заимодавца (работодателя) как налогового агента (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Так, она должна (должна была) исчислять НДФЛ с рассматриваемого дохода по каждому факту списания долга с сотрудницы (п. 3 ст. 226 НК РФ). Удержание исчисленных сумм НДФЛ должно (должно было) осуществляться за счет любых доходов, выплачиваемых организацией сотруднице в денежной форме, в том числе за счет выплачиваемых ей доходов в виде материальной помощи, независимо от превышения ими суммы в 4000 рублей, но с учетом того, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ, смотрите также письмо ФНС России от 26.10.2016 N БС-4-11/20405@).

Следует учитывать, что обязанность по удержанию налоговым агентом НДФЛ, исчисленного с дохода в натуральной форме, с доходов, выплачиваемых налогоплательщику в денежной форме, ограничивается пределами налогового периода (календарного года — ст. 216 НК РФ), в котором налогоплательщиком был получен доход в натуральной форме. Если этого сделать не удастся, налоговый агент должен в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (посредством представления формы 2-НДФЛ с признаком 2) (п. 5 ст. 226 НК РФ, приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@, письмо ФНС России от 27.01.2017 N БС-4-11/1373@, п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413).

Заметим, что НК РФ не предусматривает возможности внесения налогоплательщиком в кассу налогового агента денежных средств для уплаты последним НДФЛ. На наш взгляд, данный способ не согласуется с предусмотренным ст. 226 НК РФ порядком уплаты НДФЛ, из которого следует, что налоговый агент перечисляет в бюджетную систему РФ НДФЛ, удержанный им самостоятельно из доходов налогоплательщика. Наряду с этим отметим, что специалисты налоговых органов (смотрите, например, информацию УФНС России по Пермскому краю от 25.01.2008 «Представляем сведения о доходах физических лиц» (раздел «В каких случаях подаются сведения о доходах»)) допускали уплату НДФЛ налоговым агентом за счет средств, полученных от налогоплательщиков на эти цели (смотрите также письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-04-06-01/295). При этом представить ответ на вопрос, как в таком случае организации правильно перечислить НДФЛ, мы не можем, поскольку он не регулируется законодательством.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Читайте также: