Эксперты ГАРАНТ отвечают на вопросы налогоплательщиков

ООО применяет общую систему налогообложения. 22.08.2019 были оформлены накладная по форме ТОРГ-12 и счет-фактура (поступление от поставщика), при этом ошибочно завышена сумма. Ошибка обнаружена сейчас.

Как исправить ошибку? Какие корректировки необходимо оформить в налоговом и бухгалтерском учете? Какие корректировки в книге покупок или продаж должны быть?

Бухгалтерский учет

Несущественная ошибка, выявленная после утверждения отчетности, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 ПБУ 22/2010). Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность после ее утверждения нельзя (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

При завышении расходов в прошлом отчетном периоде (2019 году) в бухгалтерском учете текущего (2020) года необходимо отразить прочий доход:

Дебет 60 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— на сумму излишне учтенных в 2019 году.

Налоговый учет

Так как ошибка привела к занижению сумм налога на прибыль и НДС, организация обязана подать уточненные декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Перерасчет налоговой базы и суммы налога может быть произведен в текущем периоде без подачи уточненных деклараций в одном из двух случаев (абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):

— в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений);

— в случае, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Это подтверждается письмами Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540, от 23.04.2014 N 03-02-07/1/18777, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2015 N Ф07-3463/15 по делу N А52-1261/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2014 N Ф02-1184/14 по делу N А78-7833/2013.

Но здесь пересчет в текущем периоде произвести нет возможности, т.к. период ошибки известен, и сумма налога за 2019 год занижена.

НДС

За 3 квартал нужно оформить дополнительный лист книги покупок. Первоначальная запись (неправильная) аннулируется (ее показатели указывают с минусом), а правильные данные регистрируются с положительными значениями.

В уточненной декларации в случаях внесения изменений в книгу покупок за истекший налоговый период заполняется Приложение 1 к Разделу 8 (п.п. 46 Порядка).

В отношении заполнения строк 001 разделов 8, 9 и приложений к ним рекомендуем ознакомиться с разъяснениями, представленными в письмах ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@, от 21.03.2016 N СД-4-3/4581@.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Каковы сроки сдачи бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год?

12 мая — срок сдачи бухотчености, 29 июня — срок сдачи декларации по прибыли за 2019 год.

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год нужно сдать 12 мая (если режим нерабочих дней больше не будет продлеваться). Этот вывод следует по аналогии из совместного письма Минфина России и Федеральной налоговой службы от 27 марта 2020 г. N 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@. Согласно пункту 47 ПБУ 4/99 если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. Поэтому с учетом всех продлений режима нерабочих дней срок сдачи — 12 мая.

Декларацию по налогу на прибыль за 2019 год нужно сдать 29 июня. В письме Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2020 г. N СД-4-3/6655@ указано: срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций приходится на 28 марта, с учетом трехмесячного срока продления ее представления в соответствии с Постановлением N 409 такой срок переносится на 28 июня 2020 года.

28.06.2020 — это воскресенье, поэтому срок переносится на 29.06.2020.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

ООО применяет общую систему налогообложения, код ОКВЭД — 46.38.22 «Торговля оптовая кормами для домашних животных». ООО планирует оказывать еще и ветеринарные услуги.

Необходимо ли подавать в налоговый орган заявление о выборе налогообложения для нового вида деятельности?

На применение УСН переводится вся организация в целом, а не какой-либо конкретный вид предпринимательской деятельности.

В целях применения указанной нормы необходимо учитывать, что НК РФ предусмотрена возможность совмещения УСН с:

— системой налогообложения в виде ЕНВД в отношении иных видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ) (см. также письмо Минфина России от 25.10.2015 N 03-11-06/3/61231).

При этом УСН не применяется наряду с:

— общим режимом налогообложения (письма Минфина России от 15.06.2011 N 03-11-11/146, от 21.04.2011 N 03-11-06/2/63, определение КС РФ от 16.10.2007 N 667-О-О и др.).

Перейти на УСН с ОСН можно только со следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, начиная с которого они переходят на УСН.

В отношении деятельности в сфере оказания ветеринарных услуг может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (наряду с ОСН по оптовой торговле).

Организации переходят на уплату ЕНВД добровольно (абзац 2 п. 1 ст. 346.28 НК РФ). В связи с этим нет обязанности подавать в ИФНС заявление о переходе на ЕНВД, который отменяется с 01.01.2021 (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 08.10.2019 N 03-11-11/77205, от 15.10.2019 N 03-11-03/3/78979).

Если организация имеет желание применять ЕНВД, следует подать заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика в пятидневный срок, начиная с того дня, когда организация фактически начнет применять «вмененку» (п. 6 ст. 6.1, абзац 1 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой постановки на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в таком случае будет считаться дата начала применения спецрежима — ЕНВД, которую организация укажет в заявлении (абзац 2 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Организация является подрядчиком по договору на выполнение работ по установке современной системы видеонаблюдения на объекте, который включен в перечень объектов культурного наследия. Договор между заказчиком и генеральным подрядчиком заключен без НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Генеральный подрядчик заключил с субподрядчиком договор также без НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как выполняемые работы относятся к приспособлению объекта культурного наследия для современного использования. Данный вид работ не лицензируется. Справка об отнесении объекта к объектам культурного наследия имеется. Предметом договора является выполнение работ по восстановлению работоспособности системы охранного телевидения в рамках оснащения объекта культурного наследия комплексными системами безопасности.

Можно ли реализовать данный вид работ без НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Может ли субподрядчик организации также воспользоваться освобождением от НДС в рамках выполнения работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования?

Наличие каких документов позволяет генеральному подрядчику, подрядчику, субподрядчику применять освобождение по НДС при выполнении работ на объекте культурного наследия?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация как подрядчик (субподрядчик) вправе применить льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, только при наличии:

— справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия (далее — ОКН);

— копии договора на выполнение указанных работ;

— лицензии Минкультуры;

— разрешения на проведение ремонтных работ от уполномоченного органа.

Такие же требования для применения льготы по НДС предъявляются и к субподрядчику.

Обоснование позиции:

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В то же время в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим обложению (освобождаемым от налогообложения) НДС, реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению ОКН (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного ОКН, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению ОКН, выявленного ОКН для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, выявленного ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ на ОКН, выявленных ОКН.

Такая реализация в соответствии с НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС при представлении в налоговые органы следующих документов:

— справки об отнесении объекта к ОКН, включенным в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, или справки об отнесении объекта к выявленным ОКН, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН, или органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН, в соответствии с Законом N 73-ФЗ;

— копии договора на выполнение указанных работ.

Обращаем внимание на письмо ФНС России от 07.09.2012 N АС-20-3/970, в котором представители налогового ведомства в отношении вопроса освобождения от уплаты НДС высказали точку зрения, что общестроительные, земляные работы, работы по прокладке внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, работы по монтажу систем пожаротушения, молниезащиты, выполняемые на ОКН, подлежат налогообложению НДС. Но если такие работы являются частью приспособления, то эти работы не подлежат налогообложению НДС.

В то же время в письме Минкультуры РФ от 17.07.2017 N 207-01.1-39-ВА указано, что приспособлением инженерных систем и оборудования на объекте культурного наследия считаются работы по прокладке новых коммуникаций по новым трассам и в случае, если ранее объект существовал исторически без таких систем и оборудования, в то время как ремонтом инженерных систем и оборудования на объекте культурного наследия считаются работы по модернизации существующих коммуникаций по старым трассам в силу их физического износа.

Исходя из формулировки предмета договора, полагаем, что речь идет о ремонтных работах. Из буквального прочтения пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что освобождение применяется и в отношении ремонтных работ, осуществленных на объекте культурного наследия.

В письмах Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-07/35, от 27.03.2012 N 03-07-07/36 разъясняется, что при определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, следует руководствоваться нормами Закона N 73-ФЗ. Положения п. 1 ст. 40, ст. 42, п. 1 ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ также предусматривают проведение ремонтных работ на ОКН. При этом организация, осуществляющая ремонтные работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению ОКН (п. 6 ст. 45 Закона N 73-ФЗ).

Также обращаем внимание на то, что согласно п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих их, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (смотрите также пп. 48 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, содержится в приложении к указанному Положению о лицензировании и включает такие виды работ, как ремонт и приспособление ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы «по сохранению ОКН, включенного в реестр или выявленного ОКН, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны ОКН, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН, согласованной соответствующим органом охраны ОКН, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны ОКН за их проведением».

Административные регламенты по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению ОКН (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения утверждены приказами Министерства культуры РФ от 28.06.2012 N 683 и от 30.07.2012 N 811.

Разрешение выдается также в соответствии с требованием приказа Министерства культуры РФ от 21.10.2015 N 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» (далее — Приказ N N 2625).

В соответствии с Приказом N 2625 в форме разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального значения указывается полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или Ф.И.О. — индивидуального предпринимателя — проводящей(го) работы по сохранению ОКН, кому оно выдано. Вносятся также реквизиты лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН, а также осуществляемые виды работ и данные об ОКН.

В связи с тем, что подрядчик несет ответственность за работы, выполненные как собственными силами, так и привлеченным им субподрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ), полагаем, что подрядчик, привлекая к работе субподрядчика, должен убедиться в наличии как разрешения, так и лицензии у субподрядчика. Исходя из вышеизложенного, полагаем, что у всех исполнителей — генподрядчика, подрядчика, субподрядчика должны быть не только документы, перечисленные в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, но и соответствующая лицензия и разрешение на проведение ремонтных работ от уполномоченного органа.

В договорах работы, по которым применяется освобождение от НДС (по ст. 149 НК РФ), следует указать цену договора без НДС (смотрите дополнительно рекомендуемый материал).

Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

В заключение напомним, что организация вправе обратиться в Минфин России за письменными разъяснениями о применении законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2, пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ).

К сведению:

Обращаем внимание на то, что проводить ремонтные работы на ОКН без лицензии исполнитель не вправе, это касается и генподрядчика, и субподрядчика.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Российская организация заключила договор с иностранной компанией (резидент Казахстана) на предмет получения роялти от использования принадлежащего организации ноу-хау при наступлении определенных событий. Полученные суммы роялти учитываются российской организацией в качестве выручки от обычных видов деятельности на счете 90.

Как отразить в бухгалтерском учете следующие операции: начислена выручка в виде роялти от иностранной компании, получена сумма роялти за вычетом удержанного налога на прибыль налоговыми органами иностранного государства, сумма удержанного налога принята в уменьшение уплаты налога на прибыль в РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации сумму удержанного налоговым агентом казахстанского налога целесообразно отразить на отдельном субсчете к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отражение этой суммы на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» до момента выполнения условий для зачета в счет уплаты налога на прибыль считаем некорректным. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

В рамках настоящей консультации мы не рассматриваем правомерность удержания иностранной компанией налога на доход от роялти, а также отражение в бухучете курсов валюты.

Налоговый учет доходов, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, и расходов, произведенных в связи с их получением, ведется организацией в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

При этом следует учитывать положения п. 1 ст. 7 НК РФ, устанавливающего приоритет правил и норм международных договоров РФ над правилами и нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

В отношениях между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция). Данная Конвенция распространяется в том числе на налог на прибыль предприятий и организаций.

Согласно ст. 12 Конвенции роялти, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие роялти также могут облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого договаривающегося государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти.

В соответствии со ст. 23 Конвенции, если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане (далее — казахстанский налог), может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

Следовательно, организация имеет право уменьшить начисленный российский налог на прибыль на величину удержанного в Казахстане налога при условии соответствующего документального подтверждения.

Пункт 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). В свою очередь, п. 6.1 ПБУ 9/99 указывает, что по общему правилу величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.

Таким образом, выручка в бухгалтерском учете российской организации отражается в полном размере, обусловленном договором, то есть включая удержанные за границей суммы казахстанского налога.

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), сумму удержанного налоговым агентом казахстанского налога целесообразно отразить на отдельном субсчете к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отражение этой суммы на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» до момента выполнения условий для зачета в счет уплаты налога на прибыль считаем некорректным.

Впоследствии учтенная на счете 76 сумма казахстанского налога может быть списана в дебет счета 68, субсчет «Налог на прибыль» (при выполнении установленных в ст. 311 НК РФ условий и с учетом ограничений по размеру).

Таким образом, в данном случае в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие проводки:

Дебет 62, Кредит 90

— отражена выручка в размере роялти по договору;

Дебет 51 (52), Кредит 62

— получена оплата по лицензионному договору (за вычетом удержанного в Казахстане налога);

Дебет 76, субсчет «Расчеты по налогу, уплаченному в Казахстане», Кредит 62

— отражена сумма удержанного казахстанского налога;

Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль организаций», Кредит 76, субсчет «Расчеты по налогу, уплаченному в Казахстане»

— произведен зачет суммы казахстанского налога в счет уплаты налога на прибыль.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Работник в 2006 году приобрел квартиру за 3 400 000 рублей. На тот момент можно было предъявить имущественный вычет только на 1 000 000 рублей. Вычет производится до сих пор, в 2019 году заканчивается. Работник утверждает, что его вычет на сегодня оставляет 2 000 000 рублей.

Прав ли работник?

Имущественный налоговый вычет при приобретении (строительстве) жилья предоставляется в размере фактически произведенных расходов. При этом для расходов на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков вычет не может превышать определенной величины.

В отношении квартиры, приобретенной в 2006 году, величина вычета составляла 1 000 000 рублей (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в действующей в этот период времени редакции), и на это многократно обращалось внимание в официальных разъяснениях (письмо Минфина России от 01.04.2019 N 03-04-05/22418 и пр.).

Также указывалось, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в размере, действовавшем на момент возникновения права собственности на квартиру (письмо Минфина России от 08.11.2017 N 03-04-05/73352). Поэтому очевидно, что в ситуации, когда расходы были понесены в 2006 году и право собственности возникло в 2006 году, величина вычета по ним не может быть иной (письма Минфина России от 27.03.2009 N 03-04-05-01/148 и от 24.03.2009 N 03-04-05-01/140, а также письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.2009 N 20-14/4/048242@).

Если налогоплательщик — физическое лицо заявит иную величину, налоговый орган при камеральной проверке декларации 3-НДФЛ предложит ему откорректировать эти данные (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Нужно ли сдавать декларацию по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2020 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расчет по налогу на имущество организации за 1 квартал 2020 года подавать в налоговый орган не нужно. С 1 января 2020 года ежеквартальные отчеты по этому налогу отменены.

Обоснование вывода:

Согласно действующей редакции абзаца 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и п. 1.1 ст. 346 НК РФ, налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.

До 1 января 2020 года этот абзац содержал требования о сдаче авансовых расчетов по налогу на имущество по итогам каждого отчетного периода: налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Однако п. 20 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ внесены изменения в ст. 386 НК РФ, отменяющие с 1 января 2020 года требование о предоставлении ежеквартальных расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество.

В связи с этим в 2020 году подавать в налоговый орган ежеквартальные отчеты по налогу на имущество не нужно.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, по налогу на имущество за 2020 год организации необходимо подать в налоговый орган только один отчет не позднее 30 марта 2021 года.

Форма и порядок заполнения этого отчета утверждены приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Савина Елена

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

В целях защиты работника, направляемого в командировку, от опасности заражения коронавирусной инфекцией предприятие выкупает все билеты в купе поезда. Работник едет один.

Имеет ли право организация включить в затраты стоимость остальных трех приобретенных билетов? Каким образом это оформить?

Учитывается ли в расходах по налогу на прибыль стоимость всех билетов в купе поезда, которые были приобретены в целях защиты сотрудника от коронавирусной инфекции? Облагаются ли расходы на проезд, возмещаемые работнику, НДФЛ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация вправе учесть произведенные затраты на оплату стоимости всего купе в составе расходов по налогу на прибыль, если локальными нормативными актами будет установлено, что при командировках в условиях распространения COVID-19 для работников выкупается целиком купе.

Рассматриваемые расходы на проезд, возмещаемые работнику, не следует облагать НДФЛ.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. При этом положения главы 25 НК РФ не содержат ограничений в размере возмещения сумм оплаты проезда сотрудника организации к месту командировки и обратно (письма Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/2/114, от 08.05.2015 N 03-03-06/1/26918, п. 1 письма УФНС России по г. Москве от 26.08.2014 N 16-15/084374). Такие расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Отметим, что понятие «экономически оправданные расходы» является оценочным понятием. По мнению судей, критерием оценки в этом случае является связь тех или иных расходов с намерением получить доход независимо от того, будет ли получен доход в действительности. Организация самостоятельно определяет, являются ли для него определенные расходы экономически оправданными. Обязанность доказать отсутствие связи между расходами и намерением получить доход лежит на налоговом органе (определения КС РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, от 04.06.2007 N 320-О-П).

В данном случае обязательным является наличие оправдательных документов, подтверждающих обоснованность расходов. Поэтому у компании должны быть доказательства того, что приобретение дополнительных билетов вызвано производственной необходимостью. В рассматриваемом случае поездка работника осуществлялась в период сложной эпидемиологической ситуации, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В период пандемии организации обязаны соблюдать мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции.

Учитывая, что ст. 168 ТК РФ и абзац 1 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ не ограничивают размер расходов работодателя на оплату проезда и не определяют виды транспорта, которые могут использоваться при направлении работника в командировку, организация вправе учесть произведенные затраты на оплату стоимости всего купе в составе расходов по налогу на прибыль, если локальными нормативными актами будет установлено, что при командировках в условиях распространения COVID-19 для работников выкупается целиком купе в таких вагонах.

К сведению:

Соответствующие положения, связанные с мерами защиты от коронавирусной инфекции, внесены в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ. Изменения коснулись, в частности, норм пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДФЛ

В соответствии с абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При этом абзацем двенадцатым п. 1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения.

Таким образом, от обложения НДФЛ освобождаются суммы оплаты организацией фактически произведенных и документально подтвержденных расходов работника на проезд к месту командирования и обратно, при наличии решения работодателя о возмещении работнику расходов на командировку в размерах, превышающих определенные в локальном нормативном акте (письма Минфина России от 08.05.2015 N 03-03-06/1/26918, от 30.12.2011 N 03-04-06/6-364). При этом законодательством не ограничен размер расходов работодателя на оплату проезда и не определены виды транспорта, которые могут использоваться при направлении работника в командировку (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2010 по делу N А56-6808/2010; определением ВАС РФ от 03.02.2011 N ВАС-390/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Поскольку в рассматриваемой ситуации работник организации направляется в командировку для выполнения служебного задания и право выкупа купе для него предусмотрено локальным нормативным актом, стоимость остальных билетов в купе не облагается НДФЛ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Организация является учредителем доверительного управления недвижимым имуществом и исчисляет сумму авансового платежа налога на прибыль ежеквартально с уплатой ежемесячного авансового платежа в отчетном периоде. В соответствии с договором доверительного управления и ст. 1020 ГК РФ управляющий представляет учредителю управления отчет о полученных доходах и расходах один раз в квартал. При этом в ст. 276 НК РФ указано, что доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по договору управления имуществом и представлять учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем доверительного управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.

Могут ли данные обстоятельства послужить основанием для претензий со стороны налоговых органов в описанной ситуации, а также при переходе учредителя на исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли?

Если не пересмотреть периодичность представления отчета управляющего с квартальных на ежемесячные, то, по нашему мнению, существует риск начисления пени и риск штрафа по ст. 120 НК РФ.

По итогам года налог будет рассчитан корректно, т.к. при уплате ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли срок подачи годовой декларации — 28 марта следующего года. Это подтверждается письмом УМНС от 15.01.2003 N 26-12/3135.

В случае недоначисления или недоплаты авансовых платежей с налогоплательщика не должен взыскиваться штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ. Это было отражено в пункте 16 информационного письма ВАС от 17.03.2003 N 71, а также в письмах ФНС от 06.04.2006 N 21-4-04/153@, письме Минфина России от 16.02.05 N 03-02-07/1-31.

Управляющий должен ежемесячно нарастающим итогом определять доходы и расходы по ДУ и представлять сведения о них учредителю (выгодоприобретателю) (п. 1 ст. 276 НК РФ, письма Минфина России от 26.07.2019 N 03-08-05/56002, от 25.04.2019 N 03-03-05/30470).

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке (п. 6 ст. 108 НК РФ). В силу пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поэтому рекомендуем провести переписку с управляющим о заключении допсоглашения в части изменения периодичности представления отчетности. Такое письмо и мотивированный отказ управляющего, на наш взгляд, будут доказывать невиновность учредителя доверительного управления в том, что он отражает доход один раз в квартал.

Перейти на уплату авансов исходя из фактической прибыли не с начала года позволяет п. 2.1 ст. 286 НК РФ в новой редакции. Перейти можно в любом месяце начиная с отчетности за январь-апрель и до конца 2020 года. Уведомление о переходе подается по форме, рекомендованной письмом ФНС от 22.04.2020 N СД-4-3/6802@. Чтобы перейти на уплату авансов исходя из фактической прибыли за январь-апрель, подать уведомление нужно не позднее 8 мая 2020 года. Если переходить с отчетности за январь-май, то уведомление нужно подать не позже 20 мая.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Организация переходит с ОСН на уплату ЕНВД в отношении всех осуществляемых видов предпринимательской деятельности. На балансе организации числится спецодежда, учтенная в составе материально-производственных запасов на счете 10.11 «Спецодежда в эксплуатации», стоимость которой не полностью отнесена на расходы в бухгалтерском учете. При этом в налоговом учете стоимость указанной спецодежды была единовременно списана в расходы при передаче в эксплуатацию.

Нужно ли организации восстанавливать НДС в части стоимости спецодежды, не отнесенной на расходы в бухгалтерском учете (остаточной стоимости)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация в данном случае не должна восстанавливать НДС по спецодежде в связи с переходом на ЕНВД.

Обоснование позиции:

На основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС (далее также — налог), принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 той же статьи. Это предполагает, в частности, восстановление НДС при переходе налогоплательщика на уплату ЕНВД в связи с тем, что приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права будут использоваться в операциях, не облагаемых НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Законом установлено, что в случае, если такой переход осуществляется в отношении всех видов предпринимательской деятельности, то НДС нужно восстановить в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату ЕНВД. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Как видим, глава 21 НК РФ предусматривает необходимость восстановления НДС при переходе на уплату ЕНВД в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, только в отношении основных средств и нематериальных активов. Из письма Минфина России от 27.01.2010 N 03-07-14/03 следует, что для этого используются данные бухгалтерского учета.

В рассматриваемой ситуации спецодежда учитывается в составе материально-производственных запасов, то есть представляет собой актив, отличный от основных средств и нематериальных активов, несмотря на то, что в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, его стоимость переносится на расходы постепенно. Данное обстоятельство указывает на отсутствие необходимости восстановления НДС по спецодежде, учтенной в составе оборотных активов, в сумме, пропорциональной ее остаточной стоимости.

Необходимости восстановления в отношении спецодежды, учтенной на счете 10 и имеющей остаточную стоимость, полной суммы ранее принятого к вычету НДС в связи с переходом на уплату ЕНВД мы также не видим, поскольку числящаяся на балансе организации спецодежда уже была передана в эксплуатацию, то есть использовалась в деятельности, облагаемой НДС.

Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности норм главы 21 НК РФ в данном случае подлежат толкованию в пользу налогоплательщика.

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным рассмотренной ситуациям нами не обнаружено. При этом мы не можем исключить вероятности того, что налоговый орган при проверке будет придерживаться отличной от выраженной нами позиции.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Единственный участник ООО (физическое лицо) планирует купить квартиру в строящемся жилом доме. Общество оплатит со своего расчетного счета половину стоимости квартиры, часть стоимости участник оплатит самостоятельно через ипотеку.

Может ли участник при покупке квартиры с помощью организации оформить квартиру сразу на себя как физическое лицо? Каким будет налогообложение у общества (в том числе в случае, если общество первоначально приобретет право собственности на эту квартиру, с тем чтобы передать ее своему участнику)? Сможет ли общество, применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учесть затраты на покупку при исчислении налога?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В настоящей ситуации квартира может быть изначально приобретена в собственность участника ООО, если он от своего имени заключит с застройщиком договор участия в долевом строительстве. Возможен и вариант, когда право собственности на квартиру первоначально возникнет у общества, а в дальнейшем это имущество будет передано в собственность участника.

В связи с оплатой обществом части стоимости квартиры, право собственности на которую приобретет физическое лицо участник ООО, у этого лица возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ.

Общество не вправе будет учесть расходы на оплату части стоимости квартиры при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Обоснование позиции:

Гражданско-правовые аспекты

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 214-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Объектом долевого строительства является в том числе жилое помещение (п. 2 ст. 2 Закона N 214-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 313 ГК РФ кредитор в обязательстве (ст. 308 ГК РФ) вправе, а в ряде случаев обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Ни из ГК РФ, ни из Закона N 214-ФЗ не следует, что обязанность участника долевого строительства по оплате цены соответствующего договора должна быть исполнена им лично.

Следовательно, в настоящей ситуации организация (ООО, далее также — общество) вправе оплатить часть стоимости квартиры по договору участия в долевом строительстве, заключенному между физическим лицом (единственным участником ООО) и застройщиком (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2011 N Ф07-10062/11, Второго ААС от 01.02.2016 N 02АП-10049/15, Тринадцатого ААС от 31.01.2014 N 13АП-24017/13). При этом право собственности на квартиру изначально возникнет у физического лица как стороны договора участия в долевом строительстве (ч. 1 ст. 16 Закона N 214-ФЗ).

Возможен и иной вариант, когда договор участия в долевом строительстве заключит не физическое лицо, а общество. В этом случае общество приобретет право собственности на квартиру и вправе будет передать ее (в том числе безвозмездно) своему участнику. Обратим внимание, что обязательство перед застройщиком по оплате стоимости квартиры в этом случае также возникнет у общества.

Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ и с учетом ст.ст. 208 и 209 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им от источников в РФ, в том числе доходы, полученные в натуральной форме.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав.

Для целей НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В свою очередь, в силу п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией товаров понимается передача на возмездной основе, а в предусмотренных НК РФ случаях и на безвозмездной основе, права собственности на товары.

Отсюда следует, что в связи с оплатой обществом части стоимости квартиры, приобретаемой участником ООО — физическим лицом, у этого лица возникнет доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ. Размер дохода будет равен оплаченной обществом части цены квартиры по договору участия в долевом строительстве (п. 3 ст. 210 НК РФ, смотрите в связи с этим также письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-04-07/80758, от 14.01.2019 N 03-04-06/1153, от 26.09.2017 N 03-04-06/62146). При этом налогооблагаемый доход за налоговый период будет определяться с уменьшением на 4000 рублей (стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей, освобождаемая от налогообложения в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ).

Исполняя обязанности налогового агента, общество будет обязано при выплате налогоплательщику любых доходов в денежной форме удержать из выплачиваемых сумм налог на доходы физических лиц, исчисленный с дохода, полученного налогоплательщиком в натуральной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если в течение налогового периода (календарный год — ст. 216 НК РФ) удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога будет невозможно, на общество возлагается обязанность письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Сообщение в налоговый орган должно быть представлено по форме 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@).

Аналогичным образом следует поступить, если общество приобретет квартиру в собственность, а затем подарит ее физическому лицу. В этом случае налоговая база по НДФЛ будет определяться как рыночная стоимость квартиры (п. 1 ст. 105.3, п. 1 ст. 211 НК РФ).

Налогообложение у общества

В связи с приобретением физическим лицом — участником ООО квартиры в собственность у общества не возникает какого-либо дохода (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а следовательно, и обязанности по уплате налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Поскольку общество не приобретет право собственности на квартиру, у него не возникнет обязанности уплачивать и налог на имущество организаций (далее — налог на имущество).

При использовании варианта, когда собственником квартиры первоначально станет общество, у него может появиться обязанность уплачивать налог на имущество в отношении этого объекта недвижимости. Хотя по общему правилу организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество, это правило не распространяется на объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). А к таким объектам относятся в том числе жилые помещения (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Поэтому, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, у общества возникнут обязанности налогоплательщика по этому налогу (п. 2 ст. 375, п. 2 ст. 378.2 НК РФ, письма ФНС России от 06.04.2020 N БС-3-21/2771@, Минфина России от 12.02.2020 N 03-05-05-01/9474).

В отношении возможности учесть расходы общества на оплату стоимости квартиры при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее — налог), отметим следующее. Перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения по налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. По нашему мнению, расходы общества в виде сумм оплаты стоимости квартиры, право собственности на которую будет приобретено участником общества (или которая будет приобретена обществом с целью ее передачи в собственность участника ООО), не отвечают ни одному из видов расходов, которые предусмотрены упомянутой нормой. В частности, они не могут быть признаны ни расходами на приобретение основных средств (п. 1 ст. 257, пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), ни материальными расходами (п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), так как даже в случае, если первоначально право собственности на квартиру будет приобретено обществом, это имущество, как мы поняли из вопроса, не будет использоваться при осуществлении предпринимательской деятельности организации.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 той же статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть при условии, что они экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поскольку стоимость квартиры оплачивается обществом в целях передачи права собственности на это имущество физическому лицу — участнику этого ООО, представляется, что экономическая оправданность таких расходов может быть поставлена налоговым органом под сомнение (письма Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/6-329, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207).

Таким образом, как мы полагаем, расходы общества на оплату части цены квартиры в настоящей ситуации не могут быть учтены при определении объекта налогообложения по налогу.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Организация (ООО) проводила крупную реконструкцию и строительство объектов недвижимости. Данные объекты были построены (тот есть сформирована первоначальная стоимость) и введены в эксплуатацию. С них платится налог на имущество. Так как процедура госрегистрации — долгий процесс, он сейчас еще не закончен и в бухгалтерию поступают закрывающие документы по оформлению объекта от подрядчиков, которые занимаются этим вопросом.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы, если здания уже введены в эксплуатацию?

В бухгалтерском учете затраты, связанные с регистрацией объектов недвижимости, понесенные после принятия их к учету, организация может отразить в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (п.п. 12, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Однако возможен пересмотр первоначальной стоимости, если была допущена ошибка в понимании ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Например, когда дата поступивших с опозданием документов раньше даты ввода в эксплуатацию объектов.

В налоговом учете такие расходы можно признать прочими на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ или пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соблюдения всех требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 4 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20327).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Организация в Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга уведомление о продолжении деятельности в период коронавируса, в соответствии с Разъяснениями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121, не направляла, однако фактически продолжает работу (удаленно, дистанционно и прочее).

Переносятся ли в данном случае сроки отчетности и сроки уплаты налогов за 1 квартал 2020 года для микропредприятия по оптовой торговле стройматериалами?

Сроки представления налоговой отчетности были перенесены для всех организаций и ИП (п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). О конкретных сроках смотрите в Таблице переноса сроков представления отчетности и уплаты налогов в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, апрель 2020 г.).

Для организаций, не относящихся к пострадавшим отраслям (по перечню в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434) перенос сроков отчетности не влечет продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам (п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

При этом сроки, установленные НК РФ для уплаты налоговых платежей, выпадающие на нерабочие дни, для налогоплательщиков, не указанных в пункте 2 Указа Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206, п. 4 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 и п. 3 Указа Президента РФ от 28 апреля 2020 г. N 294, теперь автоматически должны быть перенесены на первый рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Полагаем, что все сроки, которые уже были продлены в связи с нерабочей неделей до 6 апреля (информация ФНС России от 31.03.2020, письма Минфина России от 31.03.2020 N 03-02-07/2/25589, ФНС России от 01.04.2020 N СД-4-3/5547@), теперь автоматически продлеваются для неработающих предприятий до 12 мая 2020 года.

Однако остается неопределенность в ситуации, когда на организацию распространяются нерабочие дни, но она фактически работала. Есть риск того, что налоговые органы признают перенос сроков уплаты налогов на 12 мая неправомерным. По такой ситуации официальных разъяснений нет, поэтому безрисковый вариант для работающей компании — не переносить сроки уплаты налога.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида