Бывший руководитель и субсидиарная ответственность

директорГражданским законодательством и законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрен ряд норм, направленных на предупреждение недобросовестных действий контролирующих лиц и определяющих ответственность за их совершение.

В частности, статьей 10  Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлена ответственность руководителей, учредителей, собственников имущества должника, а также контролирующих должника лиц в виде  привлечения их к субсидиарной ответственности по долгам несостоятельного общества. Применить эту норму и привлечь к субсидиарной ответственности удалось руководителей Общества, которое после проведения выездной налоговой проверки прекратило свою деятельность и было признано несостоятельным (банкротом).

В ходе  выездной налоговой проверки    установлено, что проверяемым  Обществом заключены договора с поставщиками товаров, услуг, обладающими признаками фирм-однодневок. Налоговым органом доказана невозможность реального осуществления хозяйственной деятельности этими контрагентами по фактам отсутствия у них для этого необходимых условий: соответствующих расходов, имущества и транспортных средств, рабочего персонала. Установлено, что продукты питания, строительные и иные материалы, оформленные от имени фирм-однодневок, фактически закупались у иных реальных контрагентов.

Также Общество осуществляло хозяйственные операции с взаимозависимыми (аффилированными) лицами, вовлеченными в схему обналичивания денежных средств. Денежные средства, поступавшие на расчетные счета взаимозависимых  лиц, в дальнейшем перечислялась на пластиковые карты генерального директора Общества или других физических лиц, имеющих к нему отношение.

В период  вступления в силу решения  налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководством Общества предприняты меры по выводу денежных средств  на счета подконтрольных организаций и прекращению хозяйственной деятельности. Взыскать в установленном Налоговым кодексом порядке доначисленные по результатам налоговой проверки платежи не удалось  по причине отсутствия денежных средств на счетах и принадлежащего Обществу имущества. В ноябре 2013 года по заявлению налогового  органа Общество признано банкротом в порядке упрощенной процедуры банкротства.

Таким образом, результатом неправомерных действий руководства Общества  стало  увеличение неисполненных налоговых обязательств, что повлекло нанесение ущерба  бюджетам различных уровней и последующее банкротство.

Кроме того, руководителем Общества не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве, в соответствии с которой  руководитель должника при наличии признаков несостоятельности обязан обратиться с соответствующим заявлением  в арбитражный суд. Также руководством должника не исполнена обязанность по передаче конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, материальных и иных ценностей.

При таких обстоятельствах  налоговым органом был инициирован вопрос о привлечении бывших руководителей  к субсидиарной ответственности по долгам  Общества  на основании статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Суд счел доказанной причинно-следственную связь между совершенными бывшими руководителями Общества действиями и наступившими последствиями в виде банкротства должника и определил  солидарно  взыскать  в порядке субсидиарной ответственности налоговые долги с сумме 13,3 млн.рублей.

Уважаемые налогоплательщики! Будьте бдительны. При осуществлении деятельности исключите риски и проверьте контрагента на сайте  ФНС России в разделе «Электронные сервисы/ Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

// УФНС Владимирская область