Группировка сделок при обосновании условий ценообразования для целей налогообложения

Группировка сделок при обосновании условий ценообразования для целей налогообложенияНесмотря на различные нововведения, произошедшие в сфере налогообложения в 2012—2013 гг., интерес к правилам трансфертного ценообразования не ослабевает. Указанные правила налогоплательщики осваивают поэтапно. Одним из важнейших этапов, несомненно, является выбор метода трансфертного ценообразования, ведь от него будет зависеть конечный результат сделки для целей налогообложения.

Необходимо отметить, что налогоплательщик по сделкам между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения вправе использовать тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий конкретной сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии примененной в ней цены рыночным ценам.

Налоговый кодекс РФ допускает, что методы, основанные на анализе различных показателей рентабельности, при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) могут использоваться также по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Таких методов — четыре: метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли. Рассмотрим, как это допущение действует на практике.

Прежде чем объединить однородные сделки в группу, проанализируем отдельные положения НК РФ, и прежде всего ряд определений.

Определение однородных сделок дается в п. 5 ст. 105.7 НК РФ. Это сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

Понятие идентичных товаров (работ, услуг) приведено в п. 6 ст. 38 НК РФ, однородных товаров — в п. 7 той же статьи. Определению сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок посвящена ст. 105.5 НК РФ. Кроме того, при объединении однородных сделок в группу необходимо учитывать, что для каждой сделки должны совпадать метод трансфертного ценообразования и выбранный показатель рентабельности. Следует также отметить, что при применении методов трансфертного ценообразования, основанных на анализе различных показателей рентабельности и ориентированных на группу однородных сделок, предмет сделки будет иметь второстепенное значение. На первый план выходят вид осуществляемой лицом деятельности и связанные с ним функции. Это подтверждается и положениями ст. 105.8 НК РФ, согласно которым

показатели рентабельности и иные финансовые показатели определяются как для российских, так и для иностранных организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, при определении интервала рентабельности сопоставимых организаций необходимая для анализа информация может быть получена только по основному виду их деятельности, заявленному в соответствии с ОКВЭД, международными или иными классификаторами. То есть если организация осуществляет реализацию продукции широкой товарной номенклатуры, то в целях применения, например, метода сопоставимой рентабельности марки или сорта этой продукции не будут иметь значения. Ведь при поиске сопоставимых организаций, выполняющих аналогичные виды деятельности и связанные с ними функции, показатели рентабельности будут определены на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в ней доходы и расходы по конкретному предмету не детализируются. В любом случае, если организация принимает решение рассчитывать рентабельность по маркам или сортам предмета сделки, фактические показатели рентабельности сопоставимых организаций совпадут для каждого из сортов или марок.

Подробности – в №5/2013 журнала «Налоговая политика и практика»