На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

Организация приобрела оборудование стоимостью более 100 000 руб. (модельные машины на радиоуправлении) для целей обучения сотрудников. В период обучения такое оборудование как итог отдельных этапов уничтожается ввиду специфики обучения. Организация заранее предполагает период использования такого оборудования менее 12 месяцев (фактически не более месяца).

В связи с вышеописанным, из-за краткосрочного характера использования оборудования по стоимости более 100 000 рублей как в бухгалтерском и налоговом учете отразить приобретение такого оборудования?

Полагаем, что в данном случае оборудование следует учитывать в бухгалтерском учете в составе запасов на счете 10 «Материалы» (Дебет 10 Кредит 60 — отражено приобретение оборудования). Так, согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Отметим, что для признания актива в бухгалтерском учете в качестве запасов его стоимость не имеет значения.

Предусмотрены только два условия признания запасов (п. 5 ФСБУ 5/2019):

а) затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение НКО целей, ради которых она создана);

б) определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.

В данном случае, на наш взгляд, оба условия соблюдаются.

В целях налогообложения прибыли приобретенный объект признается амортизируемым имуществом, в частности, при соблюдении условия о том, что срок его полезного использования составляет более 12 месяцев (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Поэтому в налоговом учете расходы на покупку оборудования могут быть учтены в составе материальных затрат (п. 1 ст. 254 НК РФ) либо как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Работник уплатил НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам. Работник уплатил НДФЛ с доходов в виде заработной платы.

В случае возврата НДФЛ (вычеты в случае, если недостаточно зарплатного НДФЛ) учитывается ли сумма НДФЛ от депозитного дохода?

В данном случае необходимо учитывать внесенные в главу 23 НК РФ изменения, вступившие в силу с 2025 года.

Так, доходы в виде процентов по вкладам теперь формируют самостоятельную налоговую базу, к которой применима отдельная налоговая шкала 13/15% (подп. 12 п. 6 ст. 210, п. 1.1 ст. 224 НК РФ). НДФЛ с таких доходов исчисляется налоговым органом с учетом положений ст. 214.2 НК РФ (п. 1.1 ст. 225, п. 6 ст. 228 НК РФ).

Зарплата, как и прежде, формирует основную налоговую базу, которая в зависимости от совокупного размера облагается НДФЛ по новой многоступенчатой шкале 13%/15%/18%/20%/22% (п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ (в частности, стандартные, социальные, имущественные), применяются только к основной налоговой базе (в некоторых случаях к иным базам, не относящимся к процентам по вкладам). К доходам в виде процентов по вкладам вычеты неприменимы (пп. 3, 6 ст. 210 НК РФ).

Стоит отметить, что ранее (до 2025 года) проценты по вкладам формировали основную налоговую базу (смотрите п. 2.1 ст. 210 НК РФ в прежней редакции). А потому к ним вполне могли применяться налоговые вычеты по НДФЛ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Работник представил авансовый отчет, к которому прикрепил чек с выделенным НДС (счета-фактуры нет).

Должна ли организация выделить данный НДС в авансовом отчете и списать его по причине отсутствия счета-фактуры? Списать данный НДС организация должна на расходы, «учитываемые в налоговом учете» или «не принимаемые в налоговом учете»? Возможно ли данные расходы включить в стоимость услуг/товаров?

1. Согласно официальной позиции организация в рассматриваемой ситуации не вправе на основании кассовых чеков принять к вычету выделенный в них НДС (письма от 25.06.2020 N 03-07-09/54634, от 27.11.2019 N 03-07-11/92132).

Смотрите материалы:

Энциклопедия решений. Условие о наличии счета-фактуры для вычета НДС;

Вопрос: Возможно ли принять к вычету или признать в расходах при исчислении налога на прибыль НДС по расходам на ГСМ при представлении сотрудником авансового отчета, если сотрудник не представил счета-фактуры, а только путевые листы и кассовые чеки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)

— письма Минфина России от 31.08.2022 N 03-07-11/84844, от 19.07.2021 N 03-07-11/57329, от 26.03.2019 N 03-07-09/20252, от 13.08.2018 N 03-07-11/57127, от 12.01.2018 N 03-07-09/634.

2. Если в отсутствие счета-фактуры организация примет решение не принимать НДС к вычету, сумму налога нельзя учесть в расходах при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 13.08.2018 N 03-07-11/57127, от 28.12.2017 N 03-07-11/87948, постановление Тринадцатого ААС от 27.08.2018 N 13АП-19402/18).

В связи с этим в учете НДС (как не принимаемый для целей налогообложения по налогу на прибыль) должен учитываться отдельно, например, от ТМЦ (стоимость которых без НДС в дальнейшем будет списана на уменьшение налогооблагаемой прибыли).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

В случае утраты статуса ИП в какой форме нужно подать заявление? В случае утраты статуса ИП в какой срок нужно представить декларацию по УСН?

1. Гражданину необходимо подать заявление о государственной регистрации по форме N Р26001, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ @). Смотрите материал: Какие документы нужно подать для прекращения государственной регистрации ИП в добровольном порядке.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, означает одновременное прекращение действия УСН.

Следовательно, при закрытии индивидуального предпринимателя не возникает обязанности представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, по форме 26.2-8 (письмо ФНС России от 08.04.2016 N СД-3-3/1530@).

2. Индивидуальному предпринимателю при закрытии декларацию по УСН необходимо представить в срок не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ, письма ФНС России от 29.04.2015 N СА-4-7/7515@, от 08.04.2016 N СД-3-3/1530@).

Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Однако не исключено, что ИФНС будет требовать представить последнюю декларацию по УСНО в течение 25 дней следующего после закрытия ИП месяца. Поэтому во избежание налоговых рисков есть смысл узнать позицию по данному вопросу у ИФНС по месту жительства ИП.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

Организации надо оплатить организатору из Республики Беларусь проведение выставки в г. Минске. В договоре написано, что в рамках белорусского энергетического форума белорусская сторона оказывают услуги по организации выступления с докладом, предоставлению оборудованной комнаты для переговоров. Также в договоре написано, что «стоимость услуг — 43 680 росс. рублей, в том числе 20% НДС Республики Беларусь. Организатор (Республика Беларусь) выступает налоговым агентом по НДС на территории Республики Беларусь в соответствии с подп. 1 п. 29 Приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе». Но в этом подпункте пункта 29 говорится о недвижимом имуществе. Услуги по организации выставки являются рекламными, поэтому место их реализации — Россия (определяется по месту нахождения покупателя). Надо ли организации уплачивать НДС 20% в бюджет при оплате организатору выставки? Верно ли, что если с удержанием НДС и выплатой в меньшем размере организатор не согласится, то придется уплачивать с суммы 43 680 руб. дополнительно?

1. Если покупателем рекламных услуг, оказываемых белорусским (казахстанским) хозяйствующим субъектом, является российская организация, местом реализации таких услуг признается территория РФ, и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения НДС в РФ. В связи с этим российская организация исчисляет и уплачивает НДС в качестве налогового агента (смотрите письма Минфина России от 18.01.2019 N 03-07-13/1/2082, от 17.01.2019 N 03-07-13/1/1873, от 11.10.2017 N 03-07-13/1/66402, от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51483).

Если же российская организация приобретает у иностранных компаний услуги, связанные с участием в выставке на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг признается территория РФ, и, следовательно, они облагаются российским НДС. В этом случае у российской организации — покупателя возникают обязанности налогового агента по НДС. К такому выводу пришел, в частности, АС Московского округа в постановлении от 17.02.2017 по делу N А40-80207/2015.

Российская организация принимала участие в международных выставках и производила оплату иностранным организациям за услуги по предоставлению выставочных стендов, по разработке и оформлению стендов, услуги по предоставлению напольного покрытия, по изготовлению стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения, по изготовлению графических изображений, по предоставлению мебели и дополнительного оборудования, услуг электрика, Интернет, уборки и другие услуги, которые необходимы для обеспечения возможности участия в международных выставках. Суд квалифицировал эти услуги именно как рекламные, хотя налогоплательщик настаивал на том, что его отношения с иностранными поставщиками услуг следует квалифицировать как арендные. В итоге суд согласился с налоговой инспекцией, которая настаивала на применении к перечисленным услугам положений подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. По структуре нормы ст. 148 НК РФ в этой части содержат правила определения места реализации услуг, аналогичные приложению N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

2. По мнению Минфина России, в случае, если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому покупателю следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств. Для расчета налога к налоговой базе применяется расчетная ставка (п. 4 ст. 164 НК РФ). При этом сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в данном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможного дохода иностранного лица (письма Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51483, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 16.10.2007 N 03-07-15/153).

Суды соглашаются, что вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет. Указанной обязанности налогового агента корреспондирует право на применение вычета НДС в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11, от 18.05.2010 N 16907/09).

В ситуации, когда договор с иностранной компанией не предусматривает НДС, покупателю следует уплатить налог за счет собственных средств. По сути, указанный расчет будет означать увеличение стоимости услуг на сумму налога. А последующее обратное «выделение» из этой стоимости НДС по расчетной ставке 18/118% будет соответствовать порядку, установленному п. 1 ст. 161 НК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

ИП зарегистрирован на территории Волгоградской области в феврале 2025 года. Закон Волгоградской области от 28.03.2025 N 30-ОД распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2025 года, и действует по 31 декабря 2026 года. Действие данного Закона распространяется на налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных в качестве ИП с 01 января 2025 года. Если данный гражданин был зарегистрирован в качестве ИП с 2009 по 2012 года, а в 2025 году он зарегистрировался в качестве ИП повторно, то попадает ли он под действие «налоговых каникул»?

В п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом ВС РФ от 04.07.2018, пояснено, что физические лица, ранее обладавшие статусом ИП и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта РФ, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, не исключаются из сферы применения положений п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ. Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях дифференциации их прав, которая запрещена п. 2 ст. 3 НК РФ (письма Минфина России от 07.09.2018 N 03-11-12/63946, от 24.05.2019 N 03-11-11/37588, от 18.07.2019 N 03-11-11/53402, от 20.01.2020 N 03-11-11/2566).

В связи с этим, полагаем, что в данном случае ИП, повторно зарегистрированный в 2025 году (т.е. после вступления в силу Закона Волгоградской области от 28.03.2025 N 30-ОД) вправе рассчитывать на применение льготной ставки.

Отметим, что в ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.03.2025 N 30-ОД также указано, что речь идет об ИП: «…впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего Закона и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, указанные в приложении к настоящему Закону».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Каким образом необходимо произвести расчет материальной выгоды с операции купли-продажи доли в УК, когда долю продает и покупает физическое лицо, не являющиеся сотрудниками организации. Каким образом необходимо отразить данные изменения в бухгалтерском и налоговом учете по организации? Каким образом необходимо произвести начисления НДФЛ по данной операции? В каком разделе 6-НДФЛ необходимо это отобразить? В какие сроки нужно подать уведомление о невозможности удержать НДФЛ? Как скорректировать сальдо ЕНС?

Операция купли-продажи доли в УК между физическими лицами может повлечь за собой необходимость уплачивать НДФЛ:

— физлицом продавцом — с дохода от реализации доли (ее части) в уставном капитале организации (абзац третий подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ);

— физлицом — покупателем — с дохода, полученного им в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Поскольку ООО не является источником выплаты дохода по договору купли-продажи доли какой-либо стороне сделки, оно не признается налоговым агентом по НДФЛ (подп. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Поэтому ООО в данном случае не должно производить расчет НДФЛ с доходов как продавца, так и покупателя, а также не должно каким-либо образом показывать данную операцию в расчете 6-НДФЛ, корректировать сальдо ЕНС и сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог.

Участники сделки — физические лица должны самостоятельно определять свои налоговые обязательства по договору купли-продажи доли в уставном капитале (подп. 1, 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Подробно о расчете НДФЛ продавцом и покупателем в такой ситуации сказано в материале: Вопрос: Учет при продаже доли в уставном капитале ООО участником (физическим лицом) покупателю (физическому лицу) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2025 г.).

Также для ООО не установлено каких-либо оснований отражать какие-либо обороты на счетах бухгалтерского учета или показывать какие-либо доходы и расходы. Общество не выкупает долю, не выплачивает действительную стоимость доли. На счетах бухгалтерского учета организация отразит только переход доли от одного участника к другому проводкой по счету 80 на дату регистрации изменений в ЕГРЮЛ:

Дебет 80, субсчет «Участник 1» Кредит 80, субсчет «Участник 2».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Произойдут ли в 2026 году изменения, касающиеся обложения НДС реализации медицинских изделий?

На сегодняшний день ни в принятых федеральных законах, согласно которым в 2026 году Налоговый кодекс будет изложен в новых редакциях, ни в подготовленных законопроектах, ни в новостях, в которых обсуждаются предполагаемые изменения Налогового кодекса, мы не нашли информации о том, что при реализации медицинских изделий обязательства по НДС в 2026 году будут определяться иным образом.

Единственное, на что можем обратить внимание: Минздравом России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ID проекта 02/04/05-25/00156901). Данный законопроект на текущий момент в ГД ФС РФ не внесен.

Согласно предлагаемым изменениям освобождение от налогообложения по подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение 10%-й ставки НДС по подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ в отношении соответствующих медицинских изделий будет применяться при представлении в налоговый орган:

— или регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза;

— или сведений о регистрационном номере и дате государственной регистрации медицинского изделия из государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Изменения затрагивают именно эту часть норм. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрено предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ликвидируется ООО, назначен ликвидатор — физическое лицо (бывший генеральный директор данного ООО), он же учредитель и единственный сотрудник. Когда уволить генерального директора и сдать отчетность по НДФЛ, страховым взносам, страховым взносам на травматизм?

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами общества (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона об ООО, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2015 N Ф10-147/15 по делу N А14-8487/2014). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии приобретает право действовать от имени ООО без доверенности. Таким образом, с момента назначения ликвидационной комиссии полномочия руководителя юридического лица прекращаются в силу закона (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 N 18АП-12927/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 N 13АП-16534/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 N 19АП-7233/09, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 N 13АП-23811/13). Соответственно, вся отчетность от имени организации будет подаваться ликвидатором/председателем ликвидационной комиссии.

При этом автоматического прекращения трудовых отношений с руководителем в момент перехода полномочий к ликвидатору не происходит: трудовые отношения с директором ликвидируемой организации могут продолжаться вплоть до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации работодателя, основываясь на ранее заключенном и продолжающем свое действие трудовом договоре.

См. Вопрос: Планируется ликвидация ООО. Когда расторгнуть трудовой договор с руководителем? Можно ли произвести расчет по увольнению раньше даты увольнения? Кто подписывает отчетность? Обязательно ли назначать ликвидатора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2024 г.).

Законодательство не содержит конкретных сроков для увольнения директора при ликвидации организации. Его увольнение в связи с ликвидацией может быть произведено в любой момент с даты принятия решения о ликвидации и до ее окончания.

См. Вопрос: При упрощенной ликвидации ООО когда должен быть уволен директор? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, январь 2025 г.); Энциклопедия решений. Ликвидация ООО.

Последним налоговым периодом для организации, ликвидированной до конца календарного года, является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации.

См. Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы и СФР.

Заключительная отчетность должна быть сдана в налоговый орган не позднее дня представления ликвидационного баланса. В ином случае отчетность будет считаться непредставленной (пп. 5 п. 4.1 ст. 80 НК РФ).

В состав заключительной налоговой отчетности ликвидируемой организации должны быть включены все налоговые декларации и расчеты, которые подлежат представлению по окончании налогового периода, в связи с применяемой ею системой налогообложения. Никаких исключений в этом случае нет.

Как налоговый агент ликвидируемая организация за последний налоговый период должна сдать в ИФНС и расчет по форме 6-НДФЛ (письма ФНС России от 27.11.2015 N БС-4-11/20731@ и от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@).

Расчет по страховым взносам необходимо представить до составления промежуточного ликвидационного баланса. Расчет представляется за период с начала расчетного периода по день его представления включительно (п. 15 ст. 431 НК РФ).

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от несчастных случаев и профзаболеваний ликвидируемая организация должна представить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией. Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день его представления включительно (п. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

В кассовом чеке в строке «Приход» нет наименования товара. Дополнительно оформлен товарный чек, где наименование указано. Можно ли принять данный чек к учету и расходу?

Полагаем, что если совокупность имеющихся первичных документов позволяет подтвердить факт несения расходов и их обоснованность (их осуществление с ведома и в интересах организации), то расходы, осуществленные работником, могут быть учтены в целях налогообложения. Но, выражая такое мнение, мы не исключаем иной подход налоговых органов. Оперативно не были обнаружены примеры судебной практики с аналогичным предметом споров, в то же время, например, в решении АС Волгоградской области от 11.04.2022 N А12-34544/2021 суд сделал вывод, что отсутствие в чеке дополнительных реквизитов не препятствует включению затрат в расходы при исчислении налога на прибыль при условии, если экономическая обоснованность покупки была подтверждена другими документами.

См., например, Вопрос: Можно ли принять к учету кассовый чек, в котором не указано наименование товара? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, ноябрь 2024 г.); Вопрос: Можно ли принять чек от подотчетного лица без наименования товара в чеке (ответ Горячей линии ГАРАНТ, апрель 2025 г.).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

ООО работает на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и осуществляет в 2025 году свою деятельность по двум направлениям, одно из которых относится к коду по ОКВЭД 56.10.1, другое — к коду по ОКВЭД 70.22. Выручка по ООО за 2025 год по обоим видам деятельности составит более 60 млн руб.

По коду ОКВЭД 56.10.1 удельный вес доходов будет более 70% от общего объема доходов по ООО и доходы по данному виду деятельности будет менее 400 млн руб. за 2025 год.

Для применения льготы по НДС на 2026 год среднемесячные выплаты сотрудникам по данным расчетов страховых взносов (РСВ), выплаты в предшествующем году должны быть не ниже средней заработной платы по отрасли в регионе — за предшествующий календарный год среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (исходя из данных расчетов по страховым взносам) не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ по виду экономической деятельности.

Как правильно выполнить данное требование для того, чтобы ООО смогло применять в 2026 году льготу по НДС по виду деятельности по коду ОКВЭД 56.10.1: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (исходя их данных расчетов по страховым взносам) не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ по виду экономической деятельности должен быть у всех сотрудников ООО (в ООО работают сотрудники и по одному, и по другому виду деятельности)?

Согласно подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на территории РФ оказание услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями:

— через объекты общепита (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания);

— вне объектов общепита по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) (см. также письмо Минфина России от 19.11.2024 N 03-07-15/114909).

Одно из условий — за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных РСВ, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, в каждом субъекте РФ, в налоговый орган которого представлен РСВ за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Для применения льготы в 2026 году среднемесячный размер выплат в ООО за 2025 год должен быть не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли в регионе за 2025 год.

Для выполнения данного требования необходимо, чтобы среднемесячные выплаты всем сотрудникам ООО (как по ОКВЭД 56.10.1, так и по ОКВЭД 70.22) в совокупности соответствовали установленному показателю. Отдельный расчет по каждому виду деятельности не требуется.

См. Энциклопедия решений. Освобождение от НДС реализации услуг общественного питания.

В письмах Минфина от 12.12.2023 N 03-07-07/120014, от 11.12.2023 N 03-07-07/119228 разъяснено, что в целях применения с 1 января 2024 года освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе РСВ за соответствующий расчетный (отчетный) период.

То есть учитывается именно численность всех работников налогоплательщика (разделения этого показателя по видам деятельности в отчете не производится). Соответственно, и заработная плата учитывается по всем работникам.

Сам подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ также не требует раздельного расчета средней зарплаты по видам деятельности.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты по оказанию сторонней организацией услуг, связанных с подготовкой и оформлением документов для предоставления их на согласование в Ростехнадзор для получения свидетельства о регистрации электролаборатории в 2025 году? Стоимость услуг — 360 000 руб., получено свидетельство о регистрации электролаборатории сроком на 3 года (до 2028 года).

Как понимаем, регистрация электротехнических лабораторий (ЭТЛ) осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) — электролабораторий, направленной информационным письмом Минэнерго РФ от 13.03.2001 N 32-01-04/55 (далее — Инструкция).

В Инструкции обозначено, что под электролабораторией понимается стационарная или передвижная станция, стенд, установка, предназначенная для производства испытаний (измерений), оснащенная соответствующим испытательным (измерительным) оборудованием, средствами измерений и защиты, имеющая необходимых специалистов (не менее двух), допущенных к испытаниям (измерениям) и имеющих право оформления протоколов.

Свидетельство о регистрации электролаборатории удостоверяет допуск ЭТЛ в эксплуатацию и ее регистрацию в органах государственного энергетического надзора с правом выполнения определенных видов испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок (эти виды перечисляются непосредственно в самом свидетельстве). Таким образом, свидетельство представляет собой в том числе разрешение на осуществление определенных видов деятельности (действий).

Регистрация электролабораторий производится сроком на три года, а также при модернизации испытательного оборудования или изменении ее назначения.

Органы государственного энергетического надзора осуществляют контроль за деятельностью электролабораторий. При обнаружении нарушений требований норм, правил, вида деятельности и Инструкции выдают предписания об их устранении или при необходимости аннулируют свидетельство о регистрации электролаборатории.

Бухгалтерский учет

При соответствии признакам, перечисленным в п. 4 ФСБУ 14/2022, в бухгалтерском учете в качестве НМА признаются в том числе разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (подп. «в» п. 6).

Вместе с тем Фонд «НРБУ «БМЦ», являющийся разработчиком ФСБУ 14/2022, недавно выпустил Рекомендацию Р-169/2025-КпР «Разрешения», в которой отметил, что интерпретация критериев признания НМА, установленных ФСБУ 14/2022, применительно к таким затратам как затраты на получение разрешений, лицензий, сертификатов и т.д., неоднозначна.

Целью обозначенной рекомендации является уточнение критериев признания НМА затрат на получение от государства различного рода разрешений, лицензий, сертификаций и т.п.

Под разрешением понимается полученное организацией в рамках государственного регулирования деятельности или отдельных ее аспектов юридически оформленное право на осуществление ею каких-либо необходимых для ее деятельности действий, независимо от юридической формы и названия оформляющего документа — разрешение, лицензия, сертификат, аккредитация, декларация о соответствии, аттестат, билет, ваучер, квота, одобрение, полис и т.п.

В соответствии с п. 13 ФСБУ 14/2022 при признании в бухгалтерском учете объект НМА оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта НМА считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта НМА в бухучете. В свою очередь, согласно п. 6 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

б) определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.

Опираясь на указанные нормы, Фонд «НРБУ «БМЦ» указал: если условием для получения разрешения является наличие у организации соответствующих производственных мощностей, будущие экономические выгоды обеспечиваются затратами на создание этих мощностей. Например, лицензия на оказание услуг связи обеспечивается затратами на создание соответствующей сети станций, лицензия на оказание образовательных услуг обеспечивается затратами на приобретение и оборудование учебных классов и т.д. В таких случаях указанные затраты уже сформировали первоначальную стоимость соответствующих основных средств. Организация не может признать такую лицензию нематериальным активом в связи с невыполнением указанного выше условия подп. «б» п. 6 ФСБУ 26/2020.

Похожим образом обстоит дело с разрешениями на эксплуатацию оборудования, рабочего места, выпуск или продажу продукции, когда оно относится к конкретным объектам — оборудованию, рабочим местам, партиям продукции и т.д. В таких случаях организация признает затраты, обеспечивающие экономические выгоды от соответствующих материальных активов — основных средств или запасов, в стоимости этих активов. Для обособленного признания нематериального актива нет оснований, так как связанные с получением лицензии затраты не способны принести никаких обособленных выгод помимо выгод от признанных основных средств или запасов.

В итоге Фонд «НРБУ «БМЦ» делает, среди прочего, следующие выводы.

Во-первых, затраты на получение разрешения на осуществление отдельного вида (видов) деятельности не признаются НМА, если получение разрешения является условием начала или продолжения организацией всей ее деятельности.

Во-вторых, разрешение на осуществление деятельности не признается НМА, если условия получения разрешения обеспечиваются в основном затратами на другие активы.

В-третьих, затраты на получение разрешения на эксплуатацию оборудования, рабочего места, выпуск или продажу продукции не признается НМА, если оно относится к конкретным объектам — оборудованию, рабочим местам, партиям продукции и т.д. Такие затраты (при соблюдении критериев признания) подлежат включению в стоимость соответствующих основных средств или запасов.

А вот в Рекомендации аудиторам за 2024 год (приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 N 07-04-09/128024) отмечено, что при соответствии всем признакам, установленным п. 4 ФСБУ 14/2022, объектом НМА может быть признана лицензия на осуществление образовательной деятельности (деятельности в области оказания услуг связи, предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, медицинской фармацевтической деятельности, иных видов деятельности).

Как видим, подход Фонда «НРБУ «БМЦ» и Минфина России может различаться.

Полагаем, что в описанной ситуации организации, опираясь на профессиональное суждение и не забывая о необходимости соблюдения требования осмотрительности (большей готовности к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов) (п. 6 ПБУ 1/2008), следует самостоятельно выработать порядок ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике.

Если организация примет решение исходить из того, что у нее возникает самостоятельный актив, стоимость которого должна переноситься на расходы постепенно, то полагаем необходимым в этом случае в бухгалтерском учете признать объект НМА (затраты на получение свидетельства сформируют его первоначальную стоимость). Срок полезного использования следует установить исходя из срока действия свидетельства (3 лет).

Налог на прибыль

Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Полагаем, что расходы, связанные с подготовкой и оформлением документов для предоставления их на согласование в Ростехнадзор для получения свидетельства о регистрации электролаборатории, соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ при условии их документального подтверждения.

Эти расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли единовременно на основании подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которому датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Вместе с тем не исключаем, что налоговый орган может занять иную позицию: посчитает необходимым признавать в налоговом учете расходы равномерно путем распределения между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока действия свидетельства (3 лет).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Как определяются сроки хранения документов в организации, в том числе для целей исчисления налогов? В Перечне, утвержденном Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, например, в статьях 276, 277, 321, 559 есть примечание — «при условии проведения проверки». Правильно ли, что несмотря на то, что срок хранения документов истек, но налоговой проверки по этому периоду не было, необходимо продолжать хранить эти документы?

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. При этом названные сроки определены Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

Для целей налогообложения исходя из разъяснений Минфина России (письма от 19.06.2017 N 03-07-11/45829, от 30.03.2012 N 03-11-11/104) течение пятилетнего срока, установленного подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ начинается не с момента оформления документа (или, к примеру, его поступления в организацию), а после налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для:

— составления налоговой отчетности;

— начисления и уплаты налога;

— подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.

Разъясняя сроки хранения документов, подтверждающих расходы в виде сумм амортизации, Минфин России указывает: в целях исчисления и уплаты налога на прибыль, налогоплательщик обязан обеспечить сохранность документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы на приобретение основного средства, его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, в течение пяти лет с момента завершения начисления амортизации по этому основному средству (см., например, письмо Минфина России от 13.09.2023 N 03-03-06/1/87507).

Суды со ссылкой на письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829 указывают, что течение срока хранения документов начинается после налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (см., например, постановление Двадцатого ААС от 06.02.2023 N 20АП-6653/22 по делу N А54-1480/2022, Шестого ААС от 14.10.2020 N 06АП-4615/20 по делу N А73-5624/2020, решение АС Ставропольского края от 11.07.2024 по делу N А63-13073/2021).

В решении АС Челябинской области от 09.02.2021 по делу N А76-21751/2020 сделан вывод, что срок, в течение которого установлена обязанность хранить документы, начинает течь с даты, когда закончился налоговый период, в котором документ использовался по назначению в последний раз. Смотрите также решение АС Мурманской области от 28.6.2024 по делу N А42-4387/2023, постановление АС Северо-Западного округа от 01.12.2020 N Ф07-13231/20 по делу N А56-4468/2020.

Важно, что в целях исчисления срока хранения документов не имеет значение, проводилась налоговая проверка или нет. Так, применительно к ситуации использования организацией права на перенос убытков (в соответствии со ст. 283 НК РФ), Минфин России сообщает: у налогоплательщика возникает обязанность хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, вне зависимости от проведенных за периоды получения убытков выездных налоговых проверок (письма Минфина России от 27.12.2024 N 03-03-06/2/132584, от 25.03.2024 N 03-03-06/2/26403 и др.). Т.е. хранить документы нужно еще пять лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ) после завершения переноса убытков.

В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25.04.2022 N Ф04-5532/2020 по делу N А81-7984/2019 (в передаче дела на пересмотр отказано Определением Верховного Суда РФ от 24.08.2022 N 304-ЭС21-5922) отмечено: результаты ранее проведенных выездных налоговых проверок за предыдущие налоговые периоды не исключают обязанность налогоплательщика по документальному обоснованию суммы убытка, заявленного в проверяемом периоде.

В Методических рекомендациях по внедрению электронного документооборота в целях обеспечения популяризации использования электронного документооборота среди граждан и организаций Российской Федерации (ФНС России, сентябрь 2024 г.) в разделе 7.2 Нормативная база указано, в частности, следующее.

«Как считать срок хранения:

— В письме Минфина России от 19 июля 2017 г. N 03-07-11/45829 разъяснено, что окончанием делопроизводства считается год, в течение которого компания в последний раз использовала счет-фактуру при расчете налога и для составления любой отчетности.

Начало срока хранения начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором закончен документооборот.

Например, счет-фактура выставлен, записан в книгу продаж и по ней уплатили налог в I квартале 2023 года, срок хранения начинается с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2028 года».

Таким образом, отсчет пятилетнего срока хранения документов, установленного подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ начинается после налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для целей, связанных с исчислением налогов, независимо от проведения (непроведения) выездной налоговой проверки за соответствующий год.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошкина Татьяна

АО приобрело в 2019 году автомобиль для дальнейшего розыгрыша в эфире телепрограммы, автомобиль остался неразыгранным (отражен по счету 10.6, НДС принят к вычету). В сентябре 2025 года планируется разыграть автомобиль в эфире телекомпании. По какой цене осуществить передачу автомобиля победителю и исчислить НДС и НДФЛ?

НДС

Безвозмездная передача организацией призов является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 39 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля победителю акции организация должна исчислить НДС с рыночной стоимости автомобиля (п. 2 ст. 154 НК РФ, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога). В свою очередь. НДС, предъявленный продавцом, подлежит вычету в том налоговом периоде, когда будут соблюдены все условия ст. 171, 172 НК РФ.

Наиболее безопасным вариантом подтверждения рыночных цен является вариант с привлечением независимого оценщика, однако, принимая во внимание нормы ст. 105.6, 105.7 НК РФ, считаем, что организация может использовать сведения из общедоступных источников информации (например, СМИ, Интернет). При этом важно иметь в наличии документ, в котором указана рыночная стоимость и источник информации о ней (в том числе, например, скриншотами).

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Отметим, что любое физическое лицо, получающее доход от источников в РФ, является налогоплательщиком НДФЛ (п. 1 ст. 207, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Доход, полученный налогоплательщиком в виде любых подарков, выигрышей или призов в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых какими-либо организациями, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/4/025340).

Налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость переданного имущества, исчисленная исходя из цены, определяемой в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 211 НК РФ). В п. 1 ст. 105.3 НК РФ указано, что цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются невзаимозависимые лица, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Т.е. НДФЛ в данном случае исчисляется исходя из рыночной стоимости автомобиля. Смотрите в этой связи материал: Каким способом выгоднее определить рыночную цену безвозмездно полученного имущества (Е.Г. Батанов, «Российский налоговый курьер», N 17, сентябрь 2012 г.). Рыночную стоимость целесообразно указать в договоре дарения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

Продается полученный по наследству дом с земельным участком за 2 500 000 руб. 3 года с момента вступления в наследство не прошло.

Какую сумму НДФЛ обязан уплатить продавец?

Так как производится продажа объектов недвижимости, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, налогоплательщик должен уплатить НДФЛ с разницы между доходом от продажи недвижимости (земельного участка и дома) и суммой имущественного вычета.

Согласно п. 2 ст. 214.10 НК РФ если доходы от продажи объектов недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 кадастровой стоимости этого объекта недвижимости (смотрите также письмо Минфина России от 07.07.2022 N 03-04-05/65410).

Вычет может быть предоставлен:

— в размере, не превышающем в целом 1 000 000 рублей в отношении совокупной стоимости продаваемых объектов недвижимости за налоговый период (смотрите письма Минфина России от 12.11.2020 N 03-04-05/98849, от 19.07.2019 N 03-04-05/53607, от 06.12.2018 N 03-04-05/88515 и др.);

— в размере фактически произведенных расходов, связанных с приобретением этого имущества. В данном случае — в размере документально подтвержденных расходов наследодателя на приобретение этого имущества при соблюдении условий, установленных абзацем восемнадцатым подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 22.10.2021 г. N 03-04-05/85681, от 14.01.2021 N 03-04-05/901, от 12.11.2020 N 03-04-05/98849).

Ставка НДФЛ по доходам от продажи имущества составляет для налоговых резидентов РФ (п. 1.1 ст. 224 НК РФ) с 01.01.2025 13% для доходов до 2,4 млн руб. в год; 15% — свыше 2,4 млн руб.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Может ли наследник автора зарегистрироваться как самозанятый и передавать право на произведение, полученное в порядке наследования, уплачивая налог в рамках НПД?

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» объектом налогообложения налогом на профессиональный доход признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В соответствии с ч. 7 ст. 2 Федерального закона N 422-ФЗ профессиональным доходом признается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В отношении доходов, полученных от предоставления права использования произведения по лицензионному договору, физическое лицо — автор данного произведения вправе применять специальный налоговый режим НПД.

Это подтверждается в письмах Минфина России от 18.07.2024 N 03-04-05/67198 (текст письма можно найти в сети Интернет), от 20.01.2020 N 03-11-11/2434, ФНС России от 05.08.2019 N СД-4-3/15409.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

В уведомлении по ЕНП была допущена ошибка по периоду удержания НДФЛ. Как подать исправленное уведомление?

При обнаружении ошибки в реквизитах Уведомления в налоговый орган необходимо направить новое уведомление об исчисленных суммах с верными реквизитами в отношении обязанности, по которой произошла ошибка (смотрите письмо ФНС России от 31.01.2023 N БС-3-11/1180@; ответ ФНС России в Разделе «Часто задаваемые вопросы» от 08.12.2022).

Так, если ошибка была допущена при указании суммы платежа, то в этом случае в новом уведомлении повторяются данные (КПП, КБК, ОКТМО, период) и указывается правильная сумма.

Смотрите Вопрос: Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, июнь 2023 г.).

В целях НДФЛ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода (в частности, при выплате заработной платы, начисленной ранее) (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 1-го по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца, за период с 23-го числа по последнее число текущего месяца — не позднее 5-го числа следующего месяца, а за период с 23 по 31 декабря — не позднее последнего рабочего дня текущего года.

Таким образом, если заработная плата была начислена 30.06.2025, но перечислена работникам 01.07.2026, то именно на 01.07.2025 из суммы этой заработной платы и он перечисляется не позднее 28.07.2025.

Соответственно, он указывается в уведомлении по сроку представления 25.07.2025 за период с 1 по 22 июля 2025 года.

Если Расчет по форме 6-НДФЛ за период уже представлен, то уточненное уведомление за тот же период не представляется.

Поэтому уточненное уведомление за период с 22 по 30 июня представлять не надо, можно направить поясняющее письмо, но окончательно правильные сведения налоговики увидят из Расчета по форме 6-НДФЛ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Организация на УСН утратило право на применение УСН в 4 квартале 2024 года, вследствие чего перешла на общую систему налогообложения с 1 октября 2024 года и стала плательщиком налога на имущество. Имущество, подлежащее налогообложению на балансе есть, оно амортизируется. Надо ли в декларации по налогу на имущество за 2024 год в Разделе 2 заполнять строку 110 и указывать остаточную стоимость по состоянию на 01.10.2025?

Если указать сумму по состоянию на 01.10.2025, то она попадает в Раздел 1 в строку 027, что потом приводит к тому, что в карточке ЕНС отражается сумма со сроком уплаты по состоянию на 28.10.2024, и насчитываются пени, так как первую декларацию организация сдала в 2025 году за 2024 год и уплатила налог, соответственно, в феврале 2025 года. Или необходимо первую сумму остаточной стоимости указывать по состоянию на 01.11.2025 в декларации?

Согласно подп. 4 п. 21 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество, утвержденного Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@, в разделе 2 в соответствующих строках с кодами 020-140 по графам 3, 4 отражаются сведения об остаточной стоимости недвижимого имущества за налоговый период по состоянию на соответствующую дату: по графе 3 указывается остаточная стоимость недвижимого имущества за налоговый период для целей налогообложения; по графе 4 указывается остаточная стоимость льготируемого недвижимого имущества.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Следовательно, при заполнении декларации за год в рассматриваемой ситуации надо указать данные на 01.10.2024, 01.11.2024, 01.12.2024 и 01.01.2025.

Согласно подп. 5 п. 17 Порядка заполнения по строке с кодом 027 Раздела 1 указывается сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за третий отчетный период.

Эта сумма переносится из декларации за 9 месяцев. Но налогоплательщик не представлял такую декларацию. Поэтому в строке с кодом 027 должен быть указан 0.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Организация является подрядчиком по гособоронзаказу. У генподрядчика есть заключение Минпромторга на работы с длительным циклом. Может ли организация предоставить в налоговую инспекцию копию этого заключения для того, чтобы не платить НДС с авансов, или нужно получить свое заключение? Какой порядок получения такого заключения и срок его получения? Если аванс по гособоронзаказу получен в августе, а заключение оформлено, к примеру, в октябре, то может ли организация не платить НДС с полученного аванса?

В базу по НДС не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Согласно п. 13 ст. 167 НК РФ в случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468), налогоплательщик — изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения базы по НДС как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом должен быть организован раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются:

— контракт с покупателем (его копия, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера);

— документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю Минпромторгом России, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа. Таким документом является заключение, выдаваемое в соответствии с регламентом, утвержденным приказом Минпромторга России от 07.06.2012 N 750.

Таким образом, чтобы воспользоваться указанным особым порядком определения базы по НДС, налогоплательщик — изготовитель товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства должен сам (на себя) получить соответствующий документ (заключение) в Минпромторге России.

Минфин России поясняет: в случае несоблюдения условий, названных в п. 13 ст. 167 НК РФ, база по НДС за соответствующий налоговый период определяется исходя из сумм полученной предварительной оплаты (частичной оплаты) с учетом НДС в общеустановленном порядке. Соблюдение этих условий в последующих налоговых периодах не является основанием для уточнения налоговой базы по налогу, исчисленной исходя из сумм полученной предоплаты (письмо Минфина России от 25.11.2024 N 03-07-11/117712). Смотрите также письма Минфина России от 11.03.2022 N 03-07-11/18474, от 15.12.2017 N 03-07-11/84019, от 30.08.2017 N 03-07-11/55511.

В судебной практике мы встретили случай, когда судьи поддержали возможность представления уточненных деклараций по НДС в связи с получением заключения в последующем налоговом периоде (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2013 N Ф07-588/13 по делу N А56-13029/2012, в пересмотре которого отказано определением ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11257/13).

Полагаем, что НДС с полученного аванса можно не исчислять, если организация получит заключение к моменту сдачи в установленный срок в налоговый орган декларации по НДС за налоговый период, в котором получен аванс, и представит его вместе с декларацией.

Максимальный (возможный) срок, который понадобится для получения заключения, можно определить из регламента, утвержденного приказом Минпромторга России от 07.06.2012 N 750.

В заключение обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции контролирующих органов. Для устранения сомнений напоминаем о праве налогоплательщиков на обращение за разъяснениями в Минфин России и ФНС России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга