На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
У организации на балансе только движимое имущество — мебель, оргтехника. Есть налоговая льгота — п. 14 ст. 381 НК РФ. Из инструкции по заполнению декларации следует, что раздел 4 заполняется справочно. В каком разделе декларации указывается код налоговой льготы? Из каких разделов состоит декларация, кроме раздела 4?
Организации, не имеющие имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, на основании п. 1 ст. 373 НК РФ не являются плательщиками налога на имущество организаций и, соответственно, не должны представлять в налоговый орган декларацию по налогу на имущество организаций.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Пайщики участка продали землю. Эта земля находилась у них в собственности с 2007 года. Кадастровая стоимость данного участка составляет 328 тыс руб. Продают за 1,5 млн руб. Каждый получил по 500 тыс руб. Нотариус при оформлении данной сделки указал, что нужно сдать 3-НДФЛ.
Нужно ли сдавать 3-НДФЛ в данном случае?
В ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. На основании подп. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ в общем случае доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ.
Абзацем вторым п. 4 ст. 229 НК РФ определено, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 217 НК РФ. Поэтому налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи земельного участка, принадлежащей ему более минимального срока владения, если нет иных доходов, подлежащих декларированию (смотрите, например, письма ФНС России от 10.04.2017 N БС-4-11/6723@, от 06.08.2012 N ЕД-3-3/2761, от 06.04.2012 N ЕД-3-3/1166@, письмо Минфина России от 10.06.2016 N 03-04-05/33975).
Вместе с тем обращаем внимание, что срок нахождения в собственности земельных участков, полученных в результате раздела, присоединения или объединения, должен исчисляться с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на вновь образованные участки. Смотрите, например, письма Минфина России от 01.08.2019 N 03-04-05/57649, от 29.07.2019 N 03-04-05/56654, от 08.05.2019 N 03-04-05/33818, от 14.09.2018 N 03-04-05/65996, от 16.05.2018 N 03-04-05/32819, от 18.04.2018 N 03-04-05/25932, от 05.04.2018 N 03-04-05/22178, от 12.07.2017 N 03-04-05/44405 и др.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
На основании какого документа оформляется списание наградной продукции со счета 105 36 на забалансовый счет 07 при передаче со склада ответственному лицу для вручения в обслуживаемых автономных учреждениях? Нужно использовать ведомость выдачи материальных запасов или требование-накладную? Каким документом списать со счета 07?
Отдельного документа, согласно которому следует производить списание подарков с балансового учета с целью их отражения на забалансовом счете 07 при их передаче ответственному лицу, Приказом N 52н не установлено. Соответственно, конкретный порядок документального оформления в подобных ситуациях следует предусмотреть в рамках формирования учетной политики учреждения.
В частности, для оформления решения о списании подарков с балансового учета может оформляться Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения. При этом в данном акте целесообразно указать, что материальные ценности выданы для дальнейшего вручения. В графе «Бухгалтерская запись» в таком случае указываются две записи: списание с балансового счета 0 105 00 и одновременное увеличение по забалансовому счету 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Действующие нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов в учреждениях бюджетной сферы, не устанавливают детальный порядок документального оформления операций с имуществом, учитываемым на забалансовом счете 07. Соответственно, автономному учреждению нужно самостоятельно разработать такой порядок, предусмотрев соответствующие положения в учетной политике (смотрите письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230). Таким документом, например, может быть акт о вручении, разработанный автономным учреждением самостоятельно и содержащий обязательные реквизиты, установленные п. 25 стандарта «Концептуальные основы…».
Внутренним локальным актом нужно четко определить сферу применения Ведомости (ф. 0504210). Также разграничить сферу ее применения при списании с Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), так как эти документы являются равнозначными и каждый из них может выступать основанием для списания материальных запасов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Ответ прошел контроль качества
В какие сроки необходимо опубликовать отчетность на bus.gov.ru бюджетному учреждению? Какую отчетность и в какие сроки необходимо сдать в налоговую инспекцию?
Информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения формируется и представляется не позднее пяти рабочих дней после ее утверждения, при этом датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности считается дата принятия уполномоченным органом решения о включении данных такой бухгалтерской (финансовой) отчетности в консолидированную отчетность, но не позднее даты представления консолидированной отчетности уполномоченным органом (смотрите п. 31 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения учреждения в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Отчетность в налоговые органы нужно представлять в составе следующих форм:
— Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
— Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
— Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
— Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
— Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий
Ответ прошел контроль качества
Физическое лицо — граждание РФ, получил в дар от матери дом и земельный участок. В 2021 году гражданин продал эти объекты, будучи нерезидентом.
Нужно ли ему подавать декларацию 3-НДФЛ по продаже (и по какой ставке)? Зависит ли ставка налога от договора, по которому объект приобретался? Можно ли воспользоваться расходами матери на приобретение этих объектов? Положен ли вычет с продажи? Как эти моменты действуют в отношение нерезидентов?
1. Доходы от продажи квартиры или другого жилья, находившегося в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 НК РФ), освобождаются от НДФЛ. При этом до 1 января 2019 года это касалось только резидентов РФ, то есть физических лиц, фактически находившихся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
С 1 января 2019 года нерезиденты РФ не уплачивают НДФЛ при продаже имущества, находившего в собственности более минимального срока владения (три года или пять лет). Таким образом, выравниваются правила налогообложения продажи имущества для резидентов и нерезидентов РФ: 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ отменены ограничения по налоговому статусу физлица в п. 17.1 ст. 217 и п. 1 ст. 217.1 НК РФ (смотрите также информацию ФНС России от 07.12.2018).
С 15 апреля 2019 года это правило уточнено: рассматриваемые положения применяются физическими лицами — нерезидентами РФ вне зависимости от даты приобретения имущества при условии, что объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения и более (смотрите также письма Минфина России от 04.06.2019 N 03-04-05/40703, от 23.05.2019 N 03-04-05/37192).
2. Доходы физического лица — нерезидента от продажи недвижимости, находящейся в РФ, не освобожденные от налогообложения, облагаются НДФЛ по ставке 30% и подлежат декларированию (п. 1 ст. 207, подп. 5 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209, п. 3 ст. 224, подп. 2 п. 1, пп. 2, 3 ст. 228 НК РФ). Имущественные налоговые вычеты в этом случае не применяются (п. 3 ст. 210, п. 3 ст. 214.10 НК РФ).
3. Минимальный предельный срок владения объектом недвижимости, доходы от продажи которого освобождаются от НДФЛ, составляет три года, если право собственности на него получено, в частности, в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с СК РФ (подп. 1 п. 3 ст. 217.1 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Гражданин купил нежилое помещение в 2008 году. Затем в статусе ИП на ПСН сдавал его в аренду и продал в 2021 году.
Каким будет налогообложение в данном случае?
Денежные средства, поступившие ИП на ПСН от продажи недвижимого имущества, должны облагаться налогом на доходы физических лиц (смотрите письмо Минфина России от 18.04.2013 N 03-11-11/13271 и новостной материал на сайте ФНС России https://www.nalog.gov.ru/rn40/taxation/taxes/patent/5847461/).
Если реализуемый объект коммерческой (нежилой) недвижимости каким-то образом использовался физическим лицом в предпринимательской деятельности, доход от его реализации облагается НДФЛ вне зависимости от срока нахождения в собственности. Смотрите дополнительно письма Минфина России от 28.04.2020 N 03-04-05/34425, от 24.04.2020 N 03-04-05/33262, от 27.02.2020 N 03-04-05/14263, от 07.02.2020 N 03-04-05/8162, от 31.01.2020 N 03-04-05/5876 и др.
В отношении недвижимости, приобретенной до 1 января 2016 года и проданной после 1 января 2020 года, доход от продажи определяется с учетом ее кадастровой стоимости. Если этот доход (фактически полученные денежные средства) окажется меньше кадастровой стоимости, то для целей НДФЛ доход будет определяться с учетом требования о необходимости исчисления налоговых обязательств исходя из 70 процентов кадастровой стоимости (ст. 214.10 НК РФ).
К полученному доходу ИП может применить профессиональный налоговый вычет в виде документально подтвержденных расходов на приобретение недвижимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Студенту начислили и выплатили материальную помощь в размере 4000 рублей. Сумма вычета составляет 4000 руб., сумма НДФЛ — 0 руб.
Нужно ли отражать эти суммы в разделе N 2 формы 6-НДФЛ за 2021 год, а также полученный доход студента в Приложении N 1 формы 6-НДФЛ?
Материальная помощь не подлежит налогообложению НДФЛ и, соответственно, в Расчете 6-НДФЛ не отражается, если:
— размер выплачиваемой материальной помощи не превышает лимита, установленного ст. 217 НК РФ;
— выплачиваемая материальная помощь не лимитируется (письма ФНС России от 11.04.2019 NБС-4-11/6839@, УФНС России по г. Москве от 14.03.2018 N 20-14/052437@, УФНС по Московской области от 14.03.2018 N 16-12/029315@).
Если общая сумма материальной помощи выше установленного лимита, то с разницы между суммой фактически выплаченной помощи и установленным лимитом налоговый агент обязан исчислить НДФЛ, удержать и уплатить его в бюджет.
При этом в Расчете 6-НДФЛ материальная помощь отражается в поле 110 «Сумма дохода, начисленная физическим лицам» в фактически выплаченном размере с одновременным отражением не облагаемой НДФЛ части в поле 130 «Сумма налоговых вычетов» (Энциклопедия решений. Заполнение 6-НДФЛ при оказании материальной помощи).
При выплате физическому лицу материальной помощи в связи со смертью его близкого родственника облагаемого НДФЛ дохода не возникает, и, как следствие, у работодателя не возникает обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет. Т.е. в отношении дохода, полностью освобождаемого от налогообложения, у организации (ИП) не возникают обязанности налогового агента. В связи с этим отсутствует и обязанность по отражению рассматриваемого дохода в расчете по форме 6-НДФЛ и Приложении к нему (справка о доходах, ранее 2-НДФЛ) (Вопрос: Отражение в 6-НДФЛ материальной помощи, выплаченной сотруднику в связи со смертью близкого родственника (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
Организация занимается производством и экспортом пива в Республику Беларусь. Банковская гарантия не оформляется.
Какие указать коды в разделе 2.2 налоговой декларации по акцизам?
Можем предложить следующие материалы, содержащие информацию по тематике вопроса:
— п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014);
— письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2015 г. N 03-07-06/70598 «Об освобождении от уплаты акцизов при вывозе подакцизных товаров (прямогонного бензина), произведенных из давальческого сырья, в государства — члены Евразийского экономического союза: Учитывая, что при вывозе в государства — члены ЕАЭС подакцизные товары под указанные процедуры не помещаются, представлять в налоговый орган банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 2 указанной статьи, не требуется;
— Приложение N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 27 августа 2020 г. N ЕД-7-3/610@:
— реализация в налоговом периоде подакцизных товаров на территорию государств — членов Евразийского экономического союза 20002;
— реализация в налоговом периоде подакцизных товаров на территорию государств — членов Евразийского экономического союза, по которой в установленный срок не представлены документы, подтверждающие факт экспорта — 20004.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
Организация, расположенная в г. Обнинске Калужской области, зарегистрировала незавершенное строительство в ЕГРН, по объекту определена кадастровая стоимость. Работы по строительству производственно-складского комплекса еще ведутся, стоимость объекта не сформирована, объект не сдан в эксплуатацию. Все расходы учитываются на счете 08.
Необходимо ли начислять и уплачивать налог на имущество?
Пункт 1 ст. 378.2 НК РФ содержит перечень видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, и включает в себя, в частности, объекты незавершенного строительства. При этом для налогообложения объектов их учет в составе основных средств не является определяющим фактором.
Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов НС, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). Поэтому только если субъектом РФ принят соответствующий закон, объекты НС, учтенные в ЕГРН и в отношении которых определена кадастровая стоимость, подлежат обложению налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Если названные выше условия налогообложения объектов незавершенного строительства исходя из кадастровой стоимости не выполняются, то объекты незавершенного строительства, отвечающие критериям основных средств, подлежат обложению налогом, исходя из среднегодовой стоимости имущества (письмо Минфина России от 27.05.2020 N 03-05-05-01/44384). При этом налог на имущество необходимо уплачивать с момента отражения завершенного строительством объекта в качестве основного средства. До этого времени все капитальные вложения не признаются основными средствами и, следовательно, налогом не облагаются. То есть в общем случае те объекты незавершенного строительства, по которым кадастровая стоимость не определена и не внесена в ЕГРН, не облагаются налогом на имущество организаций до ввода данных объектов в эксплуатацию.
Как мы поняли, в данном случае и кадастровая стоимость определена, и запись об объекте есть в ЕГРН, но в законе субъекта РФ такой вид недвижимого имущества не отнесен к объектам с налоговой базой в виде кадастровой стоимости, а такая увязка упомянута в письме Минфина России от 22.11.2021 N 03-05-05-01/94227 и письме Минфина России от 05.10.2021 N 03-05-05-01/80305.
Так, в статье 1.1 закона Калужской области от 10.11.2003 N 263-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 263-ОЗ) к таковым отнесены:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них:
— площадью свыше 1000 квадратных метров — начиная с 1 января 2018 года;
— площадью свыше 500 квадратных метров — начиная с 1 января 2019 года;
— площадью до 500 квадратных метров включительно — начиная с 1 января 2020 года;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания:
— площадью свыше 1000 квадратных метров — начиная с 1 января 2018 года;
— площадью свыше 500 квадратных метров — начиная с 1 января 2019 года;
— площадью до 500 квадратных метров включительно — начиная с 1 января 2020 года;
3) жилые помещения.
Причем с 01.01.2020 тем самым, видимо, были учтены изменения в федеральном законодательстве.
Полагаем, что при отсутствии в Законе N 263-ОЗ объектов незавершенного строительства исчисление налога на имущество организаций в отношении производственно-складского комплекса, расположенного в г. Обнинске Калужской области, осуществляется без учета положений ст. 378.2 НК РФ.
Мы оперативно не нашли примеров из судебной практики по налоговым спорам, касающимся рассматриваемой нормы закона субъекта РФ, или официальных разъяснений по данной проблематике. Не встретилось нам и решений по жалобам налогоплательщиков, касающихся рассматриваемых особенностей налогообложения (смотрите интернет-сервис «Решения по жалобам» на официальном сайте ФНС России: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/complaint_decision/1.html?c=6870&to=2638&n=5278&th=&novr=0&vs=1&df=&dt=&sort=#result). Поэтому полагаем целесообразным рекомендовать обратиться с письменным вопросом в Минфин России и (или) налоговые органы (ст. 21, 32, 34.2, 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Поступило требование из налогового органа о предоставлении пояснений по поводу сдачи самозанятым, уволившимся из ООО в ноябре 2020 года, жилого помещения в аренду данному ООО, учитывая, что это является нарушением п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ.
Возможно ли применение НПД (налог на профессиональный доход) при предоставлении в аренду бывшим работником (самозанятым) имущества в аренду бывшему работодателю, если после увольнения прошло менее двух лет?
Прежде всего отметим, что позиция официальных органов сводится к тому, что доход, полученный по договору аренды, заключенному с работодателем (бывшим работодателем), не признается объектом обложения НПД (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ, письма Минфина России от 21.09.2021 N 03-11-11/76444, от 15.06.2021 N 03-11-11/46753, ФНС России от 03.08.2021 N СД-4-3/10980@). В неофициальных разъяснениях чиновники представляют эту же точку зрения (Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»: вопросы самозанятых (В.Г. Мальцев, журнал «Налоговая политика и практика», N 12, декабрь 2020 г.): Можно ли применять НПД при сдаче оборудования в аренду своему работодателю? Нет, нельзя. Согласно подп. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Вместе с тем при готовности отстаивать свою позицию мы предлагаем организации использовать следующие доводы.
1. В п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ сказано, что не признаются объектом обложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Обратимся к ГК РФ. Договоры возмездного оказания услуг и аренды здесь регулируются разными главами кодекса:
Глава 39. Возмездное оказание услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Глава 34. Аренда. Согласно п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как видим, при оказании услуг услуги оказывает заказчик.
При передаче имущества в аренду его предоставляет арендодатель (наймодатель).
Процитируем материалы Энциклопедии решений. Отличия договора аренды от иных гражданско-правовых договоров; Энциклопедии решений. Возмездное оказание услуг и аренда.
Положения ГК РФ, повторим, устанавливают совершенно определенные критерии для разграничения договоров аренды и возмездного оказания услуг. Предметом договора аренды является предоставление арендодателем арендатору имущества (а точнее — непотребляемой вещи) во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606, 607 ГК РФ). Исполнение договора аренды не требует от арендодателя, передавшего вещь арендатору, совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности. Именно пользование (возможность пользования), а не деятельность арендодателя оплачивается арендатором (ст. 614 ГК РФ), который при соблюдении определенных условий имеет возможность извлекать доход из объекта аренды, передавая его в поднаем (ст. 615 ГК РФ). Права арендатора, возникающие из договора аренды, обременяют переданную в аренду вещь (смотрите ст. 617 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
К предмету же договора возмездного оказания услуг относится не передача вещи, а совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ, смотрите также постановление Восьмого ААС от 20.09.2016 N 08АП-8051/16). Поэтому фактическая передача вещи (части вещи) в пользование (владение и пользование) на возвратной и возмездной основе позволяет рассматривать отношения сторон как арендные (постановления Пятого ААС от 06.08.2015 N 05АП-6133/15, АС Северо-Кавказского округа от 13.04.2016 N Ф08-1405/16), что, разумеется, само по себе не исключает возможности квалификации заключенного сторонами договора как смешанного (смотрите, например, постановления Восемнадцатого ААС от 08.11.2016 N 18АП-13278/16, АС Северо-Кавказского округа от 23.06.2015 N Ф08-3956/15).
То есть в ГК РФ отношения, связанные с возмездным оказанием услуг, четко отграничены от арендных отношений (смотрите главы 39 и 34 ГК РФ).
Между тем в п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ прямо сформулировано, что речь идет о заказчиках, значит, есть основания полагать, что под услугами здесь следует подразумевать именно возмездное оказание услуг, а не предоставление имущества в аренду.
2. Используем также следующий аргумент из главы 34 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
Одновременно согласно п. 4 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Соответственно, выплаты, производимые организацией в пользу физического лица по договору о предоставлении в пользование (в аренду) имущества, не подлежат обложению страховыми взносами на основании п. 4 ст. 420 НК РФ (письма Минфина России от 18.06.2018 N 03-15-07/41602, от 18.12.2017 N 03-15-06/84407).
Как видим, законодатель в НК РФ разграничил выплаты по договорам оказания услуг (облагаются взносами) и по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (не облагаются).
Поэтому, как представляется, формулировка «заказчики услуг» в п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ в большей степени соответствует обозначению стороны договора возмездного оказания услуг (а не аренды).
3. Напомним также, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Формально эта норма сформулирована в НК РФ, а не в Законе N 422-ФЗ, но согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 422-ФЗ этот закон издан в соответствии с п. 8 ст. 1 НК РФ, поэтому мы полагаем, что ей также уместно воспользоваться при отстаивании своей позиции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Ответ прошел контроль качества
Для АО предусмотрена проверка достоверности бухгалтерской отчетности аудиторской организацией, ревизионной комиссией, утверждение общим собранием акционеров.
Какова последовательность проверки: сначала аудитором или ревизионной комиссией?
В действующем законодательстве не закреплена последовательность проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с тем полагаем, что проверка годовой бухгалтерской отчетности ревизионной комиссией предшествует ее проверке аудиторской организацией.
Косвенное подтверждение сказанного можно обнаружить в п. 3 ст. 88 Закона об АО, согласно которому достоверность данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии общества является обязательным либо избрание ревизионной комиссии непубличного общества осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных уставом этого общества, и такие случаи предусматривают подтверждение (проверку) достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности этого общества.
Общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами.
Согласно информации Минфина России от 25 декабря 2013 г. N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» ревизионная комиссия осуществляет внутренний контроль за деятельностью экономического субъекта (п. 18.1).
О принадлежности ревизионной комиссии к системе внутреннего контроля говорится также в п. 225 Кодекса корпоративного управления (утвержден письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463).
Как следует из п. 1.1.1. главы 8 Рекомендаций к применению Кодекса корпоративного поведения (утверждена распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р), под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.
Таким образом, полагаем, что поскольку ревизионная комиссия входит в систему внутреннего контроля, то проверка достоверности бухгалтерской отчетности данным органом должна предшествовать ее проверке аудиторской организацией (внешний контроль).
Отметим также, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей данного закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Как следует из ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Пунктом 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
— форма отчета об изменении капитала;
— форма отчета о движении денежных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
Договор водоснабжения заключен 15.02.2022. Договором предусмотрено, что он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. Срок окончания — 31.12.2022. Счет-фактуру и акт оказанных услуг контрагент выставляет 31.01.2022. В 2021 году была подана заявка на подключение.
Возможна ли оплата по данным документам?
Энциклопедия решений. Форма договора возмездного оказания услуг: Положения ГК РФ допускают принципиальную возможность заключения договора возмездного оказания услуг в устной форме. Это касается как договора с участием юридического лица или предпринимателя, так и договора, заключенного между гражданами. В частности, договор может быть совершен в устной форме, если он заключается между гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, на сумму, не превышающую 10 000 рублей (ст. 159, ст. 161 ГК РФ).
Как и прочие договоры, для которых законом или соглашением сторон не предусмотрено требование о необходимости их заключения в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 4 ст. 434 ГК РФ), договор возмездного оказания услуг может быть заключен в том числе путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ (п. 2 ст. 434 ГК РФ в редакции Федерального закона от 18.03.2019 N 34-ФЗ, вступившего в силу 01.10.2019), а также путем совершения конклюдентных действий в ответ на письменное предложение заключить договор (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Совершение таких действий приводит к заключению договора в письменной форме (постановления АС Волго-Вятского округа от 18.02.2016 N Ф01-15/16, Четвертого ААС от 06.05.2016 N 04АП-628/16, Девятого ААС от 05.12.2016 N 09АП-53082/16).
Вопрос: Возможно ли заключение договоров в устной форме между юридическими лицами, а именно договоров возмездного оказания услуг? Если да, то есть ли ограничения по цене такого договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.): Соответственно, договор возмездного оказания услуг между юридическими лицами подлежит заключению в письменной форме. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительности такого договора, если стороны не договорились об обратном (п. 2 ст. 162 ГК РФ), однако это лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Хотим обратить внимание, что на практике под договором часто подразумевают только документ с этим названием, подписанный лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
В то же время договором согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Поэтому необходимо различать:
— договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в устной или письменной форме;
— и договор как документ, выражающий содержание такого соглашения и подписанный уполномоченными лицами.
Договор как соглашение лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей может быть заключен в письменной форме не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Кроме того, согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение одной стороны заключить договор, то есть оферта (ст. 435 ГК РФ), принято (акцептовано) другой стороной в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Поэтому с учетом конкретных обстоятельств договор будет считаться заключенным в письменной форме, несмотря на отсутствие единого документа, называемого договором (постановления ФАС Поволжского округа от 27.07.2009 N А65-69/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2009 N А32-8961/2008-37/116, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2008 N А19-2204/08-53-Ф02-4421/2008).
П. 3 ст. 168 НК РФ: При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС: Таким образом, налогоплательщик имеет право на вычет «входного» НДС, если одновременно выполняются следующие условия (смотрите письма Минфина России от 29.09.2021 N 03-03-06/1/78815, от 03.09.2021 N 03-03-06/1/71487):
— приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
— имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях — иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты НК РФ не содержит. Факт оплаты полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав в общем случае не имеет значения для применения вычета по НДС (смотрите письма Минфина России от 28.02.2006 N 03-04-09/04, от 23.12.2005 N 03-04-11/335). Оплата товаров (работ, услуг) за налогоплательщика третьим лицом также не препятствует получению вычета НДС по этим товарам (работам, услугам). Смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2013 N Ф04-146/13.
П. 1 ст. 252 НК РФ: Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
Автономное учреждение реализует продукцию через товарную биржу. По условиям торгов покупатель перечисляет стоимость товара на счет биржи, после торгов биржа перечисляет стоимость товара в порядке предварительной оплаты на счет продавца.
Как продавцу определить дату получения предоплаты для целей исчисления НДС и выставления счета-фактуры на аванс?
Порядок заключения договоров на организованных торгах, в том числе на товарном рынке, регулируется ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах».
Договор в процессе проведения торгов заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок. Разнонаправленными являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора (ч. 1 ст. 18 Закона N 325-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 325-ФЗ договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной.
Исходя из этих положений предполагаем, что перечисление покупателем стоимости товара на счет биржи до завершения торгов не может рассматриваться в качестве предварительной оплаты (аванса) у продавца (п. 1 ст. 487 ГК РФ).
В общем случае согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). В свое время толкование этого положения НК РФ были даны в письме ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@. Суть этих разъяснений заключается в следующем: если расчеты за реализуемые товары осуществляются денежными средствами, то у продавца налоговая база по НДС в отношении предварительной оплаты (частичной оплаты) возникает при фактическом получении денежных средств, перечисленных покупателем, до момента отгрузки товаров.
Кроме того, на основании подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должен быть указан, в частности, номер платежно-расчетного документа.
Таким образом, по нашему мнению, датой получения предоплаты для целей исчисления НДС и выставления счета-фактуры на аванс в рассматриваемой ситуации является дата фактического поступления денежных средств на счет учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Сотрудник в январе 2022 года потратил денежные средства на представительские расходы со своей банковской карты и представил чек. Ему компенсировал расходы сотрудник, ответственный за мероприятие, наличными денежными средствами.
Может ли организация приказом возместить расходы ответственному сотруднику, а не сотруднику, фактически оплатившему покупку?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе возместить расходы сотруднику, ответственному за проведение мероприятия, при этом сотрудник, помимо документов, подтверждающих факт оплаты представительских расходов другим сотрудником, должен представить документы, подтверждающие возмещение расходов третьему лицу и факт оплаты третьим лицом по его поручению. Порядок возмещения расходов в подобных ситуациях организации необходимо определить локальным актом.
Обоснование позиции:
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются представительские расходы.
Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание лиц, в частности, представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. При этом место проведения таких мероприятий не имеет значения.
В соответствии с п. 216 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается в учете на основании:
— Авансового отчета (ф. 0504505), утвержденного в установленном порядке (Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520));
— прилагаемых к отчету документов, подтверждающих произведенные расходы.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (п. 20 Стандарта «Концептуальные основы…», п. 7 Инструкции N 157н). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 25 Стандарта «Концептуальные основы…», а в установленных случаях они должны оформляться еще и с обязательным применением унифицированных форм (п. 26 федерального стандарта «Концептуальные основы…»).
Конкретный перечень первичных документов зависит от вида расходов и обстоятельств, при которых он произведен. Это могут быть товарные и кассовые чеки, бланки строгой отчетности, квитанции, акты и т.п. Главное требование — оправдательные документы должны также в обязательном порядке содержать все необходимые реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет представительских расходов.
Для устранения претензий налоговых органов важно доказать, что расход носит производственный характер, осуществлен с деловой целью и произведен работником при выполнении своих трудовых обязанностей.
При этом в случае, когда расходы оплачены с использованием банковской карты работника, к авансовому отчету нужно приложить квитанции банкоматов, слипов (квитанция электронного терминала), выписку из банковского счета, в которых в обязательном порядке указывается фамилия держателя банковской карты.
При этом специалисты финансового ведомства указывают, что в случае если оплата производилась с банковской карты третьего лица, возмещение расходов в соответствии со ст. 168 ТК РФ осуществляется работнику на основании Авансового отчета, если первичные учетные документы, подтверждающие расходы, соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также согласованы с представителем нанимателя (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 29.11.2019 N 02-07-10/93673).
Возможность исполнения обязательства по договору, в том числе связанного с оплатой товаров (работ, услуг), не только самим должником, но и третьим лицом предусмотрена п. 1 ст. 313 ГК РФ при условии, что из закона, условий обязательства или его существа не следует обязанность должника исполнить его лично. Например, по мнению судебных инстанций, сам по себе факт оплаты билетов с банковской карты другого лица не свидетельствует о том, что сам работник не понес расходы на приобретение проездных билетов (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 08.07.2015 по делу N 33-1836/2015).
Специалисты Минфина России в письмах от 01.12.2011 N 03-03-07/58 и от 19.10.2011 N 03-03-07/44 также сообщили, что затраты на приобретение билетов, оплаченных лицом, не являющимся работником организации (в частности, родственником), можно учесть, если есть документы, подтверждающие факт осуществления оплаты по поручению и за счет работника.
Если же оплата представительских расходов за ответственного сотрудника произведена с банковской карты другого лица, то последний должен подтвердить, что сотрудник организации впоследствии возместил ему затраты. Документами, подтверждающими возложение исполнения обязательства на третье лицо, в рассматриваемом случае могут служить:
— договор поручения;
— доверенность в простой письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ), датированная более ранней датой, чем дата совершенного платежа;
— расписка в произвольной форме на передачу денежных средств для оплаты представительских расходов;
— документы, подтверждающие внесение доверенным лицом полученных денежных средств на «карточный» счет (например, справка, оформленная в кредитной организации).
Таким образом, при оплате представительстких расходов третьим лицом дополнительно потребуется расписка или письмо владельца карты с подтверждением того, что произведенные им по поручению ответственного работника расходы ему возмещены.
В рассматриваемом случае работник организации был назначен ответственным за проведение мероприятия и получил денежные средства на оплату представительских расходов, при этом другой работник по поручению ответственного сотрудника произвел оплату представительских расходов со своей банковской картой. В такой ситуации ответственному сотруднику следует оформить Авансовый отчет (Отчет о расходах подотчетного лица). К Авансовому отчету (Отчету о расходах подотчетного лица) ответственный сотрудник должен приложить соответствующие подтверждающие документы, а также документы, подтверждающие оплату третьим лицом по поручению и за счет работника.
Оплата, произведенная другим работником, в рассматриваемой ситуации не является препятствием для принятия документов к учету. Однако такой порядок, а также перечень оправдательных документов целесообразно установить в локальном нормативном акте, например, в рамках формирования учетной политики или в приказе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Ответ прошел контроль качества
Организация имеет обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, в разных регионах. Налоговые декларации по налогу на имущество сдаются по местонахождению организации в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации.
При заполнении раздела 4 налоговой декларации по налогу на имущество нужно ли сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации, указывать по субъектам РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация самостоятельно выбирает любой налоговый орган, в который в составе декларации представляется раздел 4, заполняемый в отношении всех объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств.
Обоснование вывода:
В настоящее время форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее также — Декларация), порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения декларации) и формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.
В конце 2020 года Декларация дополнена разделом 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» (приказ ФНС России от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@, далее — приказ N КЧ-7-21/889@). Этот раздел должны заполнять российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, учитывающие на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества.
Появление раздела 4 в составе Декларации связано с внесением изменений в п. 1 ст. 386 НК РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ). С 2021 года данная норма дополнена новым абзацем, в соответствии с которым в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Обязанность по представлению в налоговые органы Декларации по истечении каждого налогового периода установлена п. 1 ст. 386 НК РФ. В соответствии с данной статьей в редакции, действующей в настоящее время, обязанность по представлению Декларации возложена на налогоплательщиков, при этом декларация по налогу на имущество представляется только:
— по месту нахождения объектов недвижимого имущества;
— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ.
Таким образом, в настоящее время организации, не имеющие имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, декларацию по налогу на имущество представляют исключительно по месту нахождения недвижимого имущества. Представление Декларации по месту нахождения обособленных подразделений организации (в том числе по месту нахождения филиалов и представительств) НК РФ и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено, равно как и не установлено обязанности представления Декларации по месту нахождения головной организации.
В рассматриваемом случае организация имеет объекты недвижимого имущества в разных субъектах РФ. Местонахождение некоторых из этих объектов совпадает с местонахождением имеющихся у нее филиала и представительства, других — с местом нахождения самой организации. Однако необходимо понимать, что, несмотря на данные совпадения, декларации по налогу на имущество фактически представляются не по месту нахождения филиала, представительства или головной организации, а именно по месту нахождения объекта недвижимости. Более того, объект недвижимости может располагаться в регионе, где у организации нет никаких обособленных подразделений, однако и в этом случае декларацию по налогу на имущество все равно нужно будет представлять в ИФНС того региона, где расположена данная недвижимость.
Иными словами, в настоящее время обязанность по представлению Деклараций никак не связана с наличием или отсутствием у налогоплательщика филиалов, представительств и иных видов обособленных подразделений. Ключевое значение имеют именно сами объекты недвижимости.
Пунктом 8.1 Порядка заполнения декларации (в редакции приказа N КЧ-7-21/889@) определено, что раздел 4 заполняется организацией только один раз в одной из представляемых ею Деклараций за соответствующий налоговый период.
При этом не конкретизируется, каким образом стоит осуществлять выбор Декларации, в которую будет включаться рассматриваемый раздел 4, в случае, если у организации имеется несколько объектов недвижимого имущества и, как следствие, обязанность по представлению нескольких Деклараций. В этой связи полагаем, что такой выбор организация может осуществить самостоятельно.
Аналогичной позиции придерживается и ФНС России. Так, в письмах от 22.01.2021 N БС-4-21/664@, от 22.03.2021 N БС-4-21/3711@ разъяснено, что организация самостоятельно выбирает любой налоговый орган, в который в составе декларации представляется раздел 4, заполняемый в отношении всех объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств.
Таким образом, в данном случае организация может включить раздел 4 в состав Декларации, представляемой по месту нахождения объектов недвижимости, совпадающему с местом нахождения головной организации, а Декларации, представляемые, соответственно, по месту нахождения недвижимости, совпадающему с местом нахождения обособленных подразделений, представить без раздела 4. В то же время с учетом сказанного выше раздел 4 может быть включен и в любую другую Декларацию.
Независимо от того, в какую из Деклараций будет принято решение включить раздел 4, в данном разделе должна быть отражена информация обо всех имеющихся у организации объектах движимого имущества. При этом при заполнении раздела 4 среднегодовую стоимость движимого имущества нужно указать отдельно по каждому региону (субъекту РФ) (п. 8.1 Порядка заполнения декларации).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Физическое лицо является учредителем в двух организациях, применяющих УСН. Одновременно он является генеральным директором в одной из компаний. Обе организации занимаются одним и тем же видом деятельности. Сотрудники — разные физические лица. Общих сделок между организациями нет, однако есть общие поставщики и подрядчики. Адрес местонахождения организаций разный, но находятся они в одном бизнес-центре.
Можно ли работу этих двух компаний считать дроблением бизнеса? Какие налоговые риски возникают?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данной ситуации есть некоторые признаки дробления бизнеса, которые налоговые органы могут использовать при доказывании факта ухода налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств. Если налоговый орган докажет наличие необоснованной налоговой выгоды, то налоговые обязательства двух организаций будут пересчитаны, как если бы это было одно лицо.
Для уменьшения вероятности такого исхода рекомендуем проанализировать деятельность двух организаций и выявить деловую цель создания второй организации, отличную от минимизации налоговых выплат.
Обоснование позиции:
Под дроблением бизнеса понимается создание искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика (письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@). В том числе это сохранение (получение) статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму путем имитации работы нескольких лиц, в то время как в реальности все они действуют как одно лицо.
Общие признаки схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности приведены в п. 1 письма ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@.
Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о дробления бизнеса, могут выступать следующие обстоятельства:
— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими УСН вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
— применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети Интернет, адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
— поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения и другие признаки.
При этом указывается, что исчерпывающий перечень признаков, свидетельствующий об искусственности дробления бизнеса, отсутствует, и в каждом конкретном случае совокупность доказательств, собранных в рамках мероприятий налогового контроля, будет зависеть от конкретных обстоятельств.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ основной целью совершения сделки (операции) не должна являться неуплата (неполная уплата) суммы налога.
Согласно письму Минфина России от 15.02.2019 N 03-02-07/1/9647 вывод о применении налогоплательщиком схемы дробления бизнеса может быть сделан при наличии доказательств, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизацией предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения (также письма ФНС России от 19.01.2016 N СА-4-7/465@).
При наличии доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налоговая инспекция пересчитает налоговые обязательства всех задействованных организаций, как если бы было только одно юридическое лицо (письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895).
В данной ситуации одно физическое лицо является единственным учредителем в двух организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения. Обе организации занимаются одним и тем же видом деятельности. Сотрудниками являются разные физические лица. Общих сделок между организациями нет, но есть общие контрагенты. Адрес местонахождения организаций различный.
Организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов, признаются взаимозависимыми лицами (п. 3 ст. 105.1 НК РФ). Следовательно, в данной ситуации по причине 100% доли участия учредителя в обеих организациях, имеет место взаимозависимость организаций. Сам факт признания лиц (организаций) взаимозависимыми еще не свидетельствует о получении такими лицами необоснованной налоговой выгоды (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.04.2019 N Ф04-1167/19, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (п. 6), определение ВС РФ от 24.04.2018 N 304-КГ18-3695). По мнению судов, взаимозависимость может иметь значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных недобросовестных действий, направленных на незаконное занижение налоговых платежей (постановление АС Уральского округа от 20.12.2017 N Ф09-7657/17).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС РФ 04.07.2018, отмечено, что сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и утраты права на применение УСН данными лицами, если каждое из них осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность (п. 4 Обзора).
Осуществление организациями аналогичного вида экономической деятельности также само по себе не свидетельствует о неправомерном дроблении.
Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.03.2015 N А46-7351/2014 судом рассмотрена следующая ситуация. Налоговики установили, что бизнес был поделен исключительно в целях получения возможности применять УСН. Организации осуществляли один вид деятельности, находились по одному адресу, имели один кадровый состав, использовали для осуществления деятельности одно и то же имущество. Однако судьи признали, что эти обстоятельства не лишают права на применение УСН и не свидетельствуют об уклонении от налогов. Суд пришел к выводу, что при доказанности факта ведения бизнеса всеми участниками группы компаний и уплаты ими налогов по УСН в праве на применение УСН не может быть отказано.
В постановлении АС ВСО от 16.01.2020 N Ф02-7019/2019 по делу N А58-5108/2018 был доказан факт фиктивного дробления бизнеса, решение налогового органа об объединении доходов обществ и доначислении налогов было признано правомерным. Как указал суд, в результате реорганизации налогоплательщика путем выделения было создано новое юридическое лицо. Налогоплательщик и выделенное юридическое лицо осуществляли один вид деятельности, применяли УСН. Общества являлись единым хозяйствующим субъектом, поскольку совместно и безвозмездно использовали одно и то же имущество, транспортные средства, персонал, один логотип, адрес электронной почты и пр. У них были одинаковые контрагенты (как покупатели, так и поставщики), с которыми заключены договоры на одинаковых условиях, подписанные одним лицом.
В данной ситуации организации имеют разные местонахождение и персонал, но одинаковых поставщиков.
В постановлении от 06.04.2017 N А81-2951/2016 АС Западно-Сибирского округа установил, что руководитель бизнеса разделил предприятие на несколько независимых организаций. Они применяли УСН. При этом учредителем всех обществ являлось одно и то же лицо. Суд также установил, что каждое общество осуществляло реальную самостоятельную деятельность и имело единоличный исполнительный орган. Договоры аренды ими заключались от собственного имени, каждое общество формировало свою клиентскую базу, несло расходы по обслуживанию недвижимого имущества, выплате заработной плате работникам. Виды осуществляемой деятельности не совпадали и не дублировались. Полученные доходы юрлица включали в свою собственную налогооблагаемую базу УСН. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у налоговиков отсутствовали основания для доначисления налогов по ОСНО и отказе в применении спецрежима.
Суды выносят решения в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела.
В некоторых случаях суды поддерживают налоговые органы (определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1440-О, постановления Девятого ААС от 06.11.2020 N 09АП-49831/20 по делу N А40-21352/2018, АС Западно-Сибирского округа от 18.08.2017 N А03-723/2016, определение Верховного Суда РФ от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014).
Решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков: постановление АС Центрального округа от 11.04.2017 N Ф10-798/2017 по делу N А08-135/2015, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 N 18АП-5903/15 по делу N А47-12155/2014).
Можно сделать вывод, что определяющими признаками искусственного дробления являются:
— экономическая несамостоятельность вновь созданных хозяйствующих субъектов;
— отсутствие деловой (экономической) цели при дроблении бизнеса. Смотрите материал: Суды не считают дробление бизнеса налоговой схемой, если собственники преследовали деловые цели.
Аргументами, которые позволят налогоплательщикам защититься от обвинений налоговых органов в применении схемы дробления, могут быть:
— виды деятельности, выполняемые взаимозависимыми организациями, не являются единым производственным процессом, они могут осуществляться независимо друг от друга, имеют различные технические требования, квалификации специалистов и особенности осуществления;
— самостоятельное приобретение организациями основных средств, товаров, материалов, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности, наличие самостоятельно учитываемой выручки от оказываемой предпринимательской деятельности, несение текущих расходов;
— создание налогоплательщиком новых юридических лиц, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, обусловлено исключением риска потери всего бизнеса, в том числе из-за приостановки действия лицензии;
— самостоятельное ведение вновь образованными обществами предпринимательской деятельности — наличие у них собственных органов управления и необходимого персонала, имущества.
Таким образом, наличие определенных деловых целей при разделении бизнеса, а также самостоятельность вновь созданных хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности являются ключевыми условиями, которые минимизируют налоговые риски. Смотрите подробнее в материале: Дробление бизнеса: актуальные вопросы правоприменительной практики (Е.А. Лекарова, журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», N 5, май 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина
Ответ прошел контроль качества
Застройщик должен безвозмездно передать сеть наружного электрического освещения в собственность городу по договору дарения в феврале 2022 года по акту приема-передачи по форме 0504101 и по извещению по форме 0504805. На отдельный баланс сеть выделена не была, была учтена в составе общей себестоимости стройки на счете 08.03. Многоквартирный дом построен, земельный участок был арендован. По сети наружного электрического освещения определена рыночная стоимость движимого имущества, которая согласована сторонами по договору дарения. Сеть была введена в эксплуатацию вместе с домом в 2021 году, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Верно ли, что не нужно восстанавливать НДС, так как с 29.11.2021 в силу дополнений, внесенных в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, при осуществлении операций по передаче на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества НДС, ранее принятый к вычету в отношении передаваемой недвижимости, восстановлению не подлежит? Правильно ли то, что согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ безвозмездная передача сети городу не облагается НДС? Верно ли, что согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей?
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несение в рассматриваемой ситуации Застройщиком в ходе строительства дополнительных расходов (на сооружение сети и передачу ее городу) непосредственно связано с возможностью осуществления строительства МКД на арендуемом земельном участке. В свою очередь, МКД строится с целью получения в будущем доходов от продажи квартир и других помещений. Исходя из этого, на наш взгляд, у Застройщика есть основания для того, чтобы считать рассматриваемые расходы экономически обоснованными.
В то же время п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. Напомним, согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Вместе с тем из разъяснений Минфина России, данных, например, в письме от 25.05.2007 N 03-03-06/1/319, следует, что в ситуации, когда по завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления, норма п. 16 ст. 270 НК РФ не применяется.
В письме Минфина России от 01.12.2015 N 03-03-06/4/69955 указано: «Передача объектов инженерной и социальной сферы в государственную или муниципальную собственность не является безвозмездной передачей, так как строительство указанных объектов обусловлено наличием требований законодательства и производится в целях реализации договоров по строительству…».
Имеется положительная судебная практика по расходам на объекты благоустройства, безвозмездно переданные в муниципальную собственность.
Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, квалификация объектов благоустройства в качестве основных средств является ошибочной, поскольку в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Более того, объекты благоустройства после их возведения переданы безвозмездно в муниципальную собственность, поэтому не использовались и не могли использоваться налогоплательщиком в качестве основного средства и амортизируемого имущества ввиду невозможности их использования для извлечения дохода. Следовательно, спорные затраты правомерно учтены единовременно, и доначисление по налогу на прибыль незаконно (постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.05.2017 N Ф04-1291/2017 по делу N А75-8320/2016).
В постановлениях ФАС Московского округа от 01.02.2013 N Ф05-16083/12 по делу N А40-11126/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.04.2008 N А33-8244/2007-03АП-1108/2007-Ф02-1064/2008, от 14.12.2007 N А33-5631/2007-Ф02-9138/2007, ФАС Московского округа от 15.06.2007 N КА-А40/5050-07, ФАС Центрального округа от 16.11.2006 N А08-12461/05-25 расходы на строительство обременений были также признаны экономически обоснованными расходами, осуществление которых непосредственно связано с ведением строительной деятельности. А в постановлении ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А12-7415/2009 судьи сочли возможным учесть расходы, связанные с исполнением обязательств в пользу органов местного самоуправления (без несения которых у налогоплательщика отсутствует возможность осуществлять строительство), на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Здесь было сказано, что налогоплательщиком не нарушен подп. 16 п. 1 ст. 270 НК РФ, так как в соответствии с инвестиционными контрактами у органа местного самоуправления возникают встречные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство).
Принимая во внимание официальную позицию и судебную практику, на наш взгляд, можно прийти к следующим выводам:
— затраты, понесенные Застройщиком в ходе строительства МКД на сооружение дополнительных объектов (сетей), являющихся обременениями в рамках инвестиционного контракта, экономически обоснованы;
— передача сети городу не является безвозмездной передачей в целях налогообложения прибыли;
— Застройщик вправе учесть такие затраты как расходы капитального характера.
Вместе с тем не совсем определенным нам представляется вопрос, в стоимость какого объекта следует включить рассматриваемые расходы (основного объекта или дополнительных объектов (обременений)).
Из разъяснений, данных в письмах Минфина России от 16.10.2006 N 03-03-04/1/692, от 25.01.2006 N 03-03-04/1/57, усматривается, что расходы, понесенные застройщиком на сооружение дополнительных объектов, необходимо включить в первоначальную стоимость основного объекта и списывать путем начисления амортизации (ст. 259 НК РФ). Ряд специалистов находит возможным такой вариант учета (смотрите, например, материал: Учет расходов на договорные обременения (Т.К. Юлина, «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2008 г.)).
Однако существует и другое мнение. Оно заключается в том, что расходы на создание дополнительных объектов, производимые застройщиком в период их строительства, необходимо учитывать обособленно от затрат на создание основного объекта недвижимости. При этом признать данные расходы застройщик вправе в том периоде, когда состоится передача объектов органам власти (эксплуатирующим организациям). Смотрите материал: Никто и не ожидал… (Т.Ю. Кошкина, «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2007 г.).
Исходя из изложенного полагаем, что в данном случае Застройщик должен самостоятельно решить, какой из двух позиций следовать.
Если Организация выберет второй вариант, то расходы на создание сети в налоговом учете необходимо учитывать отдельно от затрат на создание основного объекта (МКД). Тогда в периоде фактической передачи сети налогооблагаемую прибыль можно будет уменьшить (единовременно) на сумму накопленных расходов на обременения. Такой вариант учета позволит избежать возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Выбор первого варианта (с учетом официальных разъяснений) представляется более предпочтительным, если Организация желает минимизировать риск возникновения претензий проверяющих. Однако в этом случае, на наш взгляд, разницы между бухгалтерским и налоговым учетом будут иметь место.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. В целях главы 21 НК РФ признается реализацией товаров (работ, услуг) передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.
Однако в силу подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, в целях главы 21 НК РФ не признается объектом налогообложения, в частности, передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Так, из письма Минфина России от 16.10.2006 N 03-03-04/1/692 следует, что при передаче в муниципальную собственность объектов обременений (водопровода, по которому выполнены работы по перекладке за счет средств застройщика) необходимо руководствоваться подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. При этом специалистами финансового ведомства отмечено, что суммы НДС, предъявленные подрядной организацией по работам по перекладке водопровода, вычету у застройщика не подлежат.
Вместе с тем в ряде случаев судьи признают право налогоплательщика (заказчика-застройщика, инвестора) на налоговые вычеты в части НДС, приходящейся на переданную органу государственной власти и (или) местного самоуправления долю объекта, так как данные расходы налогоплательщика непосредственно связаны с его основной производственной деятельностью, признаваемой объектом налогообложения НДС (постановления ФАС Московского округа от 25.01.2012 N Ф05-14464/11, от 19.09.2011 N Ф05-9244/11, Девятого ААС от 23.01.2012 N 09АП-35005/11, от 18.01.2012 N 09АП-34509/11).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации передача сети на баланс города не подлежит обложению НДС.
При этом если Застройщик решит применить вычет по суммам НДС, предъявленным подрядными организациями, может возникнуть налоговый риск. В случае возникновения налогового спора свою позицию Организации необходимо будет отстаивать в судебном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил