На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ
Какие последствия могут возникнуть в случае, если физическое лицо через месяц после ввоза в РФ продаст приобретенное в Казахстане новое транспортное средство?
1. Доплата утилизационного сбора с применением коэффициентов, установленных п. 3.1 раздела I Перечня, является обязанностью продавца ТС (который ранее ввез это ТС на территорию РФ), но если он ее не исполнил самостоятельно до подписания договора купли-продажи, то обязанность возлагается на покупателя этого ТС в силу п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. Смотрите Вопрос: Порядок «доплаты» утилизационного сбора в случае продажи автомобиля, ранее ввезенного для личных целей, раньше чем через 12 месяцев с даты оформления ТПО (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.).
Если ТС покупается до истечения периода в 12 месяцев с даты оформления ТПО и УС был уплачен (но по пониженным ставкам), то продавец или покупатель исчисляет УС с применением базовой ставки 20 000 руб. и повышенного коэффициента, установленного п. 3.1 раздела I Перечня, и разницу между новой величиной УС и суммой УС, уплаченной ранее продавцом, доплачивает в таможенный орган.
2. В случае продажи транспортного средства, находившегося в собственности налогоплательщика менее установленного срока владения таким транспортным средством, образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При продаже транспортного средства налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, в частности, на сумму денежных средств, уплаченных продавцу такого транспортного средства.
В общем случае физическое лицо вправе уменьшить сумму доходов, полученных от продажи автомобиля, приобретенного на территории иностранного государства, на сумму расходов на его приобретение.
Положения подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ не содержат конкретного перечня затрат, принимаемых в счет уменьшения дохода при продаже автомобиля. Из подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ следует, что данные расходы должны быть связаны непосредственно с приобретением реализуемого имущества. Это же следует и из писем Минфина России от 02.08.2019 N 03-04-05/58466, от 22.03.2018 N 03-04-05/18155.
Любые имеющиеся у налогоплательщика документы следует оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов.
В подтверждение расходов могут быть представлены, в частности, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т.д.
Инвойс представляет собой счет для оплаты, который продавец выставляет покупателю.
Для обоснования затрат возможно использовать документы, косвенно подтверждающие факт расходов. Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Если автомобиль куплен в иностранном государстве, то к расходам, связанным с получением доходов от продажи автомобиля, относятся, в частности, документально подтвержденные затраты на приобретение автомобиля в иностранном государстве и его доставку, стоимость таможенного оформления автомобиля, а также суммы затрат, произведенных в целях улучшения потребительских качеств автомобиля. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 24.09.2007 N 03-04-05-01/314.
В письмах Минфина России от 07.12.2009 N 03-04-05-01/864, УФНС России по Хабаровскому краю от 07.12.2010 N 07-75/28287 подтверждено, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов, полученных от продажи автомобиля, находившегося у него в собственности и приобретенного на территории иностранного государства, на сумму расходов на его приобретение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Организация на УСН получает в 2025 году авансовые платежи по предварительному договору за продажу в 2026 году нежилого помещения за сумму 70 млн руб. В октября 2025 года доход от авансовых платежей превысит 60 млн руб., и ноябре 2025 организация становится плательщик НДС. Помещение будет передаваться по акту в январе 2026 года.
Верно ли, что в 1 квартале 2026 года надо будет уплатить НДС со всей суммы продажи (70 млн руб.)?
Так как помещение будет передаваться в январе 2026 года, налог с реализации возникает именно в момент отгрузки (передачи) в 1 квартале 2026 года. Следовательно, организация должна будет уплатить НДС со всей суммы продажи 70 млн рублей, вне зависимости от того, что аванс был ранее (п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ).
Если оплата поступила в нескольких частях, НДС начисляется при передаче имущества, а не по факту оплаты авансов (письмо Минфина России от 10.01.2022 N 03-07-11/15). Счета-фактуры с НДС выставляются и налог уплачивается по факту отгрузки (передачи) объекта.
При упрощенной системе налогообложения датой получения доходов признается день поступления денежных средств (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому суммы предварительной оплаты, полученные в счет реализации, должны учитываться в отчетном (налоговом) периоде их получения.
Если доходы налогоплательщика, применяющего УСН, превысили 60 млн рублей в декабре 2026 года, то в таком случае он должен исчислять НДС и выделять его в счетах-фактурах с 1 января 2026 года. По операциям, которые будут иметь место в декабре 2025 года, он не должен исчислять НДС и, соответственно, выделять его в счетах-фактурах, выставляемых контрагентам. НДС с аванса также не начисляется, так как в момент его получения организация еще не считалась плательщиком НДС (имела освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Документы от поставщиков получены организацией уже после сдачи годовой декларации по налогу на прибыль за 2024 год, при сдаче налоговой декларации за 2024 год организация не знала о наличии данных документов. Никаких ошибок в учете сделано не было.
Может ли организация принять в расходы документы поставщиков, датированные 2024 годом, для расчета по налогу на прибыль в 2025 году?
Как трактовать письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786 в части принятия расходов 2024 года в текущем году? Необходимо ли подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2024 год и включить в нее документы прошлого периода, полученные в 2025 году?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Считаем, что с учетом повышения ставки по налогу на прибыль в 2025 году и письма Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786 налогоплательщику целесообразно (безопасно) подать уточненную декларацию за 2024 год, в которую включить расходы по документам за 2024 год, полученным в 2025 году.
Обоснование позиции:
Согласно официальной позиции чиновников организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном периоде, но только в том случае, если в текущем отчетном периоде получена прибыль (смотрите, например, письма Минфина России от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177, от 06.10.2020 N 07-01-09/87189, хотя в судебной практике имеется иное мнение).
Это связано с тем, что согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производятся за период, в котором были совершены данные ошибки.
При этом финансисты указывают, что это возможно в двух случаях: когда невозможно определить период совершения ошибок (искажений) и когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.
Налогоплательщик, допустивший ошибки, которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый период, в котором выявлены ошибки.
Например, к излишней уплате налога на прибыль могут привести ошибочно не учтенные в момент возникновения расходы.
В письме Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299 разъясняется, что в целях применения абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ следует использовать понятие «ошибки», установленное в бухгалтерском учете (на основании п. 1 ст. 11 НК РФ). Правила исправления ошибок установлены ПБУ 22/2010. При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Таким образом, неотражение информации в прошлом налоговом периоде, например, из-за отсутствия документов поставщика (исполнителя, подрядчика) не является ошибкой. Следовательно, расходы прошлого налогового периода, подтвержденные документально в текущем налоговом периоде, можно учесть в момент поступления документов, то есть в текущем периоде.
Налогоплательщик отражает в составе соответствующей группы (вида) расходов (расходы на оплату труда, амортизация, внереализационные расходы и т.д.) отчетного (налогового) периода, в котором выявлена ошибка, сумму выявленного своевременно не учтенного расхода (смотрите, например, письма Минфина России от 28.12.2010 N 03-03-06/1/814, от 17.12.2010 N 03-03-06/1/789).
То есть если сумма выявленного неучтенного расхода привела к излишней уплате налога на прибыль в предыдущем году, то соответственно, исправление в налоговом учете можно произвести в текущем налоговом периоде путем отражения неучтенного расхода в налоговой отчетности за отчетные периоды текущего года.
При этом прибыль должна иметь место и в текущем периоде (смотрите, например, письма Минфина России от 29.07.2022 N 03-07-11/73602, от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766, хотя и это спорно).
Указанная позиция неоднократно подвергалась чиновниками и не подвергалась сомнению.
В то же время можно понять, что чиновники против того, чтобы при этом налогоплательщик выиграл в сумме налогов в общей сложности (поэтому они и настаивают на том, что как в прошлом, так и в текущем периоде не было убытка).
Повторим, судебная практика исходит, как правило, из иного.
Так, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 N 306-ЭС20-20307 по делу N А72-18565/2019 судьи указали, что возможность перерасчета налоговой базы не ограничивается только случаями получения налогоплательщиком положительного финансового результата (прибыли) в периоде возникновения ошибки (искажения) и не обуславливается излишней уплатой налога исключительно в этот период, поскольку такие ограничения не вытекают ни из буквального содержания абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, ни из телеологического толкования данной нормы.
Вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ значение имеет влияние допущенной ошибки (искажения) на состояние расчетов с бюджетом в этом и (или) последующих периодах — до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет.
Но здесь же арбитры отметили, что судебная практика исходит из правомерности перерасчета в текущем налоговом периоде налоговой базы, если ранее допущенные ошибки (искажения) не имеют негативных последствий для казны.
Если с этой точки зрения проанализировать новое разъяснение чиновников (письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786, размещено на сайте Минфина https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=312207), то его вполне можно объяснить необходимостью защиты интересов бюджета финансистами.
Напомним, что с 01.01.2025 ставка налога на прибыль выросла с 20% до 25% (п. 1 ст. 284 НК РФ, Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
То есть один и тот же учтенный расход в 2024 году уменьшал облагаемую базу по налогу на прибыль в размере 20% от этого суммы расхода, а в 2025 году он уменьшает уже эту базу на 25% от суммы расхода. И перенос расхода с 2024 года, к которому он относится, на 2025 год как раз влияет на общие платежи в бюджет за 2024 2025 год. С этим и не согласны финансисты.
Потому они и выразили мнение, что уменьшение налогоплательщиком налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет.
Иначе говоря, они не против того, чтобы в 2025 году учитывать расходы по документам, относящимся к более ранним периодам, даже если эти документы поступили с опозданием.
Налогоплательщику они оставляют лишь возможность представления уточненной декларации за прошлый период, независимо от того, увеличивается ли налог на прибыль за прошлый период или уменьшается.
Полагаем, что с учетом достаточно гибкой арбитражной практики по данному вопросу, чиновников в этом могут поддержать и суды.
Поэтому считаем целесообразным для налогоплательщика учесть указанные разъяснения, приведенные в письме Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786.
Выраженная позиция является нашим экспертным мнением, может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Организация может обратиться за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Коммерческая организация заключила договор добровольного пожертвования. Предмет договора: организация осуществляет добровольное пожертвование в виде перечисления денежных средств Фонду в целях приобретения лекарственных средств согласно спецификации (приложение к договору) для конкретного физического лица. Фонд обязуется использовать пожертвование в соответствии с договором. Фонд по состоянию на дату заключения договора состоит в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций. (СОНКО).
Каким образом организации отразить операции по указанному договору в налоговом и бухгалтерском учете? Достаточно ли того, что Фонд состоит в реестре СОНКО для принятия расходов в налоговом учете? Или нужно соблюсти еще какие-нибудь условия? Правильно ли составлен предмет договора? Какие документы еще необходимо оформить в рамках данного договора?
В бухгалтерском учете можно сделать следующую запись:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 51
— перечислены денежные средства Фонду в качестве добровольного (благотворительного) пожертвования.
Письмом Минэкономразвития России от 02.02.2022 N 3174-ТИ/Д04и направлено приложение с информационными материалами, содержащими информацию о том, кто может воспользоваться налоговой преференцией согласно подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, кому необходимо пожертвовать, чтобы воспользоваться указанной налоговой преференцией, как правильно совершить и оформить пожертвование, а также о процедуре получения указанной налоговой преференции юридическим лицом — благотворителем.
Налоговый кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих факт осуществления пожертвования, а значит, не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (письма Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/2/82006, от 25.12.2024 N 03-03-06/2/131154).
Для применения подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ в случае передачи имущества СОНКО нужно, чтобы такая организация была включена в реестр СОНКО на момент совершения в ее адрес дарения. Актуальный реестр СОНКО можно найти в сети Интернет по ссылке: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko. Поиск нужной НКО в реестре осуществляется по названию организации, ИНН, ОГРН.
Таким образом, совершая дарение, организация должна убедиться, что НКО включена в реестр СОНКО.
В письме Минэкономразвития России N 3174-ТИ/Д04и подчеркнуто: наличие организации в реестре СОНКО является подтвержденным основанием для выполнения требований, предусмотренных подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ. Никакие дополнительные документы, подтверждающие факт включения НКО в реестр СОНКО, не требуются.
На это также обращено внимание и в информации о том, как НКО подтвердить потенциальному благотворителю, что она находится в реестре СОНКО, размещенной 04.08.2023 на официальном сайте правительства Калининградской области: никаких документов (справок, выписок и пр.), подтверждающих нахождение СОНКО в реестре, законодательством не предусмотрено.
При обращении юридическим лицом в ФНС России для получения налоговых преференций за пожертвование нет необходимости представлять документы, подтверждающие нахождение НКО в реестре СОНКО. ФНС России обладает информацией о некоммерческих организациях, включенных в данный реестр.
Обращаться в Минэкономразвития России юридическому лицу — жертвователю целесообразно в случаях, если со стороны ФНС России возникают вопросы к правомерности включения в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, сумм безвозмездно переданного имущества НКО, включенной в реестр СОНКО. Смотрите информацию по ссылке: https://nko.gov39.ru/actual/kak-nko-podtverdit-potentsialnomu-blagotvoritelyu-chto-ona-nakhoditsya-v-reestre-sonko.html.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ налоговый агент в течение налогового периода имеет право направить заявление с целью получения уведомления от налоговой инспекции в течение 10 дней о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей. Организация направляла подобное заявление в налоговую инспекцию, однако ни уведомления о предоставлении такого права, ни отказа со стороны налоговой инспекции не поступило. Имеет ли право налоговая инспекция игнорировать письменный запрос? Обязана ли организация направлять письменное заявление в форме отчета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговый орган обязан в срок, не превышающий 10 дней, направить уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей, если им получено заявление от налогового агента, оформленное по установленному ФНС формату, и выполнены все условия для направления уведомления.
В иных случаях (в том числе если заявление от налогового агента не соответствует установленному ФНС формату), налоговый орган не обязан направлять уведомление или иное сообщение налоговому агенту.
Обоснование позиции:
В порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» некоторыми категориями иностранных граждан.
Сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 227.1 НК РФ, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа указанного уведомления.
То есть если уведомление не получено (по любой причине) производить уменьшение налога налоговый агент не вправе.
Налоговый орган направляет данное уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента.
Налоговый орган делает это при наличии у него информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
Других обязанностей у налогового органа нет, в том числе и обязанности как-либо информировать налогового агента о том, что перечисленные условия для направления уведомления не выполнены (соответственно, он и не несет ответственности при отсутствии такого информирования). Хотя письмом ФНС России от 30.03.2016 N БС-4-11/5514@ направлена рекомендуемая форма сообщения об отказе в выдаче уведомления. Но, повторим, обязанности направлять такое сообщение у налогового органа нет.
Но если эти условия выполнены, то налоговый орган обязан направить уведомление.
В то же время надо учитывать, что форма заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей утверждена Приказом ФНС России от 13.11.2015 N ММВ-7-11/512@.
При этом нет запрета на то, чтобы направить заявление в бумажной форме (то есть представить его лично или по почте).
Если же налоговый агент хочет направить заявление в электронной форме, то он должен иметь в виду, что Приказ ФНС России от 08.12.2015 N ММВ-7-6/566@ утвержден и рекомендуемый формат данного заявления.
ФНС исходит из того, что представление налогоплательщиком документов по ТКС не по утвержденному формату в виде неформализованного обращения является основанием для оставления их без рассмотрения, то есть неполученными (смотрите, например, https://www.nalog.gov.ru/rn24/news/activities_fts/11294384/).
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ представление документов по ТКС производится по форматам, установленным ФНС. Смотрите также п. 11 Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.
Соответственно этому оператор электронной отчетности СБИС размещает форму указанного заявления в разделе Отчеты личного кабинета пользователя (наряду с электронной отчетностью).
То есть если использовать именно такую форму, направить ее в налоговый орган, то эта форма будет принята налоговым органом и в ответ он обязан направить указанное уведомление, если выполнены установленные условия.
В ином случае налоговый орган не обязан направлять уведомление или какое-либо иное сообщение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
В какой графе Реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктом 3 пункта 7, подпунктом 2 пункта 7.2 Налогового кодекса Российской Федерации (форма КНД 1155124) указать сумму акциза к возмещению, ранее уплаченную и указанную в налоговой декларации с кодом 20007 «Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиками, указанными в пунктах 2.1 и 2.3 статьи 184 Кодекса, в случае непредставления в срок подтверждающих документов в соответствии с пунктом 7 статьи 198 Кодекса» (в настоящее время по этим подакцизным товарам факт экспорта подтвержден)?
Исходя из взаимосвязанных положений п. 7 ст. 198 НК РФ, п. 4 ст. 203 НК РФ и п. 10 ст. 198 НК РФ при заполнении Реестра, указанного в п. 10 ст. 198 НК РФ, сумма акциза, уплаченного в связи с непредставлением документов, указанных в п. 7 ст. 198 НК РФ, в срок отражается, по нашему мнению, в графе 7 Реестра (несмотря на ее название), т.к. только эта графа соответствует порядку заполнения Декларации по акцизам в случае появления права на возмещение согласно п. 4 ст. 204 НК РФ суммы акциза, уплаченной в силу п. 7 ст. 198 НК РФ налогоплательщиком, имеющим право реализовать товар на экспорт без уплаты акциза без представления банковской гарантии в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 4 статьи 184 НК РФ.
Кроме того, в п. 4 ст. 203 НК РФ речь идет о возмещении сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком вследствие отсутствия банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 184 НК РФ. И в силу последнего абзаца п. 7 ст. 198 НК РФ эта норма применяется и в рассматриваемом случае.
Полагаем, что в данном случае (уплата акциза при неподтверждении факта экспорта в срок, установленный п. 7 ст. 198 НК РФ) возмещение акциза осуществляется в порядке, аналогичном для возмещения акциза, уплаченного при отсутствии банковской гарантии (п. 3 ст. 184 НК РФ).
Общая сумма значений по графе 7 Реестра указывается в строке «ИТОГО сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, и предъявленная к возмещению (в рублях)».
Отметим, что в Порядке заполнения Реестра, утвержденном приказом ФНС России от 24.07.19 г. N ММВ-7-15/375@, указано, что сумма в строке «ИТОГО сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации, и предъявленная к возмещению (в рублях), должна соответствовать:
…общей сумме акциза, уплаченной по операциям реализации подакцизных товаров на экспорт в связи с отсутствием банковской гарантии и предъявленной к возмещению, отраженной в графе 3 подраздела 2.5 с кодом показателя 50001 по графе 1 налоговой декларации по акцизам…
В настоящее время по подразделу 2.5 «Документально подтвержденный факт реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, в том числе в государства — члены Евразийского экономического союза»:
— в графе 1 указываются коды показателей 50001-50013 согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Код 50001 указывается для отражения суммы акциза, предъявленной к возмещению, по подакцизным товарам, факт экспорта которых документально подтвержден, за исключением экспорта в государства — члены Евразийского экономического союза, в том числе налогоплательщиками, указанными в пункте 2.3 статьи 184 Кодекса;
— в графе 2 подраздела 2.5 указывается объем подакцизного товара, факт реализации которого за пределы территории РФ документально подтвержден в налоговом периоде;
— в графе 3 указывается сумма акциза, исчисленная как произведение объема подакцизного товара, указанного в графе 2 (применительно к соответствующему коду показателя по графе 1 и к налоговому периоду, указанному в графах 4 и 5, в совокупности), и соответствующей ставки акциза, установленной статьей 193 Кодекса, действующей в период отгрузки подакцизного товара. То есть отражается уплаченная сумма акциза в связи с неподтверждением экспорта в срок, указанный в п. 7 ст. 198 НК РФ;
— в графах 4 и 5 указываются код налогового периода от «01» до «12» согласно приложению N 1, в котором осуществлен вывоз и (или) реализация (передача собственнику давальческого сырья или по его указанию другим лицам) подакцизных товаров для вывоза за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта).
При этом по подразделу 2.4 «Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет либо возмещению из бюджета» раздела 2 Декларации: по коду показателя 40003 указывается сумма акциза, заявленная к возмещению, в соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ и пунктом 4 статьи 203 НК РФ, определяемая как сумма строк графы 3 подраздела 2.5 с кодами показателей 50001, 50002, 50006, 50007, 50013 по графе 1. Сумма акциза, указанная в подразделе 2.4 по коду показателя 40003, переносится по соответствующему КБК в строку 040 раздела 1 Декларации.
Таким образом, налогоплательщик, имеющий право экспортировать товар без уплаты акциза без представления банковской гарантии в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 4 статьи 184 НК РФ, но уплативший акциз в связи с непредставлением в срок документов, указанных в п. 7 ст. 198 НК РФ, имеет право в силу п. 4 ст. 204 НК РФ на возмещение уплаченного акциза.
В Декларации право на возмещение он заявляет в подразделе 2.4 с кодом 40003, а подтверждает это право (факт экспорта) в подразделе 2.5 с кодом 50001. И для подтверждения права на возмещения акциза в силу требований абзаца пятого п. 4 ст. 203 НК РФ представляет документы, указанные в п. 7 ст. 198 НК РФ, или реестр таможенных деклараций, указанный в п. 10 ст. 198 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
ИП (общая система налогообложения) продал автомобиль, используемый в коммерческой деятельности. С даты приобретения прошло свыше трех лет. Автомобиль приобретался на физическое лицо. Позиция налоговой инспекции, что доход подлежит налогообложению в полном объеме. Позиция ИП на основании НК РФ транспортное средство не полежит налогообложению, независимо от использования его в коммерческой деятельности. Кто прав?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При реализации, в частности, транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, физлица (включая ИП) могут применять освобождение по общим правилам, предусмотренным п. 17.1 ст. 217 НК РФ.
Обоснование позиции:
Гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как индивидуальному предпринимателю (смотрите постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).
Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату НДФЛ с суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, при реализации имущества у предпринимателя возникает доход, в общем случае подлежащий налогообложению НДФЛ.
Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, в частности, от продажи иного имущества (то есть не относящегося к объектам недвижимого имущества), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
При этом согласно абзацу 4 п. 17.1 ст. 217 НК РФ указанное положение не распространяется на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. Но за исключением, в частности, транспортных средств.
Таким образом, при реализации, в частности, транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, физлица (включая ИП) могут применять освобождение по общим правилам, предусмотренным п. 17.1 ст. 217 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26141, ФНС России от 17.01.2019 N БС-3-11/222@).
Данное положение действует лишь с 01.01.2019 (на основании Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ).
Письмом ФНС России от 11.08.2023 N БВ-4-7/10353@ направлен Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2023 года по вопросам налогообложения.
В пункте 11 этого Обзора налоговая служба прямо подтверждает, что в соответствии с абзацем 4 п. 17.1 ст. 217 НК РФ в том случае, если транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика три года и более, доходы от его продажи не подлежат налогообложению и в том случае, когда оно использовалось в предпринимательской деятельности (со ссылкой на Кассационном определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2023 N 39-КАД23-2-К1 по делу N 2а-2576/14-2021).
Обратите внимание, что абзац 4 п. 17.1 ст. 217 НК РФ применяется вне зависимости от даты приобретения продаваемого имущества, то есть даже если транспортное средство приобретено до 01.01.2019 (см. письмо Минфина России от 17.03.2020 N 03-04-07/20343, доведенное до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 31.03.2020 N БС-4-11/5445@). Важен лишь период получения дохода от его реализации (смотрите также Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2023 N 39-КАД23-2-К1).
Смотрите также п. 12 письма ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781 о направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Организация в рамках производства готовой продукции приходует лом цветных и черных металлов, который реализуется на сторону. Реализация лома облагается по ставке 25% по налогу на прибыль. Лом приходуется в результате производственного процесса готовой продукции. Выработка лома предусмотрена технологической картой производства готовой продукции. Организация является резидентом особой экономической зоны и применяет также льготную ставку по налогу на прибыль в размере 2% для производственной деятельности. Лом получен в рамках производственной деятельности, облагаемой льготной ставкой 2%.
Можно ли в описанной ситуации к операциям с ломом цветных и черных металлов применить льготную ставку по налогу на прибыль 2%?
Для организаций — резидентов ОЭЗ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2%. Эта ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. По мнению чиновников (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-03-06/1/120982), резидент ОЭЗ имеет право воспользоваться пониженными налоговыми ставками по налогу на прибыль организаций исключительно в отношении прибыли, полученной от деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением, заключенным с органами управления ОЭЗ, и осуществляемой на территории ОЭЗ; при этом к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, сформированной резидентом ОЭЗ от иных видов деятельности, применяется общеустановленная налоговая ставка.
Как мы поняли, в соглашении резидента о ведении деятельности в ОЭЗ указано, что предметом соглашения в том числе является: «осуществление сопутствующих видов деятельности, связанных с производственным процессом, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта». Лом получен в рамках осуществления производственной деятельности, напрямую связанной с льготной деятельностью.
Полагая, что образование лома и его реализация не обуславливает иную самостоятельную деятельность, отличную от указанной в соглашении с резидентом ОЭЗ, есть с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ основания считать, что эти его доходы формируют налоговую базу, к которой применяется ставка 2%.
Примеров судебной практики по налоговым спорам о применении ст. 284 НК РФ при реализации образовавшегося у резидента ОЭЗ лома оперативно не встретилось. Допускаем, что это косвенно подтверждает корректность нашего подхода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Участник Ввеликой Отечественной войны — инвалид первой группы участвовал в журналистском конкурсе, проводимым государственным учреждением (не рекламный), и получил приз — автомобиль.
Вправе ли он продать автомобиль сразу после его получения? Какие налоги при продаже он обязан уплатить (и в каком размере)?
Право инвалида, участника ВОВ, на распоряжение полученным в результате участия в конкурсе имуществом на законодательном уровне не ограничено. Следовательно, если такое ограничение не установлено организатором конкурса, в данном случае ветеран вправе продать автомобиль сразу после его получения.
При продаже автомобиля физическим лицом НДФЛ уплачивается, если данный автомобиль находился в собственности менее трех лет (смотрите подп. 17.1 ст. 217 НК РФ). То есть в данном случае с дохода от продажи гражданин должен уплатить в бюджет НДФЛ.
При этом в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи иного имущества (помимо жилого). Вычет предоставляется при продаже указанного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального срока владения (три года).
На основании подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи иного имущества, но не более 250 000 рублей за налоговый период.
Соответственно, доход от продажи (цена, указанная в договоре) может быть уменьшен на 250 тыс. рублей.
Например: Продал машину за 600 тыс. рублей. Расчет будет таким: 600 тыс. рублей — 250 тыс = 350 тыс. рублей. 350 тыс. рублей х 13% = 45,5 тыс. рублей — НДФЛ к уплате в бюджет.
НДФЛ исчисляется по ставке, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ (от 13% до 15% — в зависимости от величины дохода).
Кроме того, на основании абзаца 18 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ при продаже (в том числе по договору мены) имущества полученного на безвозмездной основе, а также по договору дарения, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении такого имущества. То есть вместо применения налогового вычета (250 тысяч рублей) при продаже автомобиля в данном случае доход от продажи можно уменьшить на сумму, с которой был уплачен НДФЛ при получении автомобиля (если НДФЛ с дохода будет уплачен, соответственно).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Акт проверки поступил в общество по каналам связи 24.04.2025. Квитанция подтверждения о получении отправлена 06.05.2025 в налоговую инспекцию.
Срок для предъявления возражения будет по 24.05.2024 (включительно) или по 06.06.2025?
С 5 февраля 2025 года датой получения документов от налоговой считают 6-й рабочий день со дня их отправки по ТКС. Срок начинает течь на следующий день со дня направления документа. В НК РФ нет альтернативы такому порядку. Поэтому документ будет считаться полученным по истечении 6 дней, даже если в квитанции о приеме электронного документа указана другая дата.
Такой порядок применяют ко всем документам, которые направляет инспекция.
На это указано в письме ФНС России от 07.03.2025 N ЕА-4-15/2526@.
Такое положение следует из абзаца 8 п. 4 ст. 31 НК РФ, который введен Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ.
Смотрите Энциклопедию решений. Представление письменных возражений по акту налоговой проверки (май 2025 г.).
Поскольку в абзаце 8 п. 4 ст. 31 НК РФ нет указания, рабочие дни имеются в виду или календарные, то считаем, что это рабочие. Согласно положениям п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
При этом течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). То есть в данном случае начало течения срока в восемь рабочих дней с 25.04.2025.
Шесть рабочих дней 25,26, 27, 28 апреля, 5, 6 мая.
Итак, согласно разъяснению ФНС, в данном случае документ считается полученным по истечении шести рабочих дней, то есть 7 мая. С этой даты течет месячный срок на представление возражений, предусмотренный п. 6 ст. 100 НК РФ.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (п. 4 ст. 6.1 НК РФ).
Поэтому, считаем, возражения на акт надо представить не позднее 06.06.2025, то есть когда истечет месяц начиная со дня, который считается днем получения акта о проверке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил
Ответ прошел контроль качества
Общество на общей системе налогообложения заключило договор о предоставлении охранных услуг. В составе УПД, кроме услуги по охране имущества на объекте за месяц, выделяется отдельной строкой аренда видеокамер. Сумма охраны составляет 1 600 000 руб., аренда камеры — 170 000 руб. в месяц. Договор заключен с 01.01.2025 по 31.12.2026.
Необходимо ли выделять в учете аренду видеокамер и отражать в соответствии с ФСБУ 25/2018?
На наш взгляд, видеокамеры в данном случае не классифицируются как объекты учета аренды, поскольку не соблюдаются условия подп. 3 и 4 п. 5 ФСБУ 25/2018:
1) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
2) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
ФСБУ 25/2018 не применяется к объектам бухгалтерского учета, не классифицированным как объекты учета аренды в соответствии с приведенным пунктом 5.
При иной классификации допускаем возможность применения п. 11 ФСБУ 25/2018, который позволяет арендатору не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в случае, когда рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
В организации имеется транспортное средство ИАЦ 1767М2. Тип ТС — специализированный, прочие, категория — В/М2.
Налоговая служба применяет ставку транспортного налога как для автобуса. Правомерно ли это?
Категория транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должна определяться на основании его типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании одобрения его типа уполномоченным органом. Так как код типа наземных транспортных средств помещается в состав сведений, передаваемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, то налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства. Соответственно, можно допустить, что отнесение к «автобусу» следует из переданных регистрирующим органом данных.
Притом, что только по категории нельзя определить принадлежность транспортного средства к тому или иному типа ТС. Для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении (категории), указанных в ПТС. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» понятие «автобус» для целей лицензирования означает транспортное средство категории M 2 или M 3, за исключением троллейбуса. При этом в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003 к ТС специального назначения относятся ТС категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования (которые перечислены далее в п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003), обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «С». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М 2 должно иметь обозначение «М 2С».
Напомним: если по мнению налогоплательщика сведения ЕГРН не совпадают с информацией в официальных ресурсах ГИБДД МВД России, органов гостехнадзора, ГИМС МЧС России, органов Росморречфлота, Росавиации, Росреестра, то рекомендуется сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства. После проверки информации налоговый орган актуализирует сведения ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, и проинформирует налогоплательщика (смотрите информацию ФНС России от 17.03.2020).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Исполнитель прислал акт выполненных работ / оказанных услуг за 31.05.2025 в середине текущего месяца — 15.05.2025.
Может ли заказчик подписать этот документ до 31.05.2025?
В общем случае каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Таким образом, оформление первичных документов напрямую связано с реальным фактом хозяйственной жизни экономического субъекта. Из ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ следует: не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. То есть первичный документ не может составляться заранее, до того, как возникли основания для отражения факта хозяйственной жизни. Досрочное составление документа, т.е. до фактической даты оказания услуги, законодательством не предусмотрено. В силу этого составление акта оказания услуг должно осуществляться непосредственно по факту их оказания, и этот же момент будет являться получением услуг заказчиком. Поэтому более верным нам видится получение по ЭДО документа досрочно с подписанием по завершении учетного периода 31.05.2025.
В то же время поскольку дата подписания электронного документа фиксируется информационной системой и имеет значение лишь для подтверждения действительности сертификата электронной подписи на момент подписания (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ), но не для указания периода отгрузки товара или оказания услуги, есть основания для подписания и до окончания учетного периода, но с признанием в учете расходов по дате факта хозяйственной жизни, а не по дате документа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Может ли организация на УСН (доходы минус расходы) продать здание, находившееся в собственности более десяти лет, ниже кадастровой стоимости? Какие возможны последствия?
Организация на упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом «доходы минус расходы», владеющая зданием в собственности более десяти лет, вправе продать это здание по цене ниже кадастровой стоимости. Законодательство обязывает учитывать для целей налогообложения выручку, фактически полученную по договору купли-продажи (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.15 НК РФ), при этом цена не обязательно должна равняться кадастровой стоимости объекта (абзац третий п. 1 ст. 105.3 НК РФ, п. 3 ст. 38 НК РФ).
Однако в случае, если заниженная цена будет установлена между взаимозависимыми лицами и цель сделки — получение необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы могут провести корректировку налоговой базы с применением положений о контролируемых сделках (ст. 105.3, 105.14 НК РФ). Поэтому при оформлении сделок с взаимозависимыми лицами важно обосновать экономическую оправданность цены, например провести независимую оценку рыночной стоимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил