На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

В ООО поступило заявление коллекторской организации с требованием удержать с работника задолженность по кредиту и перечислить на счет заявителя. Прилагаются копии судебных приказов. Сумма взыскания — менее 100 тыс. руб.

Обязан ли работодатель исполнять указанное требование?

В организацию поступали постановления службы судебных приставов, в которых была ссылка на вышеуказанные судебные приказы. Все постановления исполнены.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не обязан исполнять указанное в вопросе требование.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Взыскателем в силу ч. 3 ст. 49 Закона N 229-ФЗ является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, или уполномоченный от имени взыскателей, указанных в ч. 2 настоящей статьи, орган государственной власти.

При этом ч. 1 ст. 44 ГПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

По общему правилу право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). При этом для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника при условии, что иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребкредите) кредитор по договору потребительского кредита (займа) вправе уступить свои права (требования) только юридическому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или физическому лицу, указанному в письменном согласии заемщика, полученном кредитором после возникновения у заемщика просроченной задолженности. В случае уступки кредитором прав требования заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с законодательством. Законом или договором потребительского кредита (займа) может быть предусмотрен запрет на уступку кредитором права требования.

Таким образом, если коллекторское агентство является лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, то уступка права (требования) такому агентству допускается. Если уступка произведена с нарушением указанных ограничений в отношении нового кредитора, последний не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств по договору (ч. 5 ст. 13 Закона о потребкредите).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ судебный приказ является исполнительным документом.

Согласно ст. 9 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Таким образом, копию исполнительного документа должника могут направить работодателю в организацию только судебные приставы-исполнители. По смыслу ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ работодатель вправе производить удержание из заработной платы только на основании подлинника исполнительного документа.

Также следует учитывать, что если исполнительный документ подается лицом, являющимся правопреемником истца по соответствующему делу, то к заявлению должно быть приложено определение суда, принявшего решение, о процессуальном правопреемстве.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации обязанность производить удержания из заработной платы работника у работодателя отсутствует.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Байдина Элина

Ответ прошел контроль качества

Юридическое лицо планирует организовать конкурс для несовершеннолетних (дети от 7 до 16 лет), в котором победители получат денежные призы более 4000 рублей. Денежный приз будет выплачиваться законному представителю несовершеннолетнего.

За кого юридическое лицо, как налоговый агент, должно заплатить НДФЛ, — за несовершеннолетнего или за его законного представителя?

Особенностей определения налоговой базы и исчисления НДФЛ с доходов, получаемых детьми, не установлено (письмо Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-06/3-102). Обложение НДФЛ обусловлено фактом получения дохода и не ограничивается возрастом налогоплательщика (письмо Минфина России от 29.10.2014 N 03-04-05/54905).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом в налоговых правоотношениях субъектом является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного представителя (смотрите определение Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 306-КГ14-2301, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, НДФЛ удерживается с доходов несовершеннолетнего (не важно, что денежные средства получает его законный представитель). В формах отчетности, представляемых в налоговый орган также указываются данные несовершеннолетнего.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Ответ прошел контроль качества

Можно ли заключать между двумя физическими лицами договор оказания услуг на сумму более 100 тысяч рублей? Нужно ли заказчику услуг платить налог?

Законодательством не установлен лимит по сумме договора между физическими лицами, соответственно, можно заключать между двумя физическими лицами договор оказания услуг на сумму более 100 тысяч рублей.

НДФЛ

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ определен закрытый перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДФЛ. К ним относятся российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ. Как видим, физические лица, в том числе выплачивающие вознаграждение физическим лицам по трудовому договору, в числе таких лиц не поименованы, а значит, в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами не признаются, НДФЛ не исчисляют и не уплачивают. Обязанность по сообщению налогоплательщику и налоговому органу о сумме выплаченного дохода и сумме неудержанного налога на заказчика-физлицо также не возлагается.

Обязанность по исчислению, декларированию и уплате НДФЛ лежит на исполнителе, получившем доход. Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ (в порядке ст. 225 НК РФ) исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе, в том числе договоров гражданско-правового характера (письмо Минфина России от 15.02.2018 N 03-15-05/9504).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в частности, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (смотрите письмо Минфина России от 15.02.2018 N 03-15-05/9504).

Согласно п. 7.2 ст. 83 НК РФ физические лица, признаваемые плательщиками страховых взносов, подлежат постановке на учет в этом качестве по месту жительства на основании заявления, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору. Для постановки на учет физическому лицу — заказчику услуг следует представить в налоговый орган заявление (форма утверждена приложением N 3 к приказу ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@).

Кроме того, заказчик-физлицо обязан сдавать следующую отчетность:

а) Расчет по страховым взносам — не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;

б) Персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физлиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, — не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим;

в) Сведения о заключении и прекращении с физлицами договоров гражданско-правового характера (ГПХ), на вознаграждение по которым в соответствии с налоговым законодательством начисляются страховые взносы — не позднее рабочего дня, следующего за таким событием (п. 7 ст. 431 НК РФ, подп. 5 п. 2 и п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Подробнее смотрите Энциклопедия решений. Налогообложение оплаты услуг одного физлица без статуса ИП другому физлицу (также не ИП).

В рассматриваемом случае заказчику — физическому лицу будет выгоднее сотрудничать с исполнителем-физлицом, имеющим статус самозанятого. Самозанятое лицо является самостоятельным плательщиком НПД, а НДФЛ и страховые взносы не уплачиваются (ч. 8 ст. 2, ч. 2 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Налогоплательщик на УСН (доходы минус расходы). НДФЛ за период с 23 числа по последний день месяца уплачен с 1 по 3 число следующего месяца. Если период удержания НДФЛ приходится на один квартал, а срок уплаты на второй квартал, то в каком квартале можно учесть в расходах сумму НДФЛ?

Суммы НДФЛ нельзя учесть в расходах при применении УСН отдельно по подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 01.06.2018 N 03-11-06/2/37590).

Сумму НДФЛ, удержанную при выплате зарплаты, следует рассматривать именно как составную часть зарплаты, то есть как расходы на оплату труда (смотрите письма Минфина России от 18.10.2024 N 03-11-11/101104, от 23.09.2024 N 03-11-06/2/91209, от 01.06.2018 N 03-11-06/2/37590, от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5880, от 09.11.2015 N 03-11-06/2/64442).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

На новых территориях (ДНР и Херсон) местными законами о транспортном налоге установлено ли освобождение на 2025 год от уплаты юридическими лицами транспортного налога по легковым автомобилям с мощностью до 150 л/с?

Не продлено на 2025 год положение, согласно которому от уплаты транспортного налога освобождаются на период 2024 года лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, на принадлежащие им транспортные средства, кроме грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 155 лошадиных сил (свыше 114,0 кВт), воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов.

Подпункт 6 п. 1 ст. 3 Закон Херсонской области от 30.11.2023 N 13-ЗХО «О транспортном налоге»;

Подпункт 8 п. 1 ст. 4 Закона Донецкой Народной Республики от 30.11.2023 N 28-РЗ «О транспортном налоге».

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

При приобретении материалов на маркетплейсах у организации есть только кассовый чек с наименованием товара, где в сумме выделен НДС. Как отразить НДС?

По мнению Минфина России, принятие к вычету сумм НДС без наличия счета-фактуры, выставленного при реализации товаров (работ, услуг), НК РФ не предусмотрено (смотрите письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-07-11/2863, от 25.06.2020 N 03-07-09/54634, от 27.11.2019 N 03-07-11/92132).

Таким образом, при отсутствии счета-фактуры или УПД со статусом 1 организация не сможет принять «входной» НДС по приобретенным на маркетплейсах материалам к вычету.

При этом сумму не подтвержденного счетом-фактурой НДС нельзя учесть и в расходах при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 13.08.2018 N 03-07-11/57127, от 28.12.2017 N 03-07-11/87948, постановление Тринадцатого ААС от 27.08.2018 N 13АП-19402/18).

В этом случае сумма НДС по приобретенным на маркетплейсе материалам (не принимаемая для целей налогообложения по налогу на прибыль) должна учитываться отдельно от стоимости самих материалов (без НДС), которая в дальнейшем будет учтена в расходах при налогообложении прибыли.

В связи с этим учетная стоимость приобретенных материалов должна формироваться без НДС бухгалтерской проводкой:

Дебет 10, Кредит 60

— приняты к учету приобретенные материалы.

Суммы НДС, в отношении которых налогоплательщик не имеет права на вычет, в бухгалтерском учете, по нашему мнению, могут быть квалифицированы в качестве прочих расходов (пп. 2, 4, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и отражены следующими записями по счетам бухгалтерского учета:

Дебет 19, Кредит 60

— выделен НДС по материалам;

Дебет 91, Кредит 19

— НДС признан в составе прочих расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Есть ли особенности приобретения, амортизации и продажи ОС для субъекта малого предпринимательства в бухгалтерском учете на ОСНО и на УСН?

Применение ОСНО или УСН само по себе не создает особенностей для бухгалтерского учета основного средства.

Но малое предприятие может применять упрощенный бухгалтерский учет. В этом случае на основании п. 3 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, оно может не применять пункты 23, 38, подпункты «б», «в», «ж» — «о» пункта 45, пункты 46, 47 ФСБУ 6/2020.

Также согласно п. 4 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденного Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, при учете капитальных вложений оно может не применять подпункты «б»-«з» пункта 10, подпункт «б» пункта 11, пункт 12, абзацы первый — третий пункта 13, пункт 17, подпункты «в»-«д» пункта 23, пункт 24 ФСБУ 26/2020.

Смотрите также Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 (март 2025).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Служба HR занимается подбором персонала, в рамках которого возникают расходы питания, проживания и стоимость билетом по доставке кандидатов до компании для прохождения ассесмента. Данные расходы не принимает в налоговом учете. В рамках подбора персонала сотрудники службы HR подбирают персонал и для дочерних компаний.

Каким образом, при каких условиях можно принять данные расходы в налоговом учете? Как можно перевыставить расходы по подбору персонала дочерним компаниям?

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), для целей налогообложения прибыли.

Различные выплаты кандидатам на должность (оплата проезда, проживания и пр.) могут быть не признаны судом обоснованными. Так, в постановлении АС Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-12749/14 судьи пришли к выводу, что расходы на компенсацию затрат физического лица, не являющегося работником организации, на его проезд от места жительства к месту проведения собеседования до даты его приема на работу являются экономически необоснованными и не предусмотренными налоговым и трудовым законодательством.

В целях снижения налоговых рисков рекомендуем следующее документальное оформление:

— соответствующие положения должны быть закреплены во внутреннем локальном акте организации, например, в Положении о подборе персонала;

— следует оформить и направить кандидату приглашение (вызов) на собеседование. В приглашении указать, что приглашающая сторона компенсирует расходы на проезд к месту проведения собеседования и проживание;

— первичные документы, подтверждающие факт и стоимость проезда и проживания;

— заявление соискателя о компенсации расходов и платежные (кассовые) документы, оформленные при выплате соответствующих сумм соискателю.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

В учете организации на счете 81 числится сумма, но был уменьшен в ноябре 2024 г. УК, собственных акций не стало, как закрыть счет 81, в корреспонденции с каким счетом?

При уменьшении уставного капитала путем погашения долей (акций) принадлежащих обществу, как по требованию законодательства (п. 5 ст. 24 Закона N 14-ФЗ, п. 1 ст. 34, п. 3 ст. 72, п. 6 ст. 76 Закона N 208-ФЗ), так по решению общего собрания, в бухгалтерском учете делаются проводки:

Дебет 80 Кредит 81 — погашена номинальная стоимость долей (акций), принадлежащих обществу;

Дебет 91 Кредит 81 — сумма превышения действительной стоимости над номинальной списана как внереализационный расход.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Есть ИП, он зарегистрирован в Москве — планирует заниматься продажей редких экзотических растений из Таиланда. Есть офлайн-точка продаж, есть аренда, там же будет продажа товара и касса. Также есть социальные сети, где ИП рекламирует продаваемые растения и дает ссылку на телеграм-бот, в котором с клиентами общается менеджер, и в случае желания клиента растение бронируется по полной оплате. Привоз растений обычно идёт через месяц. ИП планирует подключить физическую кассу и сделать офлайн-мерчант для приема оплат по СБП, в чате с клиентами будем отправлять ссылку из QR СБП физического мерчанта.

Можно ли рассмотреть патент на этот вид деятельности? Если да, то какой патент подходит?

Розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Но не признается розничной торговлей и, соответственно, не переводится на ПСН предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров через интернет-сайты (интернет-магазины) (письмо Минфина России от 02.06.2021 N 03-11-11/43056, текст письма можно найти в сети Интернет).

Поскольку в данном случае продажа растений происходит с использованием стационарной точки продажи, то ПСН применять можно (смотрите письмо Минфина России от 01.12.2021 N 03-11-11/97432).

То есть если покупатель заказывает товар на сайте продавца, а сам товар он забирает в магазине и производит окончательный расчет там же, то, по нашему мнению, индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения (см. также письмо Минфина России от 22.05.2020 N 03-11-11/43120).

Отметим, что действующим Законом г. Москвы от 31.10.2012 N 53 «О патентной системе налогообложения» не предусмотрена дифференциация величины потенциального годового дохода в зависимости от вида реализуемого по договору розничной купли-продажи товара.

Смотрите п. 47-49 табличной части ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2012 N 53.

При этом не имеет значения способ оплаты за товар, если реализация происходит в рамках розничной купли-продажи (в том числе расхождение по времени оплаты за товар и его передачи розничному покупателю).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Казенное учреждение приобрело транспондер для проезда по платным дорогам.

На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на приобретение транспондера? Как казенному учреждению осуществлять обслуживание транспондера? С применением какого КВР и какой подстатьи КОСГУ происходит пополнение счета транспондера?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на приобретение транспондера можно отразить по КВР 244 и статье 310 КОСГУ. Пополнение лицевого счета транспондера осуществляется по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ как плата за пользование платными автомобильными дорогами.

Обоснование вывода:

Транспондер — это компактное электронное устройство для оплаты проезда на платных дорогах по специальным полосам. Крепится на внутренней стороне лобового стекла автомобиля. При проезде пункта оплаты на дороге бесконтактно считывается сигнал от транспондера, автоматически списывается плата за проезд с баланса транспондера и открывается выездной шлагбаум.

Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 Стандарта «Основные средства», пп. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 «Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).

В аппарате транспондера предусмотрено автономное питание — батарейка рассчитана примерно на пять лет работы, потом устройство нужно будет обменять на новое. Самостоятельно заменить элемент питания нельзя. Таким образом, транспондер может быть использован более 12 месяцев.

Транспондер выполняет определенные самостоятельные функции и может без особого ущерба транспортному средству быть переустановлен на другой объект или демонтирован. При этом функциональные характеристики самого автомобиля, как правило, не изменяются. Подобные объекты не поименованы в качестве объектов материальных запасов в п. 99 Инструкции N 157н. Соответственно, комиссия учреждения может принять вполне обоснованное решение об учете такого оборудования в качестве объекта основных средств.

Операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств относятся на статью 310 КОСГУ (п. 11.1 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н).

Коды видов расходов (далее — КВР) организациям бюджетной сферы следует определять согласно порядку, утвержденному приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н. Расходы на приобретение транспондера прямо не относятся ни к одному из элементов видов расходов. В то же время расходы учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). Полагаем, рассматриваемые расходы также могут быть отражены по КВР 244.

Таким образом, расходы на приобретение транспондера можно отразить по КВР 244 и статье 310 КОСГУ.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее — Закон N 257-ФЗ) взимание платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется оператором.

Порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог, предоставления льготного проезда по таким дорогам, таким участкам или проезда по таким дорогам, таким участкам без взимания платы утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 12 ст. 40 Закона N 257-ФЗ). Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждены постановлением Правительства РФ от 31.05.2022 N 995 (далее — Правила).

В силу части 11 ст. 40 Закона N 257-ФЗ пользователь вносит плату за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги при барьерном въезде — при въезде на платную автомобильную дорогу или платный участок автомобильной дороги или при выезде с них транспортного средства, на котором пользователь осуществляет проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги. В случае, указанном в части 10 ст. 49 Закона N 257-ФЗ, внесение платы за проезд может осуществляться с помощью электронного средства регистрации проезда.

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании публичного договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда, а пользователь — внести плату за проезд по платной автомобильной дороге (п. 3 Правил).

Пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов (п. 4 Правил):

— путем въезда транспортного средства, управляемого пользователем, на платную автомобильную дорогу;

— путем предварительного перечисления денежных средств в качестве аванса в счет будущей оплаты проезда;

— путем приобретения пользователем в собственность или получения пользователем в аренду электронного средства регистрации проезда (транспондера);

— путем регистрации пользователя в информационной системе;

— путем подписания договора.

Порядок действий при заключении договора о пользовании платной автомобильной дорогой зависит от вида транспондера и оператора. При оформлении договора с юридическим лицом осуществляется привязка устройства (транспондера) к лицевому счету оператора. Для этого производится регистрация в системе оператора. Список необходимых документов для подключения и привязки транспондера будет запрошен менеджером оператора. Отметим, что транспондер оснащен индивидуальным номером и лицевым счетом, которые указаны на упаковке устройства. Для пополнения лицевого счета транспондера может быть предоставлен счет на оплату. В качестве документа, подтверждающего факт оказания услуг оператором, предоставляется Акт об оказании услуг.

Информацию о тарифах и правилах проезда можно найти на сайтах операторов платных участков дорог. К примеру, информация о содержании и эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» (225-633 км) содержится на сайте компании «Объединенные Системы Сбора Платы».

В части применения кодов бюджетной классификации при осуществлении расходов на пополнение лицевого счета транспондера отметим следующее. В соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н плата за пользование платной автомобильной дорогой относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Расходы, квалифицированные в качестве закупок на нужды учреждения, отражаются с применением элемента вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Панкова Мария

Ответ прошел контроль качества

Помощник дежурного оперативного — оператор-112 не прошел обучение в дежурной смене (круглосуточное дежурство) (г. Майкоп). При этом работник был уведомлен об обучении.

Возможно ли увольнение работника в связи с непрохождением аттестации? Какие документы надо подготовить?

Пункт 3 части первой ст. 81 ТК РФ содержит самостоятельное основание для увольнения работника по инициативе работодателя: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Отметим, что увольнение работника в связи с несоответствием его занимаемой должности или выполняемой работе, будучи увольнением по инициативе работодателя, в отношении некоторых категорий работников запрещено законом.

Проведение аттестации — это право работодателя. Статья 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности. Также аттестация может проводиться в целях принятия решения о возможности перевода сотрудников на другие, требующие иной квалификации должности; для целей оплаты их труда и других. В соответствии с частью второй ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

С учетом этих норм увольнение по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ допустимо только при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в установленном порядке. Как указано в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Под квалификацией работника в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Соответственно, увольнение работника по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ предполагает выявление комиссией в ходе аттестации такого уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, которого недостаточно для надлежащего исполнения работником текущих трудовых обязанностей.

В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 сказано, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Конституционный Суд РФ также отмечает, что соответствующее решение работодателя может быть проверено в судебном порядке, при этом суд не связан выводами аттестационной комиссии, которые оцениваются в совокупности с другими доказательствами по конкретному делу (определения от 25.05.2017 N 1040-О и от 17.11.2009 N 1383-О-О).

Это означает, что работодателю для обоснования правомерности увольнения одного отрицательного заключения аттестационной комиссии недостаточно. Им должны быть предоставлены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что работник не справлялся с работой должным образом именно вследствие недостатка квалификации, и о том, что все эти обстоятельства были учтены аттестационной комиссией при принятии решения. Если суд сочтет результаты аттестации необоснованными или необъективными, увольнение будет признано незаконным (смотрите, например, определения Ленинградского областного суда от 10.08.2016 N 33-4539/2016, Иркутского областного суда от 24.02.2016 N 33-1920/2016, Сахалинского областного суда от 10.11.2015 N 33-2623/2015, Московского городского суда от 04.02.2011 N 4г/3-359/11).

Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Город Майкоп» утверждено постановлением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республике Адыгея от 27.09.2023 N 831 (далее — Положение о ЕДДС). Согласно п. 5.1 Положения о ЕДДС для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в МКУ «ЕДДС г. Майкопа» организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены. К несению дежурства в составе ОДС МКУ «ЕДДС г. Майкопа» допускается персонал оперативной дежурной смены, прошедший подготовку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства (п. 5.2 Положения о ЕДДС). В состав персонала МКУ «ЕДДС г. Майкопа» входят в том числе дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, к которому отнесены, в частности, оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства (старший дежурный оперативный, дежурные оперативные, помощники дежурного оперативного — операторы — 112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы — 112) (п. 7.3 Положения о ЕДДС).

Согласно п. 8.2 Положения о ЕДДС основными формами обучения на местах персонала МКУ «ЕДДС г. Майкопа» являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением персонал оперативной дежурной смены МКУ «ЕДДС г. Майкопа» на дежурство. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности персонала оперативной дежурной смены МКУ «ЕДДС г. Майкопа», совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками руководство МКУ «ЕДДС г. Майкопа» организовывает его подготовку по специально разработанной МЧС России программе, с последующим принятием зачетов не реже одного раза в год (п. 8.5 Положения о ЕДДС).

В соответствии с п. 9.6 Положения о ЕДДС к персоналу оперативной дежурной смены МКУ «ЕДДС г. Майкопа» предъявляются следующие требования: наличие высшего или среднего профессионально образования; умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале ОДС МКУ «ЕДДС г. Майкопа»; знание нормативных документов в области защиты населения и территорий; знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения муниципального образования «Город Майкоп»; наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности; наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

Учитывая изложенное выше, полагаем, что непрохождение (в том числе неоднократное) работником ежегодной подготовки по специально разработанной МЧС России программе, и (или) несдача им зачета, который проводится после прохождения такой подготовки, может являться для аттестационной комиссии одним из подтверждений недостаточности уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника для надлежащего исполнения работником текущих трудовых обязанностей. Оценив деловые качества сотрудника, его квалификацию в целом, аттестационная комиссия может прийти к выводу о том, что работник не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе.

При этом независимо от того, является проведение аттестации правом или обязанностью работодателя, она должна проводиться объективно и беспристрастно. В случае спора выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Отметим, что закон не устанавливает правило о том, что увольнение по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ возможно только в том случае, если к выводу о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе аттестационная комиссия приходила неоднократно.

Руководитель на основании выводов аттестационной комиссии вправе принять решение об увольнении работника по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ. Это решение оформляется в виде приказа об увольнении.

Форма приказа определяется работодателем. Если работодатель продолжает применять унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, то приказ об увольнении издается по форме N Т-8 (в отношении одного работника) или по форме N Т-8а (в отношении группы работников). Эти формы предполагают указание в приказе следующей информации: фамилии, имени и отчества работника, его табельного номера, наименования его должности и структурного подразделения, основания увольнения в точном соответствии с формулировкой закона, сведений о документе, на основании которого готовится приказ и прекращается действие трудового договора (в данном случае основание для увольнения будет являться решение аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности, выполняемой работе), даты издания приказа, даты увольнения работника.

Увольнение по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ не является мерой дисциплинарного взыскания, поэтому применять положения ст. 192 и ст. 193 ТК РФ не нужно.

Вместе с тем увольнение по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Предлагаются как вакансии, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть третья ст. 81 ТК РФ). В случае спора о правомерности увольнения на работодателя возложена обязанность предоставить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Кроме того, если аттестуемый работник является членом профсоюза, то на основании ч. 2 ст. 82 ТК РФ необходимо учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. То есть при принятии решения о расторжении трудового договора согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником — членом профсоюза работодатель должен направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Таким образом, до подписания приказа об увольнении работника по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ руководитель, имеющий на руках документ с выводом аттестационной комиссии, должен предложить работнику другую работу, и направить проект приказа об увольнении в профсоюзный орган (при условии, что профсоюзный орган в организации действует, и работник является членом профсоюза). Срок, в течение которого работодатель должен произвести увольнение работника после принятия аттестационной комиссией решения о его несоответствии должности или выполняемой работе, законодательно не ограничен.

Общий порядок оформления прекращения трудового договора закреплен в ст. 84.1 ТК РФ. Однако эта статья содержит неполный перечень того, что должен сделать работодатель, оформляя прекращение трудовых отношений. Будучи дополненным обязанностями из других норм ТК РФ и иных правовых актов, алгоритм действий работодателя в связи с увольнением работника выглядит следующим образом:

1) решение вопроса о реализации работником права на отпуск при увольнении;

2) издание приказа о прекращении трудового договора;

3) ознакомление работника с приказом;

4) выплата работнику причитающихся сумм;

5) заполнение трудовой книжки (если она ведется на работника);

6) выдача работнику документов, связанных с работой;

7) представление в СФР сведений о трудовой деятельности по форме ЕФС-1 в отношении уволенного работника, а также при необходимости информирование иных заинтересованных органов и лиц о состоявшемся прекращении трудового договора с работником.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

С 01.03.2025 введена в действие ч. 1 ст. 38.2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой проведение заседания общего собрания участников общества и результаты голосования на заседании, результаты заочного голосования подтверждаются 1) протоколом об итогах проведения заседания или 2) заочного голосования для принятия решений общим собранием участников общества (далее — протокол общего собрания участников общества).

Правильным ли будет вывод, что в наименовании протокола общего собрания участников должны содержаться выражения: «протокол об итогах проведения заседания» — если проводится заседание общего собрания участников, и «протокол заочного голосования для принятия решений общим собранием участников общества» — если оформляются результаты заочного голосования? Какое наименование должно быть у протокола общего собрания участников общества в случае, когда голосование на заседании общего собрания участников общества совмещается с заочным голосованием?

В соответствии с п. 1 ст. 38.2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) проведение заседания общего собрания участников общества и результаты голосования на заседании, результаты заочного голосования подтверждаются протоколом об итогах проведения заседания или заочного голосования для принятия решений общим собранием участников общества (далее — протокол общего собрания участников общества). Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества предусмотрено его образование, либо исполнительный орган общества организует составление протокола общего собрания участников общества, который должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после даты проведения заседания общего собрания участников общества или даты окончания приема бюллетеней для голосования при заочном голосовании. Протокол общего собрания участников общества подписывается председательствующим на заседании, а в случае принятия решений заочным голосованием — лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, если иной порядок его подписания не установлен уставом общества. Положение об ином порядке подписания протокола общего собрания участников общества может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или внесено в его устав, изменено и (или) исключено из его устава по решению, принятому общим собранием участников общества единогласно всеми участниками общества.

Из буквального прочтения данной нормы следует, что вне зависимости от формы проведения собрания (заседание или заочное голосование, п. 1 ст. 34 Закона об ООО) его результаты должны быть оформлены протоколом общего собрания участников общества.

При этом согласно подп. 1 п. 2 ст. 38.2 Закона об ООО в протоколе общего собрания участников общества должны быть в том числе указаны: дата и время проведения заседания общего собрания участников общества, а если голосование на заседании совмещалось с заочным голосованием, также дата окончания приема бюллетеней для голосования, место проведения заседания или сведения о том, что заседание с дистанционным участием проводилось без определения места его проведения, либо в случае проведения заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования.

Таким образом, протокол общего собрания участников, которое проводится в форме заседания общего собрания участников общества, голосование на котором совмещается с заочным голосованием, может иметь название «протокол общего собрания участников общества». Обязательным требованием является указание в самом протоколе 1) даты и времени проведения заседания, а также 2) даты окончания приема бюллетеней для голосования. Указывать непосредственно в наименовании протокола форму проведения общего собрания участников необязательно.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Гентовт Ольга

Ответ прошел контроль качества

ИП, применяющий УСН, зарегистрировался как плательщик НПД 10 марта. Уведомление о прекращении деятельности по УСН подано не было. Деятельность ИП прекращена 12 марта.

Согласно Письму ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-3/15780@ «О направлении письма Минфина России от 14.11.2022 N 03-11-10/110702» (вместе с Минфина России от 14.11.2022 N 03-11-10/110702), следует считать, что ИП прекратил деятельность по УСН с даты регистрации НПД, несмотря на то, что соответствующее уведомление подано не было.

Какой код нужно указывать в декларации по УСН?

При переходе с упрощенной системы налогообложения на специальный налоговый режим НПД физическое лицо обязано в течение месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения УСН. Если таковое направляется с нарушением установленного срока или не представляется вовсе, постановка на учет в качестве плательщика НПД аннулируется.

Вместе с тем, если предприниматель встал на учет в налоговом органе в качестве самозанятого и прекратил деятельность как ИП до окончания установленного месячного срока, то уведомление о прекращении применения УСН можно не представлять. При этом датой снятия с учета плательщика упрощенной системы налогообложения признается день его регистрации в системе НПД (Информация Федеральной налоговой службы от 25.11.2022, письмо ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-3/15780@).

Форма и порядок заполнения декларации по УСН утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/813@.

Согласно п. 13 этого порядка в декларации по УСН поле «Налоговый период (код)» заполняется в соответствии с кодами налоговых периодов согласно приложению N 1.

По нашему мнению, после перехода ИП с УСН на НПД (и последующего закрытия ИП через 2 дня после этого) в поле «Налоговый период (код)» декларации по УСН за год, в котором был осуществлен переход на НПД, необходимо указать код «95» (последний налоговый период при переходе на иной режим налогообложения).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

ИП с сотрудниками применяет УСН (доходы). НДС не уплачивается в связи с применением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ. В 2025 году ожидается получение дохода от продажи земельного участка и нежилых зданий на его территории в размере от 450 до 700 млн рублей. До поступления этих сумм доходы ИП не превысят 60 млн рублей.

Облагается ли НДС данный доход при условии, что оплата будет иметь место в месяце, следующем за месяцем передачи недвижимости покупателю?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по продаже земельных участков не признаются объектами налогообложения НДС. Продажа находящихся на территории РФ нежилых зданий облагается НДС. При этом в случае, если оплата зданий будет иметь место в месяце, следующем за месяцем их передачи покупателю, формально обязанности по начислению НДС у ИП не возникнет, поскольку здания будут переданы до момента утраты ИП права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Однако руководство данным подходом сопряжено с налоговыми рисками. Если налоговый спор не входит в планы ИП, ему следует отказаться от варианта с продажей недвижимости на условиях постоплаты в следующем месяце.

Обоснование позиции:

В связи с продажей объектов недвижимости ИП в рассматриваемой ситуации должен будет признать при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы (выручку) от реализации товаров (п. 1 ст. 248, пп. 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 346.14, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Сделать это будет нужно по факту получения оплаты от покупателя (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поскольку сумма выручки ИП в таком случае превысит 450 млн рублей он в силу п. 4 ст. 346.13 НК РФ утратит право на применение УСН с 1-го числа месяца, в котором будет допущено такое превышение, то есть с 1-го числа месяца, в котором от покупателя поступит оплата за недвижимость. Соответственно, с 1-го числа указанного месяца ИП должен будет исчислять и уплачивать налоги согласно общей системы налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь зарегистрированных ИП (в том числе НДФЛ).

Что касается НДС (далее также — налог), то следствием утраты ИП права на применение УСН будет являться и утрата им права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании ст. 145 НК РФ. Полагаем, что произойдет также с 1-го числа месяца, в котором от покупателя поступит оплата за недвижимость. Поэтому ИП должен будет начать исчислять и уплачивать НДС по правилам главы 21 НК РФ с 1-го числа этого месяца.

К объектам налогообложения НДС относятся, в частности, операции по реализации товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Для целей главы 21 НК РФ реализацией товаров ИП признается передача им права собственности на товары другому лицу как на возмездной, так и безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Товаром же для целей налогообложения признается любое имущество, то есть виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (кроме имущественных прав за некоторыми исключениями), реализуемое либо предназначенное для реализации (пп. 2, 3 ст. 38 НК РФ). В целях главы 21 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, в частности, если товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется (п. 1 ст. 147 НК РФ).

Наряду с этим в рассматриваемой ситуации нужно учитывать, что операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ), что исключает необходимость начисления и уплаты налога при продаже земельных участков (смотрите также п. 1 ст. 38 НК РФ).

Что касается зданий, расположенных на земельных участках, находящихся в России, то по общему правилу их продажа признается объектом налогообложения НДС. Заметим при этом, что подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ выводит из-под налогообложения НДС операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. Однако в данном случае речь идет о продаже нежилых зданий, а потому основания для применения подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ отсутствуют, что предполагает необходимость начисления НДС в связи с совершением указанных сделок. Такие операции облагаются НДС по общей ставке 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). В общем случае налоговая база при этом определяется исходя из рыночной цены недвижимости (п. 1 ст. 154 НК РФ), но при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой реализуемого имущества с учетом налога и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ), что актуально для лиц на УСН.

В случае, если ИП планирует продажу недвижимости на условиях ее оплаты в месяце, следующем за месяцем ее фактической передачи покупателю, нужно учитывать следующее. НДС при реализации недвижимости на условиях постоплаты начисляется исключительно по факту ее передачи покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче (п. 4 ст. 166, пп. 1, 16 ст. 167 НК РФ). В анализируемом случае недвижимость будет передаваться покупателю до месяца ее оплаты, а потому и до утраты ИП права на применение УСН, то есть в периоде применения ИП освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на законных основаниях, что, в свою очередь, формально исключает необходимость начисления НДС при такой передаче, равно как и впоследствии (при получении оплаты), поскольку день получения постоплаты не признается моментом начисления НДС (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 08.12.2008 N 03-11-04/2/193). Официальных разъяснений относительно необходимости и порядка начисления НДС в таких ситуациях нами не обнаружено. Неначисление НДС в приведенных обстоятельствах, по нашему мнению, сопряжено с налоговыми рисками. Например, не исключено, что такие действия будут квалифицированы налоговым органом как нарушающие установленные ст. 54.1 НК РФ пределы прав по исчислению налоговой базы и суммы налога в связи с установлением постоплаты недвижимости в месяце, следующем за месяцем ее передачи покупателю, исключительно в целях неуплаты НДС, что грозит доначислением данного налога. Если налоговый спор не входит в планы ИП, ему следует отказаться от варианта с продажей недвижимости на условиях постоплаты в следующем месяце.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Организация покупает сырье с условием о самовывозе со склада поставщика. Поставщик в графах универсального передаточного документа (УПД) «Покупатель», «Грузоотправитель», «Грузополучатель» указывает одно и то же лицо, то есть организацию. Организация считает, что при заполнении УПД в качестве грузоотправителя должен быть указан продавец или организация, со склада которой фактически производилась отгрузка (в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ). Продавец ссылается на пункт 4 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Кто должен быть указан в УПД в графе «Грузоотправитель»: продавец или покупатель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При заполнении счета-фактуры в строке «Грузоотправитель и его адрес» указывается фактический грузоотправитель (как правило, продавец, если продавец и грузоотправитель являются одним и тем же лицом). Аналогично в графе «Грузоотправитель и его адрес» универсального передаточного документа следует указывать реквизиты продавца или организации, со склада которой покупатель забирает товар самовывозом.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые отношения

По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (п. 1 ст. 509 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 510 ГК РФ договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Указание грузоотправителя и его адреса в УПД

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни в понимании ст. 3 Закона N 402-ФЗ — это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Общая правовая позиция и разъяснения официальных органов сводятся к тому, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, постановление Девятнадцатого ААС от 29.04.2014 N 19АП-642/14, письма Минфина России от 15.09.2014 N 03-07-РЗ/46026, от 10.08.2005 N 03-04-11/202), что соответствует как положениям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, так и требованиям ст. 54.1 НК РФ (смотрите также письмо ФНС России от 06.11.2018 N ЕД-4-2/21502@).

Указание реального грузоотправителя и грузополучателя в счетах-фактурах и товарных накладных является одним из основных сведений о движении товара от поставщика к покупателю, подтверждающих реальность такого движения.

Так, по мнению налоговых органов, грузоотправителем может быть владелец (собственник) груза либо лицо, имеющее склад и выступающее грузоотправителем по поручению владельца груза, или лицо, совершающее действия от своего имени, но за счет и по поручению собственника товаров (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139277, от 16.01.2009 N 19-11/002251). Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (смотрите постановления ФАС Уральского округа от 24.08.2009 N Ф09-5997/09-С2, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 17АП-3007/09).

В письме Минфина России от 10.08.2005 N 03-04-11/202 даны разъяснения применительно к оформлению счета-фактуры, что под грузоотправителем (грузополучателем) следует понимать организацию (ее структурное подразделение) или индивидуального предпринимателя, со склада (на склад) которых осуществляется фактическая отгрузка (приемка) товаров, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка данных товаров. Смотрите также письма Минфина России от 10.08.2005 N 03-04-11/202, от 04.05.2016 N 03-07-09/25719, письмо ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22 (согласовано с Минфином России), письма УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 16-15/23501, от 28.06.2010 N 16-15/067452, от 30.12.2009 N 16-15/139277, от 16.01.2009 N 19-11/002251, от 23.01.2008 N 19-11/005123, а также постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, постановление Девятнадцатого ААС от 29.04.2014 N 19АП-642/14, постановление Двадцатого ААС от 11.02.2013 N 20АП-84/13).

При этом вне зависимости от того обстоятельства, от чьего имени был заключен договор перевозки груза (смотрите ст. 785 ГК РФ) или договор транспортной экспедиции (смотрите ст. 801 ГК РФ), под грузоотправителем (грузополучателем) следует понимать организацию (ее структурное подразделение) или индивидуального предпринимателя, со склада (на склад) которых осуществляется фактическая отгрузка. Вопрос о том, кто в данном случае вступил в отношения с контрагентом по поводу заключения договора перевозки или транспортной экспедиции, может иметь значение для оформления транспортной накладной (в анализируемой ситуации такой вопрос нами специально не рассматривается).

УПД — это документ, применение и рекомендуемая форма которого предложены ФНС России в письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 (далее — Письмо ФНС). Его использование при оформлении ряда фактов хозяйственной жизни позволяет одновременно выполнять требования как по составлению первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ), так и счета-фактуры (ст. 169 НК РФ). То есть УПД является документом, разработанным ФНС России, в частности, на основе формы счета-фактуры. При оформлении УПД со статусом «1» счет-фактура не выставляется.

Таким образом, порядок заполнения УПД со статусом «1» идентичен порядку заполнения счета-фактуры.

Что касается оформления счета-фактуры, то отметим, что обязательные реквизиты счета-фактуры приведены в пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Согласно подп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано наименование грузоотправителя и его адрес. Смотрите также письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-07-11/398, письмо ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ). Во исполнение указанной нормы в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

Приложением N 1 к Постановлению N 1137 утверждены форма и правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила).

Правила предусматривают, что в строке 3 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель являются одним и тем же лицом, вносится запись «он же». Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, указывается почтовый адрес грузоотправителя (подп. «е» п. 1 Правил). Смотрите также письмо Минфина России от 12.08.2019 N 03-03-06/1/60600. Отсюда следует, что грузоотправитель есть одновременно продавец в общем случае, за исключением ситуации, в которой продавец наделил другое лицо отгрузить товар со склада этого другого лица.

При этом если отгрузка (передача) товара покупателю осуществляется со склада, адрес которого не совпадает с местом нахождения поставщика, адрес места, по которому должна быть произведена выборка, целесообразно указать в договоре.

То есть продавец и грузоотправитель, как и покупатель и грузополучатель, могут не совпадать в силу договорных отношений между участниками хозяйственных операций (постановления Девятнадцатого ААС от 23.04.2015 N 19АП-1110/15, от 29.04.2014 N 19АП-642/14, АС Московского округа от 26.04.2016 N Ф05-4847/16, Восьмого ААС от 21.07.2010 N 08АП-6275/2009).

Принимая во внимание, что счет-фактура составляется на основании первичного учетного документа, а также учитывая требование об указании в товарной накладной ТОРГ-12 данных о грузоотправителе и грузополучателе, при заполнении строк 3 и 4 счета-фактуры в части наименования грузоотправителя и грузополучателя следует указывать данные, отраженные об этих лицах в соответствующих строках товарной накладной ТОРГ-12 (письмо Минфина России от 27.10.2021 N 03-07-09/86934, письмо ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22@).

То есть заполнение реквизитов счета-фактуры производится в соответствии с данными, которые содержаться в первичных документах бухгалтерского учета, в частности товарной накладной.

При этом при заполнении счета-фактуры не установлено, что в нем подлежат отражению данные, которые указываются при оформлении сопровождающего документа при заключении договора перевозки груза или транспортной экспедиции.

Кроме того, в данном случае если продавец не организует доставку товара покупателю, то он не должен составлять транспортную накладную, поскольку по условиям договора покупатель забирает товар со склада организации-продавца самостоятельно.

В рассматриваемой ситуации хотя покупатель получает товар на складе поставщика и переход права собственности на товар происходит в месте нахождения товара, но очевидно, что поставщик, исполнивший обязательства, на своем складе для целей заполнения счета-фактуры в строке «Грузоотправитель» не может отрицать факта поставки товаров покупателю путем их отгрузки ему (передачи) на этом складе.

Поскольку до передачи покупателю собственником товара является поставщик, постольку по общему правилу в качестве продавца указывается именно эта организация, выступающая грузоотправителем, если отгрузка производится с ее склада.

То есть в качестве поставщика в ТОРГ-12, следовательно, и в УПД необходимо указывать реквизиты организации-продавца.

В заключение отметим, что заполнение упомянутого в вопросе показателя отличается при оформлении различных отгрузочных документов: транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, товарной накладной (с которой совпадает оформление универсального передаточного документа) так, что в транспортной накладной в качестве грузоотправителя может указываться в данном случае покупатель, в остальных документах продавец (смотрите материал: Вопрос: Заполнение отгрузочных документов при самовывозе товара покупателем (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.)).

В рассматриваемой ситуации грузоотправитель в ТН и грузоотправитель в товарной накладной выступают разными лицами.

Если указания данных о грузоотправителе в различных документах вступают в противоречие, то применительно к налогообложению операций у продавца и покупателя приобретает значение указание грузоотправителя в таком порядке, который обусловлен необходимостью раскрытия обстоятельств, характеризующих признаки сделки для целей налогообложения операций.

Как уже было отмечено, для целей налогообложения операций имеют значение правила составления первичных документов, а не требования гражданского законодательства в части подтверждения факта заключения договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции.

Отношения между сторонами гражданско-правового договора определяются в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством, в свою очередь, к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется.

Поэтому при заполнении реквизитов товарной накладной ТОРГ-12, счета-фактуры и УПД следует руководствоваться условиями заключенного договора поставки, а не условиями договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции.

С учетом изложенного в графе «Грузоотправитель и его адрес» УПД следует указывать реквизиты организации, со склада которой покупатель забирает товар самовывозом.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег